Покровитель птиц и зверей

Животные

Кто на небесах молится о наших питомцах? О святых братьях, мучениках Флоре и Лавре

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Сейчас в наших домах можно встретить много разнообразных домашних животных: от кошек и собак до рыбок и медлительных улиток. Животные становятся полноценными членами семьи: о них заботятся, ухаживают, их лечат, за них переживают, когда они болеют.

Христианское учение не дает однозначного описания: наследуют ли животные Царство Небесное и что с ними происходит после смерти. Однако, нам всем хочется верить, что и после смерти мы встретимся с нашими пушистыми, когтистыми и забавными питомцами.

Нет, ничего удивительного в том, что мы начинаем задаваться вопросом, а существуют ли святые – покровители животных? В агиографической литературе существует повествование о святых страстотерпцах Флоре и Лавре.

О мучениках Флоре и Лавре известно крайне мало. К сожалению, сведения об их жизни ограничиваются житием.

Иконография: Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 101 см, ширина 82 см Композиция иконы делиться условно на 2 части: верхнюю и нижнюю. Наверху в центре изображен ангел. Архангел Михаил изображен в рост, в фас, стоящим на пригорке. С левой и правой сторон помещены фигуры святых Флора и Лавра. Они представлены в рост, в повороте ¾, в легком наклоне вперед. Немного ниже изображены фигуры двух коней в профиль, вставших на задние ноги. На первом плане иконы изображения трех всадников и лошадей у водопоя. Инв. № КГИАХИМ КП 5504. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Житие святых

Мученики Флор и Лавр были родными братьями, исповедующими жизнь во Христе. Они жили во II веке в Византии, откуда перебрались в Иллирию (современная территория Босния и Герцеговина, Сербия) и были искусными мастерами в обработке камня.

В житие святых, составленным Дмитрием Ростовским, мы можем прочесть:

Правитель области, где жили братья, Ликаон, послал их на строительство храма Геракла в соседний край. Флор и Лавр усердно исполняли свои обязанности.

Полезные материалы

Братья не скрывали, что исповедуют христианство. Днем работали на стройке храма, ночью молились. Большую часть заработанных денег раздавали нищим, помогали нуждающимся, рассказывали язычникам о христианской вере.

Однажды на место строительства храма пришел сын верховного оракула, чтобы наблюдать за работой братьев. К несчастью, он подошел слишком близко и кусок камня поразил его в глаз. От боли юноша закричал и на его стенания прибежал языческий жрец Мемертин, отец юноши и даже хотел побить нерадивых работников, но его остановили.

Флор и Лавр дали ему слово вылечить его сына. Они привели отрока в свой дом и стали ревностно молиться об уврачевании глаза, призывая больного уверовать в Иисуса Христа. Флор и Лавр увещевали юношу уверовать в Единого Бога Иисуса Христа. Только чистая и искренняя вера в Бога может помочь больному. Сын языческого жреца ответил, что уверует, если глаз его станет здоров.

Икона святых мучеников — братьев Флора и Лавра

В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшим с одним жрецом, по имени Ерм. По обычаю, язычника привели в храм Зевса, чтобы посвятить его в жрецы. Обряд обращения состоял в том, чтобы опустить на голову посвящаемого огромную тяжелую руку идола.

Когда опускали десницу языческого божества на голову будущего жреца, она была настолько тяжелой, что ее не смогли удержать и рука идола сильно повредила лицо Ерма. С каждым днём несчастному становилось всё хуже, но ни один из языческих богов не пришёл к нему на помощь и не вылечил его.

Лавр и Флор, выслушав рассказ, стали снова молиться, призывая помощи Бога вернуть здоровье раненному глазу. Окончив молитву, они осенили отрока крестным знамением и тотчас же глаз заживился и стал видеть, как раньше. Видевший это чудо, Мемертин уверовал в Истинного Бога Иисуса Христа также, как и излечившийся юноша.

