Похожие русские сказки на сказку кукушка

Сказки

Необычные сказки для детей: читают Анна Михалкова, Виктория Исакова и другие артисты

Бренд Kinder® в новом проекте «Сказки со всего мира: от Албании до Японии» выпустил видеоверсии необычных и поучительных сказок из разных стран, а мы разобрали их смысл.

Чтение сказок — это больше чем просто семейная традиция. Это время, которое вы можете провести вместе с ребенком: показать ему свою любовь, поделиться знаниями о важных ценностях, укрепить вашу связь. Неотъемлемая часть таких вечеров — волшебная атмосфера. Предлагаем погрузиться в нее вместе на сайте Kinder®: там вы найдете видеоверсии сказок в исполнении известных артистов: Анны Михалковой, Екатерины Вилковой, Анны Михайловской, Виктории Исаковой. Анатолий Белый выступает в роли слушателя, разгадывает загадки и ищет выход из волшебной библиотеки. Мы же подготовили рецензии, чтобы вы могли понять мотивы героев и обсудить сюжет совместно с ребенком.

Бразильская «Сказка о Черепахе и Каипоре»

Это народная сказка о победе маленького и слабого героя (Черепахи) над большим и сильным (Каипорой).

В сказке два действующих персонажа. Каипора в бразильском фольклоре — сильный и коварный хозяин леса, который любит охотиться. Он похож на человека — маленький, жилистый. Умеет ловко прятаться, менять облик и изображать крики животных, пугая тех, кто вредит лесу.

В сказке ему приглянулась Черепаха. Только это не обычная Черепаха, а такая, которая умеет залезать на дерево и красиво играть на дудочке. Чтобы заставить животное спуститься, Каипора предлагает померяться силами. Он придумывает условия соревнования, по которым сможет победить. Но Черепаха проявляет смекалку и обыгрывает Каипору. Хозяин леса оставляет ее на воле и к тому же начинает считать сильным животным.

Смысл сказки легко перенести и на человеческий мир, в котором ребенок еще только ищет свое место. Психолог Лев Выготский писал, что выбор животных в качестве героев связан с тем, что каждое существо символизирует конкретный образ действий. Поэтому автору не надо описывать героя детально: характеристика животного становится манерой поведения героя.

Так, в бразильской сказке Черепаха — медлительное животное, которое при малейшей угрозе прячет голову и изображает поведение боязливого, но умного персонажа. И ребенок, скорее всего, будет сопереживать именно ей, потому что увидит сходство с собой. У сказки есть терапевтический потенциал: даже слабый может победить сильного, если проявит сообразительность.

После просмотра сказки можно проверить, как ребенок понял ее смысл.
— Почему Каипора хочет поймать Черепаху?
— Как Каипора решает выманить Черепаху?
— Что делает Черепаха, чтобы победить в соревновании?
— Что Каипора думает о Черепахе после соревнования?

Португальская сказка «Принц с ослиными ушами»

Это волшебная сказка, основная идея которой состоит в том, что не стоит стесняться своих недостатков. Если ты добр, то для окружающих твои внешние изъяны не имеют значения.

В центре повествования — бездетный король, которому феи даруют долгожданного сына. Они наделяют принца дарами: красотой, храбростью, благородством и… ослиными ушами — чтобы мальчик не возгордился. Королевская чета старается скрыть недостаток сына. Тайну знает только цирюльник, который стрижет и бреет выросшего принца. Парикмахера тяготит секрет, и он нечаянно выдает его. И тогда король решает в наказание казнить парикмахера. Но в зал вбегает принц, просит помиловать цирюльника и срывает со своей головы берет, чтобы все могли видеть его ослиные уши. Феи понимают, что принц не зазнался, и снимают с него заклятье.

Эту сказку можно найти в разных культурах. Самая старая версия восходит к легенде о царе Мидасе — ее пересказ приводит Овидий в «Метаморфозах» (поэма была написана между 2 и 8 годами нашей эры). Фабула может меняться, но одно остается неизменным — ослиные уши.

