Урок изобразительного искусства по теме «Рисуем сказочных героев. Баба Яга». 3-й класс
Класс: 3
Цель: научиться рисовать бабу Ягу.
Оборудование: мультимедийная презентация, образцы рисунков.
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, за героем наших рисунков мы отправимся в сказку.
А что такое сказка? (Выдуманная занимательная история с несуществующими героями.) (Слайд 3).
Учитель: Правильно ребята, но вымышленных историй очень много, как же мы узнаём сказку среди других литературных жанров? (Зачин, концовка, присказки, устойчивые выражения, троекратное повторение, добро побеждает зло.)
Учитель: Какие виды сказок вы знаете? (Народные, литературные, сказки о животных, волшебные, бытовые.)
Учитель: А за что вы любите сказки? (Ответы детей.)
Учитель: Наш герой живет в волшебных сказках. Назовите признаки волшебных сказок? (Волшебные предметы, чудесные превращения.)
III. Работа по теме урока.
Учитель: А кого мы будем рисовать, вы узнаете из загадки: (Слайд 4)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Учитель: Правильно, это баба Яга. С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим героем. Про Бабу Ягу написаны сказки, снимают фильмы, пишут музыку и рисуют. И что бы знать какой мы нарисуем бабу Ягу мы должны узнать о ней, как можно больше.
Что же обозначает имя бабы Яги? (Сообщение учащегося.)
Ученик: Странное имя этой старушки переводят по-разному. По словарю Ожегова “ягать”− значит кричать, шуметь, бушевать. В другом словаре “яга” − это значит шуба, мехом наружу. Так же “яга” − очень похоже на слово йога, а йога обозначает мудрость, значит баба Яга – мудрая женщина. Единого мнения, что обозначает это имя, нет.
Учитель: А кто же такая баба Яга? (Сообщение учащегося.)
Ученик: Одни считают, что баба Яга – древнее славянское божество, старуха чародейка,
наделенная магической силой, ей служат лесные животные и силы природы.
Другие считают бабу Ягу лесной хозяйкой, знахаркой, которая жила вдали от людей в глубине леса, собирала травы, коренья, делала лечебные отвары и снадобья. Третьи считают бабу Ягой стражем между миром живых и мёртвых.
Учитель: А теперь давайте вспомним, что о бабе Яге вы узнали, читая сказки. (Слайд 5)
– Как выглядит она? (Старая, с косматыми волосами, одетая в лохмотья, у неё крючковатый нос и костяная нога.)
– Где живет? (В лесу, в избушке на курьих ножках.)
– Скажите заветные слова, что бы повернуть избушку? (Встань ко мне передом, к лесу задом.)
– Одна ли она живет в избушке? (Ей служат вороны, совы, чёрные коты, животные в которых уживаются мудрость и коварство.)
– А как она передвигается? (В ступе, отталкиваясь пестом и заметая след помелом.)
Учитель: А сейчас мы с вами поговорим о поступках, которые совершала бабе Яге. Все ученики к уроку получили задание прочитать как можно больше сказок, одним из героев которых является баба Яга (Слайд 6). Каждый должен был составить “Лист читателя”, в котором записывал название сказки, поступок бабы Яги и давал этому поступку оценку. Прислушаемся к народным сказкам, что бы понять какой она герой сказки отрицательный или положительный, найдем ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ в русских народных сказках (ответы детей).
Учитель: Давайте теперь сделаем вывод − баба Яга совершает в сказках как плохие, так и хорошие поступки.
– Баба Яга-советчица, выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, сообщая ему необходимую тайную информацию и он отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги. (слайд 7)
– Баба Яга – дарительница (она одаривала героя волшебными предметами, которые помогали им или заклинанием, с помощью которых он и сможет одолеть того или иного сказочного злодея). (Слайд 8)
– Баба Яга – похитительница. В некоторых сказках баба Яга действительно сажала на лопату детей, что бы зажарить их в печи и съесть. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. (Слайд 9)
Рассказ учитель: Оказывается, всё было не совсем так. У наших предков был обычай перепекания младенцев. Если ребеночек рождался слабеньким, хиленьким, больным считалось что его надо допечь. А проводили этот обряд, как правило, бабки-знахарки. Наиболее распространенное русское название обряда – “перепекание”.
Младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой, естественно, в русской народной нет огня. Считалось, что в печке должна сгореть болезнь и ребеночек станет крепким и здоровым. Существует поверье что таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким (Слайд 10).
Учитель: Наше исследование показало, что баба Яга не такая уж и вредная и злая старушка.
К образу бабы Яги обращались и многие композиторы, послушайте пьесу из детского альбома П. И. Чайковского. (Слайд 11).
Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка, что в себе представили? (музыка беспокойная, тревожная, быстрая, громкая, таинственная, недобрая. Видно что баба Яга не вызывала у композитора добрых чувств).
А в кино образ Бабы Яги создал замечательный артист Георгий Миляр (Слайд 12). Про него даже говорили, что он лучшая Баба Яга всех времен и народов. В его исполнении сказочная старуха представала пугающей, но и смешной одновременно. Это и делало ее чрезвычайно обаятельной (Слайд 13).
А теперь посмотрите, как менялся образ бабы Яги с течением времени (Слайд 14–16). Если в конце 19 века и в начале 20века она считалась злой ведьмой, то наши современники рисуют её стеснительной, немного даже кокетливой и совсем не страшной. Баба Яга может быть даже смешной.
Послушайте стихотворения о бабе Яге современных поэтов (Слайд 17).
У бабы Яги захромала Избушка –
Как Баба Яга, она тоже старушка.
Коленка с утра очень сильно болит,
Понятное дело – проклятый артрит!
Лечить начинает Бабуля Избушку:
Горячей воды наливает в кадушку,
И, зелья плеская туда понемногу,
Попарь-ка, – она предлагает ей, – ногу!
Что это за зелье– огромный секрет!
Хранит его Бабушка тысячу лет!
В нём сто мухоморов и почки берёзы,
Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,
Ещё паутина с окрестных кустов.
Но точный рецепт я сказать не готов.
У бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок –
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму –
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути, всё одно к одному –
В бабулю внучок получился.
Учитель: Я думаю, что нашу Бабу Ягу мы тоже нарисуем не очень страшной, потому что помним, сколько хороших дел она сделала в сказках.
IV. Физкультминутка (пальчиковая разминка).
Пошаговое рисование бабы Яги (Слайд 18–24).
VI. Демонстрация лучших работ.
Вам понравился урок?
Давайте все вместе споем песню о бабе Яге (Слайд 25).
Положительные и отрицательные герои волшебных сказок.
Положительные герои русских народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: благородство, самоотверженность, смекалка, хитрость, особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам
Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов. Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в русские народные сказки. Наиболее известен герой русских сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. (Илья Муромец и соловей-разбойник)
Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он верно служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность. Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство. Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок. Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.
Отрицательные герои: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Водяной, Леший.
Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».
Разделы: Литература
Отрицательный герой – хитрый (Лиса), сильный, страшный на вид (Змей Горыныч), злой (Кощей Бессмертный), в конце сказки его обязательно побеждает положительный герой. Например, сказка “Заюшкина избушка”. Лиса сумела напугать и Зайца, и Собаку, и Быка, а вот Петух не испугался, прогнал Лису. Как ни кричала Лиса, как ни топала ногами: “Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам!”, ей это не помогло. А иначе и быть не могло, потому что Петух – положительный герой, а Лисица – отрицательный.
Мы привыкли, что Лиса, Волк, Медведь, Баба Яга – чаще всего, отрицательные герои, а Заяц, Петух–положительные. Положительные герои и являются главными героями сказки.
В своей работе я попытаюсь доказать, что не всегда главный герой сказки – положительный герой.
Цель исследования: доказать на примере русской народной сказки “Колобок”, что не всегда главный герой сказки – положительный герой.
Соответствие внешнего вида Колобка образу положительного героя,
Выявление положительных и отрицательных черт характера у Колобка,
Анализ его действий, поступков.
I. КОЛОБОК – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?
Действие сказки начинается в деревне. Время года неуказанно. Но, скорее всего, это весна: апрель или май, потому что у стариков есть нечего, все запасы кончились.
