Русская литература 19 начало 20 века таблица. Зарубежная литература конца XIX — начала XX веков
Особенности литературы конца 19 начала 20 века
В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.
Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняются не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлениях о задачах искусства и соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это приводит к развитию реализма в литературе.
Конец 19 начало 20 века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце 19 века вместе с быстрым развитием капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране. Это нашло отражение в литературе. В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели.
Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана «Летопись народного разорения», в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].
В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией «серебряного века». В начале 20 столетия зародился социалистический реализм. Его родоначальником стал Максим Горький.
В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.
Серебряный век русской литературы (1892-1921)
Изменилась перспектива. Получалась иная направленность сознания. Раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение бытия. И за право созерцать иные миры велась страстная борьба. Н.А. Бердяев
Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век» (термин Николая Оцупа).
Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъём во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств: 1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него; 2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир; 3. Российская интеллигенция увлекается западноевропейской философией иррационализма: к этому времени страна уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра — автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви». С другой стороны, многие увлекаются марксизмом, учением об историческом и диалектическом материализме.
В свою очередь, в конце 19 века зарождается русская религиозная философия, основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьёв (1856-1900).
Владимир Сергеевич Соловьёв
Появляются новые течения и направления
Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — всё это были признаки явления, которое русский философ Николай Александрович Бердяев назвал русским духовным ренессансом.
Николай Александрович Бердяев
Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение, слияние философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.
Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно: а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения); б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева; в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский эротический роман «Санин» Михаила Арцыбашева. Развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжёлые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).
Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Владимира Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма. Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.
Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. И именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия.
Серебряный век предопределил тенденции развития русской культуры вплоть до конца 20 века.
Развитие русской литературы в 1892-1921 гг. в рамках направлений и течений
В русле реализма | В русле модернизма |
Проза и драматургия А.П. Чехова | Символисты: В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А.Кузмин |
Проза и драматургия Л.Н. Толстого | |
Проза А.И. Куприна | Акмеисты: Н.С. Гумилёв, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, В.И. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М.А.Зенкевич |
Проза И.А. Бунина | |
Проза И.С. Шмелёва | Футуристы: а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В.Каменский. б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И.В. Игнатьев, К.К. Олимпов в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев |
Проза Б.К. Зайцева | |
Проза и драматургия М. Горького | Новокрестьянские поэты: С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев |
Проза Л.Н. Андреева | Имажинисты: А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин |
Проза В.Г. Короленко |
Независимые поэты: М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева
Течения в литературе конца 20 начала 19 вв.
Как ранее уже упомянуто в особенностях литературы конца 19 начала 20 вв., на фоне изменений в политике и обществе сформировались и функционировали следующие направления в русской литературе:
Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].
В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.
Сравним два появившихся в начала 20 века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба «Маленький человек» и поэма представителя реализма М. Горького «Человек».
У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него «человек» является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.
Поэма М. Горького «Человек» насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.
Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.
Однако не только реализм правит балов в литературе конца 19 начала 20 вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.
Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].
Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» которая увидела свет в 1892 году. Течение «символизм» берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.
В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.
Основные тенденции развития русской прозы конца ХІХ-начала ХХ вв.
ХІХ(80-е гг) – 20-е гг ХХ
-кризисная переходная эпоха
-вопросов больше, чем ответов
-порождают новое направление в искусстве (модернизм – представлено в поэзии)
-переоценка духовных ценностей
-невероятные успехи точных и естественных наук, которые меняют картину мира
-формулируется теория относительности
-желание соединить научную теорию и религию
3 стадии: тезис, антитезис, синтез.
-обращение к этике вечных ценностей.
Реализм рубежа веков.
В литературе XIX века главенствующую роль играл реализм – художественный метод, для которого характерно стремление к непосредственной достоверности изображения, созданию как можно более правдивого образа действительности. Реализм предполагает подробное и четкое описание лиц и предметов, изображение определенного реального места действия, воспроизведение особенностей быта и нравов.
Представители: Толстой – определяет собой нравственные параметры, Чехов – синтетический, неклассический реализм, Бунин, Куприн, Горький, Шмелев, Б.Зайцев, Е.Чириков, молодой Булгаков (цикл «Записки юного врача»).
Главная цель – просветительская (средствами реалистического искусства они стремились возбуждать в читателях общечеловеческие нравственные стремления, учить добру и справедливости).
