Стрекоза и муравей
Инсценировка Олеси Емельяновой
Продолжительность сценки: 5 минут; количество актеров: от 2 до 4.
Муравей
Стрекоза
Стрекозы-подружки
Рассказчик
На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.
На лугу меж двух полей
Под раскидистым осотом
В муравейнике высоком
Жил трудяга-муравей.
Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.
То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!
Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.
Что-то больно тяжела!
Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза.
Брось ее и все дела!
Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.
Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!
Нет, так дело не пойдет!
Кто зимой быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.
Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима кат и ́т в глаза.
Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Н у ́жда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.
Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей.
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Я без души
Лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь. Падает снег. Конец.
© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1808 г.
© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2006 г.
Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.
Басни в стихах. Современные поучительные басни про людей и животных.
Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.
Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра
Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Марина Беличенко
Театрализованное представление «Попрыгунья Стрекоза» (по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Театрализованное представление
(по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей)
Действующие лица: Стрекоза, Муравей, Ежики, Бабочки, Снежинки, Пчелки.
Атрибуты: Листья, прутики, лопата, тележка, пила, дрова, цветы.
Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализации. Формировать умение детей драматизировать сказку, выполнять движения и действия в соответствии с движениями партнеров.
Задачи: Развивать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности (интонацию, мимику, жест). Воспитывать артистические качества, умение свободно чувствовать себя в роли, доброжелательные отношения друг к другу.
При входе в зал висит Афиша, всем зрителям раздаются программки. Звучит музыка.
Бабочки (по очереди)
Сказочное времечко-времечко желанное!
Вот и начинается сказка долгожданная!
Про плясунью Стрекозу, лето все пропевшую, А запасы на зиму сделать не успевшую.
И про то, как Муравей средь зарослей лесных
Старается, работает без всяких выходных
Что же ждет нас впереди?
Вот она уже стучится!
Бабочки убегают. Из муравейника выходит Муравей, выполняет несколько гимнастических упражнений.
Муравей
Домик мой стоит под елкой-
В нем живет моя семья,
Приношу туда иголки,
Прутики и листья я.
Я в работе поминутно,
А найти меня не трудно-
Лишь под ноги посмотри.
Звучит музыка, Муравей собирает листья, прутики и уходит в муравейник. Из-за кустов подтягиваясь появляется Стрекоза, хлопает глазами, садится на бугорок из травы, берет с пенька зеркальце, осматривает свое лицо.
Стрекоза
Люблю я тишь лесную,
Как прекрасно! Лето! Лето!
Жарким солнцем все согрето!
И под каждым здесь листком
Мне готов и стол и дом!
Стрекоза танцует в ритме вальса. К ней присоединяются букашки.
Выбегают Ежики с корзиной яблок.
Ежики
Как хорошо нам летом!
Земля теплом согрета!
И солнце жарким светом
Ей помогает в этом.
Свети нам, солнышко, свети
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
Стрекоза
Да хватит вам трудится!
Давайте лучше веселиться!
Ежики
Как наполним норки на зиму добром,
Вот тогда охотно спляшем и споем,
Ведь промчится лето, облетят цветы-
Помним мы об этом. Не мешай нам ты.
Звучит музыка. Ежики убегают. Стрекоза пожимает плечами.
Справа с тележкой и пилой проходит муравей.
Вылетают пчелки, кружатся над цветами.
Пчелки
Не бросим работу ни в дождь и не в зной!
Нельзя без запасов остаться зимой.
Стрекоза
Пчелки Зима не за горами, запомни, Стрекоза!
Бабочки танцуют. С дровами появляется муравей. Бабочки, танцуя, мешают ему пройти к муравейнику, затем смеясь убегают.
Стрекоза
О!Муравей! Да брось ты заботы свои
Со мною плясать выходи.
Все нынче- тишь, прохлада-
Зовут пуститься в пляс.
Муравей
А мне готовить надо продукты про запас.
Звучит музыка. Танец снежинок. Они переворачивают куст и муравейник снежной стороной.
Зимнее утро. Дрожа от холода, обхватив себя руками появляется стрекоза, кутается в плащ, сшитый в форме листка с дерева.
Стрекоза
Все прошло с зимой холодной
Нужда, голод настает;
И никто уж не поет:
Да кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Стрекоза печально бредет к муравью
Стрекоза
Муравей кивает головой в ответ
Муравей
Стрекоза
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Стрекоза
До того ль,голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Даже голову вскружило
Муравей А, так ты….
Стрекоза
Лето целое все пела.
Муравей
Ты все пела?- Это дело!
Так поди же попляши.
Звучит музыка. Муравей протягивает Стрекозе лопату. Выходят все герои.
Бабочки
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
Готовиться надо к морозам!
И помнить плясунья должна,
Что плохо бывает Стрекозам,
Беспечным таким, как она!
Прощаться нам время приспело
И мы говорим от души:
Сначала, конечно же, дело!-
А после гуляй и пляши!
Поклон.
Театрализованное представление по мотивам былин «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» (театрализованное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским эпосом. Донести до детей дух.
Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей». Стихотворение о здоровом образе жизни Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей» Попрыгунья Стрекоза много пела и гуляла, в пиццерии отдыхала, И совсем не замечала, что на шар похожей.
«В гостях у Мухи-Цокотухи». Театрализованное представление по мотивам сказки К. Чуковского Цели: продолжить знакомить детей с фольклором: с загадками, потешками, попевками о насекомых; прививать интерес к жизни насекомых; вызывать.
