Самые положительные сказочные герои
Положительные герои русских народных сказок
Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.
Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.
Положительные герои зарубежных сказок
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.
Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.
Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.
Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка
На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.
Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.
Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.
Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки.
Герои русских сказок. Баба-яга
Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).
В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.
Герои русских сказок. Водяной
В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.
Герои русских сказок. Жар-птица
Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.
Герои русских сказок. Змей-Горыныч
Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.
Герои русских сказок. Иван-дурак
Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.
Герои русских сказок. Кот-баюн
Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.
Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.
Герои русских сказок. Колобок
Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.
Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный
Герои русских сказок. Леший
Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.
Герои русских сказок. Чудо-юдо
Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.
Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Русские народные сказки
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Третий, младший богатырь в богатырской троице.
Герой русского народного стиха об Анике и Смерти, в переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.
Простая женщина, недалёкого ума, очень доверчивая.
Как правило, очень жадная и глупая женщина.
Древняя безобразная старуха, сведущая в ворожбе.
Мать Снегурочки, воплощение весны.
Чаще всего в сказках выступает в качестве антагониста. В этом случае рисуется обычно как сильный, но глупый и жадный персонаж.
Однако в сказке «Иван-Царевич и серый волк» Волк представлен в качестве положительного персонажа. Сильного, хитрого, могущественного помощника главного героя.
Второй богатырь из богатырской троицы.
Богатырь, ранее служил Литовскому королю, после стал богатырем у князя Владимира. Известен своим поединком с Добрыней Никитичем, а также тем, что вместе с Алешей Поповичем ходил в Литву, сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира.
Сказочная огненная птица.
Трусливый, но сообразительный.
Главный положительный герой большого числа сказок.
Главный положительный герой большого числа сказок.
Былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи», «татарщины».
Первый богатырь из богатырской троицы.
Умная(ый) и хитрая(ый).
Небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Смекалистый искатель приключений. Сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.
Иначе Сивка-бурка вещий каурка.
Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом.
Невеста, отвергнутая царским сыном, соперница Снегурочки и её подруга.
Персонаж пьесы Островского. Пригожий пастух, который нравится Снегурочке еще до того, как мать-Весна подарила ей способность любить.
Хитрая и ушлая. Если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает.
Богатырша и воительница. Сумела пленить Кащея Бессмертного и много лет держала его в плену.
С виду грозный, а на поверку доверчивый простачок.
Оружие богатыря. Может быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадал в руки хозяину из какого-либо тайника.
Сын царя Берендея, просватавшийся к деревенской девушке Купаве.
Хозяин дна морского.
Поленница, старшая дочь Литовского короля, жена Дуная Ивановича. Известна тем, что некогда победила Дуная в поединке. Погибла от случайной стрелы Дуная.
Поленица, младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена богатыря Добрыни Никитича.
Персонаж русских сказок. Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок — золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона.
Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.
Богатырь-великан. Тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Женат на поленнице Плёнке Поморской.
В качестве конкретного персонажа в сказках обычно не отображается, лишь как некий смутный, расплывчатый образ, чаще всего скелет или костлявая старуха в балахоне с капюшоном и косой в руке. Обманчиво простая, непреклонная, но уважающая ум и волю к жизни.
Сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки.
Обычно отставной служилый.
Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище — злой богатырь, противник русских богатырей.
Елена (Василиса) Прекрасная (Премудрая). Прекрасная девушка, дочь царя.
Положительные образы в русских народных сказках
Отличительные черты характеров главных героев русских и тувинских народных сказок
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Основой национальной культуры каждого народа является его фольклор – произведения, созданные народом на протяжении его многовековой истории. Среди них важнейшее место занимают сказки – художественные творения, в которых отразилась история народа, особенности его быта, мировоззрения. Мудрость сказок передавалась от поколения к поколению.
Мне с детства мама читала сказки, а позже я и сама стала увлекаться этим народным творчеством. Погружаясь в мир волшебных сказок – о Жар – птице или Василисе Прекрасной, о летучем корабле или волшебном саде, или золотых яблоках – где зло побеждает добро, честность, справедливость. Этот мир населен простыми людьми, людьми труда – с их реальными заботами и радостями. И я решила изучить: чем отличаются черты характера главных героев разных стран, а точнее русских и тувинских народных сказок.
Актуальность: изучая сказки на уроках литературного чтения я увлеклась этим народным творчеством и много книг прочитала из школьной библиотеки. Я выяснила у своих одноклассников, что они мало знают о тувинских сказках и я решила сравнить характеры главных героев тувинских и русских народных сказок.
