Подчеркни с рабочими каких профессий общался герой рассказа голявкина никакой горчицы я не ел

Сказки

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Делу время-потехе час»

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Делу время-потехе час!» 4 класс. Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Делу время-потехе час»»

Проверочная работа по литературному чтению

по разделу «Делу время — потехе час» 4 класс

Ф.И. ________________________ 1 вариант

1. Отметь произведение, которое принадлежит перу Е.Л. Шварца.

А) «Главные реки»
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой горчицы я не ел»

2. Укажи автора рассказа «Никакой горчицы я не ел».

А) Е.Л. Шварц
Б) В.Ю. Драгунский
В) В.В. Голявкин

3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова
Б) Маруси Поспеловой
В) Наденьки Соколовой
Г) Миши Волкова

4. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

А) Кораблёв
В) Слонов
В) Горбушкин
Г) Воробьёв

5. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки».

А)рассказы о животных

Б) рассказы о природе
В) юмористические рассказы
Г) рассказы о подвигах

6.Вспомни имя Шварца.

В) Евгений Леонидович

Г) Леонид Евгеньевич

7. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

А) Делу время — потехе час.
Б) Один пашет, а семеро руками машут.
В) Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

8.По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Попробуй в классе запой – сразу выгонят.

Б) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу._______________________________________

8. Как зовут Голявкина?

А) Виктор Владимирович

Б) Владимир Викторович

В) Виктор Валентинович

Г) Валентин Викторович

9. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел».

А) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Б) Если за день ничему не научился, зря прожил день.
В) Готовь сани с весны, а колеса с осени.
Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

10. По одной фразе узнай произведение и его автора. Запиши.

А) Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. ____________________________________

Б) Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу.____________________________________

11. Допиши пословицы.

12. Как звали главного героя сказки Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

В) Волька Костыльков

13. Что делали волшебники в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» в 12 часов ночи?

В) считали потерянное время

14. Что попросила назвать учительница Дениса Кораблёва в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»?

А) назвать самую большую реку Америки

Б) назвать самое глубокое озеро России

В) назвать самое быстрое животное

15. Назови имя учителя Дениса Кораблёва в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»..

Б) Наталья Петровна

Проверочная работа по литературному чтению

по разделу «Делу время — потехе час» 4 класс

Ф.И. ________________________ 2 вариант

1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В. Голявкина.

А «Главные реки»
Б) «Сказка о потерянном времени»
В) «Никакой. горчицы я не ел»

2. Укажи автора рассказа «Главные реки».

А) Е.Л. Шварц
Б) В.Ю. Драгунский
В) В.В. Голявкин

3. Укажи, кого не было среди школьников в «Сказке о потерянном времени».

А) Пети Зубова
Б) Маруси Поспеловой
В) Наташи Воробьёвой
Г) Васи Зайцева

4. Отметь фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю. Драгунского.

А) Кораблёв
Б) Слонов
В) Горбушкин
Г) Воробьёв

5. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

А) рассказы о животных
Б) рассказы о природе
В) юмористические рассказы
Г) рассказы о подвигах

6. Подумай, и запиши о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

7. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

9. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

10. Подумай, и запиши о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

11. Допиши пословицы.

Не сиди сложа руки, ___________________________.

Кто грамоте горазд, ____________________________.

12. Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

А) Арина Родионовна

13. Сколько ребят заколдовали злые волшебники в произведении Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»?

А) запускал змея в космос

Б) катался на велосипеде

В) гулял с друзьями

15. За какое время успел одеться Кораблёв, опаздывая на уроки в рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки»?

Источник

1.Вспомни имя Шварца.

Читайте также:  Рассказ о рыцаре 4 класс кратко

А) Евгений Львович Б) Лев Евгеньевич В) Евгений Леонидович Г) Леонид Евгеньевич

2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения? И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки» Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени» Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки». А) Рассказы о животных Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы Г) Рассказы о подвигах

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?

Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна Б) Петя Зубов В) Мишка Г) Кораблёв

1.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

2.У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

3.Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

4.Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

6.Его не умели ценить герои произведения Е.Л.Шварца.

7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали: 8.Черта характера человека, любящего трудиться.

9.По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и другие.

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин «Главные реки»

2.Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу._________________________________________________

Откладывай безделье, _______________________________________________.

4.Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5.Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше __________________________________________

6.Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Источник

1.Вспомни имя Шварца.

А) Евгений Львович Б) Лев Евгеньевич В) Евгений Леонидович Г) Леонид Евгеньевич

2.Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

3.Из какого произведения эти выражения? И в ус не дует. Терять время понапрасну.

А) «Главные реки» Б) «Что любит Мишка»

В) «Сказка о потерянном времени» Г) «Никакой я горчицы не ел»

4.Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки». А) Рассказы о животных Б) Рассказы о природе

В) Юмористические рассказы Г) Рассказы о подвигах

5.Кто из авторов высказывает такую мысль?

Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

6.Укажи героев произведения «Главные реки».

А) Раиса Ивановна Б) Петя Зубов В) Мишка Г) Кораблёв

1.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

2.У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тёзка. Кто этот писатель?

3.Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

4.Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

6.Его не умели ценить герои произведения Е.Л.Шварца.

7.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

По вертикали: 8.Черта характера человека, любящего трудиться.

9.По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и другие.

1.Соедини фамилию автора с его произведением.

Е.Л.Шварц «Никакой я горчицы не ел»

В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин «Главные реки»

2.Подумай, о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении он играет важную роль. Запиши автора этого произведения.

А) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

Б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

В) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу._________________________________________________

Откладывай безделье, _______________________________________________.

4.Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.

5.Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше __________________________________________

6.Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел».

А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день.

В) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Тема: В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Обобщающий урок по разделу. Рубрика «Проверь себя!»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Читайте также:  Рассказ про тайгу 4 класс окружающий мир

Урок посвящён знакомству с произведением В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», а также повторению тем по разделу «Делу время — потехе час».

В ходе урока учащиеся обобщат знания по всем пройденным темам данного раздела, получат возможность закрепить их, познакомятся с дополнительным материалом. Также учащиеся могут выполнить задания из рубрики «Проверь себя».

Горчица; кондуктор; патент.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основное содержание урока

Сегодняшний урок мы начнём со знакомства с рассказом «Никакой горчицы я не ел». Автором этого рассказа является Виктор Владимирович Голявкин.

Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает.

Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Как вы считаете, почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

Сможете ли вы по заголовку рассказа определить, кто будет главным героем и какие события с ним произойдут?

«Никакой я горчицы не ел».

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел. Весна. Солнышко. Птички поют.Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Вопрос: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал?

Ответ: Хотелось петь, испытывал радость.

Смотрю – машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.

Как вы думаете, почему шофёр не ответил мальчику с первого раза?

Ответ: Потому что шофёр был занят серьёзным делом, а мальчик ему только мешал. Причём, мужчина довольно вежливо показал мальчику, что тот мешает.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

– Мне ничего, – отвечаю, – я просто так.

– Тебе нечего делать?

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

– Пойди, подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

– Не смешно, – говорю, – а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

– Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

– Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко.

Вопрос: Правильно ли повёл себя мальчик, прислушиваясь к разговору взрослых?

Ответ: Мальчик не должен был подходить к разговаривающим о своём взрослым, если у него не было на то причины. Это невежливо.

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нет. Дворник вдруг из ворот выходит.

– Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно.

– А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились.

Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?!Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

Смотрю – нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься – опять:

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

– Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился. Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел – рабочие на лесах штукатурят, красят.

Вопрос: Почему мальчик лез в дела взрослых, а не пошёл гулять в парк, например?

Ответ: Потому что ему всё казалось скучным и неинтересным. Ему просто нечем было заняться.

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить. Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Читайте также:  Сказки лисьего леса мультфильм

Вдруг кондукторша говорит:

– Плати, мальчик, снова.

– У меня больше денег нет. Только три копейки было.

– Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

– Ой, мне далеко пешком идти!

– А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

– Я всё знаю. По тебе видно.

– Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

– Никакой я горчицы не ел.

– Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. – А потом говорит:

– Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я все равно сошёл. Неудобно как-то.

Вопрос: Почему кондукторша сказала, что похоже, что мальчик съел горчицу?

Ответ: Потому что у него было выражение лица «горькое», т.е. грустное, скучное.

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачёрпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Вопрос: Испугался мальчик, попав в незнакомый район?

Ответ: Нет. Ведь мальчик просто не знал, чем себя занять, и любое новое место несло в себе новый интерес.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

– В ковш хочешь попасть?

– Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться.Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.Он посмотрел на меня удивлённо:

– Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

– Что ты мне рожи строишь?

— На экскаваторе покатайте меня.

– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

– Я тоже, – говорю, – хочу на нём работать.

– Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

Вопрос: Почему же мальчику было так скучно в весенний тёплый день?

Ответ: Потому что ему нечем было себя занять. Ему стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что он совершил плохой поступок и его разоблачили.

Каким можно назвать рассказ развлекательным или поучительным?

Рассказ поучительный. Он показывает нам, что нельзя мешать работать другим, что тайное становится явным, что нужно учиться, чтобы получить профессию.

Итак, вы закончили раздел «Делу время, а потехе-час».

Давайте, подведём итоги и закрепим пройденный материал.

Раздел открыл Е.Л.Шварц своим произведением «Сказка о потерянном времени».

Автор сказки считает ребят, главных героев, ленивыми, безответственными, несобранными. Он также словами злых волшебников характеризует детей: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, собьются», «Не придут они к 12 часам ночи, хоть на минуту да опоздают».

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. И поэтому каждый из нас должен ценить это время, использовать каждую минуту с пользой, не растрачивать его напрасно.

Следующим был рассказ В.Драгунского «Главные реки».

Рассказ вёлся от имени Дениски Кораблёва, который не готовился к урокам и даже плохо знал, что было задано на дом.

Естественно, подсказки от товарищей ему никак не помогли. Только испортили то, что и так у главного героя было плохо. Он всё время задавал вопрос учителю «Что?» и тем самым смешил класс.

Этот нелепый случай может заставить задуматься каждого ребёнка. Если не хочешь быть смешным и казаться глупым перед одноклассниками – учи уроки ежедневно.

Рассказ «Что любит Мишка?» того же автора сравнительно небольшой. В нём вы узнали про интересы двух мальчишек Миши и Дениса. И любовь Мишки к еде, вызывавшая смех у читателя, отнюдь не является примером. Напротив, читателю нужно больше уделить внимание Дениске, который любит всё, что его окружает.

И завершил раздел весьма поучительный рассказ В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел», который вы прочитали в начале этого урока.

Мальчик, от лица которого ведётся рассказ, совершил очень плохой поступок: он прогулял уроки. Несмотря на целый день свободного времени, ему было очень скучно. Эта скукота была настолько явная, что кондукторша его сразу разоблачила.

К концу рассказа мальчик понял, что он сам виноват в своём настроении и злоключениях, так как не хочет учиться.

Наш урок окончен. Закрыт раздел «Делу-время, потехе-час».

Предлагаем вам попробовать применить свои знания в тренировочном и контрольном модулях, а также в работе с интерактивом. Удачи!

Типовое тренировочное задание

Текст вопроса:Заполните пропуски в тексте, выбрав один из вариантов ответа.

Источник

Познавательное и интересное