Положительные и отрицательные герои традиции народных сказок в пьесе сказке двенадцать месяцев

Сказки

Урок «Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»»

Урок литературы в 5классе

Тема:»Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: обучить анализу и чтению драматического произведения; способствовать развитию мышления; формировать умение сопоставлять героев сказки, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметны е: развитие речи и артистических способностей.

Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

I.Организационный момент: приветствие, пожелание друг другу успехов, хорошего настроения.

Теоритическая станция (тест. Обучающиеся оценивают себя на Листе самооценки)

Дать определение понятию «пьеса»

Оцените себя по пятибалльной шкале.

Содержание сказки «Чьи это слова?»

— И вас жалко, и золото жалко, а больше всего себя жалко.(дочка)

-Сначала надо подумать, а потом писать. (профессор)

_-Весной- то за подснежники не золотом платят, а медью.(мачеха)

— Не могу же я писать и думать в одно и то же время.(королева)

-Да какие теперь подснежники. ведь зима! (падчерица)

Оцените себя по пятибальной шкале.-7мин

III. Введение в тему урока, постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать сказку «Двенадцать месяцев». Какова будет тема урока, вы узнаете, если соберете пазл.

(Детям раздаются пазлы с положительными и отрицательными героями. Они собирают пазл, называют героев, группируют их)Работа по группам

-Назовите героев, изображенных на иллюстрациях.

-Какие поступки они совершали?

-Какие слова вы бы подобрали к этим иллюстрациям?

-Как будет звучать тема урока? (Запись темы урока)

-Что мы должны будем узнать? Как нам это узнать?

-Как мы узнаем о персонажах, если в сказке нет авторской характеристики? На что мы будем обращать внимание? (поведение, речь, отношение к окружающим)5мин

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно, как солнышко, нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно! Такое нежное, яркое, ласковое, теплое, как руки мамы! Все дотянулись? Возьмите его в руки, приятно добро держать в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром!

IV .Открытие новых знаний и первичное закрепление. 20 мин

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»(сцена «На уроке»)

-Какой эпизод мы посмотрели? Для чего?

-Что вы можете сказать о королеве?

-Есть ли еще в сказке отрицательные герои?(Дочка, мачеха).Подтвердите тестом свое мнение.

Скажите одним словом, какие по характеру эти герои?(Злые)

-Подберите антоним к слову «злой» (добрый). Кого из действующих лиц сказки вы бы соотнесли с этим словом и почему?

-Какими положительными качествами они обладают? Зачитайте фразы, которые доказывают нам, что данные герои- положительные персонажи.

Запишите качества характеров этих героев. (Записывают, называют, обсуждают)

Итак, какие же герои являются положительными? отрицательными?

-Какие уроки вы извлекли для себя из этой пьесы-сказки?

-Докажите, что каждому воздалось по заслугам.

-Чему научил вас этот урок?

-Поставьте себе оценки за работу на уроке по новому материалу в Лист самооценки.

Просмотр клипа на песню «Доброта»-2мин

Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Каким способом?

-Получился ли у нас урок успешным? Обоснуйте свое мнение.

Источник

« С.Я. Маршак. Положительные и отрицательные герои в сказке – пьесе « 12 месяцев» ».

Тема: « С.Я. Маршак. Положительные и отрицательные герои в сказке – пьесе « 12 месяцев» ».

Цели: углубить знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака;

обучить анализу и чтению драматического произведения;

способствовать развитию артистических способностей учащихся;

воспитать любовь к чтению, сочувствие и сопереживание ближнему.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: мультимедиа проектор, декорации для инсценировки, выставка книг.

1 .Организационный момент.

Начнём наш урок с литературных загадок.

Послушайте строки из известных стихотворений и ответьте на вопрос «Кто автор?»

Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,стал рубашку надевать.

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке?

Это он, это он, Ленинградский почтальон!

Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

2. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня наш урок посвящен замечательному детскому поэту, нашему земляку, С. Я. Маршаку, его драматической сказке – пьесе « 12 месяцев». Узнаем об авторе, поговорим о положительных и отрицательных героях произведения, попробуем себя в актерском мастерстве.

3. Слово учителя о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

Самуил Яковлевич Маршак.

