Поисково творческий этап в руководстве музыкальной игрой сказкой предполагает
Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК
Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
Проектирование процесса развития музыкальной игры-сказки дошкольников.
Дата публикации: 25.05.18
Автор:
Коваленко Светлана Анатольевна Музыкальный руководитель, МДОБУ № 13, Россия, Приморский край, г.Дальнегорск
Цель: Развивать методические умения педагога планировать музыкально-игровую деятельность дошкольников: овладение способами поэтапного проектирования процессов развития музыкальной игры-сказкидля старших дошкольников.
Музыкальная сказка о гномах.
ЦЕЛЬ: Эстетическое развитие детейна материале сказки.
ЗАДАЧИ:
1.Расширить эстетические интересы детей посредством интеграции музыкальной и художественной деятельности;
2.Развивать творческое воображение;
3. Создать условия для развития умственной активности;
4.Поощрять проявления творческой самостоятельной активности в поисках способов выразительного исполнения роли.
1.ПЛАН.
Этапы руководства музыкальной сказкой.
1. Подготовительный. Написание сценария сказки, доступной возрасту,
2. Подбор музыкального сопровождения к сюжету и образам сказочных героев.
3.Ознакомительный.Необходимо донести до детей смысл, содержание сказки, помочь прочувствовать выразительность музыкальных характеристикобразов и героев сказки.
Методы, применяемые педагогом на ознакомительном этапе работы: Словесный, наглядно-слуховой, метод первоначальной ориентировки в произведении, метод контрастного сопоставления, методы уподобления характеру художественного образа, метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения.
Методы, используемые в этом периоде работы: группа словесных методов; метод моделирования художественно-творческого процесса; метод озвучивания интонации разными способами( вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной); методы интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста; методы творческого сюжетосложения, основанного наанализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса.
5. Творческий этап. Определены актеры, сказка проигрываются фрагментами, а также целиком. Закрепление и творческое применение в импровизированном развитии сюжетной линии сказки. Действие сказки обогащается разными видами музыкальной деятельности.
Методы творческого этапа: метод рассуждения о художественном произведении; метод сопереживания; метод обобщения.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Статья по музыкальному развитию на тему «Руководство музыкальной игрой-сказкой»
Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой
Музыкально-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетические образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности.
Музыкально-эстетическое воспитание решает задачи развития и формирования интегративных качеств личности, связанных с эмоционально-чувственным и художественно-образным познанием музыкального искусства в сравнении с другими видами искусств и со способностью соотносить выразительность музыки с окружающей ребенка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.
Основные задачи музыкально-эстетического воспитания связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает:
— развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
— обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);
— расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;
— развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;
— овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально- игровой деятельности.
Наряду с общими задачами музыкально-эстетического воспитания дошкольников, при включении сказки в процесс воспитания решаются и частнопедагогические задачи:
1. Ознакомление детей с речевыми и музыкальными способами интонирования, используемыми для передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания.
2. Освоение способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования для воплощения переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на воспринятое ими произведение. Закрепление способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования в процессе комплексных занятий.
3. Осознание детьми своих эмоциональных переживаний, вызванных произведением, и воплощение их разными способами творческой деятельности.
4. Формирование детьми собственного «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) – интонации просьбы, грусти, жалобной интонации, интонации призыва, радости и др.
5. Сравнение своих переживаний, выраженных разными способами творческой деятельности, с эмоционально-смысловой интонацией музыкального произведения.
Методы и приемы руководства музыкальной игрой-сказкой выстраиваются в соответствии с логикой развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста:
— этап музыкально-образного уподобления, где через систему разнообразных ориентировочных действий развивается способность ребенка определять характер и настроение музыкального произведения;
— эмоционально-импровизационный этап, на котором развивается способность ребенка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове, в разнообразных видах музыкально-ритмической, изобразительной и художественно-речевой деятельности;
— эмоционально-смысловой этап, на котором развивается способность эмоционально-осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно-образного содержания произведений искусства с образами героев музыкальной игры-сказки.
При включении музыкальной игры-сказки в педагогический процесс выделяются этапы педагогического руководства.