Все персонажи сказки положительные, они не борются со злом. Но зато все они подвергаются испытанию страхом, что тайна откроется. Король боится, что изъян сына станет известен всем. Цирюльник боится смертной казни, если проговорится. О страхах принца в сказке прямо не упоминается, но из тревог его родителей мы знаем, что он может потерять право на трон. Только принц успешно проходит испытание: он прилюдно признает правду и в награду за это получает человеческие уши.

Это поучительная сказка. Ее основная мысль: положительные качества намного важнее любых внешних недостатков. Красивыми людей делают поступки. Еще одна интерпретация состоит в том, что любой секрет когда‑нибудь становится известен всем, но при стечении благоприятных обстоятельств он может никого не удивить и не расстроить.

После просмотра сказки вы можете с помощью наводящих вопросов обсудить с ребенком смысл.
— Почему заболел парикмахер?
— Кто рассказал всем тайну принца?
— Что сделал принц, чтобы спасти парикмахера?
— Почему у принца исчезли ослиные уши?

Японская сказка «Самый сильный»

Эта сказка показывает, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны.

Один самурай отправляется на прогулку и страдает от знойной погоды. Он желает стать солнцем, чтобы быть сильнее всех. Но после превращения в солнце он обнаруживает, что его может закрыть туча. Тогда он желает превратиться в тучу, но выясняет, что ее может разогнать ветер. Став ветром, герой наталкивается на утес и желает стать утесом, чтобы не дрогнуть ни перед солнцем, ни перед ветром, ни перед дождем. Но оказалось, что сильнее утеса — человек.

В глаза бросаются повторяющиеся действия и фразы. Это особенность цепочных сказок. Большинство из них очень древние, поэтому схожи у разных культур. Считается, что такие сказки зародились в архаическом обществе и выполняли роль обрядов.

В современном обществе задача цепочных сюжетов — развитие речи у детей возрастом от года до четырех лет. По мнению педагогов, если читать текст с разными интонациями и подчеркивать повторы, то ребенок сможет легче овладеть родной речью.

Читайте также:  Рассказ славина мама взяла толю за руку и попрощавшись с врачом вышла на улицу

При обсуждении родитель сам выберет, на чем сделать акцент. На том, что невозможно стать лучше всех, потому что у каждого есть своя сила, или на том, что хрупкий человек сильнее всех стихий. Или, например, на том, что труд помогает преодолеть все.

Если же вам интересно, как понял сюжет юный слушатель, то после просмотра сказки задайте ему вопросы.
— Кто сильнее солнца и почему?
— Кто сильнее тучи и почему?
— Кто сильнее ветра и почему?
— Кто сильнее утеса и почему?

Грузинская сказка «Голубой ковер»

Эта сказка о том, что любому человеку пригодится умение делать что‑то своими руками.

В сказке много действующих лиц и есть несколько эпизодов. Старый царь решил женить единственного сына, но тому не понравились предложенные невесты, и он решил найти суженую сам. Тогда он отправился в путешествие и встретил в бедном селении красавицу. Она поставила условие, что выйдет замуж за царевича только в случае, если он обучится ремеслу. Царевич научился ткать ковры и женился на красавице. После смерти отца он стал царем. Через некоторое время он решил обойти свое царство. Во время странствий молодого царя схватили разбойники. Он соткал ковер и попросил отнести его царевне. Царевна увидела на ковре зашифрованную надпись и освободила супруга.

Это пример социально-бытовой сказки. В ней не бывает волшебных существ и магических предметов. Она посвящена приключениям героя. Зло в таких сказках — это другие люди, конкретно в «Голубом ковре» — разбойники. И для победы над ними герою не надо обладать необычными способностями или быть богатырем, ему достаточно уметь физически работать, знать какое‑то ремесло.