После окончания строительства храма, Флор и Лавр не передали его жрецам, а наоборот установили в восточной части сооружения крест и собрав вместе около трехсот человек из новообращенных ими горожан, исполнили первую молитву.

Во время служения произошло чудо храм озарился небесным светом. Видя всё это, присутствующие немедленно отправились в соседнее здание, где хранились идолы, приготовленные для установки в новом храме, там они принялись бить и ломать статуи.

Правитель области, узнав об этом, пришел в ярость и приказал поймать всех, кто были вместе с Фролом и Лавром и придать сожжению, среди погибших были Мемертин и его сын. Братьев, после жестокого избиения, отправили обратно в Иллирию.

Позднее, мощи святых мучеников были обретены и триумфально перевезены в Константинополь.

Почему братья считаются покровителями животных

Зародилось чинопочитание святых мучеников как покровителей домашних животных, в особенности лошадей, уже в XIII веке. Свидетельства о чудесных исцелениях, исходящих от мощей праведных мучеников описывал новгородский паломник Антоний уже в 1200 году.

С тех пор в Новгороде бытовало предание о прекращении падежа скота и врачевание животных через молитвы Флору и Лавру.

Житийная икона мучеников Флора и Лавра

Икона

Изображать лошадей на иконах святых принято только в русской православной традиции. У других народов, исповедующих православие такой особенности, нет.

Чудо Архангела Михаила

Это же предание легло в основу сюжета самой известной иконы, посвященной мученикам «Чудо о Флоре и Лавре». Сюжет иконы рассказывает о том, как святые пришли на выручку пастуху, лишившемуся своих коней и помогли отыскать утерянных животных.

На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил, стоящий на вершине холма, лицом к молящимся, а по сторонам, страстотерпцы Флор и Лавр. Ниже – два коня: белый и вороной под красивыми седлами. Архангел Михаил передает братьям поводья этих коней.

О чём возносят молитвы и читают акафисты

В Древней Руси икона святых Флора и Лавра была в каждой крестьянской семье потому что лошадь являлась основной кормилицей. Ко дню памяти мучеников-братьев, крестьяне старались закончить все работы в поле, чтобы освободить животных от работы.

Читайте также:  Эксперименты с животными в майнкрафт

Лошадей приводили на церковные паперти, украшали яркими попонами, вплетали в гривы различные ленты и цветы. После праздничного богослужения коней окропляли освященной водой. Сейчас эту икону часто можно встретить на конюшнях и в ветеринарных клиниках.

Источник

Блажен, иже скоты милует

Милосердие к животным – важная часть христианской веры. Обладают ли наши домашние питомцы душой? Попадут ли в лучший мир? Какое место должны занимать в нашей жизни? Какие святые покровители животных? Христианское отношение к животным.

Бессловесные друзья святых

Старец Герасим был велик, поэтому у него был лев. А мы малы – у нас кот” – говорил Оптинский старец Нектарий, поглаживая своего усатого любимца – кота необычайно умного и послушного.

Для христианской традиции характерна любовь к животным. Пример её нам показали многие подвижники, подвизавшиеся в монастырях и скитах от Малой Азии до Крайнего Севера. Как говорил Исаак Сирин:

«Животные обоняют запах рая и идут к святым».

Сергий Радонежский в начале своего иноческого пути жил один в глухом лесу, когда увидел возле своей избушки большого медведя. Он поступил как странноприимец, предложив зверю кусок хлеба. Медведь привык к угощению и часто посещал отшельника. Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя в утешение. Порой он сам оставался без еды, отдав мохнатому гостю последнюю краюху. Сергий предпочитал скорее не есть в тот день и голодать, нежели обмануть зверя и отпустить без еды, – сказано в житии.

Святитель Филарет, размышляя об этом, говорил, что, возможно, «в сем мирном обращении со свирепою тварью созерцал он следы первоначального повиновения всех тварей невинному человеку». Медведь же стал до того ручным, что слушался Сергия, как овечка, и никогда не отвлекал от молитвы, дожидаясь, когда отшельник найдёт время для него. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» – восклицал псалмопевец Давид.

