Подтвердите этот вывод рассказом о жизни и поступках ларры

Сказки

Характеристика и образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение

Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша. Его глаза были холодными и гордыми словно глаза орла. Так как он был сыном не только человека в нем были такие качества как ловкость, хищность, жестокость, доставшиеся ему от отца.

Вариант 2

Великий писатель Максим Горький на страницах своих произведений раскрыл разные образы героев – персонажей. Одним из таких героев является Ларра.

Ларра – герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». В данном образе Горький воплотил разные черты характера: гордость и самовлюбленность, наглость и уверенность в себе, циничное отношение к окружающим и эгоизм. Ларра был сыном орла и женщины.

Когда-то его мать похитил орел, и спустя годы она вернулась не одна, а в сопровождении своего сына. О его характере говорили его глаза, они были колкие и источали холод. Не зная человеческой жизни, не строя отношения и не общаясь с людьми, он был приведен своей матерью к людям.

Первое время его отношения с людьми складывались хорошо. Но позже проявилась его нечеловеческая сущность. Он думал, что все, что ему захочется, должно принадлежать ему. Он не подчинялся окружающим людям, не знал, что такое уважение к женщине, детям и старикам. Ему казалось, что весь мир вокруг принадлежит только ему.

На примере образа Ларры Горький показал своему читателю, что чувство гордыни может только погубить. В таборе герою понравилась одна красивая девушка. Ему казалось, что если он хочет, чтобы она ему принадлежала, то так тому и быть. Это был человек, в душе которого не было таких понятий, как чувство долга и доброты, справедливости. В этом была его основная ошибка. Стоит отметить, что люди, жившие в этом таборе, жили по своим законам, соблюдая традиции и заветы своих предков. Ларра нарушил эти традиции и заветы, убив несчастную девушку за то, что она отказалась быть с ним. Этот поступок наталкивает на разные мысли.

Горький раскрывает перед нами нечеловеческий поступок, не совладающий с жизнью в гуманном обществе. Но Ларра был наказан за свое преступление. Самым большим наказанием для него стало одиночество и невозможность умереть. Он мучился от тоски и одиночества, пытался свести счеты с жизнью, но у него ничего не получалось. Ему оставалось только жить в муках и печали. Таким образом Ларра был наказан. Данное произведение содержит моральный смысл. Суть его такова, что человек, прежде всего, должен оставаться человеком с большой буквы, должен ценить и уважать окружающих, соблюдать традиции и обычаи, быть гуманным, жить по принципам добра, любви, честности и справедливости. Именно это нам хотел сказать писатель.

К сожалению, в современном мире до сих пор встречаются люди, подобные Ларре. Именно они тянут наше общество вниз, приводят его к деградации. На сегодняшний день рассказ Горького актуален, он заставляет задуматься о смысле жизни, о назначении человека, о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки.

Сочинение на тему Ларра

Ларра, это герой одной из легенд, которую рассказывала старуха Изергиль, в прямом значении его имя означает отвергнутый и изгнанный из общества. На примере данного героя писатель показывает категорию людей, которые ничего не видят вокруг себя и следуют только своим инстинктам и желаниям.

Так и произошло с этим героем. Он был внешне очень красив, горд и своенравен, его отцом был орел, а матерью обычная женщина. Но это не дало герою никаких человеческих чувств, которые должны были перейти ему от матери.

Он вырос жестоким, злым и требующим постоянного внимания только к себе. Не слушал ни мать, ни людей, ни главных правителей в их селении. Он всегда поступал, так как хотел и брал, что хотел.

Так как у этого получеловека не было ничего от человека кроме внешности. У него отсутствовала сама душа, а поэтому и смирение, любовь к людям, он любил только себя.

В итоге скитаясь по пустыням, Ларра постоянно находился наедине со своими мыслями, со своей гордостью, наглостью и высокомерием. После многих лет скитаний Ларра приходил периодически в свое селение и умолял, чтобы его или пустили назад, или уничтожили, но старейшины остались непреклонны.

