Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Содержание
среда, 5 сентября 2018 г.
Салтыков-Щедрин М. «Дикий помещик»
Салтыков-Щедрин М., сказка «Дикий помещик»
Жанр: сатирическая сказка
Главные герои сказки «Дикий помещик» и их характеристика
Чему учит сказка «Дикий помещик»
Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.
Пословицы к сказке «Дикий помещик»
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Глупость не порок, а несчастье.
Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дикий помещик»
Жил был в некоем царстве помещик и всего у него было вдоволь. И крестьян, и земли, и хлеба и скота. Но помещик был глупый, потому что читал «Весть». И вот попросил помещик бога избавить его от мужиков, но бог его просьбе не внял, потому что знал про глупость помещика.
А помещик, видя что мужика все пребывает, прочитал в газете слово «Старайся» и принялся стараться.
Обложил помещик мужиков разными штрафами и поборами, так, что мужику и вздохнуть без штрафа нельзя было. И взмолились уже мужики, чтобы избавил их бог от такого помещика. И внял бог мужицкой молитве. Поднялся мякинный ветер и исчезли мужики.
Вышел помещик на балкон, а воздух вокруг чистый-пречистый. Обрадовался глупец.
Позвал в гости актера Садовского с актерками. А тот как узнал, что помещик мужиков извел, сказал, что он глупый. Ведь теперь ему и умываться никто не подаст. И со словами этими уехал.
Позвал тогда помещик четырех генералов в карты играть.
Приехали генералы, довольны, что мужика нет и что воздух чистый. В карты играют. Только время пришло водку пить, а помещик несет по леденцу, да по прянику.
Вытаращили глаза генералы, что это за угощение, им бы говядинки. Обозвали помещика глупым и разъехались в гневе.
Но помещик решил твердым быть до конца. Разложил пасьянс, он у него сошелся, значит надо продолжать гнуть свою линию. Стал он мечтать как машины из Англии выпишет, да какие сады разведет. Побродит по комнатам, крикнет Сеньку, да вспомнит, что нет того, да спать ляжет.
А во сне ему снится, как его за твердость министром сделали. Проснется, крикнет Сеньку,да опомнится.
А тут к помещику капитан-исправник пожаловал и допрос устроил, куда временнообязанные исчезли и кто теперь подати платить будет. Помещик предложил заплатить рюмкой водки, да печатными пряниками. Но исправник обозвал его глупым и уехал.
Задумался помещик, ведь уже третий человек его глупым назвал. Подумал, неужели из-за него теперь на базаре ни хлеба, ни мяса не стало. И струсил. Стал думать, чем же это пахнет и хорошо если только Чебоксарами. Страшно помещику, но секретная мысль у него мелькает, что может в Чебоксарах он мужика и встретит.
А мыши в это время уже карты его съели, тропинки в саду репейником заросли, в парке дикие звери воют.
Однажды даже медведь к дому пришел, в окно глядит, облизывается. Заплакал помещик, но от принципов отступать не захотел.
И вот пришла осень, ударили морозы. А помещик так одичал, что холода не чувствует. Оброс волосами, ногти у него железными стали, ходит все больше на четвереньках. Даже звуки членораздельные произносить разучился. Только хвостом еще не обзавелся. Выйдет помещик в парк, на дерево залезет, зайца подкараулит, разорвет и съест с потрохами.
И стал помещик очень силен, так что даже с медведем дружбу завел. Только и медведь помещика глупым величает.
А капитан-исправник донесение в губернию отправил и встревожилось губернское начальство. Спрашивает, кто подати будет вносить, да невинными занятиями заниматься. А капитан доносит, что невинные занятия упразднились, а вместо них разбой и грабеж процветает. Вот на днях его самого, какой-то человеко-медведь чуть не задрал.И решило начальство мужика вернуть, а помещику внушение сделать, чтобы он фанфаронство свое прекратил.
Как нарочно мимо рой мужиков пролетал, да на городскую площадь сел. Рой этот тотчас поймали и в уезд послали. И сразу появилось на базаре мука и мясо, податей поступило множество, а в уезде мужицкими портками запахло.
Помещика же изловили, вымыли и остригли. Отобрали газету «Весть» и Сеньку приставили. Жив он и поныне, пасьянс раскладывает, умывается по принуждению, тоскует о своей жизни в лесах и временами мычит.
Дикий помещик поговорки и пословицы. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина о помещике который «помолился, чтобы бог избавил его от мужиков от которых дух был нехорош». Бог внял его мольбе, и мужики исчезли, после чего помещик едва не погиб с голоду.
Диктатура пролетариата не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах.
Ленин. Предисловие к речи об обмане народа лозунгами свободы и равенства, 23 июня 1919 г.
Дистанция огромного размера.
Скалозуб о Москве, в «Горе от ума» (действ. 2-е, явл. 5-е).
Для бедной Тани
Все были жребии равны.
«Евгений Онегин» Пушкина, гл. 8-я, строфа 57-я.
Для вдохновенья, для звуков сладких и молитв.
См. Не для житейского волненья.
