Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Трофименко Елена Алексеевна
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.
Вводная беседа.
— Ребята, какое сейчас время года?
— Что зима принесла с собой?
— Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»
Есть птицы перелетные (улетающие на зимовку в южные страны) и зимующие (смелые, не улетающие от нас зимой птиц).
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка)
2) Я весь день ловлю жучков,
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Я бывалый … (воробей)
3) Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все … (дятел)
4) Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
— Каких зимующих птиц вы еще знаете? (ответы детей. Ворона, сорока, снегирь, голубь, синица, воробей, клёст, поползень, дятел, свиристель).
Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна.).
Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.
Прекрасно, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.
Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку. Удобны кормушки-автоматы, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку.
Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.
Чтобы правильно кормить птиц,необходимо соблюдать некоторые правила:
— во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
— корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
А чем можно кормить птиц? (ответы детей)
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. И черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Пшено клюют только воробьи. Дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира. Для такого случая нужно взять сало и подвесить его на веточках кустарника. Красавцы снегири и свиристели любят ягоды рябины, бузины. Щеглы – семена лопуха, подсолнуха. Конечно, весь корм должен быть свежим.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Чтение стихотворения Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Сколько гибнет их — не счесть,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А остались зимовать
Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.
— Подскажите, чем ещё полезны птицы? (ответы детей)
Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их. Сегодня мы с вами изготовим и развесим кормушки в нашем поселке и птицы будут нам очень благодарны
Фотоотчет «Акция «Помоги птицам зимой» в подготовительной группе» Ольга шевелева Фотоотчет об акции «Помоги птицам зимой» в подготовительной группе. Автор: педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский.
Акция «Поможем птицам зимой!» АКЦИЯ «ПОМОЖЕМ ПТИЦАМ ЗИМОЙ!» Мы с детьми и их родителями решили помочь зимующим птицам нашего города, но для этого нам необходимо было.
Экологический проект «Поможем птицам зимой» Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение воспитании детей. Этой зимой мы с детьми готовили экологический.
Фотоотчет утренней беседы «Как мы можем помочь зимующим птицам» Видео Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию фотоотчет об утренней беседе на тему «Ка мы можем помочь зимующим птицам». Конспект.
Фотоотчёт об акции «Поможем птицам зимой» Фотоотчёт Акция: «Поможем птицам зимой» В нашем детском саду стало хорошей традицией помогать зимующим птицам пережить суровую зиму. Проводим.
Фотоотчет «Помоги птицам зимой» Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и снежная. Птицы сильно страдают от холода. Нужно обязательно поддерживать их зимой,сделать.
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как помочь птицам зимой?»
Антонина Николаевна Галкина
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как помочь птицам зимой?»
Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетным картинкам с помощью опорных вопросов.
Учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении.
Учить понимать и воспроизводить образный язык.
Развивать связную речь детей.
Формировать навыки выразительного чтения.
Продолжать учить детей высказывать свое мнение.
Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, отвечать по вызову.
Воспитывать у детей желание делать добрые дела.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к птицам.
Прививать стремление помочь птицам в трудных условиях.
Приучать к заботе о ближнем, умению трудиться сообща.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц, сюжетная картина «Как дети помогли детям», презентация «Зимние зарисовки», коврик «Времена года», картинки с изображением времен года.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, занятие по развитию речи. А теперь вспомним главное правило нашего занятия.
Каждый день всегда,везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
(Дети садятся на стульчики.)
1. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Сурикова «Зима» и ответьте на вопросы. (Воспитатель читает стихотворение.) Презентация «Зимний пейзаж».
Белый снег пушистый, Стали дни короче,
В воздухе кружится Солнце светит мало,
И на землю тихо Вот пришли морозы,
Падает, кружится. И зима настала.
Беседа по вопросам:
— Ребята, о чем это стихотворение?
— Какое сейчас время года?
— Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
— Ребята, кто автор этого стихотворения?
— Какой снег в стихотворении И. Сурикова?
— Чем покрыта зимой земля?
2. Дети садятся на ковер.
Дидактическая игра «Коврик – времена года»
Разложить картинки, характеризующие зимнее время года, на коврике «Времена года».