Объект исследования: Тувинские народные сказки и русские народные сказки.
Предмет исследования: герои народных сказок.
Цель: сравнить черты характера главных героев тувинских и русских народных сказок.
Задачи:
Сравнить каждый жанр сказок;
Описать характеры главных героев;
Сравнить образы Иванушки-дурачка и Оскус-оола;
Определить набор личных качеств, как сказочных героев;
Составить обобщённую характеристику героев.
Гипотеза: Если мы сравним черты характера главных героев народных сказок, то выясним их различие и сходство.
Методы исследования:
Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Практическая значимость: использовать мой материал на внеурочных мероприятиях и на уроках литературного чтения в 3 классе.
ГЛАВА I МИР СКАЗОК
Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключительную и лаконичную и необычайно образную форму.
Сказка – особый жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.
На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально – бытовые и докучные сказки.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.
Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни».
Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, ровно, как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.
ГЛАВА II Анализ тувинских и русских народных сказок
2.1. Волшебные сказки.
Однако, у каждого из народов прослеживается близость к этнической традиции, влияние эпоса сказывается в обилии развернутых бытовых описаний местности или жилья. Это ярко можно последить в начале сказок.
Тувинские народные сказки
Русские народные сказки
Это было давным – давно, когда от жары еще реки пересыхали, а клювы птиц плавились. На северном склоне жил старик со старухой. Кроме жалкого чума да семи коз, у них ничего не было. («Бедный и богатый»)
Поздним вечером бродячий лама-бадарчы шел по степи. («Каша в кувшине»)
Давным – давно жил в долине реки Тапсы богатый хан. («Утес, не видящий солнца»)
Было это тогда, когда озеро Суть – Холь еще было маленькой лужей, а хребет Сюмбер – Ула – маленькой сопкой. Жил – был ….(«Тон Аралчын»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала. («Золотой конь»)
В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили – были старик со старухой. («Матюша Пепельной»)
Жил – был царь Берендей, у него было три сына…(«Иван – Царевич и серый волк»)
В старые времена были крепостные у барина. … («Как барин собакой брехал»)
Сходство в русских и тувинских народных сказках имеется объяснение: откуда герой получил свою необыкновенную силу — рассказывается о необыкновенном рождении героя.
Тувинские народные сказки
Русские народные сказки
Сын медведя и женщины, или родился от съеденного магического растения (сказка «Шестидесятилетний старик Алаадай и семидесятилетняя старуха Челээдей»).
Дед высидел братьев из яиц. (сказка «Золотой конь»)
В тувинских сказках испытания проходят двое, трое, даже семеро братьев, сестер, охотников и т. п. В одних текстах сначала повествуется о старших братьях или сестрах, которые испытании не выдерживают и даже погибают, а затем – о младшем брате или сестре, которые поступают правильно и выдерживают испытания; в других — сначала изображается успех младшего героя, а затем – неудачное подражание старших. В русских народных сказках старшие братья ленивы, и испытания проходит младший брат в семье……
Мы сравнили главных героев и их отношение с братьями в тувинских и русских народных сказках.
Тувинские народные сказки
Русские народные сказки
Сходство в главных героях сказок
Это необыкновенные силачи и неуязвимые богатыри и охотники, а также невинно гонимые — богатыри-малолетки.
Это либо крестьянский сын или царский сын, либо младший в семье.
Это обычный человек, одерживающий верх благодаря поддержке родичей, обладанию необыкновенными способностями, предметами или волшебными помощниками.
Различные признаки главных героев
Братья помогают друг, другу в беде. «Женился шестой сын старика Адыгана на дочери хана. Добро и скот разделили между братьями. Давно умер старый Адыган, а род его живет дружно. Внуки правнуки старика Адыгана всегда помогают друг другу в беде. («Старик Адыган»)
Стали они мирно жить да добра наживать, а по миру пошла сказка гулять – о силе братства. («Артаа – Седи и Авыгаа – Седи»)
«…Стали они лошадей делить. Старик взял кобылицу. Старшие братья на выбор лошадей облюбовали, а Ивану достался самый захудалый жеребенок.» («Золотой конь»)
На другой день синеглазка и Иван – царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир – честным пирком да за свадебку. Федору – царевичу и Василию – царевичу мало было чести, прогнали их со двора – ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде ….(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
Как во всех волшебных сказках в тувинских и русских народных сказках присутствуют волшебные помощники. Они очень сходны между собой.