Для войны нужны три вещи: деньги, деньги, и опять-таки деньги.
По сообщению итальянского автора Лодовико Гвичардини, эти слова были произнесены маршалом Тривульцио (1448-1518) в ответ на вопрос Людовика XII, какие приготовления нужны для завоевания Миланского герцогства. Первоисточником этой фразы ошибочно считается Наполеон I.
Для вящшей славы божией.
См. К вящшей славе божией.
Для камердинера нет героев.
Обычно цитируется в такой форме: «Ни один великий человек не был уважаем своим камердинером». В одном из «Опытов» знаменитого французского философа Монтеня (1533-1592) сказано: «Мир считает чудом иных людей, в которых их жена или слуга не видят ничего замечательного». Царь Македонии Антигон I Гонат (320-239 г. до нашей эры) в ответ на преподнесенное ему раболепное стихотворение, где он именовался «сыном солнца» и «богом», сказал: «Об этом мой камердинер ничего не знает».
Для сердца прошедшее вечно.
Из стихотворения «Теон и Эсхин» В. А. Жуковского (1783-1852).
«Для усмирения тишины».
Таково было провиденциальное назначение полицейских в царской России. Выражение стало крылатым после процесса о волнениях на одном из рудников Донецкого бассейна в 1908 г. Так выразился один из свидетелей по делу.
Дню вчерашнему забвенье,
Дню грядущему привет.
Из стихотворения И. С. Аксакова «Приветствие» (1858).
Добро б мечты, добро бы страсти
С мятежной прелестью своей
Держали нас в могучей власти,
Сбивали нас с прямых путей…
Стихотворение И. С. Аксакова (1823-1886).
Образ заимствован из притчи Иисуса в 10-й гл. евангелия от Луки. Цитируется также в форме: «милосердный самаритянин».
Добру и злу внимая равнодушно.
См. Так точно дьяк, в приказах поседелый.
Построено по выражению «добрый ангел» из библии (5-я глава книги о Товии).
Добрый Пастырь (добрый пастух).
Из 10-й главы евангелия от Иоанна.
Доверенность великая
К бескорыстному труду.
См. Необузданную, дикую.
Доверие, эпоха доверия.
Так назывался краткий период (осень-зима 1904/05 г.), когда министром внутренних дел правительства Николая II был назначен кн. Святополк-Мирский; он объявил, что намерен работать в атмосфере «доверия к обществу» (!), и дал кое-какие поблажки в смысле разрешения нескольких левых газет («Сына отечества», «Наших дней» и др.). Политика «доверия» вызвана была неудачами на фронте русско-японской войны и ростом революционного движения. После 9 (22) января 1905 г. речи о «доверии» прекратились.
Довести революцию до логического конца.
Ленин, «Две тактики» (1905).
Довлеет дневи злоба его.
Из 6-й главы евангелия от Матфея. «Злоба», славянское выражение, употреблено в смысле «интереса», «задачи».
Анализ сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина
В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело.
Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни.
Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь.
Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.
Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.
Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.
В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету «Весть»и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! «.
Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.
Барин до того одичал, что»с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт».»Нормальная»жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит. «
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки»и т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.
Популярна у читателей сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Цитатный план подчёркивает особый сарказм в отношении мелкого дворянства к рядовому народу. Как и в большинстве своих произведений, автор уделяет внимание именно этому противопоставлению «народ-помещик». Это произведение не является исключением.
Что это такое
Прежде чем написать цитатный план рассказа «Дикий помещик», нужно чётко представлять, что он собой представляет. Школьники и студенты, начиная писать обычное сочинение или сочинение-эссе, составляют схему своей творческой работы. Такой же план, имеющий в качестве пунктов цитаты из произведения, имеет название «цитатный». Для чего это делается? Это верный способ определить, читали обучающиеся произведение или нет.
Структура
К этому виду работы предъявляются определённые требования: обязательное наличие введения, основной части и заключения. Во вступлении должна содержаться основная мысль, высказанная автором в произведении. Основная часть складывается из отрывка и основной проблемы рассказа или повести. В заключение необходимо будет к месту привести цитату, содержащую оценку и итог всему сказанному выше в работе.
План к рассказу «Дикий помещик»
Цитатный план сказки «Дикий помещик» может иметь такое содержанием и следующие пункты:
К сказке «Дикий помещик» цитатный план подойдёт иподробный, и краткий. Создатели вольны добавить в него некоторые пункты, а также раскрыть шире уже существующие. Конкретное строение зависит от индивидуального впечатления, которое сказка произвела на прочитавшего её человека.
Краткий пример произведения «Дикий помещик»: цитатный план:
Господи! Всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!».
Услышана милостивым богом слезная молитва обиженных крестьян, и исчезли мужики из всех владений глупого помещика. И начал он один жить …»
К рассказу «Дикий помещик» цитатный план прекрасно подойдёт, чтобы показать владение текстом. Но это творческая работа, поэтому в ней должны присутствовать индивидуальность и своя точка зрения на происходящие в произведении события. Автор работы выражает своё отношение к главному герою.
Использование цитат из текста делает достоверным написанное сочинение.