Павел Обнорский, ученик Сергия Радонежского, перенял у своего наставника любовь к созданиям Божьим. Поначалу он был в келейном послушании у святого, но потом, чая одиночества, испросил у Сергия благословения уйти в края необжитые. Он построил келью на реке Нурме, на Вологодчине. Однажды другой ученик Сергия Радонежского навестил Павла и увидел дивную картину: стаи птиц щебетали возле кельи пустынника, некоторые из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; рядом стоял медведь, вокруг шныряли лисицы и зайцы, для каждого находилось лакомство и доброе слово. «Вот жизнь невинного первого человека!», – говорит житие. Так в мире с природой и Богом Павел прожил 112 лет.

Серафим Саровский, спасаясь в чаще, тоже подружился с медведем. Свидетелем этому были приходившие к нему монахи. Медведь даже послужил спасению одной заблудшей души. Некая Матрона, подвизавшаяся в Дивеевской обители, однажды затосковала по грешному миру и решила оставить монашескую стезю. За советом она отправилась к Серафиму Саровскому. Явившись перед старцем, Матрона стала жаловаться на уныние, и тут заметила медведя, явившегося к старцу за угощением. Матрона хотела бежать прочь, но Серафим остановил её. Он, как обычно, стал кормить медведя сухариками. Матрона удивлённо наблюдала лесную идиллию.

– О каком унынии ты говоришь, посмотри, какой гость к нам пришёл. Старцу Герасиму служил лев, а нам медведь покоряется. Это ли не чудо? Прошу тебя, матушка, не унывай ни за что и никогда.

Старец сказал, чтобы Матрона тоже угостила медведя, и та в свою очередь покормила косолапого остатками хлеба. Печаль оставила её, повеселевшая женщина вернулась в родной монастырь.

Если в душе человека мир, рождённый духом святым, это вызывает у зверей ответную доброту.

В наше время

Не только святые, но и обычные монахи, наши современники, опекают диких животных, являя чудеса взаимного доверия.

Волчице было всего 15 дней, когда её отдали Амвросию. Он рассказывает: «Когда её принесли ко мне, только что глаза открылись. Я кормил её каждые четыре часа, сначала молоком, потом молотым мясом. Назвал её Альфа, так как мне рассказали, что она была самой крупной в выводке и, вероятно, была предназначена к тому, чтобы стать альфа-самкой».

По свидетельству очевидцев, волчица не подпускает к себе никого, кроме отца Амвросия. Она держится от всех на расстоянии, и только к своему хозяину ластится. Тот же в свою очередь не ограничивает свободу зверей, позволяя им гулять в горах. Отец Амвросий считает, что уважение к чужой свободе свойственно любви. Тот, кого ты любишь, обязательно вернётся.

Старец Фиофилакт из афонского скита Святого Василия любил животных и помогал им. Так однажды к нему явилась косуля со сломанной ногой. Дикарка совершенно доверилась монаху, которые поместил её больную ногу в лубки и крепко забинтовал. При этом старец говорил с ней, как врач с пациентом: “Теперь иди с миром, а через неделю приходи, я посмотрю”.

Паисий Святогорец много и трогательно рассказывал о своих любимцах. В жаркий день змеи просили у него воды, и он поил их, не опасаясь. Вот его рассказ: «Шакалы меня прямо умиляют, потому что, когда они хотят есть, плачут, словно маленькие дети. А с котятами у меня сейчас в келье просто беда. Они поняли, что каждый раз, когда звонит колокольчик, я выхожу во двор и выношу им кое-какую еду. Так они теперь, когда хотят есть, дёргают за верёвку, и колокольчик звонит. Я выхожу, вижу, что они дёргают за верёвку, и кормлю их. Как же Бог всё устроил!

Ко мне приходят шакалы, кабаны. Когда кошки уходят, прибегает лисичка. Прилетают птицы стаями: большие, маленькие. Я даю им размоченные сухари, и они едят».

