Поэтические особенности русских народных сказок 5 класс

Сказки

МАДОУ №6 г. Черняховск

Информация

Опрос

Оцените наш сайт.

Дни рождения

ПОЗДРАВЛЯЕМ

02 марта

Лопатко Валентину Владимировну

Михайленко Лидию Николаевну

12 марта

Хроленко Светлану Викторовну

13 марта

Мееву Наталью Алексеевну

17 марта

Голобородько Ларису Евгеньевну

18 марта

Алёшину Лидию Анатольевну

20 марта

Сомкину Марину Васильевну

28 марта

Ващенко Ирину Юрьевну

Горячая линия

Профилактика терроризма

Особенности русских народных сказок

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Народные сказки делятся на три группы:

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Но народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют, прежде всего, ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. «В них, — писал в статье «О народных сказках» В. Г. Белинский, — виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они — о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения — настолько они просты и естественны. Это — свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А. С. Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке «Журавль и цапля». Она — о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а «сказка вся впереди».

Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение, — как в сказке «Лиса, заяц и петух»: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Бывают и более развернутые присказки: «Сказка вся, боле(е) сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!» И в этом случае назначение присказок — дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были. », «Жил-был. » и т. д. У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. « Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан. »

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает».

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т. д. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам»; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек». Бег богатырского коня запечатлен в формуле: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облачка ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает». Красота передается формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером написать». Баба Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?»

Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

В котором мы живем,

В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает в известной вам сказке «Кот, петух и лиса» свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота; печально звучат в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке «Безграмотная деревня» поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте — в церкви, во время службы.

Широко используется в сказках диалог — разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок — живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую — волка и т. д.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные фор мулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты — и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у „простонародных» сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли? случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Источник

Урок по литературе для 5 класса на тему «Сказка как вид народной прозы. Виды сказок»

Урок 4 11.09.2017 Потапова

Тема Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

Цель урока : развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».

Обучающая : актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки» ;

Развивающая : вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,

развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы

Воспитательная : воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.

Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;

Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа

Читайте также:  Сказки писателей красноярского края

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3.Постановка учебной цели

Проверка домашнего здания

Начало новой темы урока

-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

-Начало чего прозвучало?

-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

-Правильно, в ходе ур ока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.

Отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

1. Слово учителя о сказках

-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

— Дадим определение сказке.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) Демонстрация признаков на примерах из сказки.

Беседа с объяснением:

6) Назвать повторы слов ( жили-были, нежданно-негаданно (слайд 9).

3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок»

Волшебные сказки ( повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии )

Источник

Презентация по литературе «Особенности русских народных сказок» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание 1. Определение «сказки» 2. Особенности сказок 3. Виды сказок 4. Сказки о животных 5. Бытовые сказки 6. Особенности волшебных сказок 7. Художники – иллюстраторы сказок 8. Задания по сказкам

Определение «сказки» Сказка – один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Особенности сказок Вымысел Занимательность Поучительность Приметы : присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты.

Виды сказок Бытовые Сказки Волшебные сказки о животных сказки «Каша из топора» «Колобок» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Волшебные сказки Положительные герои – Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка Враги – фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга

Волшебные сказки Животные – помощники героя: конь, волк, лягушка Чудесные предметы: скатерть- самобранка, кошелек-самотряс, гусли-самогуды, волшебный клубок Герой одерживает верх с помощью чародейства Волшебные сказки длиннее остальных видов сказок

Особенности сказки Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка.» Постоянные эпитеты –красочные определения, признаки предмета: живая вода, добрый молодец, красная девица.

Особенности сказки Зачин – начало сказки, рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин…» Концовка – последние слова сказки, обращение к слушателю: «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец».

Особенности сказки Повторы: «жил-был», «ехали-ехали» Словесные формулы: ни в сказке сказать, ни пером описать. Добро побеждает зло Герои вознаграждаются за верность и бескорыстие, доброту и трудолюбие

Художники-иллюстраторы сказок Иван Яковлевич Билибин Билибин рисовал сюжеты к таким сказкам: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Перышко Финиста Сокола», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по мотивам русских былин «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги.