С одной стороны смотря на его страдания, хочется помочь герою, но вспоминая то чудовищное убийство его бессердечность и бесчувственность, все чувство жалости и сочувствия пропадет к данному герою.

На примере этого героя автор произведения показывает людей, которые роились обычными людьми. А не получеловеком или полу орлом. Эти люди так и живут всю жизнь, любят только себя и свои желания, ими движет только желание власти и денег.

Кроме своих низменных потребностей и желаний, им больше ничего не нужно в этом мире. Вот так тонко и подробно Горький снял маски и показал истинную сущность многих людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

Александр I. Царь, разумный и любопытный, расчетливый и эмоциональный. Сильно подвержен воздействию разных направлений, восхищается открытиями британцев, надеется на их исключительность перед всеми людьми

Знакомство с одним из главных героев произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» Игнатичем происходит на протяжении всего рассказа. Образ раскрывается постепенно, обрастая любопытными деталями.

Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Источник

Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ.

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.
При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.

Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды – свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.

Символ-деталь – это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Также автор использует приём несобственно-прямой характеристики, то есть посредством рассказчика и сопоставлением с персонажем другой легенды Данко. Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа – птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.

Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.

С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.

Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.

Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.

Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.

Источник

Характеристика Ларры — героя рассказа «Старуха Изергиль»

Одной из вечных тем литературы является смысл жизни человека. Именно этой проблеме посвящен рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», состоящий из трех частей. Каждая история — это демонстрация определенного образа жизни, отношения к миру и к людям. Одни герои произведения живут для себя, другие — для всех остальных. Персонаж первой легенды — Ларра. Характеристика героя и описание его образа показывают, что он существует по принципу: жить для себя.

Кто такой Лара

Ларра олицетворяет собой образ эгоиста, на примере его судьбы писатель показывает своему читателю, как жить не следует. Вот почему произведение М. Горького открывается историей об отрицательном герое.

Кто же такой Ларра? Это сын земной женщины и орла, получеловек. Данный элемент биографии героя не является случайным. В этом проявляется комплексная работа писателя над созданием Ларры и утверждением той идеи, которую должна нести эта фигура легенды. Случайности в биографии героя-эгоиста нет.

Читайте также:  Рассказ о дружбе человека с животным 3 класс

Почему именно орел выбран в качестве отца Ларры? Если обратиться к словарю символов и сделать анализ характеристики этой птицы в литературе, то результат будет следующим: орел — это царь птиц, символ власти и гордости. Вроде бы негативного значения нет, но у М. Горького этот образ приобретает отрицательную окраску и выполняет две функции:

Так как Ларра рожден женщиной, он должен был вроде испытывать человеческие чувства, слушать голос совести и соблюдать нормы жизни в обществе. Причем у него есть определенные достоинства, которые можно ценить:

Но к сожалению, человеческое начало в нем подавлено животным. Он не думает о том, что его желания идут вразрез с чьими-то интересами. Когда человек занят только собой и ущемляет других, он находится под властью гордыни. Даже глаза героя говорят о том, что в нем нет ничего людского, теплого, душевного. Он смотрит на мир холодно, зло и надменно.

Отношение к окружающим

Когда Ларра вместе с матерью появился в племени, сразу стал вести себя непочтительно по отношению к другим людям, к старейшинам. Он не проявлял уважения к возрасту, не прислушивался к взрослым. Хотя в любом обществе люди уважают старших, преклоняются перед ними за их жизненный опыт, мудрость, знания. В герое не было этого понимания. Он один для самого себя заслуживал восторгов.

Это проявление крайнего эгоизма, невоспитанности, гордыни и отсутствие связи со своими корнями, отрицание преемственности поколений, пренебрежение родной культурой. Вообще, другие люди не заслуживали никакого внимания, по мнению Ларры. Он настолько любил себя, что считал: никто не может быть достоин его общества. Словно герой находится на какой-то недосягаемой вершине, демонстрирующей его превосходство над остальными, а обычные люди где-то внизу, у подножия его трона.

Ларра мечтает о свободе, позволяющей делать то, что хочется, не считаться с интересами ближнего, отрицать устоявшиеся нормы и порядки.