Уже в четыре года С. Я. Маршак начал сочинять стихи. К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм. На мальчика, который проявил такой удивительный талант, обратил внимание известный критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов. Он приглашает мальчика в Петербург и устраивает его в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький, знаменитый русский писатель, приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там, у теплого моря, Маршак живет два года.. Он пишет статьи в различные газеты и журналы, создаёт книги для детей Советской страны, дает уроки.

Читайте также:  План отзыва к рассказу кавказский пленник

В 1912 г. отправляется в Англию, чтобы завершить образование. Маршак учится в политехникуме, слушает лекции в Лондонском университете, а во время каникул путешествует по Англии.. Маршак полюбил Англию, английские народные песни и начал переводить их на русский язык.

Во время Первой мировой войны и в первые годы революции С. Я. Маршак возвращается в Россию. Живёт в Крыму, в Воронеже, в Краснодаре. Он задумывается над вопросами детского воспитания.

4. Выставка книг С. Я. Маршака.

В 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 г., когда шла Великая Отечественная война. Основой послужила чешская народная сказка.

«Дети во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости.»

Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

5. Работа с терминами.

6. Проверка домашнего задания.

Инсценировка ключевых сцен пьесы. Сцена « Урок для королевы» и сцена « В лес за подснежниками»

7. Беседа по содержанию сказки.

— Что происходит в лесу с падчерицей?

— Какую волшебную силу имеет колечко?

— Получила ли старуха с дочкой золото? Почему?

— Как наказаны отрицательные герои?

-Чем заканчивается сказка?

— Литературная или народная сказка « 12 месяцев» и почему?

— Какие из этих героев встречаются в народных сказках?

— На какую сказку похожа?

— Самая капризная и легкомысленная?

— Самая сварливая и жадная?

— Самая завистливая и ленивая?

– Самая вежливый и уступчивый?

– Самая терпеливая и добрая?

9.Оценка работы учащихся.

10. Домашнее задание. Нарисовать рисунки к понравившемуся сюжету сказки.

Мир сказок с детства нам знаком.

Ко всем заходит сказка в дом.

Поманит чудом, волшебством,

Сразит словесным мастерством.

А если вдумчиво читать,

То можно и героем стать:

На время в ступе полетать,

Зимой подснежники собрать,

Летать по небу на ковре

Иль на воздушном корабле.

В дворце у Снежной побывать,

На гуслях в море поиграть.

Перелистнув ещё страницу,

Поймать красивую Жар — Птицу.

Да всех чудес не сосчитать!

Сказки мудрей помогут стать:

Зло, скупость, зависть с сердца гнать,

Лишь бескорыстно помогать,

В несчастье близких не бросать!

Вернувшись в мир реальный, дети,

Станьте добрей на этом свете!

11. Рефлексия. Обучающиеся собирают в карзину подснежники знаний и положительных эмоций, полученных на уроке.

Источник

Технологическая карта урока по литературе на тему «Положительные и отрицательные герои сказки пьесы «Двенадцать месяцев»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Калача-на-Дону Волгоградской области

Ф.И.О. учителя: Пронина Е.С.

Тип урока: комбинированный

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Проанализировать систему образов пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», определить типы персонажей, иметь представление о положительных, отрицательных и противоречивых героях пьесы-сказки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: развитие речи и артистических способностей.

Личностные: положительное отношение учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Пьеса-сказка, олицетворение, литературный герой, персонаж.

Мотивация к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм работы.

Подготовка класса к работе. Инсценировка двух эпизодов пьесы-сказки «В доме мачехи» и «Заснеженный лес».

сотрудничества с учителем и

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

целью выделения признаков.

сотрудничества с учителем и

Постановка цели и задачи урока.

Активизирует знания учащихся. Задает вопросы.

Что мы должны сделать? Чем мы будем для этого пользоваться?

Формулируют тему и задачи урока.

Поговорить обо всех персонажах сказки-пьесы, проанализировать их поступки и определить, кто же является положительным, а о ком мы не можем точно сказать ни первое ни второе. На основе этого мы до конца заполним наш кластер.

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Дает задания, контролирует выполнение задания всеми учащимися.

Выполняют задания в группе: работают с текстом, с индивидуальными вопросами.

1 группа. Королевский двор

1. Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором? В ее поступках, отношении к окружающим? Найдите и прочитайте.

2. Представьте свою героиню Королеву. Какая она? Почему она часто бывает не права?

3. Какой самый главный урок получила Королева в жизни? Кто ее научил?