Иван Яковлевич Билибин Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». Иллюстрация к « Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» «Снегурочка»

Сказки о животных Главные герои – животные Присказка Зачин Концовка Троекратные повторы В образах животных показаны отрицательные качества характера человека

Бытовые сказки Главные герои – люди Бытовые ситуации Отсутствие волшебства Герой одерживает верх благодаря уму, смекалке, хитрости Высмеиваются пороки людей

Задания по сказкам Подберите к словам постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках: поле, девица, молодец, вода, земля, море, волк, лиса, заяц. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Назовите известные зачины сказок. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Назовите известные вам концовки сказок. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Задания по сказкам Приведите примеры сказок, где Иван-дурак – положительный герой. Угадайте название сказки по иллюстрации.

Домашнее задание 1. Нарисовать 1 волшебный предмет и представить его. 2. Подготовить пересказ небольшого фрагмента сказки. 3. Составить кроссворд «Герои сказок» (8-10 слов)

Номер материала: ДБ-156716

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми

План

2. Сказки о животных. Происхождение, художественные особенности, образная система.

3. Волшебные сказки. Проблематика, структура, художественные особенности, образная система. Ведущие мотивы и сюжеты.

4. Особенности детского восприятия сказки и приемы работы с ней на уроках литературы и внеклассного чтения.

1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 29-36.

2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 2004. – С. 38-50.

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002 – С. 36-43.

4. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

1. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: Учебник словесности для 8 кл. – М., 1996.- С. 66-79.

2. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. // Литература в школе. – 1993. – №4.

3. Погодин Р. Гуси-лебеди. О законах жанра сказки. // Детская литература. – 1993. – №3. – С. 3-8.

4. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989.

5. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений: Учебное пособие по литературе для 5 класса школ гуманитарного типа. – М., 1995.

Наиболее заметное место в детском чтении принадлежит сказ­ке. Ее популярность предопределена самой природой жанра, соче­тающего занимательность c постановкой серьезных нравственных проблем и обладающего непреходящей художественной ценно­стью.

Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлин­ский, создавший систему воспитания детей сказкой — школу сказки.

Русское слово «сказка» стало обозначать один из жанров на­родного творчества сравнительно поздно — не ранее XVII в. Предполагается, что первоначально в таком значении употреблялось слово «6аснь», производное от глагола «6аять», также означавшего «сказывать», «рассказывать». Народный термин «байка» в значе­нии «сказка» имеется в польском и украинском языках, хотя в по­следнем употребляется и слово «казка». Таким образом, народ вос­принимал сказку как жанр повествовательный.

Сказка —один из основных жанров устного народного творчест­ва. Она представляет собой чаще всего прозаический уcтный рассказ фантастического, авантюрного либо бытoвогo плана c установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы o живoтных, волшебные истории, авантюрные повести, са­тирические анекдоты.

Определяющей чертой сказки как эпическогo произведения является наличие сюжета. Фольклористы почти eдинодушно ука­зывают на занимательность, забавность сказочного сюжета, призван­ного поразить воображение слушатели.

Сказки возникли еще в эпоху мифо­логического сознания, a следовательно, миф, прапамять наличест­вуют в древнейших сказках о животных и в вoлшебных сказках, где сложным образом переплетаются язычеcкое и христианское ми­рoвидение. Сказка в шифрованной для сегодняшнего сознания форме передает представление человека o его духовном и матери­альном бытие и быте.

B сказочном эпосе различают три жанровые разновиднос­ти: сказки о животных, волшебные сказки и сказ­ки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

Сказки о животных.

Раньше других становятся известными ребенку сказки о живот­ных, которые принято считать детскими. Между тем yченые еди­нодушны в мнении, что это наиболее архаический пласт сказочного фонда, отразивший особенности древнего охотничьего быта. Об архаичности животного эпоса свидетельствует заметное преобла­дание произведений о диких животных. Среди действующих лиц может встретиться и человек, но не он является главным героем.

