Похоже стихотворение барто дело было в январе на сказку

Сказки

А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я – Вилена Валерьевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Хлопните в ладоши, те кто готов приступить к работе.

Посмотрите, на слайде пословица: «Кто много читает, тот много знает»

Как вы понимаете смысл данных слов?

Почему я взяла именно эту цитату?

Сегодня на уроке нам понадобится учебник. Проверьте, у всех ли он есть на парте?

Так же у вас лежат листы с речевой разминкой, прочитаем ее и выполним задания.

-Что ты делаешь, Зима?

-Строю чуда – терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

Постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлка разожглась,

Чтобы тройка понеслась!

У Зимы не счесть забот:

Скоро праздник – Новый год!

Кто прочитает выразительно?

Восклицательной, радостной интонацией.

О чем это стихотворение?

Где происходят события?

Где жила ёлочка? Зачитайте.

Посмотрите иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?

Кто хочет прочитать?

Выбирает 3ёх человек, распределяет роли.

Что заставило Ёлочку забеспокоиться?

Какие чувства возникли у Ёлочки? Представьте себя на её месте

Что с ней случилось, когда она очнулась?

Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

Отлично, ребята! Вы хорошо запомнили «Новогоднюю быль».

Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворения А. Барто?

Что объединяет данные загадки?

Послушайте первые строчки известных вам стихотворений, кто является автором этих строк?

Попробуйте сами поставить цели урока. Чему мы будем сегодня учиться?

Да, сегодня мы научимся выразительно читать стихотворение Агнии Барто и Спиридона Дрожжина.

Откройте 208 страницу и прочитайте имя автора стихотворения.

Агния Львовна Барто мечтала стала балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки», «Младший брат», «Мы с Тамарой» «Вовка- добрая душа». В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт – выступать перед бойцами, писала для газет. В конце войны в семье Агнии Львовны случилось горе – погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. Агния Львовна стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла передача на протяжении 9 лет и соединила за это время около 1000 семей! А. Барто очень верила в доброту и душевную чуткость.

Ребята, кем хотела стать Агния Львовна?

Где же она училась?

Как А. Барто стала писателем?

Что делала А. Барто в годы Великой Отечественной войны?

Как называлась передача, которую вела А. Барто на радио?

Во что верила Агния Львовна?

Какие циклы стихотворений написала А. Барто?

Обратите внимание на стихотворение А. Барто в учебнике.

Есть ли у стихотворения название?

Как же быть? Как нам его назвать?

Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чём может быть это стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.

Подтвердились ли ваши предположения?

Физкультминутка.

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)

Правой левую достанем (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)

Будет вправо поворот. (Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)

Плечи выше, руки шире! (Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)

Опускай-ка руки вниз и на стульчики садись!

Прочитайте стихотворение А. Барто выразительно (по желанию 3-4 учащихся).

Кто бродил возле ёлки?

Кого встретили волки?

Где спрятались зайчата?

Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажи.

На странице 209 прочитайте имя следующего автора, с которым мы сегодня познакомимся.

В какую школу ходил С. Дрожжин?

Читайте также:  Рассказ про екатерининский дворец на английском

В каком возрасте мальчика отправили на заработки?

Сколько было лет Спиридону Дмитриевичу, когда он начал писать стихи?

Сколько сборников стихов выпустил С. Дрожжин за всю свою жизнь?

Сядьте поудобней, рассмотрите иллюстрацию на странице 209, и слушая стихотворение Спиридона Дрожжина, постарайтесь почувствовать, что написал автор.

Чтение стихотворения учителем.

Какое настроение создаётся?

Что делает Дедушка Мороз?

Чем трясёт Дедушка Мороз?

Какие картины вы представили, когда слушали это стихотворение?

Прочитайте стихотворение С. Дрожжина выразительно (в зависимости от времени).

Какую цель вы ставили в начале урока? Достигли ее?

Что вы узнали об авторах, стихотворения которых мы сегодня читали?

Понравились ли вам стихотворения? Чем?

Как поэты описывают зиму?

На сегодняшнем уроке было интересно…

На сегодняшнем уроке было трудно…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

На этом уроке я поругал бы себя за..

Ребята, как вы думаете, кому можно поставить 5 за работу на уроке?

Домашнее задание: страница 208 – 209 – выразительное чтение

Источник

А.Барто Дело было в январе

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Петрова А.Н.

Технологическая карта урока по литературному чтению

А. Барто «Дело было в январе…»

С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; знакомство с произведением А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжина «Улицей гуляет»

Образовательные : учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие : развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом

Зима, лирический герой, сквозистый.

