Подробная карта маршрута мальчика из рассказа голявкина

Сказки

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»

Цели: создать условия для:

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ». А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

Читайте также:  Сказочные предметы из сказок презентация

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

Источник

Никакой я горчицы не ел.

Читайте также:  Рассказ о характерах героев в рассказе казакова тихое утро

Никакой я горчицы не ел, таблица герои.

Никакой я горчицы не ел, нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Никакой я горчицы не ел, план для 4 класса.

Никакой я горчицы не ел, характеристика мальчика

На улице мальчик встретил следующих людей, которые занимались своим делом:

План рассказа может быть таким:

٠ Мальчик принял решение пойти гулять.

٠ Встреча с шофером;

٠ Встреча с изобретателями;

٠ Встреча с дворником.

٠ Встреча со строителями.

٠ Встреча с Кондуктором.

٠ Встреча с Экскаваторщиком.

٠ Сравнение с горчицей.

Маршрут мальчика-бездельника выглядит таким образом:

Обычный среднестатистический школьник, который потерял мотивацию к учебе (с).

Главные герои рассказа «Никакой горчицы я не ел»:

Другие героев можно назвать второстепенными, это:

Мальчик прогульщик, лентяй, думал, что хорошо повеселиться на улице, но все получилось наоборот. Мальчик безответственный, не думает о последствиях своих поступков.

План можно составить такой:

Дорога, по которой шел мальчик:

Главным героем рассказа Голявкина «Никакой горчицы я не ел» является мальчик прогульщик, который вместо того, чтобы пойти в школу болтался без дела по улицам и всем мешал.

Характеристика мальчика из рассказа.

Мальчик, простой, обыкновенный. видимо ученик начальных классов. Не любит школу, не любит учиться. Наивный и не очень умный. Думал, что одному на улице ему будет весело, но оказалось, что заняться ему нечем. и он сильно скучал. Прогульщик, лоботряс, лодырь. Фантазии у мальчика тоже нет, иначе он все равно нашел бы для себя хоть какое-то занятие.

Другие, второстепенные герои рассказа

Шофер, чинит машину, занят делом

Двое мужчин, разговаривают про патент, заняты делом

Дворник, злой, ничего не делает, сторожит метлу

Рабочие на строительных лесах, штукатурят дом

Кондуктор трамвая, работает, не хочет возить прогульщиков

Экскаваторщик, работает, стыдит мальчика.

План рассказа «Никакой горчицы я не ел» для 4 класса:

Теперь попробуем нарисовать карту маршрута мальчика из рассказа. Он вышел из дома, повернул за угол, прошел по проспекту туда и обратно, сел в трамвай доехал до кольца, вернулся, поехал дальше. Его высадили там, где работали экскаваторы.

Схематично карту маршрута мальчика можно представить так:

1) Главный герой рассказа только один, остальные второстепенные герои:

2) Теперь заполним таблицу по всем героям рассказа «Никакой горчицы я не ел»:

3) Я нарисовала вот такую карту маршрута мальчика:

4) План рассказа для 4 класса:

5) Характеристика мальчика: он ленивый, не хочет учится. Не умеет вести себя со взрослыми людьми. Не знает техники безопасности, хотел забраться по лестнице на стройке.

Читайте также:  Рассказ на тему осень 2 класс литературное чтение

Рассказ под названием «Никакой горчицы я не ел» очень поучителен.

В рассказе несколько героев, главным из которых является школьник, ученик начальных классов.

Помимо него в рассказе есть ещё несколько героев, но все они второстепенные.

Карту маршрута прогульщика можно нарисовать так. На карте изображаем все места, где он побывал и тех людей-работников разных профессий, которых от повстречал на своём пути.

План к рассказу, по которому можно произвести дальнейший пересказ можно составить так.

Мальчик является учеником начальных классов. Он не любит школу, не любит учиться, потому что думает, чтоэто скучно и вовсе не нужно.

Прогульщик очень ленивый, он не знает, что такое ответственность.

Мальчик намерен хорошо провести время, думая, что прогуляв школу отлично повеселится. Он пристает ко всем на своём пути, отвлекая людей от важных дел, это говорит о его безответственности и непонимания того, что у каждого есть свои обязанности, которые важно соблюдать.

Достаточно интересное произведение про то как мальчик решил прогулять уроки и что из этого вышло. Главным героем является мальчик, а остальные персонажи здесь второстепенные. Схема главных героев представлена в ответе ниже:

План по данному произведению можно будет составить следующий:

Если говорить про мальчика, вернее давать характеристику, то в произведении представлен среднестатистический мальчик, который решил прогулять школу.

Маршрут мальчика можно нарисовать вот таким образом:

В рассказе Виктора Голявкина много героев, но главный всего один, и это: мальчик-прогульщик. Паренек в весенний день принял решение не ходить в школу, а свободное время провести на улице. Беспечный и легкомысленный мальчик считал, что ему будет весело, но результатом прогулки он не был доволен. Ему было скучно и одиноко, а встречающиеся люди были заняты делом и не желали тратить драгоценные минуты на пустые разговоры.

В таблице, расположенной ниже, можно увидеть людей разных профессий, с которыми столкнулся прогульщик на улице.

План рассказа «Никакой горчицы я не ел» может выглядеть таким образом:

٠ Мальчик вместо школы отправляется гулять по улицам.

٠ Встреча прогульщика с водителем.

٠ Неудачная встреча с изобретателями.

٠ Мальчик получает отпор от дворника.

٠ Строители прогоняют бездельника.

٠ Кондуктор изобличает прогульщика.

٠ Экскаваторщик отмахивается от надоедающего мальчика.

٠ Мальчик задумывается о словах кондуктора.

Маршрут мальчика-бездельника выглядит таким образом:

Источник

Познавательное и интересное