Когда старец хворал, птицы влетали в окна кельи и пели ему.

Геронда писал своему другу: «У меня в келье не только птицы, но и все животные, приходящие туда – шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змеи, – насыщаются от преизлияния моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и все вместе, зверие и вси скоти, гад и и птицы пернаты (Пс.148,10) “хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”.

Честно признаюсь, завидую отшельникам, у которых столько необычных друзей.

Читайте также:  Физиология животных реферат введение

В России немало примеров внимания церкви к животному миру.

В деревне Лемешево при Ильинском храме настоятелем отцом Петром Дынниковым создан приют для животных, где занимаются их реабилитацией и пристройством к добрым хозяевам.

В Угличе женский монастырь приютил около тридцати кошек.

При храме святителя Спиридона Тримифундского в Ораниенбауме (г.Ломоносов) настоятель отец Олег создал зоопарк, где находится несколько десятков зверей, среди которых есть крокодилы. Для священника любовь к природе – часть проповеди. Он говорит:

В Свято-Духовом монастыре (Волгоградская обл.) священник-орнитолог отец Василиск создал фазанарий, где живут более ста птиц 40 различных видов. Священник не только заботится о постоянных обитателях фазанария, но и принимает раненых птиц, которых лечит и отпускает на волю.

Мне вспоминается Франциск Ассизский, который проповедовал птицам и просил их нести весть о Господе всему миру.

Нет нечистых животных

Понятие о чистых и нечистых животных православию чуждо, хотя в старину его заимствовали из Ветхого завета. Там некашерных животных целый список, куда входят заяц, тушканчик, свинья, верблюд и многие другие существа. Но современное христианство не разделяет такой подход, хотя древле русские отчасти соблюдали его. Старообрядцы соблюдают до сих пор, делая исключение только для свиньи, которую употребляют в пищу.

Дольше всех у православных продержалось понятие о собаке как о животном, которому не место в жилище. Конечно, такое мнение обусловлено меньшей аккуратностью собаки по сравнению с кошкой, но отнюдь не тем, что она служит помехой благодати или является источником скверны в мистическом смысле. Даже российские патриархи заводят себе собак. Три собачки было у покойного патриарха Алексия, собака есть у патриарха Кирилла.

В том, что кошки – чистые животные, никто не сомневается. Немало их живёт при храмах. На днях знакомая, зайдя в одну столичную церковь, увидела на тумбочке, где прихожане пишут записки, большого спящего кота. Было видно, что церковь для него – дом родной и никто его оттуда не гонит. Об одном из таких животных есть замечательный рассказ протоиерея Алексия Лисняка «Светлый кот». А старца Николая Гурьянова связывала трогательная дружба с котом Липой, которого называли его «верным келейником».

Есть только один аспект, связанный с пребыванием кота или собаки в доме – их не следует допускать туда, где хранятся сувениры из святых мест, святая вода и религиозная литература.

Протоиерей Павел Великанов говорит:

«У человека по отношению к животным особое призвание. Приближаясь к Богу, человек должен подтянуть на другой качественный уровень бытия тварный мир. Человек должен обожиться, а животный мир – очеловечиться. И то, что домашние животные в определенном смысле очеловечиваются, тому подтверждение».

Если есть возможность помочь животному – бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать. Добро зачтётся ему перед Богом, а равнодушие вменится во грех. Каждое живое существо чувствует боль и страх не меньше, чем человек.

Следует останавливать детей, которые мучают животных. Давно замечено, что именно такие становятся серийными убийцами.

Православие относится к усыплению животных отрицательно. Не одобряет стерилизацию, но допускает её, если нет иного решения. Охота, как убийство животных без нужды, тоже негативное явление.

Архимандрит Порфирий Шутов, наместник Соловецкого монастыря отмечает: «Признак чистоты сердца – воздыхание о всей твари. Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые… Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать».

Попадут ли звери в Рай?