— Ребята, найдите среди картинок такие, на которых изображена красота зимы.
— Зима красивая. Почему? /Ответы детей: потому что земля покрыта белым пушистым снегом. /
-А теперь найдите картины, на которых мы видим радость детей. Ведь, дети радуются зиме.
— Зима веселая. Почему? /Потому что можно кататься на коньках, лыжах, санках с горы, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить крепости, играть в снежки. /
— Есть ли картины, на которых изображены зимние праздники?
— Зима праздничная. Почему? / Потому что мы провожаем Старый год и встречаем Новый год, празднуем Рождество Христово. /
-Ребята, найдите картины, на которых нарисованы птицы.
— Дети, для кого зима – самое трудное время года? Почему?
— Помогают ли люди птицам пережить суровую зиму? Что ты об этом знаешь?
III. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки.Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.
— Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.
— Да ведь у нас есть кормушки около школы!- ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!
Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.
Не прошло и двух дней, как у всех ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.
2. Беседа по содержанию рассказа.
— О чем этот рассказ?
-О чем говорится в начале рассказа?
— Почему дети решили помочь птицам?
— Как ребята помогли птицам?
3. Жизнь птиц зимой.
-Какие птицы остаются зимовать у нас? Как их называют? /Зимующие: голуби, вороны, воробьи, сороки, галки, снегири, синицы/
— Чем они питаются? /Личинками насекомых; семенами кустов, деревьев; ягодами рябины, крошками и остатками пищи. Птицы приближаются к жилью человека. /
— Ребята, нуждаются птицы в нашей помощи? /Очень трудно птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, пурги и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода и холода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь своим пернатым друзьям пережить зиму. /
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетели».
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поиграли в полюшке,
В стороны посмотрели,
5.Ответьте на вопросы:
— Что вы видите на первой картине?
-Какое время года изображено на картине?
-По каким признакам вы определили?
-Что висит на дереве?
-Как вы думаете, кто повесил кормушку?
-Почему вокруг кормушки много птиц?
-Что вы видите на кормушке?
Составьте рассказ по картинке.
-Что вы видите на второй картине?
-Что делают дети вокруг кормушки?
-Что в руках у детей?
— Для чего они это делают?
— Почему возле кормушки не видно птиц?
Составьте рассказ по картинке.
-Кого вы видите на третьей картине?
— Что делают птицы?
— Почему дети спрятались за дерево?
— Можно ли сказать, что дети помогли птицам?
6. Составление рассказа по картинам. Что было сначала, что случилось потом, что произошло в конце?
VI. Закрепление материала.
Молодцы, ребята. Скажите, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что интересного вы узнали сегодня?
Да, сегодня мы составили рассказ по картинам. Но на этом наша работа не заканчивается.
Наше занятие хочу закончить стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Приручите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Наше занятие закончилось. Спасибо вам, ребята, за вашу работу. А теперь мы с вами повесим наши кормушки на площадке детского сада и будем ухаживать за птицами.
Фотоотчёт «Чем можно помочь птицам зимой?» Вторая половина зимы – самое сложное время для оседлых пернатых. Пока их перелетные сородичи наслаждаются теплом и обильным кормом, им.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы пересказу рассказа Г. Скребицкого «Март» по опорным картинкам Тема: «Пересказ рассказа март по опорным картинкам». Задачи: Развивающие: продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой.
Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» тема: «Составление рассказа по опорным картинкам» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель Фурманова.
Конспект проведения акции в старшей группе «Поможем птицам зимой» Конспект проведения акции в старшей группе «Поможем птицам зимой». Цель: помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание.
Конспект занятия по развитию речи «Карелия-мой край родной». Составление описательного рассказа по опорным картинкам Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии..
Проект «Поможем птицам зимой» в подготовительной к школе группе. Проект на тему: «Поможем птицам зимой». Так и живут бок о бок птицы и люди, Часто не обращая внимания, друг на друга, Иногда ссорясь,.