Старик предлагает старухе испечь Колобок.
Колобок (по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова) – небольшой круглый хлеб.
Старуха вначале отказывается печь, так как не из чего. Старик настаивает: “А ты по сусекам помети, по амбару поскреби”. И вот из пыли и не весть из чего возникает Колобок – главный герой русской народной сказки “Колобок”.
Я – Колобок, Колобок.
По сусекам метен, по амбару скребён,
На сметанке мешон, в жаркой печке печён.
Колобок получился румяным, красивым, что вполне соответствует образу положительного героя. В слове “колобок” 3 раза повторяется буква “о”. Три – это волшебное число многих сказок. Оно всегда рядом с положительным героем. Буква “о” похожа на круг, а у круга нет углов. Круг – совершенная и красивая фигура. Мы видим, что русский народ сделал все возможное, чтобы Колобок был положительным героем.
Колобок получился не только румяным, но и вкусным. Как же такого не съесть? Конечно, дед и бабка должны съесть Колобка! Они ведь хотят есть! А мы начинаем сочувствовать Колобку. Но мы-то знаем, что Колобок – главный герой, с ним плохого ничего не должно случиться, значит, старики его не съедят.
Вот лежал-лежал на окошке Колобок, да и покатился. Почему Колобок покатился? Я предлагаю три версии:
Из трех причин только первая говорит, что Колобок – положительный герой. В остальных случаях мы видим, что у нашего “героя” проявляются и нехорошие черты характера – непослушание, хвастовство, озорство, эгоизм.
… Катится Колобок по дороге. Катится он не по лесной тропинке, не меж деревьев и кустов, не по кочкам болотным и буреломам непроходимым, а по накатанной, добротной дороге. Почему? Да потому, что Колобок боялся испортить свой внешний вид, которым он очень дорожил. Значит, он владел только внешней красотой, а о внутренней даже не догадывался. Она ему вообще была не нужна! Какой же это положительный герой? Не случайно в конце сказки судьба накажет Колобка, его съедят. Значит, он все-таки отрицательный герой.
Во время своего путешествия Колобок встречается с другими героями сказки: с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой. Попробуем проанализировать поведение Колобка.
Сначала Колобок встретился с Зайцем. Заяц во всех русских народных сказках – трусливый, слабый, всегда кого-то боится, просит помощи. А в нашей сказке Заяц хочет съесть Колобка. Наш “герой” страшно пугается и начинает петь, чтобы песней разжалобить Зайца. Это не просто песня – это описание его жизни. Колобок решил, что песенка заменит Зайцу обед. Мы опять переживаем за Колобка, нам его жалко. И очень рады, что Колобок спас себя с помощью песни. Да ведь, если быть правдивым, то Зайца обмануть не так уж сложно.
В этом эпизоде Колобок показал себя ловким и находчивым. Это черты положительного героя.
При встрече с медведем Колобок сначала насмехается над ним: “Где тебе, косолапому меня съесть!” А потом поет свою песенку, хоты медведь и не просит его это делать.
Колобок уже в третий раз выходит “сухим из воды”. Ему бы пора остановиться, насторожиться, отдохнуть. Но Колобок смело катится вперед навстречу приключениям. Колобку неведомо чувство опасности. Он становиться высокомерным и постепенно превращается в отрицательного героя.
героя, но в нашей сказке Лиса – не положительный и не отрицательный герой. Лиса – орудие судьбы. Именно она остановит самоуверенного эгоиста.
Сначала Лиса льстит Колобку. “Здравствуй, Колобок. Какой ты хорошенький!” Колобок показал себя невежливым и некультурным. Он даже не поздоровался и не поблагодарил за комплемент. Разве так поступает положительный герой?
Колобок сразу же запел восхваляющую себя песню. Он не видит опасности, которая исходит от Лисы. Лиса – рыжая, с пушистым хвостом, очень красивая! Колобок увидел только ее внешнюю красоту. Именно от Лисы он ждет похвалы, потому что и себя считает очень красивым!
К концу сказки, обычно, даже если главный герой глуповат, то он становится умным. Здесь же все по-другому: из-за глупости своей Колобок поплатился жизнью. Лиса его съела.