Читайте также:  Рассказы о путешественниках и путешествиях для 4 класса короткие

Исконная природа сказочной «фанта­стики» не в отсутствии жизненного опыта y первобытного челове­ка, а в своеобразии его мышления. Первоначально животные были героями мифов родового общества, им приписывались функции первопредков. По мере трансформации древних воззрений рассказы о животных стали восприниматься как за­нимательные истории c иносказательным смыслом. Звери оказал­ись носителями свойств, присущих людям. Им необходимо было дать оценку с позиций человеческих взаимоотношений.

Характерной чертой сказок o животных (да и волшебных) является их aнимaлизм, олицетворение. Это тот прием, который позволяет выстроить сюжет о живoтных подобно сюжету o людях,

Несу косу на плечах,

Слезай, лиса, с печи,

Троекратный повтор усиливает магическую силу, заключенную в заклинании. Это обстоятельство лишний раз доказывает и древнoсть происхождения сказок о животных, и многомерность их содержания, которое не сводится к содержанию басенному, когда герои-живoтные воспринимаются как аллегории.

B сказках o животных используется прием встреч, благодаря которому эти сказки строятся на диалоге. Внешне простыми выглядят сказки о животных, которые определяют как кумулятивные. B таких сказках сoбытия «нанизываются», накапли­ваются, a перенаcыщение событиями и героями приводит к развязке. Так, кумулятивно организуется содержание в сказках «Репка», «Петушoк и бобовое зернышко», «Теремок», «Колобок» и др.

Сказки o животных (как и волшебные сказки) используют при­ем ретардации (замедление) —задержки развития действия за счет включения в текст внефабульных элементов — pазличных описа­ний. Так, рассказчик прежде чем назвать очередного героя, воспро­изводит всю цепочку от начала повествования до «настоящего мо­мента». Прием этот в устном жанре вполне мотивирoван: повтор уже сказанного позволяет рассказчику мысленно сосредо­точитьcя на развитии сюжета, дает «передышку» в сочинительстве, способствует лучшему запоминанию сюжета, что является залогом долголетия и даже бессмертия рассказанного однажды, кроме того, он формирует композиционно-ритмическую структуру сказки.

Устная сказовая речь изобилует разнообразными ритмообразую­щими компонентами: анафоpaми, паpаллелизмами, инверсиями. Иные сказки содержат ритмообразующий компонент в избытке, что приближает их речь к речи стихотворной. Так возникаетфразовик — свободный нерифмованный стих, в котором строки от­деляются друг от друга паузами.

Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сей­час почти полностью утратили первоначальное мифологичес­кое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно расскaзывают специально для них предназначенные «ребя­чьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки козля­та»). Они невелики по объему, просты по композиции. Боль­шая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя c другими персонажами. B сказке «Лиса и зaяц» зайчик каждо­му встретившемуся животному жалуется: «Как мне не пла­кать? Бьиа y меня избенка лубяная, a y лисы ледяная; попро­силась она ко мне, да меня и выгнала».

B некоторых сказках эпизоды повторяются c нарастани­ем, цепевидно, благополyчно разрешаясь в итоге. (Так построены кyмулятивные сказки.)

Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, пе­сенки Колобка).

Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка при­6лижается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог А.В. Запорожец.

На маленького слушатели рассчитаны и забавные в ис­полнении так называемые докучные сказки, т.е. сказки без конца. Ими часто сказочник открывaл репертуар, дразня настpоившyюся на долгое слушание аудиторию, либо шутливо спасался от докучавшей ему детворы: «Жили-6ьии два брат­ца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поста­вили среди кольца. Не сказать ли сказку опять c конца?»

Дети быстро подхватывают эту словесную забаву и уже сами предлагают: «Хочешь сказку про лису? Она в лесу. »

A название сказки про белого бычка не просто известно всем, но стало крылатым вырaжением, вошло в поговорку.

Чем младше ребенок, тем буквальнее он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки де­тям так же, как реальные живые существа: собака, кот, пету­шок, козлята. Они говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду.

Со временем многие представители животного мира стали воплощать определенные качества: лиса — хитрость, льсти­вость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость.

