Конспект по развитию речи «Познавательный ребенок «
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 193
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
(МАДОУ № 193 «Детский сад общеразвивающего вида»)
650003, г. Кемерово, бульвар Строителей, 42а, тел. 73-21-00, madou193@mail.ru
Конспект по развитию речи с использованием ИКТ «Показательный ребенок»
Константинова Елена Алексеевна
Конспект по развитию речи с использованием ИКТ «Показательный ребенок»
Цель занятия: Довести до понимания детей идею произведения М. М. Зощенко «Показательный ребенок», через мотивы, характеристику героев, дидактическую игру.
Продолжать знакомить с рассказом М. М. Зощенко «Показательный ребенок». Учить запоминать содержание текста, анализировать поступок главного героя, понимать идейный смысл произведения, аргументировать свою точку зрения.
Развивать слуховое внимание, учить внимательно слушать содержание литературного произведения, не отвлекаясь на другие объекты.
Воспитывать умение понимать эмоциональное состояние главных героев, сопереживать им.
Формировать умение во время игры выполнять игровые правила и правила работ и интерактивной доской.
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй мой дружок
— Ребята почтальон принес нам письмо, как вы думаете, что там? Давайте посмотрим, что это? (открываем электронное письмо, находим хрестоматию) Верно это книга. Интересно что же внутри (нажимаю на книгу, она исчезает) Ребята книга исчезла, как вы думаете куда она, могла исчезнуть?
Воспитатель показывает хрестоматию
— Хрестоматия появилась в нашей группе, потому что это наш хороший друг.
Как вы думаете, почему эту книгу называют хрестоматией?
Воспитатель листает хрестоматию
— Правильно, в хрестоматии собраны рассказы, стихотворения, сказки, которые написаны народом или одним автором
Хрестоматии есть для взрослых, есть и для детей. Как вы думаете кому предназначена эта хрестоматия?
Почему вы так решили?
— Да, в хрестоматии много картинок, которые называются иллюстрациями.
Как вы думаете, зачем в хрестоматии иллюстрации?
— Иллюстрации помогают детям лучше понять произведение. Сегодня мы с вами продолжить читать рассказ, а как он называется, и кто его написал вы можете сказать если соберете из отдельных частей целую картинку, которая как называется? (иллюстрация) Давайте подойдем к смарт доске.
Дети и воспитатель подходят к доске
— Перед тем как вы начнете собирать иллюстрацию, давайте вспомним, правила работы с смарт доской:
Подходим к доске на расстоянии вытянутой руки;
Сильно не давим стилусом на доску;
Работаем по очереди.
Дети собирают разрезные картинки
— Узнали рассказ? Да, сегодня мы продолжим читать рассказ Михаила Михайловича Зощенко «Показательный ребёнок». Зощенко написал много рассказов как для детей, так и для взрослых. В его рассказах герои часто совершают нелепые поступки или попадают в смешные истории. Но чтобы они не делали, ими всегда движет доброта, любовь и уважение к окружающим. Я люблю рассказ Михайло Михайловича Зощенко «Показательный мальчик», потому что он напоминает мое детство, когда однажды на день рождение подарили мне маленького котенка. Котенок часто прятался: залезал в коробки, под одеяло, на шкаф, прямо как в рассказе. Но прежде, чем продолжим читать, давайте вспомним начало рассказа: Главного героя звать Павлик. Он живет с мамой, папой и бабушкой. У Павлика есть кошка по имени Бубенчик. Однажды почтальон принес письмо. А когда он ушел, то Павлик обнаружил что пропала кошка. Мальчик решил, что почтальон хитрый, он специально взял Бубенчика, потому что кошечка дрессированная. Когда бабушка уснула, Павлик надел пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел из дома. Он решил отдать письмо почтальону и взят у него своего Бубенчика.
Как вы думаете, нашел Павлик почтальона? Смог ли он забрать у него свою дрессированную кошечку по имени Бубенчик?
— Как Павлик искал почтальона и смог ли он вернуть свою любимую кошечку, узнаем, если прочитаем дальше рассказ Михайло Михайловича Зощенко «Показательный мальчик».
— Спинки выпрямите, ножки поставьте ровненько, приготовьтесь слушать.
Воспитатель читает рассказ
Как вы думаете, почему женщина, которая увидела Павлика на улице сказала: «Ах, позовите скорей милиционера!»