Преступление, которое вскоре совершит герой, обусловлено его негативными качествами и демонстрирует отсутствие в нем душевности. Поступок, вызванный инстинктом, порывом, привел к трагедии: он жестоко и цинично отнял жизнь человека.

Преступление героя

Что же произошло? Молодому человеку понравилась девушка. Казалось бы, симпатия — прекрасное, высокое, позитивное чувство. Но не в случае сына орла. Он захотел обладать девушкой, воспринял ее, как объект своих желаний, как собственность, хотя никаких прав на нее у него не было.

Это еще раз показало его основные качества:

Ларра даже не сожалел о содеянном, не раскаялся, хотя он совершил ужасный поступок: забрал жизнь человека, у которого могло бы быть будущее. У героя не возникло мысли о том, что он принес горе ее родителям: они никогда не смогут утешиться, их сердце навсегда будет плакать об убитой дочери.

Что можно было еще ожидать от юноши, если он не испытывал каких-либо теплых чувств и к собственной матери. О ней он не думал вообще. Страдания матери, ее переживания за судьбу своего сына тронут любого человека, только не Ларру.

Невозможно себе представить, какую боль испытывала эта женщина, наблюдая за тем, что творит ее повзрослевший ребенок.

Когда молодого человека спросили о причинах такой жестокости, в разговоре он дал понять жителям племени: виновным в чем-то себя не считает, потому что его оскорбили, не посчитались с его желаниями, вот он и отомстил. Такая позиция пугает, отталкивает, вызывает возмущение и непонимание.

Наказание за убийство

Старейшины не могли принять адекватного решения, что делать с юношей за убийство девушки. Тем более герой на обсуждение его дальнейшей судьбы смотрел надменно, его любая участь не пугала. Но все-таки один мудрец нашел слабое место в характере этого эгоистичного, злого человека. Старейшина понял, что желание Ларры быть свободным от всего и есть его самое страшное, ядовитое наказание. Поэтому было принято решение дать юноше то, чего он так хочет, и отпустить.

Стоит отметить, что в этот момент раздался гром. Такой элемент сюжета не является случайным, в нем проявляется замысел автора. Гром — это символ высших сил, демонстрация их могущества и власти. Если учитывать значение этого природного явления, то можно понять: писатель подчеркивает, что сами небеса возмущены поступком Ларры и хотят адекватного спроса за такое попрание всех установленных обществом норм. То, что гром раздался после решения старейшин отпустить убийцу и предоставить ему полную свободу, говорит о следующем: нужное наказание найдено.

Жизнь на свободе

В этот момент ранее безымянный персонаж стал называться Ларра. Почему именно такое имя получил этот отрицательный герой? Такая цитата из текста дает ответ на этот вопрос:

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон…

Общество его вышвырнуло, отвергло, так как люди, разрушающие порядки, нарушающие устои и отрицающие моральные принципы, не принесут другим счастья и мира.

Еще Ларра похоже на латинское слово lares, которое обозначает духов дома, связанных с культом мертвых. Так как это языческое, дохристианское верование, оно сопровождалось принесением в жертву людей ради благосклонности богов.

Получается, что в произведении Ларра как бы совершает жертвоприношение во имя самого себя. Это только усиливает его отрицательные и деструктивные качества.

Как же ведет себя герой, получивший желаемую свободу от сковывающих его общественных порядков? Сначала действительно он был счастлив, потому что делал все, что ему хотелось, находился вдалеке от недостойных его людей. Но со временем наказание стало действовать. Свобода превратилась в муку. Ларра сам уже желал себе смерти. Это прекрасно понимали и жители племени, которые не хотели избавлять убийцу от вечных страданий.

Еще одним наказанием было бессмертие героя. Его не могли физически уничтожить люди, даже он сам не способен лишить себя жизни. Герой как бы застрял между небом и землей: высшие силы ополчились на него за совершенные деяния и жаждали наказания, а мир людей не принимал такого грешника. Ларра оказался одиноким, никому не нужным. По мнению М. Горького, это и есть самое страшное наказание для человека. Ларра обречен навсегда скитаться по свету, искать смерти, радость жизни ему не познать никогда.

