Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе старуха изергиль

Сказки

Урок литературы по теме Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького Старуха Изергиль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Конспекты
Автор Переверзева И.П.
Дата 05.12.2015
Формат doc
Изображения Есть

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 38

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема: М. Горький. Раздел: Поэзия начала XX века.

Тема урока: Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2 (аудиозапись отрывка из «Песни о Соколе»)

Слайд 3 (тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

Звучит аудиозапись отрывка из произведения М. Горького «Песня о Соколе».

Вспомните, из какого произведения эти строки?

Озвучивает тему и цель урока.

Верно. Эти прозаические строки из известной «Песни о Соколе» М. Горького звучат эмоционально, возвышенно, лирично, как поэзия.

Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

— Отрывок из рассказа М. Горького «Песня о Соколе».

Слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь.

Слайд 6-9 (вопросы и ответы)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Проверим вашу готовность, ответив на вопросы викторины, которая посвящена страницам творческой биографии М. Горького. Условия ее таковы: я читаю вопрос, вы, поднимая руку, отвечаете. За верный ответ вы получаете карточку. Победителем становится тот, у кого в конце викторины карточек окажется больше.

К какому литературному направлению относится раннее творчество Горького?

Какие признаки романтизма вы можете выделить?

С какой эпохой совпало раннее творчество М. Горького?

Какие типы персонажей характерны для раннего романтического периода творчества М. Горького?

На какие две группы можно разделить рассказы М. Горького 90-х годов?

Кто главные герои рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

Каковы особенности композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

Каково идейное содержание легенд в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

Подводит итог выполнения домашней работы.

Итак, подведем итоги викторины. Посчитайте карточки.

Молодцы! Вы выполнили домашнее задание и владеете содержанием рассказа «Старуха Изергиль».

Отвечают на вопросы.

— Изучить лекцию «Типы персонажей в романтических рассказах Горького»; прочитать рассказ «Старуха Изергиль»; подготовить индивидуальные опережающие задания по группам.

— 5. 1. Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»); 2. Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»).

— 6. Ларра, старуха Изергиль, Данко.

— 8.Осуждение себялюбия и индивидуализма Ларры; прославление подвига во имя людей, гуманизм Данко.

Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 10 (иллюстрации к рассказу)

Слайд 11 (вопрос/определение)

Слайд 12 (тема, проблема)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Как вы понимаете значение слова «поэтизировать», «поэтизация»?

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Исследовать текст художественного произведения, проанализировав образы рассказа «Старуха Изергиль», через языковые средства выразительности.

Представить результаты исследования в виде устного сообщения и письменного модуля-характеристики (оформить на листах).

Отвечают на вопрос.

— Представить в красивых поэтических формах, эмоционально, возвышенно.

Отвечают на вопросы.

Первичная проверка понимания

Слайд 15 (цель для групп)

Слайд 20 (проблема/поэтические приемы)

Формулирует задачи для работы в группах.

— Продолжим работу в группах.

— Цель работы: выделить/отметить приемы и средства создания образов, характерные для поэтической речи.

Дает задание каждой группе и паре.

— 1 группа Образ Ларры

— 2 группа Образ старухи Изергиль

— 3 группа Образ Данко

— Результаты вашей работы представьте в виде презентации образа.

Аналитическая работа с текстом рассказа «Старуха Изергиль».

— Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Презентация результатов работы.

Внимание. Время вышло. Рассмотрим представленные вами модули.

Подводит обучающихся к выводу.

— Подведем итоги исследования: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Работают в группах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Слушают выступления, заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Слайд 21 (тема/цель урока)

Возврат к теме и целям урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

— Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании.

— Запишите домашнее задание:

1. Вспомнить: драма как род литературы.

2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».

— Мы завершаем наш урок. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Слайд 23 (вопросы рефлексии)

— Что нового открыли для себя на уроке?

— Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Источник

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание которого можно отыскать ниже, Максим Горький считал своим лучшим творением. Оно относится к раннему творчеству писателя, однако завораживает интересными персонажами, поворотами сюжета и композицией. Рассмотрим краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» и проанализируем его.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание

Знакомство с творчеством талантливого русского и советского писателя, а также прозаика и драматурга Максима Горького будет неполным, если не прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Краткий пересказ позволит составить общее впечатление о сюжете и героях произведения и понять, стоит ли прочесть творение полностью.

Запрос «М. Горький “Старуха Изергиль”» зачастую поступает от учеников и студентов. Они хотят понять, кто такая старуха Изергиль, узнать о других персонажах, осмыслить, что же хотел сказать читателям Максим Горький.

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

«Старуха Изергиль» — необычное произведение, завораживающее и поучительное. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием всех трех глав рассказа.

Легенда о Ларре и Данко открывает и закрывает произведение, в середине же читатель познакомится с воспоминаниями Изергиль.

Вот как можно рассказать о произведении «Старуха Изергиль» кратко:

«Старуха Изергиль»: легенда о Ларре

Множество веков назад существовала «страна большой реки», где обитало племя, занимающееся земледелием и охотой. Однажды народ потрясло ужасное событие — девушку похитил гигантский орел. Ее поиски проходили долгое время, однако так и не увенчались успехом, а затем о девушке попросту забыли.

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Через 20 лет она вернулась, и не одна, а со взрослым сыном, отцом которого стал тот самый орел. Сама же величественная птица, начав стареть, свела счеты с жизнью, бросившись на острые скалы.

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Ребенок орла был невероятно красив, но очень горд и холоден. Для него не существовало авторитетов, старейшин племени он воспринимал как равных. Такое поведение предводители не оценили и отказались принять сына орла в племя. Впрочем, гордый юноша только раззадорился от этой новости.

Читайте также:  Рассказ чарушина в котором мальчики испугались ежа

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Преступление не осталось незамеченным — юношу связали и решили казнить. Пока обдумывался план, на разговор к сыну орла пришел мудрец и спросил, зачем же он так поступил с девушкой. На это парень дал простой ответ: он желал ее, но его оттолкнули.

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

Долгие разговоры с сыном орла дали понять, что он до жути самовлюбленный, не испытывает ни к кому любви и не станет довольствоваться малым, а будет брать то, что захочет. Такое поведение обрекало юношу на пожизненное одиночество, поэтому старейшины решили, что именно это станет для него самого самым суровым наказанием. Сына орла отпустили на свободу и дали ему прозвище Ларра.

Оказавшись предоставленным самому себе, Ларра жил, словно вольная птица. Время от времени он наведывался к племени, похищал девушек и животных. В сына орла раз за разом летела куча стрел, но они не наносили ему никакого вреда. Тело его словно защищала невидимая броня высшей кары.

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

Шли десятилетия, Ларра вел все тот же образ жизни. Но однажды он подошел к людям и не начал защищаться. Народ сообразил, что сын орла хочет смерти, поэтому не стал вступать в схватку, чтобы не облегчать его участь. Сын орла попытался ударить себя в грудь ножом, однако тот сломался. Ларра ударился головой о землю, но та ушла из-под ног.

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Рассказ «Старуха Изергиль»: воспоминания старухи

Рассказчик расположился на берегу, прислушиваясь к плеску волн, изредка поглядывая на старуху Изергиль, которая дремала рядом. Внезапно она открыла глаза и начала рассказывать удивительные истории о тех, кто однажды покорил ее сердце:

«Анна Каренина»: краткое содержание и анализ произведения

«Василий Теркин»: краткое содержание и анализ

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Однако на этот раз женщина осознала, что любовь к ней пришла настоящая, поэтому, когда она узнала, что Аркадэк отправился на войну и попал в плен, бросилась ему на помощь. Изергиль притворилась нищенкой, расправилась с часовым и освободила возлюбленного. Аркадэк пообещал, что будет любить ее вечно, но Изергиль решила оставить его, поскольку не хотела, чтобы с ней были из благодарности.

