Сказка – интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказки, которые сочинил народ, называются народными сказками.
Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
• Присказка, ее значение – подготовить слушателя к восприятию сказки: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»
• Зачин – начало сказки, он указывает, где и когда произошли события героев: «жили – были…»
• Концовка – ею завершается сказка. «Вот вам сказка а мне – бубликов связка.»
Литературные (или авторские) сказки – сочиняют писатели; их записывают в момент создания, и они навсегда сохраняют имена своих создателей – авторов. В основе литературных сказок часто лежат народные сказки, но писатели пересказывают их по – иному.
Эпитеты – это слова, оценивающие и подчеркивающие какое – либо свойство или качество предмета, явления. Эпитеты помогают писателю создавать яркие, надолго запоминающиеся образы: сверкающая сказка; алмазные деревья; хрустальный холодок.
Былина – произведение устного народного творчества, героическая песня – повествование о подвигах русских богатырей в битвах за родную землю. Любимые народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович являются главными героями былин.
Былинный сказ – изложение былины в прозе.
Героический эпос – произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют историческую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.
Гипербола – сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Например: За дубок ухватился – дуб с корнем вон.
Литературная сказка – художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.
Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев, их мысли и чувства.
Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.
Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.
Сказка – это устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов и придумка о том, чего не бывает.
Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания.
Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.
Основная мысль – идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.
Эпитет – образное художественное определение
Миф – произведение устного народного творчества. Мифы были созданы давным-давно, много веков назад. Сейчас мы их читаем в пересказах писателей как фантастические истории, а когда–то люди верили во все, о чем говорится в мифах. Мифы передают представления древних людей о происхождении жизни на Земле. В них в образной форме объясняется, почему день сменяет ночь, отчего гремит гром, сверкает молния, происходят другие природные явления. Существуют мифы, повествующие об отношениях между богами и людьми, рассказывающие о подвигах героев.
Мифы есть у каждого народа. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись и совершенствовались.
Легенда – произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия.
Значительную группу легенд составляют любопытные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.
Героический эпос – произведения устного народного поэтического творчества, повествующие об исторических событиях, о подвигах батыров, защитников родной земли, родного народа.
В создании и сохранении казахского эпоса большую роль сыграли жыра́у – талантливые певцы – сказители. Исполнение эпоса сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. (В учебник помещен казахский героический эпос «Ер-Таргын» в прозаическом переложении современного казахского писателя Мухтара Магауина.)
Древнерусская литература. Литература в Древней Руси возникла в Х веке. Она была близка произведениям устного народного творчества: сказкам, былинам, песням.
Одной из самых древних книг была «Повесть времены́х лет», созданная в ХI – ХII веках. Это сборник летописей – повествований разных летописцев о событиях, случившихся в том или ином году. В летописях рассказывается о происхождении русского государства, о начальном периоде его истории, о первых его деятелях, о защитниках государства.
Поучение – наставление назидательный совет, как жить достойной жизнью.
Басня – небольшое произведение, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость.
Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале басни и называется моралью.
Стихотворение – произведение, написанное в стихотворной форме. Оно делится на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих записывается в отдельную стихотворную строку.
Стихотворной речи присущи рифма и ритм.
Рифма – звуковые совпадения в конце стихотворных строк. Например: кроет – завоет.
Ритм – чередование (повторение) в строках стихотворения ударных и безударных слов в определенном порядке. Например, так чередуются слоги в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
Ви́хри сне́жные крутя́, ударные слоги 1, 3, 7
То́, как зве́рь, она́ заво́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
То́ запла́чет, как дитя́… ударные слоги 1, 3, 7
Олицетворение – литературный прием, при котором на явления природы, неодушевленные предметы переносятся свойства и способности живого существа. В литературных произведениях олицетворение является средством создания ярких художественных образов.
Идея произведения – основная мысль, лежащая в основе содержания произведения.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Метафора не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, когда они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора, в результате чего название одного предмета переносится на другой, замещает его. М.Ю. Лермонтов использовал метафору в стихотворении «Парус».
Звукопись – прием, используемый в литературном творчестве для усиления звуковой выразительности художественной речи. Например:
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. ( Ф. И. Тютчев.)
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа.
Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять, что – то главное о герое, его характере.
Сравнение – сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем – то похожими.
Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов «как», «точно», «словно», «будто».
Сравнения придают речи образность и выразительность, помогают увидеть новые стороны в давно знакомых предметах и явлениях, а также представить себе предметы и явления незнакомые.
Портрет литературного героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатель смог представить действующее лицо произведения, поэтому он описывает его внешность: лицо, мимику, фигуру, жесты, позы, одежду, походку – рисует портрет литературного героя.
Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе.
В портрете проявляется отношение автора к своему герою.
Сюжетом в литературном произведении называется развитие событий, смена событий (эпизодов). Сюжет имеет определенное построение:
• экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действий;
• завязка – событие, с которого начинается действие;
• развитие действия – ход событий, вытекающих из завязки;
• кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия;
• развязка – заключительный момент.
Схема построения сюжета произведения.
Кульминация
Экспозиция Развязка это рядом с вершиной треугольника (по его сторонам – писать ход событий )
Повесть – произведение, в котором, в отличие от рассказа, изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя.
Пейзаж в литературном произведении – это художественное описание природы.
Пейзаж помогает читателю представить место и время изображаемых событий, глубже понять и почувствовать душевное состояние героя.
Юмористическое произведение основано на доброй шутке, в которой всегда просматривается что – то серьезное, важное и глубокое.
Фантастика – мир невероятных, причудливых представлений и образов, рожденных воображением автора на основе фактов реальной жизни.