В ходе своей работы я рассмотрела соответствие внешнего вида Колобка образу положительного героя, попыталась выявить положительные и отрицательные черты характера, провела анализ действий и поступков Колобка и пришла к таким выводам.
Внешне Колобок очень красивый, румяный, с хрустящей корочкой. Но это лишь внешняя оболочка. На самом деле Колобок непослушный, хвастливый, самовлюбленный, невежливый, некультурный, высокомерный. Его действия не подходят к образу положительного героя. Своими поступками Колобок превратил себя из положительного героя в отрицательного.
На примере русской народной сказки “Колобок” я доказала, что не всегда главные герои сказки – положительные герои.
Урок № 76 Тема: Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы- сказки. 5класс
Просмотр содержимого документа
«Урок № 76 Тема: Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы- сказки. 5класс»
Тема: Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-
Цель: Помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться,
почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного
произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр
литературного произведения, формулировать идею, проблематику
произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать
свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретать новые знания, умения.
Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Проверка домашнего задания.
Вопросы по содержанию сказки.
Какие черты характера проявляются в диалоге Старухи и ее дочки?
Как относятся друг к другу мать и дочь? Кто из них, по-вашему, хуже?
Что мы узнаём о падчерице?
Какой приказ издала капризная Королева?
Почему седобородый Профессор не мог ничему научить свою ученицу?
Кого встретила Падчерица в новогоднем лесу у костра?
Почему после рассказа девочки братья-месяцы решили ей
8. Какой волшебный подарок Апрель сделал Падчерице?
9. Почему Мачехе с Дочкой пришлось признать, что подснежники рвала
10.Почему Падчерица отказалась назвать Королеве место, где нашла подснежники?
11.Какие желания загадали Королева, Профессор, солдат, Мачеха с Дочкой, когда появился один из месяцев? Были ли они выполнены?
12.Как были наказаны Мачеха с Дочкой за жадность и обман?
13.Какой урок получила Королева, научившись по-доброму просить о помощи?
II. Беседа по вопросам.
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Подберите определения, характеризующие королеву, падчерицу, мачеху, её дочь. Запишите их для каждого персонажа.
Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
Что можно сказать о знаниях королевы?
Определение темы и целей урока.
Характеризуя героев, можем ли мы определить, положительные они или отрицательные? Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
Рассмотрите перечень действующих лиц в драме. Какие из этих героев уже встречались в народных сказках? Какие они были по характеру?
Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
Объясните значение слов «мачеха», «падчерица».
Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Что можно сказать о характере королевы? Какой прием использует автор для её изображения?
Что можно сказать о профессоре?
Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения.)
Как называются эти слова? (Синонимы.)
Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)
Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)
Физкультминутка. Представьте, что вы с героями сказки оказались в лесу. Вам холодно. Давайте разгребём снег и согреемся.
1. Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными? Почему?
2. Составим таблицу положительных и отрицательных героев.
IV. Инсценировка (инсценированное чтение) фрагментов драмы, которые, по мнению обучающихся, наиболее ёмко и полно характеризуют героев произведения (групповая работа).
Наиболее интересно на уроке было …
После урока мне стало понятнее …
Самым сложным мне представляется …
Мне понравилась инсценировка группы …, потому что …
Оценивание учащимися работы одноклассников на уроке.
Домашнее задание. Придумайте свой финал сказки. Запишите его в тетрадь.
Положительный и отрицательный герой в сказках нарисовать
Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж русских волшебных сказок?
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Это самый спорный образ русских
народных сказок и очень трудный
для анализа персонаж
Сказка – это удивительный жанр. Одним из самых ярких сказочных героев является Баба-Яга. Кто же она и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки? Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается злой старухой?
На уроках литературы нам нередко приходилось давать характеристику этой загадочной старушке. И мы столкнулись с такой проблемой: к положительным или отрицательным персонажам отнести Баба-Яга. В поисках ответа на этот вопрос и родилась тема нашего исследования.
Тема работы: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?
Целью данного исследования является ответить на вопрос: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?»