Таким образом, подготовительный этап руководства музыкальной игрой-сказкой включает:
— первоначальное знакомство со сказкой;
— слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры-сказки;
— метод первоначальной ориентировки в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);
— метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению).
В ходе ознакомительного этапа работы по руководству музыкальной игрой-сказкой доминируют методы:
— уподобления характеру художественного образа (разнообразные творческие действия ребенка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения);
— метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения (И. В. Груздова).
Поисково-творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой предполагает опору на методы:
— словесные (эмоционально-выразительные пояснения характера художественного произведения, использование сравнений, метафор, слов-образов, создание словесного рисунка, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки);
— моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника);
— озвучивания интонации разными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребенком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение;
— интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста;
— методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника).
Творческий этап работы включал такие методы, как:
— метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное, творчески-индивидуальное нахождение ребенком личностного смысла произведения);
— метод сопереживания (направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей);
— метод обобщения (направленный на сравнение ребенком эмоции пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией).
Последовательность этапов педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой реализуется комплексом взаимосвязанных методов музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Идея применения музыкальной игры-сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку – это один из подходов к решению проблемы музыкально-эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально-эстетической культуры личности.
Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками
Ирина Чулкова
Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками
В настоящее время музыкальная игра-сказка находит широкое применение в работе педагогов-дошкольников.
В музыкальной игре-сказке дети без усилий запоминают новый материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Занимаясь данной деятельностью,важно помнить слова выдающегося русского психолога Льва Семеновича Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом выражении его воплощении».
Музыкальные игры-сказки могут использоваться в работе с детьми 4-7 лет в ходе образовательной деятельности, в утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей.
Для начала необходимо сформулировать цели музыкальной игры-сказки, например, развитие творчества воспитанников и формирование музыкальной культуры.
Определите задачи работы над музыкальной игрой-сказкой, такие, как
1. заинтересовать воспитанников музыкальной театрализацией
2. воспитывать интерес к классической музыке
3. содействовать развитию творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей
4. способствовать самоутверждению детей
Затем нужно выделить направления работы:
1. работа с детьми
2. работа со взрослым контингентом (педагоги, родители)
3. создание предметно-развивающей среды.
В музыкальнойигре сказке ведущими являются принципы взаимодействия участников процесса:
— вовлечение родителей в педагогический процесс;
— сотрудничество всех членов педагогического коллектива.
Вовлечение родителей в музыкальные игры-сказки раскрепощает и заинтересовывает детей. Играя вместе в детском саду, у родителей развивается желание углубленно развивать творческие способности детей.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Создание сказочной атмосферы концентрирует детей на создание более ярких образов
Разработайте модель деятельности по созданию музыкально- предметной среды по теме «Музыкальная игра-сказка» в образовательном процессе дошкольного учреждения, куда включите
во-первых, изготовление сцены, костюмов, декораций, сценических атрибутов;
во-вторых, использование различных видов театров, мини-сцен, музыкально-театральных уголков в группах;
в-третьих, применение технических средств обучения, музыкальных инструментов.
В содержание деятельности можно включить:
— самостоятельную музыкальную деятельность;
— праздники и развлечения;
— игру на разнообразных музыкальных инструментах
Выделяется три этапа работы над музыкальной игрой-сказкой.
На первом этапе взрослый читает текст, оставляя детям лишь отдельные реплики, которые они произносят или припевают на свои собственные мелодии. Педагог направляет эту игровую деятельность детей, увлекая их и давая варианты действий.
На втором этапе дети самостоятельно, выразительно передают музыкальные сказочные образы, не меняя при этом сюжет сказки.
На третьем этапе во время свободной деятельности дети могут придумывать продолжение игр-сказок, меняться ролями, придумывать новые варианты импровизаций.
1. развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций.
2. расширяет представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки, дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке.
3. воспитывает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок.
Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм остается.
Методические рекомендации к работе по теме «Освоение космоса» с детьми 5–6 лет Данная методическая разработка позволяет диверсифицировать компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательного развития.
Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей Каждым народом выработаны разнообразные фольклорные формы, с помощью которых происходит приобщение детей к культурной среде, формируются.
Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС Краеведение является неотъемлемой частью патриотического воспитания младших школьников, средством повышения эффективности обучения и воспитания.
Методические рекомендации по использованию модульного оборудования на занятиях силовой гимнастикой с мальчиками Модульные конструкции повышают интерес детей к выполнению различных упражнений, поэтому они достаточно широко используются в программе.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Задачи (вытекают из общих задач программы): • развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским,.
Методические рекомендации по использованию простейших тренажёров на занятиях силовой гимнастикой с мальчиками. Простейшие тренажёры предполагают использование гантелей, эспандеров, резиновых колец. Структура данного занятия включает вводную, основную,.
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,.
Рекомендации для родителей по использованию сказки в нравственном воспитании ребёнка-дошкольника Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им больше читать, понимая, что художественная литература.
Алгоритм создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием.
Наша задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, педагоги дополнительного образования, учитывая особенности детей должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.
Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит творческих характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.
Это заставляет продумать иные подходы к организации педагогического процесса, планирования работы, построения занятий.
Описанный в данной работе алгоритм работы по постановке музыкальных сказок опробован в течении трех лет и дал хорошие результаты в развитии детей, подготовке их к обучению в школе и используется в настоящее время, что подтверждает его эффективность.
Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.
Алгоритм работы с детьми по созданию музыкальной сказки.
Данный алгоритм раскрывает пошагово работу по созданию музыкальной сказки.
Шаг №1. Введение в мир волшебства.
1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.
В группе дети знакомятся с русскими народными сказками и сказками других народов. Детям предлагается рассматривание иллюстраций, прослушивание и просмотра аудио и видео кассеты, посещение с родителями театров.
Учитывая сложности восприятия детьми дошкольниками музыкального произведения (наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание, малый объем музыкальной памяти); на музыкальных занятиях используются различные дополнительные средства выразительности: выкладывание мозаики, использование стихов и отрывков литературных произведений, игра со светом, использование зеркального шара, многоцветовой лампы (цветомузыка), аромолампы, аквариум (наблюдение за “волшебным” изменением цвета морских камней).
2. Развивать слуховое внимание, воображение, способствовать всестороннему речевому развитию (речевое общение, литературная речь, работа над просодикой, четкость произношения, темп и громкость речи, образная речь). Учить дифференцировать звуки окружающего мира. Развивать ассоциативное мышление при восприятие звуков окружающего мира.
Специально подобранный репертуар “волшебной музыки”, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.
Для прослушивания используется аудио кассета “Мир звуков – образы и настроения” А. И. Бурениной.
Прослушивание музыкального произведения предусматривает сосредоточение внимания, настрой слуховго аппарата. Используются игры: “Что слышит”, “Слушай звук”, “Кого сегодня нет” по Орфу, помогающие настроиться на нужный лад.
Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). При этом речевой материал дается в разных формах с музыкальным сопровождением.
Логоритмические упражнения разучиваются в процессе музыкально-ритмической игры, что позволяет в доступной форме развивать голосовой аппарат, научить четко, понятно, эмоционально произносить текст, развивать координацию движений.
Доступные игровые образы способствуют развитию образной речи. Музыкально-ритмические речевые игры способствуют развитию музыкальных способностей – чистота интонирования, динамический, гармонический, ритмический слух, помогают выразить эмоции, развивают мимику.
Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать волшебный лес, загадочную страну или пение райских птиц необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность и научиться дифференцировать звуки окружающего мира. С этой целью с детьми проводятся исследовательские игры: “Как звучит дерево”, “Как звучит вода”.
3. Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств. Кроме этого эффективно использовать “Экологический оркестр”.
Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.
4. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.
Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж.
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.
Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов или элементы костюмов, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. При внимательном рассматривании предметов, оказывается, что один и тот же предмет, может быть использован для определения многих персонажей. Например: колпачок – Петрушка, Клоун, Гном, Звездочет. Накидка – пелерина – плащ Царевича, Кот в сапогах, мантия Принца. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок – открывает неограниченные возможности для перевоплощения.
Для развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения используются игры: “Найди пару”, “Разведчик”, “Волшебный платок”, “Волшебная палочка”, “Маска, я тебя знаю”.
