«Человек в футляре» Чехова: жизнь не прощает тех, кто прячется от нее
Антон Павлович Чехов – автор множества известных произведений, которые отличаются удивительной точностью сатирического описания человеческих пороков. Так, один из рассказов писателя «Человек в футляре», смысл которого показать ограниченность общества, в 1889 году был включен автором в сборник «Маленькая трилогия». Сейчас же по теме «Человек в футляре — смысл жизни» в школах пишут сочинения.
Человек в футляре: смысл и краткое содержание
Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.
При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.
Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.
Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.
Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.
Интересно! Коллеги же, во время похоронной церемонии, отметили изменение выражения его лица. Оно словно стало счастливым, умиротворенным. В рассказе Чехова «Человек в футляре» смысл, в том, что и после смерти герой попал в тот же самый футляр.
Объяснение сюжета
В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.
Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты. Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте.
Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.
Важно! В рассказе «Человек в футляре» смысл в основном заключен в том, что главный герой живет, прячась от жизни. Его «футляр» призван защищать его, но именно он убивает его. Постоянное ощущение страха, повышенная тревожность преследует его постоянно.
В чем суть концовки
«Беликовщина» – проблема общества в целом. Чехов несколько утрированно изобразил патологическое влияние подобных людей на общество. Фразеологизм «Футлярщина» применяется для описания членов общества, которые ведут асоциальную жизнь, ограждая себя от всего нового и непривычного. При этом они «заражают» своим страхом всех вокруг.
Читатели, задумываясь, в чем смысл рассказа «Человек в футляре» Чехова, анализируют собственное окружение. Зачастую они находят таких людей около себя. «Беликовы» ведут никчемную жизнь, от них нет пользы, они не имеют никаких целей и желаний.
В рассказе «Человек в футляре» смысл выражения «как бы чего не вышло» выступает девизом главного героя. Такие люди как Беликов не просто избегают изменений в жизни, они не впускают в нее даже чувства. Ведь любовь может повлечь за собой перемены, а это страшно. Молодые люди должны осознавать бедность и бессмысленность такого существования. Важно искоренить «футлярщину», в противном случае она заразит всех и доведет до еще одного футляра. Деревянного.
Анализ рассказа «Человек в футляре» Чехов
Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ произведения Чехова «Человек в футляре». Это история про одинокого учителя гимназии, жизнь которого состояла только из запретов и опасений. Закрытый, как улитка, от окружающего мира, этот человек все сильнее и глубже уходит в свой футляр.
Год написания и публикации — Рассказ написан в 1898 году, в этом же году и опубликован в журнале «Русская мысль».
История создания — Беликов – это собирательный образ. Современники Чехова не узнавали в Беликове конкретного человека, но видели в нем отличительные черты различных людей. Есть мнения, что образ Беликова списан со следующих людей, каждому из которых присущи некоторые черты «человека в футляре» – это Дьяконов, инспектор таганской гимназии, известный публицист по фамилии Меньшиков и Иван Чехов, брат писателя.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сатира, реализм.
Основная идея — Чехов протестует против внутренних запретов, страхов, «жизни в футляре». Человек, во всем ограничивающий себя, обедняет свою жизнь, негативно влияет на окружение. Автор призывает к свободе выбора, к радостному и интересному общению с людьми.
Тема — Взаимодействие человека и общества.
Проблема — Не для каждого человека легко работать, общаться с окружающими людьми. Существуют отгороженные люди, переполненные страхом, стремящиеся защититься от мира.
Композиция — Рассказ в рассказе. Произведение состоит из нескольких небольших фрагментов, которые передают основную мысль произведения.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Отношение человека и общества.
Проблема: Существование замкнутых, одиноких, боязливых людей, трудности в их контакте с окружающим миром, бесцельная жизнь, отсутствие радости.
На мой взгляд, это бесцельная жизнь, которая не приносит радости. Чехов описывает ее так: «А разве то, что мы… пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»
2. Тема: Самовыражение человека.
Проблема: Не всегда человек может проявить себя в жизни, выразить свою суть. Особенно, если он спрятан в плотном футляре.
Иногда человек не понимает своих желаний, эмоций, чувств, многое запрещает себе. Такой и Беликов. Он весь состоит из запретов, и не понимает, как можно что-то разрешать себе. Он не представляет какова его суть. Безрадостно и бесцельно он влачит свое одинокое существование, ходит на ненавистную работу, не имеет друзей. В футляр он прячет свое внутреннее «Я», которое со всех сторон сковывают запреты. Беликов приходит в гости, и ему нечего рассказать о себе – он сидит и молчит. Он боится переступить порог дозволенного, что-либо нарушить, а ничего не может нарушить только мертвый. Именно в гробу у Беликова появилась улыбка.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Тема обывательщины, житейской пошлости, бессмысленного прозябания – основная тема многих произведений автора. Со страниц его рассказов мы слышим негодование по поводу людей, погрязших в мелких заботах, не имеющих смысла жизни.
Чехов говорит словами своего героя: «Видеть и слышать, как лгут… сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей… нет, больше жить так невозможно!»
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Когда представляешь образы Буркина, Беликова, Вареньки, Коваленко, то становится непонятно, как эти люди общаются, уживаются в одном коллективе. Они все – совершенно разные по характеру, интеллекту, темпераменту, интересам. Возможно, что своей разностью они дополняют друг друга.
Михаил Коваленко появляется тогда, когда скрытое противоборство в коллективе накопилось. Дремлющий вулкан стремился вырваться из своих недр. Основное противостояние и происходит между этими двумя образами – Коваленко и Беликова.
п.4. Литературные приёмы
Поразмыслив над рассказом, мы видим, что в футляре находится не один только Беликов, но и сотрудники гимназии. С уходом из жизни главного героя «футлярная» обстановка в гимназии не изменилась.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт человека с окружающим его миром. Беликов страдает, но ничего не в состоянии изменить. Он ненавидит работу, но не меняет ее, хочет сделать предложение Вареньке, но не делает решительно ничего. Он как заморожен в своем футляре.
Конечно, его можно понять, у него не хватает сил для таких перемен. Запреты окружили всю его суть, впились стальными оковами. Он не может вырваться из заточения, в которое сам же поместил себя.
Человек в футляре анализ произведения А.П. Чехова
Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.
Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.
Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.
История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»
Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.
Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.
Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.
Главные герои и их характеристика
В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.
Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.
Другие действующие лица:
Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.
Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.
Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.
Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.
В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.
И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».
Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.
Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.
Очень краткий пересказ
«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.
Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.
В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.
Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».
Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.
Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.
Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.
Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.
Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.
В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.
Анализ произведения
Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.
Главная идея что значит «человек в футляре»
Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.
Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.
Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.
Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:
Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.
Композиция
Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.
Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.
Ему присущи характерные черты этого жанра:
Направление
Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.
В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.
Особенности сюжета
В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.
Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.
Проблематика
В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.
И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.
Заключение
Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.
Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».
Анализ «Человек в футляре» Чехов
Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни, и лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомится с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.
Год написания – 1898 г.
История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.
Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема одиночества, и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.
Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.
Жанр – Рассказ, являющийся одной из составной трилогии.
Направление – Сатира.
История создания
В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.
Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.
Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.
Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.
В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.
Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.
Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.
Композиция
Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.
Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.
В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».
«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.
Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.
Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.
Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».