Дать понятие слова «Баба-Яга», основываясь на различные словари;
Определить, откуда появился образ Баба-Яга;
Изучить образ Бабы-Яги в русских волшебных сказках;
Изучить мифологию славян для целостного понимания образа Баба-Яги;
Через анкетирование людей разных возрастных категорий узнать, как воспринимают образ Баба-Яги: положительным или отрицательным персонажем.
Понятие образа Баба-Яга
Кто такая сказочная Баба-Яга? Для ответа на данный вопрос мы обратились к различным словарям.
В Толковом словаре С. И. Ожегова говорится: «Баба-Яга, Баба-Яга, ж. в русских сказках: злая старуха-колдунья. Баба-Яга костяная нога».
Большой Энциклопедический словарь сообщает, что «Баба-Яга — персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя».
А Школьный этимологический словарь русского языка поясняется происхождение слова «Баба-Яга» (ведьма) следующим образом: «Искон. Сращение баба «старуха» и яга «злая». Как показывают родственные лит. éngti «притеснять, мучить», англосакс. inca «боль», яга буквально — «злая женщина, мучительница, причиняющая боль».
Проанализировав источники, мы увидели, что исследуемое нами понятие представлено в каждом по-разному. Но нам ближе образ Баба-Яга, данный в «Большом Энциклопедическом словаре». В ходе дальнейшего исследования нам предстоит выяснить, положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга.
Откуда появилась Баба-Яга?
Для ответа на вопрос: «Откуда появился образ Баба-Яга?» мы проанализировали ряд материалов: Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия» и выяснили, что исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Представим вашему вниманию несколько версий.
Образ Бабы-Яги в волшебных сказках
Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-Яга, поэтому мы решили рассмотреть образ противоречивой старухи в данном жанре.
Нами был проанализирован образ героини-яги в следующих сказках: Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и ягоды», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Условием для подбора сказок было обязательное присутствие Бабы-Яги в качестве героя.
Наше внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время странствий Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.
При характеристике любого литературного героя необходимо ещё оценить его поступки, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире. Анализ поступков Бабы-Яги мы представили в таблице (Приложение 1)
Проанализировав образ Бабы-Яги в волшебных сказках, мы выяснили:
Внешность героини – это образ отрицательного персонажа;
Её жилище – это избушка на курьих ножках злой старухи, которая крадёт и поедает детей;
Из десяти проанализированных произведений она выступает в четырёх сказках отрицательным персонажем, а в шести положительным.
Но всё это нам пока не даёт пока право ответить на вопрос, поставленный в начале нашего исследования: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?», так как наше исследование продолжается.
Образ Бабы-Яги в славянской мифологии
Для создания полного образы Бабы-Яги мы решили обратиться к мифологии славянских народов.
Мы узнали, что Йогиня-Матушка – верховное божество славян, вечно прекрасное создание, любящая, покровительница детей-сирот. Она странствовала по Земле то на огненной колеснице, то верхом на коне. Собирала она беспризорных детей по городам и весям. Богиню-покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали, где живут беспризорные дети. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой (потому что сапожки украшены златом), а кто и совсем по-простому – Йогиней-Матушкой.
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит святилище, который находился в самой чаще леса, у подножья Алтайских гор, где начинается река Иртыш (Ирий тишайший). Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели представителей из древнейших славянских родов.
В предгорном скиту, где Йогния-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось специальное углубление, которое жрецы Рода называли – Пещь Ра.
Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый – лапата́ (потому что украшен резной лепниной, отсюда слово «лепота»). В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра (пещера, печь), Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата́ задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит.
Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила это Йогина-Матушка. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата́ в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Мудрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии, когда дети становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Но ничего из этого чужеземцы не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Йогиня-Матушка, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами и костяной ногой, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини-Йогини исказили, стали называть её «Баба-Яга костяная нога» и стали пугать Богиней всех детей.
Анкетирование на тему: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?»
Мы провели анкетирование (Приложение 2) для того, чтобы узнать, как воспринимают Бабу-Ягу люди разных возрастных категорий: положительным или отрицательным персонажем.
Количество опрошенных людей
Другие ответы («нейтральный», «когда-как» и т.д.)