Персонаж — тень

Такой поворот сюжета — задумка автора, поставившего себе задачу показать антигероя, который не заслуживает ничего позитивного, так как сам не несет ничего светлого для других. Тень — это негативное начало, лишенное света. В ней нет лучистых красок, это мрак. Черный цвет — маркер злых сил. Именно таким и был Ларра. Также можно предположить, что тень служит и демонстрацией ненужности героя, его незначимости и незаметности для общества.

Для М. Горького смыслом жизни человека являлось служение людям, совершение добрых дел. Этот герой живет по противоположным принципам, поэтому обществу и не нужен. Таким образом, можно сделать вывод: Ларра — это олицетворение эгоизма, гордыни, цинизма и жестокости, бездуховности. Это антигерой, поступкам которого найти оправдание невозможно. Его трагедия обусловлена историей его рождения.

Легендой о Ларре «Старуха Изергиль» начинается, автор стремится показать, что так нельзя поступать и жить. Смысл существования человека заключается в служении людям, поэтому завершается произведение легендой о Данко, о совершенно ином подходе — альтруизме.

Источник

“Легенда о Ларре”: анализ и критика эпизода о Ларре из произведения Максима Горького

М. Горький: кратко о писателе

М. Горький — писатель с необычной судьбой и необыкновенным, острым творчеством. Его произведения оставляют неизгладимый след в душах читателей. Он родился в Нижнем Новгороде в России в 1868 году. Горький – это псевдоним, настоящая фамилия писателя – Пешков. А имя Максим взял в честь отца, который умер, когда он еще был ребенком. С одиннадцати лет будущий классик был вынужден трудиться на уровне со взрослыми.

Писать Максим Горький начинает в двадцатилетнем возрасте, первые его произведения написаны под влиянием романтизма. Это «Старуха Изергиль» и «Песня о Буревестнике». Несмотря на то что романтические произведения имели огромный успех, взрослея, писатель все ближе становится к реализму и соцреализму. В этом ключе пишет большинство своих произведений М. Горький. Легенда о Ларре, вошедшая в рассказ о старухе, что описывает молодому автору свою наполненную событиями юность, годами давала пищу исследователям творчества писателя.

«Старуха Изергиль» М.Горького – гимн любви и романтизму

Рассказ Горького, написанный писателем в годы его юности, наполнен безумным огнем романтизма, любви, духовных исканий человека. Воспоминания старухи обрамлены двумя легендами об антигерое Ларре и герое Данко. Между этими преданиями – вся жизнь старухи Изергиль, ее поиск себя, своего места и своей любви. Любовь этой когда-то молодой, живой женщины не платонична и невинна – она чувственная, земная, наполненная страстью, силой. Почти все, кого она любила, гибнут. В смерти мальчика – сына турецкого вельможи – Изергиль считает виновной себя, слишком непосильной ношей для слабого оранжерейного цветка оказалась ее любовь. Себе молодой, своим буйным чувствам и внутренней силе она противопоставляет автора, укоряя его, что он «будто родился старым». Воспоминания старухи прерывает легенда о Ларре. Смысл ее неоднозначный и требует серьезного внимания.

Читайте также:  Поступки капитона из рассказа муму 5 класс

Этот рассказ многим стоит прочитать, он будто наполняет жизненной энергией и силой, а удивительные легенды органично вплетаются в сюжет, дополняя его.

Легенда о Ларре

Эта легенда, как и предание о Данко, вошли в рассказ «Старуха Изергиль». Первой начинается произведение, вторая завершает его.

Автор разговаривает со старухой Изергиль. Увидев тень, она называет ее «Ларра». Когда автор задает вопрос, кто же такой этот Ларра, рассказчица начинает древнюю историю.

В одном селении орел украл девушку. Долго искали ее, но найти не смогли и забыли. А через два десятилетия вернулась эта девушка очень изможденной и постаревшей, а рядом с ней был безумно красивый юноша, только глаза его были холодны и бесчувственны. Девушка рассказала, что орел украл ее и жил с ней, как со своей женою, пока не состарился и не бросился на скалы. А этот юноша – их сын.