Что сделал милиционер, когда подошел к мальчику?
Почему милиционер назвал Петю «боевой, показательный ребёнок»?
Что сказала мама, когда узнала от Павлика, почему он вышел из дома?
Как вы думаете, правильно ли поступил Павлик, когда ушел из дома на поиски кошки?
Что могло произойти с Павликом на улице, если бы он не знал адреса где живет?
Можно ли выходить из дома одним без взрослых? Почему?
— Главный герой рассказа Павлик хотел совершить хороший поступок – вернуть любимую кошечку по имени Бубенчик. Можно сказать, что он отзывчивый, смелый, решительный ребенок. Но мальчик совсем не подумал о других людях, когда отправился на поиски без взрослых. Ему всего пять лет, и он не понимает, что взрослые будут волноваться, если ребенок на улице находится один, так как может попасть в разные неприятные истории. Если внимательно прочитать рассказ, то можно найти ответ на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо». Если, то что я вам скажу хорошо, то хлопните в ладоши, а если плохо, то топните ногами.
Уходить из дома без разрешения взрослых. дети топают ногами
Знать свой домашний адрес. дети хлопают в ладоши.
— Давайте встанем и немного разомнемся.
— Давайте сядем на стульчики и продолжим беседу дальше.
Дети садятся на стульчики
— В рассказе встречаются необычные слова и выражения, давайте поговорим, как вы их понимает:
Что значит «вот так номер»?
— Это значит, что произошло что-то необычное, чего человек и не ожидал. В рассказе говорится: «Бабушка воскликнула, вот так номер — наш Бубенчик пропал!»
Что означает «хитрый почтальон»?
— Хитрым называют человека, который хочет обмануть. Павлик, когда исчезла кошечка подумал, что «наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.»
Можно ли сказать, что почтальон хитрый? Почему?
Как вы понимаете слово «побранила»?
— Правильно, побранила, значит поругала. Послушайте, как это говорится в рассказе: «Мама удивилась, что Павлик идёт по улице, взяла его на руки, принесла домой. Дома она его немножко побранила. Она сказала: «Зачем ты убежал на улицу?»
Понравился вам рассказ Михайло Михайловича Зощенко «Показательный мальчик»?
Я сейчас проверю. Буду читать предложения из текста, а вы должны их закончить. Будьте внимательны.
— Я вам предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!» А для этого надо подойти к доске. Играть будем по очереди. За правильный ответ будете получать клубочки, с которыми любят играть котята. По окончании игры, мы посчитаем клубочки и выберем победителя. Договоритесь между собой, кто начнет игру первым.
Найди всех героев рассказа, и переместите их вверх, а героев, которые не встречались в рассказе переместите в низ.
Найди человека, который принес письмо, и обведи его.
Найди человека, который первым увидел Павлика на улице, и обведи его.
Найди предмет, где спрятался Бубенчик и обведи его.
Соедини стрелкой, что делали герои в рассказе. (бабушка-кресло, мальчик-кошка, мама-магазин, папа-машина)
Соедини стрелкой предметы, на которые прыгал Бубенчик, чтобы очутиться на полу (шкаф-комод-стул-пол).
Посчитайте сколько у вас клубков.
— Я рада, что каждый из вас стрелялся и набрал одинокое количество клубков. Победила дружба. А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз.
ты по кругу посмотри, чтобы лучше видеть мир
— Давайте пройдем на места и поговорим, чем мы сегодня занимались.
Как называется рассказ, который я вам сегодня читала?
Кто написал рассказ «Показательный мальчик»?
Перед тем как прослушать рассказ вы сказали, что …(что сказали на этапе прогнозирования). Сбылись ваши предположения?
Почему ваши предположения не сбылись?
— Правильно, чтобы узнать, о чем рассказ, надо всегда его читать, потому что название рассказа не всегда может подсказать, о чем он.
Что вы сегодня узнали?
Дети выбирают смайлики
— Я хочу вас похвалить. Мне было с вами интересно заниматься. Вы внимательно слушали рассказ и поэтому смогли ответить на все вопросы. Играли дружно, не мешали друг другу. Были активны на протяжении всего занятия. А сейчас мы будем собираться на прогулку, где вы, я надеюсь, тоже проявите смекалку и сообразительность.