Тема: Составления рассказа по сюжетным картинкам «Моя кукла». Тема: Составления рассказа по сюжетным картинкам «Моя кукла». Цель: Учить составлять рассказ из нескольких предложений. Задачи: Воспитательные:.
Урок-проект «Как помочь птицам зимой?» Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с.
Проект во второй младшей группе «Поможем птицам зимой» Проект на тему «Поможем птицам зимой» Тип проекта: информационно-творческий Вид: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный).
КАК Я ПОМОГАЛ ПТИЦАМ ЗИМОЙ
Зимой птицам очень трудно добывать корм: вся земля покрыта толстым слоем снега, деревья и кусты стоят с голыми ветками. Но в наших силах помочь этим замечательным созданиям, надо только проявить желание и смекалку. О трудностях жизни птиц в холодное время года я узнал от папы и тут же загорелся идеей открыть “столовую” для пернатых друзей. Не откладывая дело в долгий ящик, мы с родителями в ближайшую субботу отправились на рынок, где купили целое ведро зерна: пшеницы, овса, ячменя, конопли, ржи и подсолнечных семечек.
Каждые два-три дня я обходил округу, досыпая в кормушки корм. А наградой мне было звонкое веселое щебетание.
Я уверен, что благодаря нашим стараниям много птиц дожило до весны.
Вот и наступила снежная, морозная и суровая зима. Все вокруг покрылось
Сменили свой наряд и животные – шубки зайцев, лисиц и других зверушек стали более пушистыми и теплыми. Все заранее хорошо подготовились к зиме. Но как же быть в эту студеную пору бедным птицам?
Некоторые из них улетают в теплые страны, но далеко не все. Что же будет с теми, кто остался? Ведь у них нет теплой шерсти или меха животных, они, как медведи, не могут спрятаться в глубокую берлогу. Где они найдут себе пропитание, когда все покрыто толстым слоем снега?
Я задумался об этом, и мне стало жаль этих беспомощных существ. А ведь как они радуют нас весной, распушив свои яркие перышки, как звонко поют в небесной вышине!
И я твердо решил: в моих силах помочь этим несчастным созданиям. Я сделаю все для того, чтобы им легче было пережить холодные дни. В тот же день я попросил папу, чтобы он научил меня мастерить кормушки. Он не только научил меня, но и с радостью присоединился ко мне.
Я прочитал несколько специальных книг и узнал, что для разных птиц нужны разные кормушки, еда для них тоже должна отличаться. Изучив все привычки и желания наших будущих питомцев, мы с папой принялись за дело. В первый же выходной день мы развесили разнообразные “столовые” вокруг нашего дома.
Например, для желто-голубых синичек мы сделали домики, к крыше которых подвесили кусочки сала, а на дно насыпали семена подсолнечника и измельченные орехи. Подобные гнездышки устроили и для сорокопутов, которые тоже иногда встречаются в наших краях. Но в их кормушки мы положили больше кусочков мяса и сухого корма из насекомых. Снегирям предложили их любимое лакомство – гроздья рябины, калины, ягоды облепихи.
Этими ягодами будут охотно лакомиться и красавцы свиристели, которые с началом зимы часто обитают вблизи жилых домов. Для щеглов и чижей подвесили дощечки, на которые насыпали различные крошки и семена. Желтогрудых овсянок, которым зимой труднее всего добывать корм, порадуют заботливо припасенные нами семена овса. Не забыли мы и про сизых голубей – постоянных жителей наших двориков.
С ними мы поделились хлебными крошками, кусочками смоченной в молоке булочки. Теперь всем птицам есть еда по вкусу. Попробуют, заглянут к соседям и выберут для себя подходящее угощение.
За этой приятной работой мы не заметили, как наступил вечер. Когда мы закончили развешивать кормушки, у меня на душе стало весело и легко. Теперь я постоянно буду их проверять и пополнять запасы лакомств для птиц.
Я уверен, многих птиц порадуют эти неожиданные гостинцы, и зима будет не такой суровой для наших пернатых друзей.
Радостно сознавать, что в этом есть и моя заслуга. Даже не задумывался раньше, как приятно делать что-то полезное. В следующем году я обязательно продолжу это доброе дело.