Горький о легенде о Ларре

Первым смысл этого текста объяснил сам писатель. Горький раскрыл суть главного объекта своего художественного метода. Для писателя в центре литературы всегда стоит человек. Горький всю жизнь искал некий положительный идеал. Сказание о Ларре – один из центральных образов для горьковской концепции человека. При этом Ларра – не идеал подвижника. Скорее, юноша – это воплощение лжегероя.

Образ человека

Этот идеал связан непосредственно с образом человека. Горький мыслит этот образ через нравственно-философские категории: правда, свобода, самопожертвование. В анализируемой легенде писатель выстраивает идеал героя-символа. «Старуха Изергиль» раскрывает отнюдь не индивидуальный характер героя. Автора, скорее, интересует абстрактное проявление гуманного в человеке.

Сюжет легенды

Произведение противопоставляет две истории из легенд. В этих историях отображаются совершенно противоположные жизненные позиции. Судьба главного героя определяется человеческим судом. Горький убедительно изображает суть эволюции и падения личности. Для писателя точка невозврата в развитии личности – это преступление. Ларра совершает убийство и тем самым обрекается на отторжение от общества.

В центре повествования – художественно-философский анализ нравственного развития. Горький обращается к человеческим качествам и идеалам. В Ларре преобладает себялюбие, эгоизм. Со временем эти черты переходят рамки разумного. Эгоизм приобретает радикально выраженную форму, перерастает в индивидуализм. Отныне герой руководствуется преувеличенным, раздутым до громадных масштабов чувством прихоти.

В конце Ларру ждет ожидаемый финал: наказание. Роль судьбы в произведении исполняет мудрец, который и принимает такое решение о возмездии. Герой получает по заслугам: лишается возможности находиться в центре внимания и изгоняется из рода.

Композиционные особенности произведения

Композиция анализируемого текста связана с проблемно-тематическим планом текста. Автор подчиняет композиционную структуру сюжету и связывает ее с другой историей (другим сюжетом). Сказание о Ларре перекликается с повествование о Данко. Несмотря на эту деталь, горьковский эпизод является самостоятельным произведением. Писатель излагает все события в хронологическом порядке. Повествование строится на воспоминаниях главной героини (Изергиль). Старуха освежает в памяти свою жизнь, а также сказания о двух героях. Среди этих героев числится и Ларра.

Герои сказания

Среди ключевых персонажей горьковского рассказа выделяется Ларра. Автор описывает юношу, который родился от орла и красавицы-девушки. Писатель наделяет Ларру человеческой внешностью. Но внутренне герой – не человек, а символ. Ларра символизирует противостояние жизни. Юноша бездушно и бездумно следует инстинктам, стремится достичь своих целей независимо от цены за это.

Произведение Максима Горького «Песня о Буревестнике» включает в себя революционные мотивы. Автор ярко, живо, красочно, волнующе рассказывает о буре как предвестнике надвигающихся перемен. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Горький подчеркивает, что существование героя избавлено от времени: прошлое и будущее отсутствует. Ларра не отслеживает свою жизнь в ее эволюции, а потому не понимает роли ценностей. Изначально Ларра родился с определенными идеалами. Но гордость, красота постепенно обесцениваются для юноши.

Герой-символ

Горький называет своего персонажа героем-символом. Что символизирует Ларра? Прежде всего, бездуховность. Ничто в мире не является идеальным. Ларра отрицает свою неидеальную природу, считая себя совершенством. Герой уничтожает людей, которые ему не симпатичны.

Убийство – страшный грех, на который идет герой. Этот грех является нарушением законов бытия. Ничто в мире не исчезает и не появляется бесследно. За все поступки приходится платить. Иногда цена слишком высока: например, собственная жизнь.