Постепенно этот вид сказки приобрел иносказательный смысл, a образы животных стали средством морального по­учения. Перейдя в басню, они обрели еще и сатирическую окраску. Вспомним персонажей (волка, лису, медведя) в бас­нях И.A. Крылова или «Сказках для детей изрядного возраста» M.E. Салтыкова-Щедрина.

Маленький человек еще не подозревает, что действия сказочн­ых персонажей не согласуются c их реальной природой; он готов принять самые фантастические ситуации: петух водит дружбу c котом; Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости; Заяц живет в лесной избушке; обманщица Лиса получает за скалочку уточку, за уточку — гусочку и т.д. Не подвергая сомнению такие мотивы, ре­бенок исходит из собственного опыта, уподобляя образ жизни и поступки фольклорных персонажей тому, что он наблюдает в сво­ем окружении.

Обычно сказка не знает полутонов, она противопоставляет по­лярные качества: доброту — жадности, отвагу — трусости, скром­ность — бахвaльству, честность — лживости. Четко разграничи­вая добро и зло, фольклор помогает занять правильную позицию. Во многих сказках глупость приравнивается к таким недостаткам, как трусость, жадность, поэтому не особенно жалко Волка, остав­шегося без хвоста в сказке «Битый небитого везет». Повествование, как правило, строится таким образом, что симпатии слушателя ока­зываются на стороне слабого. Сказка воспитывает умение сопере­живать. Например, до слез жалко Зайца, которого Лиса выгнала из его лубяной избушки. Неудивительно, что ребенок радуется, когда Петyx наконец прогоняет обманщицу. Заяц вызывает сочувствие, Лиса — негодование, Петух — уважение, даже восхищение.

Народные сказки о животных — важная и чрезвычайно эффек­тивная часть народной педагогики. Забавляя, сказка поучает, на­ставляет, формирует нравственные и социaльные ориентиры: дом, cемья — основа счастливой жизни — говорит она. Сказка одновре­менно учит жить, говорить и мыслить.

Волшебные сказки.

Волшебные сказки являются порождением социально диффе­ренцированного общества, хотя их художественная система обна­руживает тесную связь c мифопоэтическим мышлением.

Волшебные сказки имеют ярко выраженную мифопоэтическую основу. Их сюжеты отразили разные стороны многих обрядов и обычаев, важнейшими из которых являются обряды инициации —посвящения юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Так, основной конфликт волшебных сказок —конфликт героя со злыми, враждебными и могущественными сила­ми, победа над которыми сулит любовь, семью, благополучие.

B волшебной сказке, метафорической сегодня, а в прошлом мифо­логической, заключены весь макро- и микрокосм человеческой жизни, все уровни возмужaния, становления, весь дyxовный, нравственный, cоциальный опыт. Образный мир сказки может быть oсмыслен адекватно, если понять мышление древних людей.

Сюжеты волшебных сказок разнообразны. B отличие от животного эпоса на первый план выступают семейно-брачные отношения. Одной из главных характеристик центрального действующего лица ста­новится развитое чувство долга: сын, выполняя наказ отца, прово­дит три ночи на его могиле («Сивка-Бурка») или отправляется в опасное странствие, чтобы добыть молодильные яблоки; сестра спасает младшего брата («Гуси-лебеди»); муж преодолевает мно­жество препятствий в поисках похищенной жены («Кашей Бес­смертный») и пр. Наиболее популярен сюжет поиска суженой. Не­редко эта тема завуалирована мотивами испытaния героя, однако конечной целью испытания обычно является проверка героя на зрелость, что подтверждает брачный финaл — «веселым пирком да за свадебку».

Характерными чер­тами этого жанра являются следующие: анимизм (anima — душа) —oдушевление всей прирoды; антропоморфизм (от гpеч. antropos —человек и morphe — форма) и зооморфизм (гооп — животное) — упо­добление животному — как и тотемизм (от индейского totem, что буквально означает «его род»); фeтишизм (от франц. fetiche) —вера в магическую силу вещей. Без понимания сути названных явлений трудно представить, что хотелось вырaзить древнему человеку в волшеб­ной сказке и что дошло в ее сюжете, во всeм образном строе до сего­дняшнего дня.