Будут ли животные, подобно людям, воскрешены после Второго пришествия Христа? Куда они уходят после смерти? У святых отцов, теологов и священников разные мнения на этот счёт. Христианские авторитеты несогласны друг с другом в этом вопросе. Догматического учения о душах животных у христианской церкви нет.

Есть версии:

Протоиерей Андрей Ткачёв о том, что произойдёт с животными после Второго пришествия.

В Библии немало примеров того, что участь животных небезразлична Всевышнему. В начале времён он сам приводил их к Адаму, чтобы тот давал им имена. Стоит отметить, что животный мир был сотворён прежде человека.

Также мы помним историю Ноя, которому Бог повелел сохранить в своём ковчеге представителей животного мира. При этом не были важны ни красота, ни польза животных – Бог отнесся ко всем видам беспристрастно.

Вспомним, Христос был рождён в яслях, и над ним, младенцем, согревая его дыханием, собрались домашние животные. На иконах, изображающих Рождество, присутствуют волы, ослы, овцы, верблюды. Наверное, символично, что Богочеловек появился на свет среди мирных бессловесных тварей, тогда как был гоним людьми.

Впоследствии хищники часто отказывались терзать первых христиан, которых отдавали им в жертву языческие императоры. Они припадали к стопам праведников, а некоторые разрывали охранников.

Иеромонах Никанор Лепешев объясняет:

«В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, “последний враг истребится — смерть”. То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте».

Святитель Лука Войно-Ясененцкий в своём труде «Дух. Душа. Тело» размышляет:

“”«Только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, – хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Святые покровители животных

На Руси исстари прибегали к Богу, прося милости и защиты для домашних животных. Сохранился обычай брызгать на заболевшую скотину святой водой, а в особых случаях даже позволять пить её, выгонять стадо освящённой вербой на пастбище и даже читать специальные молитвы за здравие.

Есть немало святых, которых православная церковь считает покровителями животных.

Читайте также:  Энимал планет про животных для детей

Среди них святой Модест, ожививший отравленный скот одного верующего человека. Святой Власий, при жизни опекавший многих зверей и птиц, живших у его кельи, и поступавший так же святой Антоний.

Святые Фрол и Лавр – помощники коневодов. Святой Никита – покровитель водоплавающей птицы. И у свиней есть заступник – святой Василий. А святой Георгий защищает даже хищников, в частности волков.

Также молятся священномученику Афиногену, святой Агафье, святому Антонию Великому, святой Герасиму Иорданскому и многим другим.

Есть мнение, что о здравии собак и кошек наиболее уместно обращаться к святому Власию и к святым Фролу и Лавру. Найти пропавшее животное хозяевам не раз помогала молитва мученику Трифону.

Своими мыслями делится игумен Игнатий Морозов:

«Я уверен, что живое существо, которое живет – во дворе ли, в доме ли – просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви – сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был – собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, – бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви».

Источник

Покровитель птиц и зверей

В России ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. таким образом активисты Фонда пытаются привлечь внимание общественности в проблемам животных, которые нуждаются в защите своего «большего брата». Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. Они живут в каждой третьей российской семье.

Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.

Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва. Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника, святого Антония Иорданского, святого Маманта, преподобного Иоанна Рыльского помогавших зверюшкам.

В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.

В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми.

Молитв посвященных собакам или кошкам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака или кошка – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье наших домашних любимцев. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки или кошки этим святым. И были случаи, когда тяжело больные домашние животные выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.

Молитва св.Флору и Лавру: Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов.
Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.

По народным представлениям, Егорий начинал весну, отмыкая землю, выпуская на белый свет росу. Именно поэтому юрьевская роса и считалась целебной. Такой росой положено было умываться. Росу собирали полотенцем и затем утирались им. На утреннюю росу выгоняли животных, чтобы целебные силы полностью впитались в их организм. Говорили: «Юрьева роса выкормит скотину лучше овса!». Чтобы коровы лучше доились, вымя протирали полотенцем с юрьевской росой. А опытные знахарки эту же росу использовали как средство от сглаза.

Источник

Познавательное и интересное