Внутренний мир Ларры

Горьковский герой разрывается между миром людей и миром полной свободы. Именно в таком мире юноша родился и жил. Кровь орла заставляет юношу считать себя более достойным, чем другие люди. Социум для Ларры – это сообщество рабов. Главные черты героя – высокомерие и гордыня.

Справедливости ради стоит отметить, что поведение героя и его жизненная позиция соответствуют друг другу. Точка невозврата – убийство девушки, которая отвергла любовь Ларры. Девушка приходилась дочерью старейшине рода. Ларра поступил так, потому что был уверен: человек может взять, что хочет.

Жизненные принципы юноши

Ларра исходит из того, что брать желаемое – это нормально и правильно. При этом герой не хочет прилагать для этого усилий или платить. Юноша – типичный пример отверженного человека, который не находит места в человеческом обществе. Характер героя переполняется орлиными качествами: эгоизмом, гордостью, свободолюбием. Для Ларры чужды человеческая любовь, нежность, преданность и жалость.

Эволюция Ларры

Неприкаянность и отчаяние толкают героя просить смерти. Самое страшное наказание для Ларры – невозможность обрести покой, умереть. Юноша не желает стать одним из людей, но истинная орлиная сущность (свобода и воля) тоже ему недоступна. Итог жизни Ларры – одиночество и ожидание кончины.

В чем смысл жизни?

Сказание о Ларре – это художественная форма размышлений о смысле жизни. Писатель обращается к вечным философским вопросам, которые мучают человечество. Горький приходит к выводу, что люди находят смысл жизни, служа человечеству. Символ служения людям – это Данко, герой параллельной легенды. Композиция текста строится именно на контрасте этих двух образов: Ларры и Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» – один из самых колоритных и в творчестве Максима Горького и в русской литературе в целом. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Ларра делает выбор в пользу одиночества и отчуждения от людей. Общество жалеет юношу. Выбор Ларры вызывает в других людях ужас и страх. Люди ассоциируют одиночество со страшной мукой. Данко получает другую судьбу. Горький изображает Данко сыном своего рода. Герой волнуется не о себе, а об окружающих и близких людях. Смысл жизни Данко – помогать, вдыхать силу в человечество – ослабленное и беспомощное.

Ларра и Данко

Данко воплощает противоположность Ларры. В образе героя воплощаются ценности доброты, заботы, сердечности. Данко, в отличие от Ларры, понимает, в чем состоит суть истинного самопожертвования. Юноша не колеблется, жертвуя собой ради человеческого счастья.

Герою больно видеть страдания и горечь людей вокруг. Однако Данко и Ларра имеют и похожие качества: смелость, гордость, сила и красота. Мысль Горького кроется в том, что одних лишь качеств недостаточно для жизни. Гуманность как качество связывается автором с отношением личности к обществу. В результате, Ларра теряет гуманность.

Философские смыслы произведения

Первая особенность текста – это глубокий психологизм. Горький анализирует прежде всего себя и придает Ларре собственные черты. Образ героя строится с опорой на действия и поступки. Это авторский подход русского писателя. Авторское начало при этом расщепляется. Порой кажется, что Изергиль тоже наделяется чертами самого писателя. Однако это мнение критиков принято считать ошибочным. Образ Ларры призван подчеркнуть главенство поступков человека. Именно поступки и действия формируют человеческую судьбу.

Роль старухи Изергиль

Автор приводит оценку личности Ларры с позиции старухи Изергиль. Мудрая героиня анализирует пользу и вред от жизни юноши. Именно Изергиль наставляет Ларру и раскрывает ему основополагающий закон мира: за все, что берешь, нужно платить собой.

Нравственно-философские выводы Горького

Автор сам наталкивает читателя на нужные выводы. Писатель демонстрирует, что только активная творческая деятельность утверждает свободу личности. Цель этой деятельности – человечество и его благо.

Художественные детали рассказа

Горьковский эпизод переполнен художественными деталями. Центральная деталь носит символический характер. Это глаза главного героя. Писатель описывает взгляд Ларры холодным, исполненным чувством гордости. Достоинство и гордыня – ключевые позиции для характеристики образа героя.