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Небо стремительно затягивали плотные грозные тучи, начали виднеться раскаты молнии. Обратив на них внимание, старуха Изергиль начала рассказ о Данко. И Ларра тут же вылетел из головы рассказчика, ведь история была еще более волнительной и интересной.

«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы

«Старуха Изергиль»: Данко

Многие века назад между густым лесом и степью обитало племя, люди которого были поистине смелыми и воинственными. Однако вскоре их размеренная и спокойная жизнь была нарушена: появились другие племена и прогнали их в лес.

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Воздух там был ядовит, пропитался болотными испарениями. Жителей племени начали подкашивать болезни, стало ясно, что оставаться в лесу нельзя. Но что же делать, ведь их земли заняты отважными врагами, а бороться с ними не позволяют старинные заветы.

Шло время, страх неизбежности поселился в душах людей. Многие шептались, что стоило бы сдаться и стать рабами более сильных племен.

Однако этому не дано было случиться. Отважный и красивый Данко взял на себя груз ответственности и решил вывести народ из леса. Не задумываясь, люди последовали за храбрецом. Путь их был тернист, пролегал через болота, забравшие не одну жизнь, с каждой минутой двигаться становилось все труднее.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Увидев это, соплеменники подумали, что Данко зол, поэтому начали подходить к нему вплотную, чтобы совершить казнь. Юноша догадался об их намерениях и испытал такую душевную горечь, что сердце начало гореть еще сильнее. Парень разорвал грудь руками, вынул сердце, поднял его над головой и повел людей за собой, освещая путь.

«Доктор Живаго»: краткое содержание

Фото: YouTube / MyBook: UGC

Вскоре показался свет, люди вышли в степь, Данко выполнил обещание, внезапно рассмеялся и умер. Сердце его все еще горело рядом с телом. Соплеменник, испугавшись, раздавил пылающее сердце, и рассыпалось оно множеством искр, а после погасло. С тех пор в степи перед грозой виднеются голубоватые искры — остатки сердца храброго Данко.

Закончив рассказывать, старуха мирно задремала, а рассказчик смотрел на нее и думал, много ли еще настолько красивых и захватывающих дух легенд она может поведать.

«Старуха Изергиль»: анализ произведения

Запрашиваете «Данко, старуха Изергиль и легенда о Ларре»? Кратко мы уже ознакомились с произведением, что поможет подготовиться к его анализу.

Аналитическая справка дополнит картину прочитанного рассказа и поможет лучше понять, что читателям хотел донести Горький. «Старуха Изергиль» имеет следующие особенности:

В 1891 году Горький проводил время в Бессарабии, которая покорила его сердце добродушием людей и удивительными красотами природы. В этот момент он задумался о создании рассказа, в котором ключевую роль сыграет старуха, многое повидавшая на своем пути.

С момента появления идеи прошло три года, Горький приступил к написанию рассказа в 1892 году, о чем свидетельствуют его письма, отправленные писателю Короленко. Свет произведение «Старуха Изергиль» увидело в 1895-м. Его опубликовало периодическое издание «Самарская газета».

Легенда о Ларре, Данко и воспоминания старухи отражают мотивы, которые характерны для романтических произведений. Горький сумел раскрыть их с помощью нестандартных сюжетных линий и образов персонажей. В рассказе основное внимание уделяется таким темам, как:

Первая часть рассказа — история о Ларре — окунает читателя в проблему общества и человека. Автор дает понять, что невозможно существовать без любви и поддержки окружающих. Одинокая жизнь — обманная дымка, которая вскоре развеивается и обнажает истинные чувства и желание дарить и получать тепло.

История старухи во второй части рассказа показывает, что не стоит замыкаться в себе и вешать на сердце замок. Даже если его не раз разбивали, как это случалось со старухой Изергиль, нужно уметь верить в лучшее и продолжать излучать свет.