Почему же царевич обучается именно ткачеству? Дело в том, что в Грузии ворсовые ковры обычно использовались во время больших торжеств, в том числе на коронации. Ковры стоили дорого и были доступны только знати, поэтому выбор ремесла в определенном смысле подчеркивает высокий статус героя. Кроме того, у каждого символа на ковре есть свое значение, традиционные орнаменты можно читать как послания (а умение их зашифровывать как раз и спасло молодому царю жизнь).

В сказке встречаются слова, которые создают восточный колорит: «сакля», «кипарис». И есть устаревшие слова, которые помогают слушателю окунуться в атмосферу прошлого: «бондарь», «суженая», «рубище». Их значения стоит обсудить с ребенком заранее, чтобы ему был понятен смысл. А уже после просмотра сказки ему можно задать вопросы, чтобы обсудить сюжет.
— Почему девушка не захотела сразу выходить замуж за царевича и какое поставила условие?
— За сколько дней царевич научился новому ремеслу и какому именно?
— Зачем молодой царь переоделся в одежду нищего и отправился в путешествие по стране?
— Что помогло молодому царю освободиться из рук разбойников?

Kinder® собрал малоизвестные в России сказки Бразилии, Португалии, Японии и других стран — всего выйдет 16 видеоисторий, наполненных особой атмосферой благодаря приглушенному свету, анимации и проекции в пространстве. Это кругосветное путешествие поможет взрослым и детям узнать обычаи и культуру разных народов, обсудить важные человеческие качества, о которых говорят в сказках других стран. Для каждой сказки бренд создал красочные иллюстрации. А еще на сайте Kinder® можно пройти викторину вместе с ребенком и выиграть призы, а также почитать советы от детского психолога-педагога Дарьи Дугенцовой.

Источник

Кукушка-захватчица — Анни Шмидт

Сказка про давние времена, когда на свете было всего две кукушки, кукушка-мама и кукушка-папа. У них никак не получалось построить себе гнездо, а другие птицы не хотели им помочь и смеялись над их неудачей.

Кукушка-захватчица читать

В стародавние времена кукушек было совсем мало. А до этого, ещё раньше, совсем в старо-стародавние времена, на свете было всего-навсего две кукушки, кукушка-мама и кукушка-папа. Вы уже догадались, конечно, что это были самые первые кукушки, и им, как и всем прочим пернатым, нужно было добывать себе пропитание и строить гнездо. Ну и, разумеется, им хотелось завести себе маленьких кукушат. Так что они отправились к другим птицам, у которых работа уже вовсю кипела, и стали спрашивать:

— А что это вы делаете?

— Сами не видите? — отвечали птицы. — Строим гнездо.

И в самом деле, камышовка уже плела чудесное гнездо в камышах, а трясогузка, дрозд и синица носились туда-сюда с соломинками, веточками, пушинками и тоже строили себе гнёзда.

— Как это у вас получается? — спросила мама-кукушка. — Я тоже так хочу. Я же не могу снести яйца прямо на земле.

— Возьми и сама попробуй, — фыркнула трясогузка. — Садись вон, на дереве, а твой муженёк пускай собирает веточки да палочки, так и построите гнездо, как у нас у всех.

— А вы не могли бы мне хоть немного помочь? — попросила мама-кукушка.

— Ну нет, — закричали все сразу, — давай-ка, постарайся сама, посмотрим, на что ты годишься.

Так что мама-кукушка и папа-кукушка принялись собирать веточки, кусочки мха и пушинки, всё, что им попадалось и из чего можно было построить гнёздышко между ветками на большом дереве.

Но вот только гнёздышка у них никак не получалось, а получалась какая-то растрёпанная кучка мусора. Ерунда, а не гнездо, одним словом. Первый же порыв ветра — фр-р-р — разметал его в один миг.

— Гнёздышко, наше гнёздышко, — расплакалась мама-кукушка.

