Понятие потребности у собак

Собаки

Потребности собак

В процессе онтогенеза у любого организма происходит потеря собственных жизненных запасов. Сигнал о том, что их необходимо пополнить, является потребностью. Это может быть потребность в еде или познавании мира, а их достижение дает возможность существовать как отдельно взятому организму, так и целому виду.

В дрессировке так же важно понимать какая «движущая сила» лежит в основе того или иного поведения собаки.

Потребность – это то, что отражает нужду организма в чем-либо.

Классификация потребностей собаки по П.Е. Симонову:

📎 Витальными потребности – это те, которые обеспечивают жизнь самому индивидууму. Потребности в пище, воде… Самая интересная из них, на мой взгляд, это потребность в сохранении энергии. Именно она является одной из основополагающих даже в дрессировке: собака не станет делать то, что не выгодно для нее самой. Это одна из причин почему дрессировка на положительном подкреплении может работать и совершенно не во вред эффективности. Если дать собаке кусочек, когда она будет сидеть, и несколько раз подкрепить эту команду еще одним кусочком или интересной игрой после, то ей незачем будет подниматься. Она снова и снова, сама будет желать оставаться на месте. Так мы формируем выдержку.

📎 Зоосоциальные потребности отвечают за существование целого вида. Это общение с сородичами, эмоциональный контакт… Важно понимать, что данная потребность крайне важна и не удовлетворив ее, мы формируем у животного неправильные модели поведения. Это касается долгого содержания собаки в ограниченном пространстве, что не позволяет ей научиться общаться правильно, применяя сигналы.

📎 Потребности саморазвития – являются основными в процессе обучения. Подражание, игра, желание исследовать и проявлять инициативу, — все это позволяет животному познавать мир и приспосабливаться к нему.

На ранних этапах познания мира потребность лежит в основе попытки к достижению цели, когда же эта цель достигнута, и потребность внутренне удовлетворена, тогда то, что именно получил организм в ответ, будет мотивацией к последующем действиям. Например, мы тянем кусочек лакомства над головой щенка. Движимый потребностью насытиться, он приподнимает голову, а затем садится, и только потом получает кусочек. В последствии, он знает, что чтобы получить этот самый заветный кусочек, необходимо сесть.

Важно понимать, что потребности обусловлены генетически (способность к пастьбе овец скорее проснется у овчарки, нежели чем у веймаранера), но не только наследственность играет большую роль. Также круг потребностей может быть сформирован в процессе дрессировки животного. Именно поэтому так важно начать дрессировать своего питомца заблаговременно.

Источник

Потребности и мотивации собак

Организм животного время от времени испытывает потребность в определенных веществах, а также в накоплении опыта, необходимого для организации поведения, обеспечивающего сохранение жизни и возможности оставить потомство. Эта необходимость называется потребностью.

Например, вы корректируете поведение собаки посредством натяжения поводка, вызывая неприятные ощущения. Соответственно, у нее появляется потребность избавиться от неприятных ощущений (оборонительная потребность), в результате чего животное подчиняется вам.

Потребность вызывает изменения в поведении только в том случае, если она достигает критического уровня. Например, при несбалансированном питании резко снижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами. По мнению зоопсихологов потребность являётся основной причиной любой формы поведения.

В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.

Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией.

Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Классификация потребностей

Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей.

Читайте также:  Ютуб пес 5 бомж

Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:

потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;

потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;

потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).

Перечисленное потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой-либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.

Мотивации

Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:

повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;

повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;

усилением чувствительности анализаторов, что приводит к усилению ориентировочных реакций, в результате чего животное приобретает навыки, необходимые для удовлетворения необходимой потребности;

улучшением исследовательских функций.

Благодаря мотивациям организм готовится к определенному виду деятельности и поддерживает ее на протяжении времени, необходимого для удовлетворения вызвавшей ее потребности. Как правило, организм испытывает ряд потребностей, однако реализуется только одна.

Потребность и соответствующая ей мотивация, реализующиеся через поведение, называются доминирующими. Организм оценивает потребности с точки зрения значимости на данный момент и вероятности удовлетворения их в данных условиях существования.

При коррекции поведения доминирующая потребность искусственно создается посредством лишения животного чего-либо. Например, пищевая и игровая потребности, потребность во внимании и т. д.

Нередко потребность вызывается непосредственным воздействием на животное, однако при этом строго учитываются его индивидуальные особенности.

В том случае, если потребность не может быть удовлетворена в определенных условиях, животное либо отказывается от попыток ее реализации, либо стремится к удовлетворению другой значимой потребности.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Понятие потребности у собак

Новое в моем блоге

Необходимость двух обязательных прогулок в день даже не ставится под сомнение

Всегда, во все времена люди задумывались, что проиходит с душой собаки после смерти

Специалисты отмечают, что когда собака успешно решает задачу, ее поведение заметно меняется

По легенде, Бог подарил собаке холодный мокрый нос в награду за ее невероятное мужество и самоотверженность

Собаки одинаковой породы не обязательно будут иметь одинаковые характеры и привычки

Введение в психологию собак. Потребности и мотивация.

Основной задачей владельца при общении с собакой является установление такого уровня отношений, который в конечном результате привел бы к желанию собаки идти на контакт с хозяином (потребность в общении), а также к желанию выполнять команды хозяина (потребность к работе).

Введение в психологию собак.