В третьей части Горький вновь касается конфликта общества и человека, при этом Данко — абсолютная противоположность Ларры. Автор ставит его в пример поколению, слабому духом.

«Старуха Изергиль» — рассказ, поскольку имеет маленький объем. Направление же его — это романтизм. Некоторые литературоведы сходятся во мнении, что истории Ларры и Данко можно назвать притчами, ведь в них присутствует яркий поучительный финал.

Композиция произведения помогла Горькому раскрыть сразу три темы. Связующее звено между ними — диалог парня и старухи. «Старуха Изергиль» по жанру рассказ, в котором части, посвященные Ларре и Данко, — это легенды.

Каждый персонаж рассказа страстно любит жизнь. Во всех частях произведения Горький старается ответить на вопрос о том, в чем же состоит смысл жизни:

Читайте также:  Рассказ про парк гагарина на английском

Фото: YouTube / Ukranima: UGC

Максим Горький в рассказе коснулся поистине важных проблем, которые остаются актуальными и по сей день. Чтобы познать всю глубину произведения и авторский замысел, ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа, а затем прочтите его полностью. Тогда удастся полностью погрузиться в произведение и понять мотивацию героев.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе старуха изергиль

Автор: Байбекова Асия Хабибулловна

Организация: МБОУ СОШ с.Маркино

Населенный пункт: Пензенская область, Сосновоборский район, с. Маркино

Цели:
Обучающая:

-проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
— сопоставить главных героев легенд.
Развивающая:
развить навыки логического мышления;
— развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение;
— развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив;
— сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
— воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
— воспитывать ответственность за свои поступки;
— формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово.

(Чтение стихотворения Леонида Мартынова «След».)

Входя в дома любые-

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ.

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

-Как вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», начался с чтения этого стихотворения?

(В стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас. И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле, уходя…Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений.)

III . Основная часть.

1. Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

(Композиция рассказа «Старуха Изергиль»: Первая часть – легенда о Ларре. Вторая часть – история жизни и любви Старухи Изергиль. Третья часть – Легенда о Данко.)

-В рассказе три главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из них?

2. Анализ легенды о Ларре.

Герою рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами, но для него это наказание.

-За что? Почему наказание, а не радость?

-Заметьте, Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не странно ли.

(Но Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который продолжает их в других людях. А Ларра один.)

Почему, кажется, подарок небес становится для него наказанием?

(В его одинокой свободе в жизни без людей нет смысла: «Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя».)

-К чему тогда бессмертие?

(Поэтому он всё время «вьётся» возле людей, но не делает попыток к сближении..)

(В его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало: стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может принести ему радости.)

(Чтение отрывка) Изергиль рассказывает: «Отец его – не был человеком…А этот – был человек». И человеческое начало заставляет Ларру стремиться к людям, хотя он и считает себя выше их. Прожив несколько десятков лет в одиночестве, на свободе, однажды он всё – таки «подошёл близко к людям и ничем не показал, что будет защищаться».

-Чего он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними? Обоснуйте.

(Кажется, ответ лежит на поверхности: да, пришёл за смертью. Но ведь он этого не сказал – об этом «догадался» один из людей. Ларра, молча, стоит перед ними, однако это ещё не означает, что он ожидает убийства. Быть может, он хочет вернуться к людям. Быть может, он ждёт их понимания, прощения. В рассказе ничего не сказано об этом, но его молчаливое ожидание можно расценить по – разному. В этой ситуации есть только чётко обозначенная позиция людей, но о желаниях Ларры мы можем лишь догадываться.)

-Какими предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?

(Люди злорадны и мстительны, они не умеют и не хотят прощать, хотя, наверное, десятки лет могли сгладить горечь обид и пробудить сострадание к тому, кто обречён на вечные одиночество и скитания. Они ни о чём не спросили Ларру, а сразу «бросились на него», как бросаются звери на больное животное.)

-Вообще, какими мы видим людей в этой легенде?