Все остальные птицы на минуту оторвались от своей работы и стали смеяться, они всё смеялись и смеялись и никак не могли угомониться…

— Эта кукушка, ох, ну и кукушка, — хохотали они. — Даже гнезда не может построить, вот так дурочка!

Читайте также:  Ревизские сказки курской губернии дмитриевского уезда

А бедные мама и папа кукушки, совсем расстроенные и растерянные, остались сидеть у себя на дереве. И когда мама-кукушка собралась снести яйца, гнезда у них так и не было. И вот тогда… Тогда они с папой-кукушкой тайком полетели к гнезду трясогузки, и там мама-кукушка снесла одно яйцо. И ещё одно яйцо в гнездо камышовки, и по одному яйцу в гнёзда к другим птицам. А потом они с папой-кукушкой отправились путешествовать по лесам, и мама-кукушка сказала:

— Ну что ж, о детях нам с тобой теперь заботиться не надо, так что будем теперь жить в своё удовольствие и кричать «ку-ку», как тебе такая мысль?

— Ух ты! — сказал папа-кукушка, и зажили они вдвоём припеваючи.

Но когда на свет появились маленькие трясогузки, один птенчик был больше и толще остальных. Это был кукушонок. Он рос и рос и скоро стал таким большим и сильным, что смог вытолкать из гнезда всех остальных птенцов. А мама-трясогузка всё носила и носила прожорливому кукушонку еду, даже не подозревая, что это не её родной ребёнок. То же самое происходило в семье камышовок и у многих других птиц.

С тех пор так и повелось, что кукушка одно за другим подбрасывает свои яйца в гнёзда к другим птицам. Вы, конечно, можете сказать, что она поступает дурно и ведёт себя как настоящий захватчик. Но ведь, на самом деле, в этом виноваты другие птицы. Это же они первые отказались помочь кукушке. Да ещё громко смеялись, когда у кукушки никак не получалось гнездо. А это неправильно. Так что теперь с этим ничего уже нельзя поделать, кукушка уже давным-давно так привыкла и по-другому не может.

Вот такая история про кукушку, а правдивая она или нет — этого я вам сказать не могу. Мне её рассказал один мой приятель, а ему ещё кто-то, ну, сами понимаете. А вот знаком ли кто-то из них с кукушкой лично — я не знаю.

Источник

Сказка «Кукушка»

Чешская сказка «Кукушка» повествует о трех сыновьях, богатом мужике и его жене. Сказка учит детей трезво оценивать выдвигаемые требования, конкретно формулировать задачи и не навешивать «ярлыки» на людей. Велел отец сыновьям найти работу, одному тяжело было прокормить семью. Отправился старший сын да устроился на работу к богатому мужику. А тот говорит: «Коли рассердишься, отрублю нос!». Хозяин не позвал батрака позавтракать, а тот рассердился и остался без носа. То же самое случилось и со средним сыном. Ну а младший, по традиции, оказался самым умным, хитрым и предприимчивым. Оставил он богатого хозяина без носа, натворил кучу неприятностей мужику и забрал отрубленные носы своих братьев.

Кукушка

Было у отца три сына. Говорит отец старшему:

– Иди наймись куда-нибудь работать. Мне вас всех дома не прокормить.

Собрался старшой и пошел. Приходит к одному богатому мужику и спрашивает, не возьмет ли он работника.

– Много же ты заработал, – говорит отец, – и носа домой не принес. Сиди уж дома, пусть идет второй сын.

Собрался в дорогу и второй сын. Пришел он к тому же мужику, у которого был брат. И с ним такой же уговор. Мужик послал батрака на гумно. Молотил парень целый день, а есть ему не давали. И на другой день без завтрака оставили. Он тоже рассердился и так же, как и брат, лишился носа, а потом мужик прогнал его из дому.

Когда вернулся он домой, младший брат и говорит:

– Скажи мне, где хутор этого мужика, пойду И я попытаю удачи.