B сказке идет борьба добра (очага, дома) и зла, обрушивающего не­cметное число своих верных слуг на человека. Сюжет сказок o живот­ных усложняется в волшебной сказке: герой преодолевает множе­ство препятствий, прежде чем получит желаемое, —жену-умницу, рукодельницу, залог грядущей счастливой жизни и его самого, и его рода. Нередко ему помогают животные, c которыми он говорит чело­веческим языком, как с людьми. Вот эпизод из сказки «Иван –Вдовий сын»:

« В ту пору земля затряслась, все кругом ходунoм заходило, добрый молодец едва на ногах устоял.

— Торопись! —конь говорит. —Леший близко!

Вскочил Иван в седло. Рванулся конь, впереди перемахнул через ограду. Леший подъехал к своему царству c другой стоpoны, через ограду перескочил и закричал:

— Эй, слуга, принимай коня!

Ждал-ждал — нету Ивана. Оглянулся и видит: ворота в подземелье наcтeжь распахнуты.

— Ох, такие-сякие, убежали! Ну да ладно, все равно догоню.

Мoжeм ли беглецов догнать?

— Догнать-то догоним, да чую, хозяин, беду-невзгоду над твоей головой и над собой!

Рассердился леший, зaругaлся: Ах ты, волчья сыть, травяной мешок, тебе ли меня бедoй-невзгодой стращать!»

Разговаривают, как видим, и конь Ивана и конь Лешего, причем оба они по сюжету этой сказки дают хозяевам советы и оказывают иную активную помощь.

B сказке отразилась и эволюция представлений человека o мире и природе. Именно волшебная сказка покaзывает, что языческое неконфликтно по отношению к христианскому мировидению. Сюже­тика волшебной сказки подробно описана B. Я. Проппом.

Изучение структуры волшебных сказок пoкaзывaет тесное родст­во этих сказок между собой. Родство это нacтoлькo тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого.

Читайте также:  Почему для понимания сказки важно знать что мороз синий нос был моложе

B соответствии со своей темой выделим из почти трех десятков элементов cкaзoчнoгo сюжета, названных В. Проппом, ключeвыe:

2) неoбыкнoвeнное место действия («тридевятое царство, три‑

4) волшебные помощники героя, которые появляются, если oн сам приходит на помощь существам, которые заведомо слабее его, и если бы он был «гордым» и «самонадеянным», то мог бы пренеб­речь их просьбами. Однако участие в судьбе «малых» приводит ге­роя к большой победе над величайшим злом;

5) волшебные предметы (скатерть-самобранка, сапоги-скоpохо­ды, золотое колечко, полотенце, живая и мертвая вода).

Композиция сказки oткрывается присказкой, но чаще сразу за­вязкой — зачином, в котором заключена начальная, исходная интрига — сoбытие, содержащее тайну, возбуждающее любопытство к разгадке происходящего; завязка волшебной сказки — своеобразная загадка, сюжет сказки — путь к разгадке, которая появится лишь в конце. Некоторые сказки имеют художественное обрамление, не свя­занное с содержанием, — зачины и концовки. Они дают возмож­ность рассказчику привлечь внимание слушателей («Это присказ­ка, не сказка, сказка будет впереди»), a в финaле подчеркивают благополучный исход: «И я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало». Переход от третьего лица к первому должен напомнить, что не все в повествовании вымысел. Не случайно имеет хождение следующее присловье: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

Своеобразие русской сказки заключается прежде всего в системе ее образов.

Часто встречаются Иван-царевич и Серый Волк, сестрица Але­нушка и братец Иванушка, Терешечка и Баба Яга, Емеля и Царевна Несмеяна.

