Самые положительные сказочные герои
Положительные герои русских народных сказок
Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.
Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.
Положительные герои зарубежных сказок
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.
Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.
Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.
Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.
Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.
Зайчик-побегайчик, зайчишка серенький, косой — как только не называют зверька в русских народных сказках. Его наделяют трусливым, но в то же время дружелюбным характером. Сказочный заяц обладает хитростью, ловкостью и изворотливостью. Яркий пример — сказка «Лиса и заяц», где маленький зверек из трусливого животного превращается в смекалистого героя, сумевшего обмануть даже злого волка и помочь своим друзьям.
В природе зайцы действительно обладают осторожными повадками, которые помогают им избегать зубов хищников. Эту особенность животного знали и наши предки.
Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная. Какими чертами только не наделяют лису в сказках. Она обманывает зверей, ищет всюду выгоду, не боится людей. Лиса дружит с сильными, но только для своей выгоды.
В образе животного воплощена хитрость. Народным прототипом можно считать нечестного, вороватого, но в то же время умного человека. Лису боятся, презирают и одновременно уважают. Об этом свидетельствует обращение к ней в сказках как Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.
Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»
его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.
Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.
Медведь
Сказочный медведь — это хозяин леса. Он сильный, грубый, неповоротливый и не совсем умный. Считается, что в образе медведя простой народ хотел показать помещиков. Поэтому в сказках это животное часто обманывают более слабые животные, с которым ассоциируются обычные люди.
В то же время, в сказках можно встретить и другой образ медведя: доброго, спокойного, честного и свободолюбивого. Достаточно вспомнить, как помог мишка заблудившейся девочке Маше в одноименном произведении.
Мужик (крестьянин)
Образ мужика в сказках имеет разное значение. В одних произведениях он выступает как олицетворение трудового народа: несколько простоват, все время работает, не мирится с несправедливостью богатых хозяев. С другой стороны, в мужике нашли воплощение такие черты, как мудрость и хитрость. Он трудолюбив, небогат, но намного хитрее и изворотливее помещиков и генералов.
Баба-Яга
Избушка на курьих ножках, черный кот, ступа и метла — главные атрибуты любой сказочной Бабы-Яги. Эта старушка одновременно и злая (чего только стоят ее угрозы), и добрая (помогает в трудных ситуациях). Она мудрая, волевая, целеустремленная. Может быть советчицей, а может и нести угрозу.
Образ Бабы-Яги в русских сказках — один из самых неоднозначных и спорных. Она олицетворяет матриархальные черты. У наших предков Баба-Яга была тесно связана с родом.
Кощей-Бессмертный
В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц. Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания). Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.
Народный прототип Кощея — властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.
Иван-дурак
Вопреки неоднозначному имени, Иван вовсе не является олицетворением глупости, даже если его и называют в произведении дураком. В сказках он является младшим из сыновей, который часто ничем не занимается, ленится, но многого достигает в жизни, благодаря хитрости и удачи.
Это положительный герой, воплощающий черты того, чтобы людям хотелось иметь. Некая мечта, где без особых усилий, по воле случая, все удается: и богатым стать, и принцессу в жены взять. Наши предки в образе Ивана-Дурака хотели показать удачливого человека.
Иван-Царевич
В отличие от Ивана-Дурака, которому все достается просто и без усилий, Иван Царевич для достижения своей цели должен преодолеть много преград, показав свою силу, ум и умения. Царевичем он становится не только по факту рождения, о котором даже не догадывается, а по заслугам. Как и Иван-Дурак, он чаще всего является младшим из братьев, только царских кровей.
Кикимора
Кикимора в сказках может выступать в образе некрасивого существа неопределенного возраста (это и девушка, и старушка и даже мужчина). Является олицетворением нечистой силы. Она старается укрыться от людей, но живет вблизи жилых домов или на болоте. Ее задание — пакостить и пугать.
Мифологическое значение кикиморы у наших предков — человек, который ушел из жизни неправедным путем. Поэтому его душа не находит покоя.
Водяной
Водяной является хозяином воды. Это полустарик-полурыба. Живет возле мельниц, в омуте и полынье. Пугает людей и затаскивает их на дно; ломает мельницы и топит скот. Но водяного можно обмануть, победить хитростью.
В давние времена считалось, что водяными становятся утопленники. Их люди боялись, поэтому пытались наделить сказочными чертами.
Леший
Хозяином леса в сказках является Леший. Его облик может быть разным: это и старик, и непонятное существо. Он может превращаться в любое животное или растение.
Леший оберегает всех живущих в лесу. Пугает людей и способен запутывать их следы.
В образе Лешего воплотился дух леса.
Полудница
Полудницей наши предки называли дух полей. В сказках ее изображали женщиной или девушкой, которая выходит в полдень и охраняет урожай. Полудницей пугали детей. Это имело воспитательное значение: когда в самый солнцепек взрослые ложились отдыхать, нужно было уберечь детей от того, чтобы они самостоятельно не убегали в поля.
Кот-Баюн
Жар-Птица
Сказочная птица, обладающая необычными способностями. Ее перья освещают дорогу; она может даровать вечную молодость и счастье. Добыть перо Жар-Птицы сложно. Для этого героям сказки нужно преодолеть много препятствий.
Жар-Птица — это мечта, олицетворение счастья и возрождения.