А братья стали над ним потешаться: вернешься, мол, таким же уродом, как и мы.

Но он все же пошел. Пришел к мужику и спрашивает, не возьмет ли он его в работники. Мужик говорит:

Опять так же договорились, чтоб ни батраку на хозяина не сердиться, ни хозяину на батрака. Кто рассердится, останется без носа. Батрак говорит:

– Ну что ж, это можно! А что, – дескать,-; делать? Хозяин послал его на гумно молотить.

Пришло время завтракать, всех зовут, а его не позвали. Молотильщики ушли, а парень насыпал мешок зерна, отнес его в трактир, продал и на эти деньги позавтракал.

Немного погодя хозяин спрашивает:

– Ну как, братец, ты не сердишься на меня?

– Да что вы, хозяин, – отвечает батрак,– стоит ли из-за еды сердиться! Ничего мне не сделается!

Обедать его тоже не позвали. Он опять пошел в трактир, только на этот раз отнес два мешка зерна: ведь пообедать надо сытнее, чем позавтракать, значит и зерна нужно больше.

После обеда хозяин снова спрашивает, не рассердился ли он. А батрак в ответ:

– Небось я лучше вашего пообедал, чего же мне сердиться!

Вечером снова оставили его амбар караулить, ужинать не позвали. Он насыпал мешок зерна, продал его и купил себе ужин.

Хозяин уж дознался, что батрак продает зерно. Говорит своей жене:

– Жена! Он, видать, пройдоха! Придется кормить и его, не то все наше зерно распродаст.

Теперь уж батрак спрашивает хозяина: не сердится ли он.

– Да что ты, братец, – отвечает хозяин, – стану ли я из-за горсти зерна сердиться!

На другой день дали батраку есть.

– А куда возить, хозяин? – спрашивает батрак.

– Да вот побежит с тобою собака: где она ляжет, там и будешь скидывать.

Батрак повез навоз. Собака побежала с ним. Было очень жарко, пес не добежал до поля и лег на дороге в рытвину. Батрак и свалил весь воз туда. Потом поехал обратно, наложил второй воз, привез к ухабу и. опять скинул, так и вывалил в рытвину сорок возов. Хозяин пошел на поле посмотреть и видит: по всей дороге навоз раскидан, а в. Поле — ничего. Вернулся домой и спрашивает батрака:

Читайте также:  Рассказы о сибири для подготовительной группы

– Где же ты навоз раскидал? Ведь ты меня так и разорить можешь.

– Я скидывал, как вы мне велели, – говорит батрак, – там, где собачка легла. Но скажите, хозяин, вы, часом, не сердитесь?

– Да что ты! – отнекивается хозяин. – Стану ли я сердиться из-за какого-то навоза?

Пришло воскресенье. Хозяин с хозяйкой нарядились, собрались идти в костел и наказывают батраку.

– К нашему приходу приготовь обед: свари мясо и положи в суп картошку и петрушку.

– Вы велели мне положить Петрушку в суп.

– Да ведь та петрушка в огороде растет! Зачем же ты собачку сварил? – раскричалась хозяйка. Батрак спросил хозяина, не зол ли тот на него за это.

– Да полно, стану ли я злиться из-за собачонки?

В другой раз был отмененный праздник (Набожные люди в Чехии не работали и в дни отмененных церковных праздников). Хозяин с хозяйкою пошли в костел, а батраку сказали:

– Как отойдет обедня, смотри, где кто работает; что люди будут делать, то и ты.

К соседу пришли плотники перекрывать крышу, начали сбрасывать вниз старую дранку. Увидел это батрак, приставил лесенку, залез на крышу и давай сбрасывать дранку с хозяйской крыши. А дранка была еще совсем новая. Когда хозяин вернулся из костела, уже вся крыша была ободрана.

– Что же ты мое добро портишь? – говорит хозяин.