4. Другие представители двора: Профессор, Гофмейстерина, Солдат. Положительные или отрицательные персонажи? Почему?

2 группа. 12 месяцев

1. Как раскрываются образы братьев-месяцев через диалоги?

2. Какой прием использует автор при создании этих героев сказки?

3. Почему месяцы решили помочь героине?

4. Кто явился помощником месяцев?

3 группа. Мачеха и дочка

1. Как относятся мать и дочка друг к другу? (Найдите и прочитайте).

2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение старухи и ее дочки?

3. Что произошло с ними в финале сказки? Почему превращение стало неизбежным?

4. Какие мачеха и дочка по характеру? Это положительные или отрицательные персонажи?

1. Какой мы видим падчерицу (портрет).

2. Какова падчерица по характеру? Положительный или отрицательный герой? Как относится к людям?

Читайте также:  Рассказы о своих сверстниках 10 лет

3. Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?

4. За что вознаграждена падчерица и как?

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

(под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения)

Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко.

Выслушивает ответы учащихся, исправляет ошибки, дополняет, задает вопросы.

Слушают выступления групп, представляют свои результаты, дополняют кластер, отвечают на вопросы.

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

Рефлексия. Домашнее задание.

Дает задание, задает вопросы, контролирует ход заполнения учащимися синквейнов. Комментирует домашнее задание.

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

Составляют синквейны в группе по определенным темам.

2 группа. 12 месяцев.

3 группа. Мачеха и дочка.

4 группа. Падчерица.

Лист самооценивания работы в группе.

Источник

С. Я. Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Следя за волшебными приключениями героев, мы одновременно получаем важнейшие нравственные уроки, становимся чище, добрее. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» очень яркая, поэтичная и светлая. Наряду с колоритными персонажами действующим лицом в ней становится природа, щедрая на метели, подснежники, ягоды и проливные дожди. Произведение ставится во многих театрах, по его мотивам созданы прекрасный мультфильм (1956 г.) и фильм для детей (1972 г.).

История создания

Все мы с детства помним замечательные стихи и сказки С. Я. Маршака. Сам писатель вспоминал, что маленьким был вынужден читать книги для взрослых, так как других не было. Возможно, поэтому он так много внимания уделял литературе для детей.

Однако во время войны писатель переключился на взрослую аудиторию. Это продолжалось до получения письма от одного мальчика. Ребенок спрашивал, почему его любимый автор ничего не сочиняет для детей именно сейчас, когда им так страшно? В результате в 1943 году на свет появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.

Завязка

Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» начинается в зимнем лесу, где волк беседует с мудрым вороном, а бельчата и заяц играют в горелки. Падчерица, посланная мачехой за хворостом, видит эту картину. Она удивляется поведению зверей. Случайно встреченный солдат объясняет, что под Новый год случаются настоящие чудеса. Он помогает девушке собрать хворост. Она, в свою очередь, показывает солдату самую лучшую елку, которую тот отвозит во дворец.

Четырнадцатилетняя королева в это время под руководством пожилого профессора изучает математику и чистописание. На уроке она капризничает и угрожает отрубить голову учителю, если тот пытается ей противоречить. В конце концов юная королева высказывает желание получить подснежники к Новому году и подписывает приказ. Согласно ему, в королевстве наступил апрель. Тому, кто принесет во дворец подснежники, она обещает целую корзину золота.

Мачеха и ее жадная дочка страстно хотят получить награду. Вернувшуюся из леса падчерицу они посылают обратно, несмотря на сильную метель. И запрещают приходить домой без подснежников.

Волшебная встреча у костра

Далее в сказке «Двенадцать месяцев» рассказывается о блужданиях замерзающей падчерицы по лесу. Неожиданно она выход к костру, за которым сидят братья-месяцы разных возрастов. После вежливого приветствия девушка рассказывает им свою грустную историю. Месяцы не раз видели в лесу трудолюбивую девушку. Чтобы помочь ей, Январь на один час уступает место Апрелю.

Кроме подснежников, падчерица получает в подарок кольцо. Если бросить его и произнести волшебные слова, месяцы придут на помощь. Перед уходом девушка обещает никому не рассказывать об увиденном. Домой она возвращается с полной корзиной цветов.

Коварство и капризы

Пока падчерица спит, мачехина дочка крадет у нее из руки волшебное кольцо. Проснувшись, девушка просит вернуть подарок. Однако мачеха с дочкой не слушают ее. Они уходят во дворец, прихватив подснежники.

