LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Гордые и сильные духом герои Максима Горького
На фоне романтического пейзажа изображена и старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать себя герои рассказов Максима Горького и Старухи Изергиль. Их сознание и характеры с таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения.
В легендах Старухи Изергиль выражены представления об идеальном и антиидеальном в человеке, т. е. представлены романтический идеал и антиидеал. Данко и Ларра, Радда и Лойко Зобар. Действие легенд происходит в глубокой древности — это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль; плавно и безмолвно кружащиеся во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.
Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь так, как разрешилось в легенде — смертью. О Данко и Ларре рассказывает старуха Изергиль. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм.
Конфликт между любовью и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Забар, может разрешиться только лишь смертью обоих. Романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но любовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Радда.
Как же оценивает такую позицию Макар Чудра? Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только при такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.
Конец рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Создавая образ старухи Изергиль, Горький дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.
«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость. » — рассказывает Изергиль о Ларре.
Урок литературы по теме «Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 38
проведения открытого урока
по учебной дисциплине «Литература»
Тема: М. Горький. Раздел: Поэзия начала XX века.
Тема урока: Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.
Слайд 1 (презентация к уроку)
Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.
Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Слайд 2 (аудиозапись отрывка из «Песни о Соколе»)
Слайд 3 (тема и цель урока)
Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.
Храбрые, сильные, гордые, свободолюбивые, красивые – такими мы видим героев ранних произведений М. Горького.
Звучит аудиозапись отрывка из произведения М. Горького «Песня о Соколе».
Вспомните, из какого произведения эти строки?
Озвучивает тему и цель урока.
Верно. Эти прозаические строки из известной «Песни о Соколе» М. Горького звучат эмоционально, возвышенно, лирично, как поэзия.
Показать, с помощью каких средств М. Горький достигает художественного поэтического совершенства образов в своих романтических произведения, осознать нравственные ценности, утверждаемые писателем – такова цель нашего урока по теме «Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»..
Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
Включаются в учебную деятельность.
Высказывают свое мнение.
— Отрывок из рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
Слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь.
Слайд 6-9 (вопросы и ответы)
Организует проверку выполнения домашнего задания.
Каким было ваше домашнее задание?
Проверим вашу готовность, ответив на вопросы викторины, которая посвящена страницам творческой биографии М. Горького. Условия ее таковы: я читаю вопрос, вы, поднимая руку, отвечаете. За верный ответ вы получаете карточку. Победителем становится тот, у кого в конце викторины карточек окажется больше.
К какому литературному направлению относится раннее творчество Горького?
Какие признаки романтизма вы можете выделить?
С какой эпохой совпало раннее творчество М. Горького?
Какие типы персонажей характерны для раннего романтического периода творчества М. Горького?
На какие две группы можно разделить рассказы М. Горького 90-х годов?
Кто главные герои рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
Каковы особенности композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
Каково идейное содержание легенд в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
Подводит итог выполнения домашней работы.
Итак, подведем итоги викторины. Посчитайте карточки.
Молодцы! Вы выполнили домашнее задание и владеете содержанием рассказа «Старуха Изергиль».
Отвечают на вопросы.
— Изучить лекцию «Типы персонажей в романтических рассказах Горького»; прочитать рассказ «Старуха Изергиль»; подготовить индивидуальные опережающие задания по группам.
— 3. С эпохой 90-х годов 19 века – время бурного развития капитализма в России, социальных противоречий и духовного кризиса.
— 4. Босяки, цыгане, нищие, воры – люди, выброшенные на дно жизни.
— 5. 1. Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»); 2. Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»).
— 6. Ларра, старуха Изергиль, Данко.
— 7. Рассказ в рассказе; состоит из трех частей (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Общая идея – стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни.
— 8.Осуждение себялюбия и индивидуализма Ларры; прославление подвига во имя людей, гуманизм Данко.
Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока
Слайд 10 (иллюстрации к рассказу)
Слайд 11 (вопрос/определение)
Слайд 12 (тема, проблема)
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Это произведение М. Горького – одно из наиболее совершенных. Оно поражает сильными страстями, яркостью красок, мощной экспрессией авторского слова, которое достигается благодаря поэтизации прозаического текста.
Как вы понимаете значение слова «поэтизировать», «поэтизация»?
Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.
Как нам найти на него ответ?
Вы правильно сформулировали цели нашего урока.
Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем поэтические приемы, средства создания образов в рассказе Горького «Старуха Изергиль», вдумаемся в смысл текста; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Исследовать текст художественного произведения, проанализировав образы рассказа «Старуха Изергиль», через языковые средства выразительности.
Представить результаты исследования в виде устного сообщения и письменного модуля-характеристики (оформить на листах).
Отвечают на вопрос.
— Представить в красивых поэтических формах, эмоционально, возвышенно.
Отвечают на вопросы.
— Обратиться к произведению писателя. Проанализировать его (образы – через языковые средства выразительности), выделить художественные приемы, характерные для раннего романтического периода его творчества, для поэтической речи.
Первичная проверка понимания
Слайд 15 (цель для групп)
Слайд 20 (проблема/поэтические приемы)
Формулирует задачи для работы в группах.
— Продолжим работу в группах.
— Цель работы: выделить/отметить приемы и средства создания образов, характерные для поэтической речи.
Дает задание каждой группе и паре.
— 1 группа Образ Ларры
— 2 группа Образ старухи Изергиль
— 3 группа Образ Данко
— Результаты вашей работы представьте в виде презентации образа.
Аналитическая работа с текстом рассказа «Старуха Изергиль».
— Работаем в группах в течение 5 минут.
Контролирует выполнение работы.
Презентация результатов работы.
Внимание. Время вышло. Рассмотрим представленные вами модули.
В процессе презентаций информацию о героях представьте в форме концептуальной таблицы (проверка – после сбора тетрадей.)
Подводит обучающихся к выводу.
— Подведем итоги исследования: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?
Работают в группах.
Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.
Презентация результатов работы.
Слушают выступления, заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.
Слайд 21 (тема/цель урока)
Возврат к теме и целям урока.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
— Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Информация о домашнем задании
Информирует о домашнем задании.
— Запишите домашнее задание:
1. Вспомнить: драма как род литературы.
2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».
— Мы завершаем наш урок. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.
Оценивает работу на уроке.
Записывают домашнее задание.
Слайд 23 (вопросы рефлексии)
— Что нового открыли для себя на уроке?
— Что было интересным?
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Номер материала: ДВ-362106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.