– Да ведь вы сказали: делай, что люди делают. Вот я вас и послушался. Но скажите мне, хозяин, уж не сердитесь ли вы?

– Да нет, стоит ли из-за этого сердиться! Невелик убыток.

Вечером стали они с женой советоваться. Парень, мол, плут, за год он все хозяйство разорит; надо задать ему такую работу, чтобы сам ушел. Сказано – сделано. Хозяин пошел к батраку и говорит:

– У нас двор больно грязный, ноги вязнут, настели-ка, братец, через весь двор гать, да чтоб мостовины через одну шли – то жесткая, то мягкая, то жесткая, то мягкая, так чередом и клади.

А сам думает: «Где тебе за одну ночь управиться!» – Ну что ж, это можно, – согласился батрак. – Мне все равно, что ни делать. К утру закончу!

Хозяин пошел спать, а батрак стал думать, из чего же сделать эти мостки. У хозяина в овчарне было сто овец. «Ну, думает батрак, это подойдет! Хороши будут из них мостовины!» Тотчас перебил он всех овец, ноги и головы поотрубал и стал укладывать туши вперемежку: одну вверх хребтом, другую вверх брюхом, одну вверх хребтом, другую вверх брюхом.

И все приговаривает:

– Ложись мосток к мостку. Тут жесткий, тут мягкий, тут жесткий, тут мягкий.

Уложил он всех овец – вот гать и готова. Потом закопал ноги и головы в навоз, а мостки хорошенько замазал глиной, чтоб не узнали, из чего сделано.

Утром хозяин спрашивает:

– Готовы ли мостки? Батрак отвечает:

– Давно все готово, я уж и выспаться успел. Пойдите поглядите, угодил ли я вам!

Хозяин с хозяйкой вышли во двор, ступили на мостки. Видят: идут мостовины чередом – то жесткая, то мягкая.

– Ну как, угодил ли я вам, хозяин? – спрашивает батрак.

– Хорошо сделано, молодец! – похвалил хозяин. Потом пришел пастух выпускать овец на пастбище. А в овчарне пусто. Хозяин раскричался:

– Куда делись овцы? А батрак говорит:

– Да они все у вас во дворе в мостках лежат: которые хребтом кверху – это жесткие мостовины, а которые брюхом кверху – это мягкие мостовины. Я старался сделать все как следует.

Хозяин чуть не плачет:

– Что же ты со мной делаешь, братец? Чуть меня по миру не пустил!

– Э, да вы никак сердитесь, хозяин, – смеется батрак.

– Нет, нет, это тебе показалось, – говорит хозяин. – Эка беда, заведем новых овец!

Вечером стали муж с женой советоваться, как бы им выжить этого парня из дому. Жена и говорит:

– Рано утром я залезу на грушу и закукую, а ты скажи ему, что год кончился, и заплати; пусть уходит.

Так она и сделала: встала пораньше, залезла на грушу и завела: «Ку-ку, ку-ку!» Хозяин позвал батрака и говорит:

– Поди сюда, батрак, уже кукушка кукует. Кончился год, я заплачу тебе, и можешь уходить. А батрак и говорит:

– Хозяин, я сроду еще кукушки не видывал; пойду погляжу на нее!

Побежал в палисадник, стал трясти грушу, хозяйка свалилась вниз и сломала ногу. Слышит хозяин – в саду кричит кто-то, прибежал туда и видит: лежит на земле его жена и плачет. Хозяин отнес жену в горницу и стал батрака упрекать, что столько, мол, убытков ему наделал, да еще и жену искалечил. Батрак спрашивает:

– Да вы, никак, сердитесь, хозяин?

– Как же на тебя не сердиться, – кричит хозяин, – столько бед ты натворил!

– Вы умные, а я – дурак; вот вам ваши носы да хозяйский в придачу.

А мужик остался без носа да с хромой женой.

Источник

Познавательное и интересное