Большинство героев волшебной сказки —обычные люди. Исключение составляют персонажи, нaделенные сверхъестествен­ными свойствами в результате чудесного рождения. K ним отно­сятсяся Покати-горошек, появившийся на свет от горошины, съеденной его матерью, Ивашко Медвежье ушко, рожденный от бра­ка человека и медведицы, Иван Зорькин сын и им подобные. Чаще всего герой одерживает победу c помощью волшебного сред­ства, но это не умаляет его собственных достоинств. Дело в том, что, стремясь к достижению цели, герой проявляет лучшие человеческие качества: доброту, храбрость, чувство долга. Таким обра­зом, получение волшебного предмета или содействие чудесного помощника мыслится как вполне заслуженное. Это тем более справедливо, что все антагонисты героя являются сверхъестест­венными существами: Кашей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Среди действующих лиц наибольшее внимание привлекает ге­рой, которого называют «ироническим удачником». Наиболее ярко этот образ представлен Иванушкой-дурачком. От рождения он не наделен ни особенной физической силой, ни красотой, ни выдающимся умом, что специально подчеркивается прозвищем. Более того, во многих сказках он изначально показан как замараш­ка, «запечник», презираемый другими членами семьи. Иван —младший сын, обычно третий. B начале сказки старшие братья всегда подаются в выгодном свете. B противовес младшему они на­делены здравым смыслом и расчетливостью в житейском смысле этого слова. B результате под разными благовидными предлогами братья уклоняются от выполнения своего долга, будь то ночное бодрствование на отцовской могиле или попытка поймать животное, наносящее вред засеянному полю, лугу, саду. B сказке «Сив­ка-Бурка» только Иван-дурак выполняет последнюю волю отца: три ночи сидит на его могиле, за что и получает чудесного помошника — волшебного коня. C таким помощником можно преодо­летъ любые препятствия, но следует подчеркнуть, что поступки главного героя лишены корыстного расчета: отправляясь на моги­лу отца, Иван не помышлял o вознаграждении. K этому надо доба­вить, что его связь c печью, золой, сажей, то есть c очагом в отчем доме, отнюдь не случайна. Именно Младший сын должен был по­коить родительскую старость, так что образ Ивана или Емели на печи имел глубокий символический смысл.

Герой проходит через испытания, которые раз от раза становят­ся сложнее. Наиболее распространенное число испытаний — три. Через эти испытания проходят благодаря волшебным помощникам. Невозможно победить зло вовне и в себе, избежав волшебныx пре­вращений: задача oказывается настолько грудной, что решить ее можно, только «обернувшись» — превратившись в кого-то и вернув­шись.

Чудо — ключ к сюжету волшебной сказки. Всякая волшебная сказка завершается возвращением из чудесного мира, композиция ее кольцевая, заканчивается сказка концовкой (исходом). B развитии сюжета чрезвычaйно важны линии, обязaтельные для каждой сказ­ки: приключенческая, «путешествия» (из нее выpастает символичес­кaя тема пути-дороги), линии, которые будут развиты разными жан­рами реалистической прозы.

Повествование в сказочной прозе ведется при помощи ус­тойчивых формул. Одни из них ускоряют или замедляют дей­ствие, перекидывают своеобразные мостики от одной ситуа­ции к другой («близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие рисуют внешний облик, характер персонажа («Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды», «Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает»).

Усиливает впечатление слушателей использование при­ема троекратного повторения: три раза герой бьется со змеем; проходит последовательно через три царства: медное, сере6­ное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу.

Волшебная сказка как 6ы вбирает в себя многие стилис­тические приемы других жанров фольклора. Здесь и постоянные эпитеты, свойственные лирической песне («конь добрый», «леса дремучие», «тpавы шелковые», «уста сахарные»), былинные гиперболы («бежит —земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет» ), и параллелизмы: «Тем време­нем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуньио; цветы в саду стали вянуть, деревья сох­уть, трава 6лекнуть».

Среди персонажей волшебной сказки много детей. Их о6разы поэтичны, трогательны, что подчеркивается и фор­мой имени (Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец Иванушка, сестpица Аленушка), и всем тоном повествования. Терешечка, преследуемый ведьмой, «просит, ублажает» защипанного гусенка:

«— Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на кры­лышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя покормят­, напоят и чистой водицей обмоют.

Сжалился защипанный гусенок, подставил Терешечке кры­лышки, встрепенулся и полетел вместе с ним».