Королева с придворными отправляется в лес, где и продолжается дальше сказка «Двенадцать месяцев». Солдаты прорубают путь благородной процессии. От работы служивым становится жарко, в то время как придворные дрожат от холода. Королева, чтобы согреться, берет метлу и приказывает остальным следовать ее примеру. В это время подъезжают мачеха с дочкой и кроткая падчерица.

Королева дарует последней шубу и сулит другие подарки. Падчерица просит одного: вернуть ей украденное кольцо. Мачехиной дочке приходится сделать это. Однако милость королевы мгновенно сменяется на гнев, когда падчерица отказывается сказать, где достала подснежники.

Кульминация

События в драматической сказке «Двенадцать месяцев» развиваются стремительно. Падчерице угрожают казнью. С нее срывают шубу, швыряют в прорубь колечко. Девушка едва успевает произнести волшебные слова и тут же исчезает. В лесу наступает весна. Радостная королева бежит к подснежникам, но сталкивается с проснувшимся медведем. Придворные пугаются, и только солдат с профессором помогают капризной девочке.

Читайте также:  Предложение из сказки иван царевич и серый волк

Вслед за весной приходит лето, а затем осень с ливнями и ураганами. Придворные в страхе сбегают во дворец, прихватив всех лошадей. Королеву забывают в лесу. С ней также остаются мачеха с дочкой, старый профессор и солдат. Возвращается морозная зима. Герои не могут выбраться без лошадей и начинают замерзать.

Финал

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости. В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь. Однако надменная девушка не умеет делать этого.

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Образ падчерицы

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром. Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Мачеха и дочка

Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко прослеживается в сказке Маршака «Двенадцать месяцев».

Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Королева

При этом девушка умна, проницательна и умеет делать правильные выводы. В своей первое беседе с профессором она с затаенной тоской выспрашивает, как бы он наказал свою обычную ученицу за непослушание. И по собственной воле идет в угол, пусть на несколько секунд. Впервые оказавшись в опасности и почувствовав свою беспомощность, девушка понимает истинное отношение к себе окружающих. Придворные в страхе разбегаются. На помощь юной королеве приходят старый профессор и солдат, хотя она и обходилась с ними плохо.

Оставшись без поддержки, своевольная девочка осознает свою ошибку и даже находит силы кротко просить падчерицу о помощи. Она способна измениться в лучшую сторону и делает первые шаги в этом направлении. Персонаж показывает, что любой человек может совершать в жизни ошибки. Важно вовремя осознать их и попытаться все исправить.

Другие персонажи

Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми.

Положительным героем сказки «Двенадцать месяцев» является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Солдат не слушается приказов вышестоящих лиц, если они безрассудны, готов пожертвовать собой и непритязателен. Своим желанием согреться у костра он щедро делится с Профессором и Королевой.

Образы волшебных братьев

Непросто добраться до двенадцати месяцев. В сказке только падчерица приходит к ним коротким путем, так как живет в гармонии с природой и своей душой. Остальные вынуждены прежде пройти испытания. Братья видят насквозь каждого человека. Кого-то они щедро награждают, а кому-то помогают прозреть, дают нравственные уроки. Но у каждого, даже у мачехи и ее дочери, есть возможность исправиться.

Смысл пьесы

В сказке «Двенадцать месяцев» добро и зло традиционно ведут свою борьбу. И происходит это сражение на фоне красивейшей природы. Она живет по своему гармоничному порядку. Если человек, поддавшись эгоистичным порывам, пытается разрушить его, он терпит поражение.

Совсем другое отношение к себе заслуживают люди, уважающие природу и окружающих людей. Они сохраняют гармонию в душе, поэтому способны видеть и чувствовать больше остальных. Именно для них среди ночного, заснеженного леса горит яркий огонь. В периоды тяжких испытаний свет собственной души освещает им дорогу, а силы природы приходят на помощь, творя настоящие чудеса.

Прочитав полностью сказку «Двенадцать месяцев», вы наверняка восхититесь ее поэтичностью, легкостью и мудростью. Маршак показал нам, что нет ничего необратимого. Нужно учиться жить в соответствии с законами миропорядка, быть отзывчивым к бедам другого человека и красоте окружающего мира.

Источник

Познавательное и интересное