Горький использует несобственно-прямую характеристику. Герои показываются с точки зрения рассказчика. Кроме того, писатель сопоставляет Ларру с Данко. Сама композиция «Старухи Изергиль» включает две легенды: сказание о Ларре и историю о Данко.

Легенда о Ларре. Кара за гордыню

И посоветовавшись, мудрые старейшины решили не убивать, а изгнать его из племени, он сам покарает себя своим безумием и одиночеством. Ларра засмеялся им в лицо и ушел с гордо поднятой головой.

Но в свободных степях он не нашел счастья, гордый сын орла иногда возвращался к людям, он крал девушек племени и их скот. Стрелы отлетали от его каменного сердца, ножи ломались о его тело.

Читайте также:  Почему я люблю читать сказки текст рассуждение

Прошло много лет и однажды люди увидели Ларру в поселении. Но он не защищался, не убегал от них. Старые люди поняли, что он хочет, чтобы его убили, и не тронули его, рассмеявшись ему в лицо. Так и ушел он, всеми отверженный, а теперь бродит по степи, превратившись в тень, ведь даже каменное сердце способно источить одиночество. Гордыня – страшный грех, но кара, предписанная Ларре – соизмерима его преступлению.

Подробный пересказ Легенды о Ларре

В одной жаркой стране жило племя людей. Они охотились на зверей, пасли стада и устраивали пиры после охоты.

Однажды прямо с пира одну из девушек унес орел, бросившийся с неба. Стрелы не достигли цели, а поиски пропавшей тоже не увенчались успехом. Со временем о похищенной забыли.

А через 20 лет она пришла, иссохшая и состарившаяся, и привела с собой юношу. Все это время девушка была женой орла, родив от него сына. Когда птица состарилась, то взлетела в последний раз в небо и упала оттуда на выступы скал, сложив крылья.

Все глядели на сына орла и понимали, что он такой же, как и остальные. Лишь глаза юноши были холодные и гордые, подобно орлиным. Вел он себя так, как хотел. Это оскорбляло старейшин, но юноша заявил, что не собирается их чтить, подобно другим.

Тогда прогнали его старейшины, велев идти куда хочет. Он и пошел, куда захотел – к одной красавице, и обнял ее. А девушка оттолкнула парня, поскольку боялась отца. Тогда юноша ударил ее так, что она упала, и наступил на грудь. Кровь брызнула, и девушка умерла.

От увиденного цинизма всех сковал страх. Принялись люди думать казнь, достойную такого преступления. Мать убийцы молча стояла на коленях, не смея умолять о пощаде.

Но ни одна казнь не могла удовлетворить злости разъяренных людей. Один мудрец спросил юношу, зачем он это сделал. Тот ответил, что расстроился, когда его оттолкнули и не понимает, почему его связали – ведь каждый из присутствовавших имел руки и ноги и мог говорить, а при этом владел многим. Ему же ответили на это, что человек за все платит умом и силой, а иногда и собственной жизнью. Но парень хотел быть целым и не давать никакой платы.

Тогда поняли люди, что он считает себя выше всех и первым на земле и не видит ничего, кроме себя. И они ужаснулись одиночеству юноши, ведь у него не было ничего, и он ничего не хотел.

Стали снова придумывать наказание, и мудрец сказал, что самое страшное наказание скрывается в нем самом и убийцу нужно просто отпустить. Гром ударил с небес в подтверждение словам, и юношу отпустили. С тех пор он получил имя Ларра, отверженный.

Так и ходит Ларра как тень по земле, ища смерти и не видя радостей жизни.

Гордыня – один из самых страшных грехов, и страшной будет расплата за это.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ образа Ларры

Ларра – воплощение одного из смертных человеческих грехов – гордыни. На фоне его нежелания считаться с соплеменниками матери даже жестокое убийство не кажется таким чудовищным. Ларру воспитал его отец – гордый орел. Но он-то был свободной птицей, а не человеком. Его сын как минимум получеловек. А люди социальны, они не могут существовать отдельно от своего окружения. Но даже не изгнанным Ларра бы не обрел свое место среди людей. Его гордыня порождает кару, и только кара способна показать ему, что он не может быть один, и с законами общества нужно считаться. Идейное содержание легенды о Ларре – это акцент на том, что место человека среди себе подобных. Но если в его сердце нет места сочувствию, сожалению и сопереживанию, общество рано или поздно оттолкнет его. Человечество способно прожить без индивидуума, а индивидуум в девяносто девяти процентах – нет.