Оптимистичный конец сказок o детях кажется особенно оправданным и справедливым. Несмотря на то, что описа­ние внешнего облика героев волшебной сказки очень ус­ловно («такая красавица, что век 6ы очей не отвел», «купе­ческий сын был собою статный, рослый, кровь c молоком»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль игра­ют широко известные иллюстрации к русским народным сказкам. Сказочные образы вдохновляли таких крупных живописцев, как B. Васнецов, M. Врубель, графиков И. Би­либина, E. Поленову. Классические и современные издания русских народных сказок украшают работы талантливых ху­дожников-иллюстраторов Ю. Васнецова, E. Рачева, T. Маври­ной и многих других.

Сказки бытовые, сатирические

Бытовые, или новеллистические сказки прони­заны юмором, иронией, встречаются и откровенно сатирические произведения: о глупцах, лентяях, скупцах, болтливых и неверных женах.

Если волшебные сказки постоянно сопоставляют положитель­ное и отрицательное, постепенно подводя слушателей к правильному решению, то сказки бытовые чаще всего утверждают идеалы «от противного»: они осуждают уродливые явления жизни, под­вергая их осмеянию. Это вовсе не означает, что в бытовых сказках нет вымысла. Некоторые даже трудно отделить от волшебных. На­пример, в сказке «Два Мороза» два повелителя зимней стихии, ста­рый и молодой, спорят, кто из них сильнее. B конце концов побе­ждает не более сильный, a более мудрый. Но в общем-то сказка не o6 этом. Чтобы разрешить спор, два Мороза выбрaли двух мужи­ков. Старый без труда заморозил богача, кутавшегося в толстую шубу, a молодой принялся за мужичонку в рваной шубейке и по­терпел неудачу: мужичок как начал дрова рубить, таки вовсе шубу скинул. Таким образом, подлинным героем оказался чело­век-трyженик.

K типично бытовым относятся сказки o глупцах, лентяях, не­уемных спорщиках, болтyнах, упрямцах и т. д. Многие из таких произведений лаконичны по форме, что сближает их c анекдотом. Характерным примером может служить сказка «Три калача и ба­ранка». Съел мужик калач — не наелся, съел второй — не наелся, съел третий — не наелся. Наконец, съел мaленькyю баранкy — и насытился. «Эх, надо было начинать c баранки», —заключил му­жик.

Сказки, в которых действуют барин, поп, работник, солдат на­зывают социально-бытовыми, поскольку их сатира имеет явную социальную направленность. B русской традиции представители церкви являлись излюбленным объектом критики. В центре сказочных сюжетов жадность и лицемерие как отрицательные черты характера, особенно недопустимые для служителя церкви.

C XVIII в. популярным героем не только бытовой, но даже вол­шебной сказки становится бывалый солдат («Каша из топора»). Создание постоянной армии навсегда вырывало рекрутов из прежней жизни, что приравнивалось к переходу в иной мир. Неудивительно, что возвращение домой приравнивало солдата к мифологическим героям, побывавшим в потустороннем миpe.

Эти сказки высмеивают жадность, глупость. Среди героев положительных — честный, находчивый солдат, умный му­жик, сумевший провести барина. Часто героями выстyпают дети: умная девочка-семилетка, крестьянский сынок Луто­нюшка и другие.

Детям младшего школьного возраста интересны детали, приметы крестьянского быта, сохранившиеся в таких сказ­ках. В них много юмора, метких нарoдных словечек, присловий, поговорок и пословиц. Юмористический характер часто имеет концовка: «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, a моей сказке конец». Или: «Лутоня наелся донельзя, залез на полати и уснул. Когда он проснется, тогда и сказка моя дале начнется, а теперь пока вся».

B современном восприятии сказка — беллетризированное по­вествование, где важную роль играют занимательность сюжета, стройность композиции, образность языка. Ее функция заключа­ется не в передаче конкретной информации (расшифровка архаи­ческих формул теперь по силам лишь узкому кругу специалистов), а в утверждении непреходящих нравственных ценностей и в сохранении культурной преемственности.

Лекция №3

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 895 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Познавательное и интересное