Как составить вопросы к понравившемуся произведению, требующие (см)?
Литературное чтение 2 класс:
Просмотрите содержание учебника. Выберите произведение, которое вам понравилось больше остальных. Самостоятельно составьте к нему вопросы, требующие подробного, вдумчивого ответа.
Составьте вопросы, которые не требуют подробных объяснений.
Вопросы, начинающиеся со слов когда? где? кто? что?, часто могут подразумевать краткий, практически односложный ответ. Такие вопросы обычно не требуют дополнительных пояснений.
Если вопрос начинается с почему?, как ты думаешь? и пр., то на него вряд ли получится дать односложный, неразвернутый ответ.
Возьмем, например, рассказ Льва Николаевича Толстого «Филипок».
Вот примеры вопросов, не нуждающихся в подробных объяснениях:
Кого встретил Филипок по дороге в школу?
Чьим братом был Филипок?
Что сказал про себя мальчик учителю?
Сумел ли Филипок сложить свое имя учителю?
А вот примеры вопросов, на которые нужно ответить подробно и вдумчиво:
Почему перед школой Филипок оробел?
Как ты думаешь, почему учитель оставил мальчика в классе?
Как ты относишься к самовольному уходу Филипка в школу?
Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.
Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого «Акула», а его как раз и изучают во 2-ом классе.
Простые вопросы, допускающие короткие ответы:
▪ Где происходят события?
▪ В чем купались матросы?
▪ Как Толстой называет акулу?
▪ Кто такой артиллерист?
▪ Почему ребята плыли в море?
▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?
▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?
▪ Кто из героев понравился вам больше всего?
Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:
▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?
▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?
▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?
▪ Почему автор назвал артиллериста «старым»?
▪ Какие чувства испытывал артиллерист?
▪ Как относится Толстой к происходящему?
▪ Как можно оценить поступок артиллериста?
▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?
▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?
▪ Можно ли назвать рассказ «Акула» поучительным?
▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?
Для лучшего понимания прочитанного произведения, для умения сделать его литературный анализ, полезно научиться составлять к нему вопросы. Вопросы могут при этом разные, то есть такие, на которые можно дать короткий ответ, и такие, которые требуют более развернутого ответа, высказывания собственных соображений. Рассмотрим примеры составления таких вопросов.
Возьмем сказку «Царевна-лягушка», ее изучают во втором классе средней школы.
Составляем простые вопросы к сказке.
Гораздо труднее составить вопросы, которые требуют развернутого ответа.