Окружающий мир, русский язык, живопись

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 кл. (Программа «Перспектива»)

Презентация к уроку

Карточки для заданий

Задачи этапа урока

Задания для учащихся

I . Организация класса на работу

Заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, садитесь. Меня зовут Юлия Эдуардовна.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.

II . Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы урока.

Что ты делаешь зима?

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлочка зажглась,

Чтобы тройка пронеслась!

У зимы не счесть забот:

— О чём здесь идёт речь? (О зиме)

— Давайте сформулируем задачи. (Познакомиться с ещё одним зимним стихотворением, отрабатывать навыки чтения стихотворения)

Выдвигают предположение о теме урока, опираясь на стихотворение. Отвечают на вопросы учителя.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III . Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

— Есть ли у стихотворения название?

— Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

— Прочитайте ее. О чём нам может говорить это название? (В какое время происходят события стихотворения)

Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих? Кто могут быть герои стихотворения?

— Что нам напоминает эта иллюстрация?

Читайте также:  Рассказ кавказский пленник сходства и различия жилина и костылина

— Поднимите руку те, у кого дома в Новый год была ёлка и кто наряжал ее.

— Знаете ли вы, как появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?

— Кто для нас всегда является символом Нового Года? (Дед Мороз)

— Что вы о нём знаете?

— Где часто нам встречается он? (В сказках, он помогает добрым, наказывает плохих людей)

— Вот у нас Дедушка Мороз, а в других странах кто? (Санта Клаус)

— А где они живут? (В лесу)

— Какая у них работа? Как они приносят подарки?

— А в лесу у них, какая работа? (Снегом всё посыпать, укрывать, инеем)

— Какие животные обычно встречаются нам в лесу по сказкам?

— Что всегда между ними происходит?

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

— Кто автор стихотворения? (Агния Барто)

— У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А.Барто. Как вы думаете почему?

— Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года.

— Про зайку, которого бросила, кто? Про бычка, который идёт, качается…

— Что интересного вы узнали об А. Барто?

— Внимательно слушаем запись стихотворения.

— Понравилось ли вам произведение? Почему?

— Что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

— Какие чувства передает поэт этим своим стихотворением?

— А теперь, ребята, не мешая друг другу, в пол голоса, прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.

— Молодцы! Сейчас мы уже будем читать выразительно вслух, соблюдая критерии оценивания, представленные на доске:

1. Чтение по нормам литературного языка

2. Интонационное богатство

— Ребята, все знают, что обозначают эти критерии?

Комментирует каждый критерий.

— Что вам особенно запомнилось?

— Какие чувства оно у вас вызвало?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя

Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения.

Понимать на слух содержание произведения.

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

— Хорошо. Теперь, читая это стихотворение, мы будем следить за развитием событий, чувств, будем анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Работа по содержанию стихотворения

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

— Как зайчата перехитрили волка?

— Почему им это удалось? Как вы считаете, почему волк поверил?

— Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку? Почему?

— Как построено стихотворение? Чем начинается, чем заканчивается?

— Посмотрите на иллюстрацию на стр. 149. Что на ней изображено? О чём нам может это говорить?

— Давайте послушаем аудиозапись стихотворения С. Дрожжина.

— Что происходит в этом стихотворении?

— Что значит «улицей гуляет»?

— Что он делает? Зачем?

— Что такое иней? (Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.)

— Почему он его рассыпает?

— Как вы думаете, почему он топает и треск идёт?

Читайте также:  Рассказ о комнатном растении роза

— Как вы понимаете выражение «трескучий мороз»?

— В каком месяце зимы обычно такой мороз? Какой самый морозный месяц зимы? (В январе)

— Какая у вас любимая зимняя погода? Почему?

— Как вы думаете, зачем нам авторы учебников предложили оба эти стихотворения для одного урока? (Они объединены одной темой – Новым Годом)

— Эти стихотворения, что несут в себе? (Сказочность) Можем ли мы так сказать? Почему?

— Ребята, зима – всегда сказочное время года, как мы уже с вами знаем и с уроков окружающего мира. В это время наступают любимые нами праздники, происходят различные чудеса, особенно в ночь Нового Года. А Дедушка Мороз остаётся неизменным гостем этого праздника, мы все его ждём.

Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием сюжета; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Обосновывать своё мнение.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

— Ребята, я предлагаю вам выполнить задания. Для этого нам нужно объединиться в группы по 4 человека. Каждой группе я раздам задание, которое вы должны выполнить за 10 минут.

Продолжите мысль так, чтобы получился связный рассказ из 3-5 предложений.

«Пришёл Дедушка Мороз к ёлке, а зайчата…»

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.

В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.

Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.

Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.

Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.

Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания предложенного задания, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект.

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы.

Источник

Познавательное и интересное