Шаг 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.
1. Выбор произведения.
Как выбрать произведение, которое будет действительно интересовать детей, будет соответствовать возможностям и особенностям данного возраста, будет отвечать постановочным развивающим задачам, удовлетворит детский творческий порыв и желание, принесет детям радость общения и раскроет индивидуальность. Большую долю информации педагог почерпнет из первого этапа работы. Так и проявятся индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Но как принять коллективное решение, т.к. сказка – это коллективная работа. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит в разных вариантах известные и неизвестные сказки. С основной частью сказок дети уже ознакомились на подготовительном этапе. Таким образом, определяется круг интересов и желаний детей и определяется тип сказки, вызывающий интерес в данном возрасте. Например в старшем дошкольном возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям предлагается вспомнить сказку, где присутствуют желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку “Спящая красавица” (там есть принцесса и фея), мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане” (там есть 33 богатыря). А какой момент вам нравится больше всего? Девочкам нравится бал и все, что с ним связано: бальные платья, танцы, веера, шали, маски. Мальчикам нравятся сказочные сражения, превращения, путешествия и привлекает внешний вид и атрибуты персонажа: шлемы, плащи, сабли, шпаги, волшебные корабли, возможность сказочного перемещения по воде, земле и воздуху. Так что же нам мешает попробовать себя в роли любимого персонажа и в интересующей нас ситуации? Представить нужную ситуацию не составляет труда (мы уже научились этому в подготовительный период). Где взять волшебные атрибуты? В ход идут все предметы заменители. Но как быть, если не совсем нравится сюжетный поворот, если непонятная ситуация, если ситуация не соответствует представлениям возраста. Давайте поменяем ситуацию. “Вырулим” ее на новый или другой виток. Придумаем старую сказку на новый лад (как мы ее себе представляем). Придумаем другой конец сказки, придумаем новую сказку, добавим новые персонажи
В процессе поиска меняются желания, девчоночьи интересы проникают в мальчишечьи и наоборот. Образы становятся взаимодополняемыми. Персонажи одной сказки общаются с персонажами другой, выручают друг друга, взаимодействуют. Таким образом, находятся общие точки соприкосновения, рождается коллективное решение. Так родилась сказка “Три апельсина”, где сложный, философский сюжет, приобрел простоту и детскую непосредственность. Так родилось новогоднее представление “Бал в сказочном королевстве”, где персонажи разных сказок смогли присутствовать на одном балу и выразить свои желания.
2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.
Развитие слухового внимания. Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того, чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому занятию уделяется большое внимание в подготовительном периоде, описанном выше. Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети приходят уже подготовленными. Поскольку сам по себе спектакль не является точной копией какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то и музыка в спектакле весьма разнообразна. Звучит классическая музыка – Чайковский, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков; современная классика – Прокофьев, Свиридов; эстрадные композиции; народная музыка; детские песенки и детское музицирование. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи.
Знакомство с музыкой может происходить во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучиваются при работе над образом, танцующие персонажи знакомятся с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходит одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует принцессу в сказочном замке, а кто-то дома обдумывает волшебный лес. На следующий день мы имеем собственные иллюстрации, которые еще более активизирует интерес к нашей сказки.
Шаг 3. Работа над персонажами.
1. Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректирует и помогает, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа, помогает глубже понять образ. Для этого необходимо побудить ребенка к проявлению воображения, фантазии. Если необходимо представить волшебника, то помогает упражнение “Фантазер”, если надо почувствовать себя феей, то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу получается веселый клоун, то весело двигаться и прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает” или “Два клоуна”. Зачастую бывают очень сложные персонажи, особенные, с которыми дети редко встречаются или впервые слышат. Именно новизна темы и дает большие возможности для развития памяти, воображения, развивает познавательные способности, кругозор. К таким персонажам подбираются, придумываются целые комплексы групповых и индивидуальных упражнений. Так, например, разучивая сказку “Три апельсина” пришлось познакомить детей с жанром итальянской комедии. Познакомить с традиционными героями итальянской комедии – Труффальдино, Панталонэ. Для них подбираются упражнения на определение черт характера, на выражение эмоций, на смену характера.