(Они жестоки, хотят видеть мучения обидчика, не жалеют его мать, «которая стояла перед ними на коленях», смеются над страданиями Ларры; старейшины мелочно самолюбивы и тщеславны.)

Так, может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг навстречу людям?

-Жаль ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?

(Большинству старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра, обречённый на вечные скитания, стал тенью.

А ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше, чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов: эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения, самооправдания ит.п.)

3. Анализ легенды о Данко.

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

1. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Читайте также:  План по рассказу самое главное автор зощенко

2. Отрывок из легенды о Данко. (М.Горький «Старуха Изергиль». с. 78-79.)

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Данко умер, но в этой смерти обрёл бессмертие. Почему?

(Он вывел людей из тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)

-Есть ли что – то общее между Ларрой и Данко?

(Они молоды, сильны, мужественны.)

-А чем они не похожи?

(Своим отношением к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и, сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)

-В легенде о Ларре мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о Данко?

Нет в их сердцах и благодарности. Они не заметили смерти героя». «Только один осторожный человек…боясь чего – то, наступил гордое сердце ногой.»)

(Учащиеся предполагают, что пылающее сердце будет звать людей к новым подвигам, а подвиги всегда сопряжены с опасностью, риском. А может быть, горящее сердце – это символ совести, которая напоминает о бессилии и неблагородстве людей и побуждает к работе над собой, а на это неспособна безликая слабая толпа. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повёл вас. А вы? Что сделали вы в помощь себе? – говорит Данко. – Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец».)

-В чём разница между мужеством идти и мужеством вести?

(Мужество вести предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий, идти за кем – то намного проще, чем вести самому…

Итак, Данко ведёт за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)

-Лучше ли они тех, что описаны в легенде о Ларре?

(Вряд ли. Было, за что презирать их. И в сердце Данко на миг «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал. Что, может быть, без него они погибнут».)

Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

(Любовь к людям, желание помочь им.)

4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)

-А есть ли в Изергиль что – то от Данко?

-Могла ли история её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?

(Трудно сопоставить историю её жизни с легендой. Хотя один эпизод бурной жизни Изергиль вполне мог стать основой легенды – это эпизод спасении возлюбленного. Рискуя собой, она отправилась освобождать его из плена. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что двигало ею прежде всего желание увидеть любимого… А вызволив его, она ждёт благодарности: «Я…смотрела на своего пана. Что же он сделает мне? Вспомните: разве ждал благодарности Данко за свой подвиг. »

«…Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». Внешне в некоторых случаях будто и есть сходство Изергиль с Данко, особенно в стремлении к свободе, но по сути они далеки.)

-Через весь рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?

(Ларра жаждал абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости и не хотела никому подчиняться.

Свобода – одна из главных ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь – это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце; любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает свободу, подчиняет её своим законам.

Имей Ларра в сердце любовь к людям, он не позволил бы себе ни индивидуализма, ни насилия. И напротив, не имей бы Данко любви к людям, оставил бы их гнить заживо в мрачном лесу среди болот, а сам бы ушёл на вольные земли. Но он, вдохновлённый любовью к ним («ещё ярче загорелось в нём сердце») ведёт их «в грозном шуме молний» под «сердитые песни» могучих деревьев – сквозь тьму к Свету. А когда люди готовы растерзать его за собственное бессилие в долгом пути, он вырывает из груди сердце, которое пылает «так ярко, как солнце, и ярче солнца» и становится «факелом великой любви к людям»

В жизни Изергиль свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия, подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним, как она вызволяла из плена Аракадэка.)

-Так что же важнее в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.

(Практически все старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём бессмертие.)

IV . Синквейн «Данко».

Синквейн-

V . Домашнее задание.

“Можно ли назвать Данко героем?”,

“Какого человека можно назвать красивым?”,

“Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

«Смелость в отстаивании своих идеалов»,

«Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям».

Рассмотреть историю создания пьесы А. М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

Источник

Познавательное и интересное