Легенда о Данко как завершение рассказа и отдельное произведение

Легенда о Ларре начинает рассказ, а легенда о Данко звучит завершающим аккордом рассказа. В ней рассказывается о юноше Данко, что повел свой народ сквозь бурю и страшный лес. Он единственный верил, что люди смогут прийти к лучшей жизни, выйти из болот и леса. На середине пути его начали винить в том, что он привел их к гибели. Началась страшная гроза и буря. В порывах ветра и молниях еще больше утратил веру народ. Чтобы люди дошли к заветной цели, Данко вырвал свое горящее сердце и поднял высоко над головой. В нем было столько любви к людям и веры, что оно осветило весь лес и указало людям путь. Они шли за светом, и вышли из леса. Сердце Данко все еще пылало огнем, но кто-то из суеверного страха наступил на него ногой и погасил. Люди расселились на новом месте и забыли о Данко.

Вопрос, каково значение легенд о Ларре и Данко, имел самые различные трактовки в трудах исследователей. Оставим его открытым, но неоспоримым фактом является то, что обе легенды, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, будут неполными одна без другой. Как и рассказ о жизни Изергиль без преданий звучал бы сухо и не полно. Данко и Ларра – антагонисты. Один любит людей всем сердцем и жертвует собой ради них, второму любовь незнакома, но оба оказываются отвергнутыми людьми.

Анализ легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Композиция рассказа основана на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Композицию произведения можно очертить следующим образом: вступление — легенда о Ларре — рассказ о жизни Изергиль — легенда о Данко — заключение. Такая композиция устанавливает связь между легендой и реальностью.

Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных пред-ставления о жизни.

Образ Ларры, на котором мы и остановимся в данной работе, противопоставлен образу Данко. Самопожертвование у первого противостоит гордости и эгоизму второго.

Итак, легенда о Ларре — первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра — сын орла и земной женщины — считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен, и ведет себя соответственно. Ларра убивает девушку — дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки ноги…, а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».

Ларра ощущает потребность иметь все, пользоваться всем, причем ничего не отдавая при этом взамен: ни ум, ни силу, ни жизнь. «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым». Гордость орла, его необузданные желания, его эгоизм берут в Ларре верх над человеческими чувствами, такими как любовь, преданность, самопожертвование, нежность, сострадание, жалость. Именно поэтому ему нет места среди людей.

Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и «остался он один, свободный, ожидая смерти». Невозможность умереть и стала для Ларры, не человека и не орла, самой страшной карой. «Он стал уже как тень и таким будет вечно». «Вот как был поражен человек за гордость!»

В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противо-поставляются образу Данко. Старуха Изергиль последовательно, сначала о Ларре, а потом о Данко рассказывает две легенды. Это позволяет читателю сравнить этих двух людей. Всепобеждающая любовь к людям одного граничит с необъятным презрением и ненавистью другого. Даже сами олицетворения двух героев противопоставлены. С одной стороны, это искорки от горящего сердца Данко, олицетворяющего собой вечный свет, вечный огонь, вечное добро, «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются пред грозой». С другой — холодная и мрачная тень Ларры, пугающая людей и несущая с собой зло.

Но не только противопоставление дает своеобразная композиция рассказа. В героях можно увидеть и сходство. Оба они — цельные и властные натуры, оба сильны и красивы. Но их различное представление о себе и о людях позволяет нам ставить их в противоположность друг другу.

Пожалуй, именно это сходство и позволяет уловить всю разницу в отношении героев к миру и окружающим людям. Не будь Ларры с его преступлением и карой-одиночеством, не столь полно воспринимался бы великий подвиг Данко.

Источник

Познавательное и интересное