Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка
На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.
Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.
Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.
Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки.
Герои русских сказок. Баба-яга
Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).
В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.
Герои русских сказок. Водяной
В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.
Герои русских сказок. Жар-птица
Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.
Герои русских сказок. Змей-Горыныч
Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.
Герои русских сказок. Иван-дурак
Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.
Герои русских сказок. Кот-баюн
Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.
Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.
Герои русских сказок. Колобок
Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.
Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный
Герои русских сказок. Леший
Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.
Герои русских сказок. Чудо-юдо
Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.
Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самые положительные сказочные герои
Положительные герои русских народных сказок
Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.
Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.
Положительные герои зарубежных сказок
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.
Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.
Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.
Добрые и злые герои сказок
Тема «Добрые и злые герои сказок»
Цели и задачи:
— познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве;
— формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
— развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
— воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации к русским народным сказкам, изображения сказочных героев, солнышко, тучка.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями.
Ход урока
1. Оргмомент.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительная беседа.
— Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.
— Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.
3) – Кто, кто в теремочке живёт?
— Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)
3. Сообщение темы и цели.
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.
Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
4. Беседа по теме.
1. Особенности сказочного жанра.
Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и желания.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором.
2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
— На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
— А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов.
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Полюбуйтесь иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайтесь понять, как художник с помощью рисунка, цвета, композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы сказочных героев.
5. Актуализация знаний.
Мы заметили, что художники, когда изображают злых героев, используют тёмные, мрачные цвета. А когда изображают добрых героев, используют яркие, тёплые краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
6. Физкультминутка
— Что-то мы с вами засиделись. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной, а в конце мимикой и жестами изобразите характер героя, которого я назову:
Долго, долго мы шагали
И вдруг в сказочку попали.
Ты к герою присмотрись.
Ну-ка, в злюку превратись.
Долго, долго мы шагали.
Снова в сказочку попали.
Ты к герою присмотрись.
В доброго ты превратись.
7. Игра «Добрый – злой»
Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать. Если герой добрый, вешаем его изображение к солнышку, а если злой к тучке.
-Почему мы добрых героев будем вешать к солнышку, а злых к тучке?
1.Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
3.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
4. Стоит в лесу избушка,
Живет в избе старушка.
Не входи в избушку:
Съест тебя старушка!
( Баба Яга)
5. Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет.
( Фея)
6.Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …
(Кощей)
8. Практическая работа.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте подумаем какую цветовую гамму мы подберём для добрых персонажей, а какую для злых.
Работа в парах
У вас на партах лежат цветные листочки. Если цвет на вашем листочке, соответствует доброму персонажу, вывешиваем его под добрыми героями, если злому – под злыми.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Сейчас приступаем к практической работе.
(объясняю этапы работы)
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше (обвести по контуру)
9. Итог занятия.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово педагога.
Настоящая сказочная страна появилась у нас. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
— Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
10. Рефлексия.
— Понравилось ли вам быть иллюстраторами?
— Вы довольны своими работами?
— Я надеюсь, что кто – нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим иллюстратором, и мы все увидим ваши рисунки в книгах.
Исследовательская работа «Отрицательные герои русских сказок» (подготовил ученик Хансиваров Даниил)
Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Василису Премудрую и так радуемся, когда наконец-то наказаны Змей Горыныч и Баба Яга, Кощей Бессмертный и Леший. Но кто же они, эти отрицательные герои, такие ли плохие, какими кажутся?
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;
провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.
Предмет исследования: сказочные злодеи (Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч) .
Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прототипы.
В результате исследования были получены следующие данные. Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство второклассников боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; учащиеся вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прототипом Кощея Бессмертного был русский богатырь.
Вывод: данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.
Глава 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках…………………6
Кощей Бессмертный – богатырь. 6
Что общего между Кощеем и кочегаром. 7
Глава 3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………………………15
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
«У чудищ» К.Д. Бальмонт
Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность, как для любителей истории русского народа, так и для ученых. Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению.
Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания.
Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая.
Читая сказку, мы обычно сравниваем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле?
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;
провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.
Для решения этих задач потребовались следующие методы исследования:
теоретический анализ прообразов сказочных героев;
проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;
опрос по теме работы среди учащихся.
Объектом исследования являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.
Предметом исследования являются сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч .
Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.
Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.
Глава 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках.
Кощей Бессмертный – богатырь?
Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.
Мифологический прототип Кощея
Что общего между Кощеем и кочегаром?
Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». Отсюда и «мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё» и т. п..[5, c 456]
Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем «хранитель казны» (помните, у А.С.Пушкина: » Там царь Кощей над златом чахнет…»). Читается это слово как «кошьягара» или даже «кочагара», что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует.
Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет.
Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.
Глава 2. Загадки Бабы Яги
Это страшная особа, —
Из глазищ пылает злоба,
Мысли чёрны, речь бессвязна,
И обличьем безобразна…
Для чего скажи, о Боже!
В мире жить такое может?
Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась?
По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. [7, с.131 ]
Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей.
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.[9]
Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали». [10]
2.2. Почему Ягу Ягой называют?
Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым.
В словаре В.И.Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с «воротником. Шьётся из тёмных тканей, шерстью наружу, но, скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яги.[11, с.232]
Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов ягга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. [12, с.24] Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.
Глава 3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…
Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти.
Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами.
Возможно, это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище.[15]
Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская?
Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?
Глава 4. Результаты эксперимента
Для того, чтобы получить реальную картину отношения к сказочным злодеям (Бабе Яге, Змею Горынычу, Кощею Бессмертному), мы решили провести опрос среди учащихся начальной школы.
В первую очередь нас интересовало, боятся ли малыши Бабы Яги и почему. Бóльшая половина опрошенных второклассников (22 из 24) ответила: «Да, я ее боюсь: она очень страшная». 5 из 24 признались: «Боюсь, потому что она ест детей», еще пятеро ответили: «Не боюсь, потому что она хорошая» (Приложение I )
Еще у учащихся мы спросили, слышали ли они когда-нибудь, что, возможно, прообразом Кощея был русский богатырь. К нашему огорчению, никто из учеников не знает об этом (Приложение II ).
Еще мы интересовались следующим: знают ли ученики, кто или что стало прообразом Змея Горыныча? При этом попросили их объяснить свой ответ. В результате получилось следующее (Приложение III ):
Пятеро ответили: «Да, я слышал (а), что образ Змея Горыныча как-то связан с Китаем».
Семеро утверждали, что, возможно, наши предки видели что-то страшное, похожее на динозавра или многоголового змея, потому этот образ и появился в русских народных сказках.
Четверо сказали, что о прототипе Змея Горыныча не знают ничего, но думают, что, скорее всего, славяне просто выдумали его, чтобы пугать детей.
Восьмерых участников опроса эта тема вообще никогда не интересовала.
Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Вполне возможно, что у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы, и мы доказали это.
В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:
изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;
провели исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.
Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство учеников боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; ученики вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прообразом Кощея Бессмертного был русский богатырь; основная масса детей, считая русскую народную сказку детской забавой, ничего не знает о прототипе Змея Горыныча.
Все это позволило лучше понять происхождение сказочных злодеев, привлечь внимание к данной теме и сделать вывод о том, что для большинства читателей русских народных сказок образы Кощея Бессмертного, Бабы Яги и Змея Горыныча остаются отрицательными. С целью углубленного изучения образов сказочных героев хотелось бы в дальнейшем продолжить работу по изучению русских народных сказок.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы, подтвердилась.
Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.
Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.
Список использованной литературы
В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010
А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.