Один из самых важных фактов, связанных с дрессировкой, получен из наблюдений за лабораторными собаками и другими животными и заключается в том, что для формирования привычек (навыков) необходимо найти золотую середину между длительной серией постоянных реакций и редкими возможностями к чему-либо привыкнуть. Если давать собаке много уроков, в ходе которых она будет допускать некоторые ошибки, возникает большая вероятность закрепления тенденции к совершению этих ошибок вместе с желательными в целом формами поведения. Но если устраивать между занятиями короткие перерывы, она научится избегать ошибок и реагировать правильно и безошибочно. Это и есть золотая середина. При увеличении перерывов собака позабудет об ошибках, но ей придется дольше учиться избегать их в будущем. Опытным дрессировщикам, обучающим собак на воле, этот факт известен и вошел им в плоть и кровь.

Читайте также:  Что делать если собака захлебнулась водой

Приступая к дрессировке, они устраивают занятия в каждый погожий день, но на первых порах ведут их недолго. Они никогда не пытаются уложиться в две недели и не ожидают быстрых результатов. Ошибки представляют собой отрицательные реакции. Собаки должны научиться избегать их, продолжая в то же время устанавливать ассоциации между стимулами и положительными реакциями. Таким образом они учатся вести себя в окружающей обстановке и служить своим хозяевам именно так, как нам этого хочется.

Потребности и мотивации.

Состояние мотивации отражает выраженность и качество потребности и является психическим ее эквивалентом. Можно определить мотивацию и как осознанное желание.

Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения ведь стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки, необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности. А само научение, как и процесс поведения, становится целесообразным и биологически важным, необходимым организму, так как приводит к удовлетворению насущной потребности, способствует сохранению и поддержанию жизни. Без такой цели и поведение и научение становятся бессмысленными и ненужным, а бессмысленного и ненужного избегаем и мы и наши собаки.

Потребностей существует столько же много, сколько и попыток их классифицировать. Наиболее удачной считается классификация известного Российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:

* Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.
* Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
* Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего воспитания.

В другом случае было изучено влияние различных видов подкрепления на осуществление реакции экстраполяции направления движения при его равномерном прямолинейном движении. Было показано, что наибольшее число правильных решений сделали крысы, подкреплением которым служила возможность продолжить положительное самораздражение. При подкреплении самостимуляцией крысы оказались способными не только к многократному решению описанного варианта задачи, но и усложненного ее варианта.

Таким образом оказывается, что при подкреплении поведенческой реакции раздражением положительных зон мозга образование условных рефлексов облегчается по сравнению с образованием тех же рефлексов при пищевом подкреплении.

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах. А именно в том, что различные мотивации:

В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

С точки зрения использования потребности и мотивации в дрессировочном процессе, его можно представить в следующем виде:

* Стадия создания целесообразных потребности и мотивации, то есть когда мы создаем причины, вызывающие нужное нам поведение собаки.
* Стадия удовлетворения данной потребности: поданная команда разрешает совершить конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение потребности становится подкреплением этому действию.
* Стадия снижения значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко вызывать определенное действие, если создана связанная с ней потребность. Однако, по мере тренированности (многократного повторения), команда приобретает свойство сама вызывать данную потребность. Так что необходимость в специальном создании соответствующей потребности со временем отпадает. Точно так же команда становится связанной со следующим за ней движением и после достаточно длительного повторения двигательная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей ее ранее потребности.

Читайте также:  Можно ли хоронить собаку во дворе своего дома

Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии заменяются на оборонительную, что гарантирует более стабильное воспроизведение необходимого действия. Дело заключается в том, что первично вызванные потребности (такие как пищевая, игровая, социальная) могут в результате конкуренции мотиваций проигрывать возникающим у животных спонтанным или навязанным окружающей средой мотивациям. Например, появление невдалеке бегущей кошки многих собак заставляет забыть на время о голоде. Тогда как оборонительная потребность, как наиболее важная для самосохранения, легко конкурирует с другими.

* Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта

В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реализуется только одна. Редко удается решать одновременно две задачи, тем более если для удовлетворения различных потребностей используются одни и те же исполнительные системы.

Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции мотиваций. Во время процесса конкуренции, организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения. Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой выраженности, чтобы выдержать борьбу с другими потребностями постоянно возникающими у собаки. Только тогда собака длительное время сохранит работоспособность и заинтересованность в работе и не будет отвлекаться на посторонние раздражители.

Наиболее частыми ошибками дрессировщика является недооценка величины потребности и конкуренции мотиваций. Например, вы знаете, что для того чтобы научить собаку не тянуть на поводке, необходимо подать команду «Тише!» и произвести тормозящий рывок поводком. Очень часто ваш рывок не достигает достаточной силы, чтобы вызвать соответствующую оборонительную потребность и собака продолжает тянуть не обращая на него внимания.

Примером для второй ошибки может служить вот такая ситуация: вы решили отработать навык подхода собаки к дрессировщику, отстегнули поводок и отпустили собаку на прогулку. После небольшой паузы вы подаете команду «Ко мне!» и показываете собаке кусочек пищи на ладони, предполагая, что она сейчас все бросит и прибежит к вам. Но ваша любимая собака оказывается достаточно сытой для того чтобы променять обследование поляны (удовлетворение потребности в новой информации) или игру с приятелем (удовлетворение игровой потребности), или просто побегать и порезвиться (удовлетворение потребности в физической нагрузке) на ваш кусочек.

Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку или не давать ей долго бегать и гулять для того, чтобы создать потребность в физической нагрузке. Иногда потребность можно вызвать непосредственным воздействием на животное, например игровую или оборонительную потребности. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности своей собаки. Для одних собак достаточно пропустить одно кормление, чтобы создать достаточную пищевую потребность, других необходимо не покормить целые сутки. Для того, чтобы вызвать оборонительную потребность у ротвейлера необходимо приложить достаточно большие усилия, а для малого пуделя хватит шлепка свернутой газетой.

Источник

Познавательное и интересное