В это же время в обществе стали распространяться настроения, получившие название декадентства (от франц. decadence — разложение): безнадежность, ощущение упадка, тоски, предчувствие конца, любование красотой увядания и смерти. Эти настроения оказали большое влияние на многих поэтов и прозаиков.
Влияние декадентства заметно в творчестве писателя Леонида Андреева, в реалистических произведениях которого все сильнее и сильнее стали звучать пессимистические мотивы, неверие в разум человека, в возможность переустройства жизни к лучшему, опровержение всего, на что надеются и во что верят люди.
На рубеже веков переживала свой взлет также и сатирическая литература. В 1900-е годы в России издавалось более 250 одних только сатирических журналов – разумеется, это были издания далеко не равноценные, отличающиеся друг от друга как политической направленностью, так и литературно-художественными достоинствами. На этом фоне выделялся журнал «Сатирикон» (первый номер вышел в 1908 году), который стал действительно явлением в литературной жизни России. Смелая политическая сатира, обличение лжи и пошлости в общественной жизни страны соседствовали в журнале с безобидной юмористикой. В разное время в журнале сотрудничали такие авторы, как Аркадий Аверченко, Саша Черный, Тэффи.
Билет №17 Тема вечной Женственности в лирике Блока.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок 1880 1921,
С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.
Образ Вечной Женственности в поэзии А.А. Блока.
Данный образ следует искать в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Именно образ Прекрасной Дамы и является олицетворением вечной женственности, красоты, гармонии. Автор рисует идеал женщины, который принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства:
«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты».
Свою героиню А.А. Блок рассматривает с трёх различных позиций: повседневной, религиозной и космической. «Стихи о Прекрасной даме» почти никак не связаны с реальной жизнью. Вследствие этого, главный образ, к которому обращены все мечты поэта, не имеет конкретного имени. Точнее сказать, имен у героини великое множество: дочь света, Таинственная дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая, Вечная Жена.
А.А. Блок верит, что, встретив Прекрасную Даму, жизнь кардинально изменится в лучшую сторону. Надежда никогда не покидает его, даже спустя несколько лет он не разочаровался в образе Вечной Женственности:
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя».
С данным образом мы встречаемся также в стихотворении «Незнакомка». В этом произведении автор использует тезу и антитезу. Проще говоря, реальный опошленный мир противопоставляется видению, мечте, фантазии. Мир мечты для А.А. Блока – это идеальный, гармоничный мир. Образ Незнакомки это не просто образ Вечной Женственности и красоты, это символ добра, света, духовного начала всего живого на земле. Описание Незнакомки веет таинственность, загадочностью:
«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне».
Данным стихотворением А.А. Блок стремился показать, что истинная мечта продолжает жить в душе человека, независимо от окружающего мира. Наверное, вся жизнь поэта заключалась в поиске призрачной Прекрасной Дамы, в стремлении приклониться перед Вечным Идеалом.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Вечной Женственности – это нечто неземное, космическое, возвышенное. Лишь немногим удается прикоснуться к нему, ощутить великую силу красоты и добра.
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал надежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пятнадцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подводя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них — все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.
Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской культуры — начало столетия. Сегодня этот период называют «серебряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю литературу, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в начале XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдавалась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом — в главах, посвященных поэзии).
Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как напишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь — сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние неподвижные, но на динамические координаты», и самые известные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знакомыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и перед литературой замаячили новые маяки: от изображения быта — к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантастики, от анализа явлений — к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия — вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души — такова цель, неудержимо влекущая нас к себе…», — писал В.В. Розанов ( курсив мой. — Л. Т.).
В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались политические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. «Атлантида» — такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.
Зарубежная литература конца девятнадцатого – начала двадцатого века
В конце девятнадцатого века в зарубежной литературе, как и во всем мире, настала эпоха перемен. Все происходящее, разумеется, отразилось и на зарубежной литературе. Чтобы понять, какие именно веяния господствовали в этот момент в зарубежной литературе, и каковы были их характерные особенности, нам нужно проанализировать этапы развития зарубежной литературы. Итак, господствующими направлениями в этот период являлись:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таким образом, мы выяснили, какие направления являлись господствующими в зарубежной литературе в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Какими же отличительными чертами и характеристиками они обладали? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известнейшим произведениям, написанным в расцвет того или иного направления в зарубежной литературе. Таким образом, все вышеперечисленные литературные направления обладали следующими характерными особенностями:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Таким образом, мы выяснили характерные особенности каждого из господствующих направлений в зарубежной литературе конца девятнадцатого – начала двадцатого века.