Хорошо представив и поняв своего персонажа, озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.
Правильная артикуляция достигается многими музыкальными упражнениями: “Да, дэ, ди, до,ду”, “А – д”, “Паровоз кричит ду-ду”, “А вагоны говорят – так, так…”, “До, ре, ми”, “Звуки музыки”, “Во кузнице”
Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать на основе психогимнастики М.И.Чистяковой.
Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме.
Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.
Правильное дыхание является основой не только правильной речи, но и правильного пения. К вышеизложенным упражнениям на дыхание добавляется дыхание по музыкальным фразам. Умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, петь на одном дыхании сначала мотив, а после музыкальную фразу. Дается понятия дирижерского текста для правильного вступления, окончания и правильного дыхания во время исполнения музыкального произведения. Когда звучит музыка, нельзя нарушать ее словом, но можно показать жестом, как надо исполнять. “У дирижера работают руки, а у исполнителей внимательные глаза и послушный голос”. На каждого персонажа или группу подбирается свой комплект развивающих упражнений и игр в соответствии с теми задачами, которые требуются. Например, Восточный танец требует от исполнителей уловить малейшие изменения в музыке. Необходимо развивать динамический слух: игра “Громко – тихо запоем”, “Принц и принцесса” (принц ищет принцессу по громкой музыке). Чтобы уловить сложный ритм, развиваем чувство ритма: игра “Спой свое имя”, ритмический рассказ “Дети вышли погулять”.
Гармонический слух тесно связан с характером музыки, с музыкальным образом персонажа. Упражнения: “Веселый капитан, грустный капитан”, “страшный лес, веселый лес”, “Выглянуло солнышко, вышла тучка”. Каждый исполнитель роли по-своему воспринимает музыку и имеет возможность импровизировать, перестраивать и дополнять характер персонажа по своему усмотрению.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.
Например звучит увертюра к “Аленькому цветочку” и исполнители занимают свои места. Звучит тема пустыни, и дети ставят декорации пустыни (кактусы и песочная ткань). В процессе работы над персонажем формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры.
Шаг 4. Создание сценического пространства.
Для этого необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края.
Игры способствуют развитию ориентировки: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Ветерок”, “Лес” (деревья и звери), “Иголочка и ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”, “Декорация”, “Разведчик”.
Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.
Педагогу остается скорректировать творческий намек детей, не навязывая своего видения, но совместно “обживая” с детьми пространство. Все, что может послужить, для репетиции эпизодов находит свое точное место на площадке (элементы декорации, реквизит). А элементы костюма находят своего исполнителя.
Шаг 5 Формирование актерского состава (распределение ролей).
Дети на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир, сами создавали его, научились смотреть и слушать известные сказки и сказки, придуманные детьми. За это время сформировались детские желания, обозначился круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность высказать свое желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребенок сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнерами). Ребенку дается возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли, его ли это “одежка”. С другой стороны его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнерами). Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей определяет исполнителя наиболее подходящей роли.
Ребенку дается возможность попробовать себя в образе одного или нескольких персонажей, тем самым, развивая уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и со взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Шаг 7. Повторные показы.
Значение работы по алгоритму
Работа на основе использования данного алгоритма позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков, общему развитию.
С использованием данного алгоритма были поставлены музыкальные сказки “Любовь к трем апельсинам”, Бал “В гостях у Золушки”, по мотивам сказок А.С.Пушкина, “Щелкунчик” по авторским сценариям.
Следствием данной работы явилось то, что у детей сформировался устойчивый интерес к музыкальной и театральной деятельности, что позволяет детям принимать участие в выступлениях на районных мероприятиях.
Разработанное планирование и построенная работа с детьми с учетом задач развития, позволяет придать музыкальным занятиям развивающий характер, а включение педагогов дополнительного образования и родителей позволяет стимулировать личностный рост каждого ребенка.
Активизировался интерес родителей к творческой деятельности детей.
Дало возможность принимать с детьми участие в публичных выступлениях на районных и городских конкурсах детского творчества, на мероприятиях, проводимых для ветеранов, праздниках города.