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей») Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей») Урсу Наталья Михайловна МБДОУ д\с №.
Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» на новый лад Сценарий музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» на новый лад (по мотивам басни Крылова И. А.) Дети входят и исполняют «Осенний хоровод».
Осенний праздник по басне Крылова «Стрекоза и муравей» Осенний праздник по мотивам сказки «Стрекоза и муравей». Подготовительная группа Звучит песня «Осенние листья» С. Ротару. Дети танцуют.
Театрализованное представление к 8 Марта по мотивам сказки И. Писанько Театрализованное представление по мотивам сказки И. Писанько На центральной стене панно с изображением леса, под ним два пенька, на них.
Театрализованное представление по мотивам сказки «Теремок» Действующие лица: скоморох 1 скоморох 2 ведущий мышка лягушка медведь кошка заяц ежик лиса Скоморох1: Гой, вы, гости дорогие! Слушайте.
Театрализованное представление с детьми и родителями по мотивам сказки «Курочка Ряба» Цель: Организация совместного досуга,родителей и детей. Показать ценность семейных отношений и значимость и дружной семьи.. Задачи:.
Инсценировка басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
по мотивам басни И.А. Крылова
«Стрекоза и Муравей»
учитель начальных классов
Тимакова Татьяна Валентиновна
Автор – бакенбарды, головной убор – цилиндр, белая рубашка, черная накидка-плащ.
Пчела – чёрная водолазка, жёлтая блузка с крылышками, жёлтая юбка с чёрными полосками. На голове ободок с жёлтыми помпончиками. На спину (как рюкзак) одеваются крылья. Каркас крыльев выполнен из алюминевой проволоки и обтянут скотчем.
Муравей – черная водолазка, черная беретка с рожками, из светло-коричневой подкладочной ткани сшиты безрукавка и шаровары.
Стрекоза – серебристо-голубое платье и крылья, также выполнены из проволоки и обтянуты скотчем.
Зима – новогоднее платье Снегурочки, кокошник, длинный белый шлейф, украшенный снежинками.
Муравейник – выполнен из картонных коробок, обтянут темно-коричневой тканью с набивным рисунком, обшит тонкими берёзовыми ветками, в центре прикреплён рисунок муравья.
Улей изготовлен в натуральную величину из коробок. Раскрашен гуашью и заламинирован скотчем.
2 веника – для танца
Рамка – соты – пластиковая полочка для посуды с ромбической поверхностью, вставлена в коробку. К передней поверхности прикреплен мягкий пластиковый коврик, подходящий по цвету. (Им Пчела будет «запечатывать» соты)
Ведёрко – для сбора нектара
Снежинки – из белых салфеток, когда их подбрасываешь вверх, они плавно опускаются вниз как настоящие.
Сцена оформлена декорациями. По краям сцены стоят муравейник, улей. В центре скамья. Над ней склоняется подсолнух. Позади деревья – берёзы с зелёной кроной. На переднем плане цветы – пионы. Внутри лепестков пыльца ( кусочки желтого поролона ). Перед муравейником лежат веточки. Внутри муравейника находится инвентарь для работы муравья: топор, два веника). За ульем стоит картонный ящик, имитирующий пустую рамку-соты, и маленькое ведёрко.
Персонажи занимают свои места: автор – за кулисами, Пчела – за ульем, Муравей в муравейнике, Стрекоза на скамье спит под лепестками подсолнуха.
Звучит фрагмент из оперы «Пер Гюнт» «Утро» Эдварда Грига.
Далее идут к своим домикам и начинают работать.
Муравей : выходит из муравейника, находит ветки, берет по одной и несет к дому. После того как он перетаскает все ветки, рассматривает каждую, обтёсывает топором и прикладывает к муравейнику, имитируя ремонт жилища.
Музыка сменяется на пение птиц (соловья и кукушки). Солнце поднимается высоко.
Пчела и Муравей продолжают работать.
Звучит мелодия «Танец Стрекозы».
Стрекоза медленно просыпается, потягивается, пьет нектар подсолнуха, радуется теплому лету, танцует, подлетает к цветам, чтобы полакомиться.
Автор читает текст (наизусть)
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Музыка сменяется на шум ветра.
Муравей прячется в муравейнике.
Пчела запечатывает полную рамку меда, снимает с улья и прячется за домиком.
Шум ветра прекращается.
Опять слышны звуки порывистого злого ветра.
Автор продолжает читать текст.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Слышится хруст снега под ногами.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза направляется к муравейнику.
В это время Муравей вышел с веником, чтобы убрать снег перед домиком.
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
и до вешних только дней
прокорми и обогрей!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
Стрекоза ( вспоминая прошедшее лето, как бы забывает на время о холоде и кружится в танце ):
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
Стрекоза ( перебивая Муравья )
Лето целое все пела».
Муравей ( укоризненно качая головой )
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Звучит музыка «Уборка снега»
Муравей дает Стрекозе веник.
Стрекоза не знает, что с ним делать. Сначала вертит веник в одной руке, потом в другой, разводит руками и пожимает плечами.
Машет рукой, идет в муравейник, берёт другой веник и под музыку показывает Стрекозе как нужно работать.
Затем вытирает пот со лба, радостно хлопает по ладошке Муравья и вместе начинают танцевать!
Делу время, а потехе час!
Звучит финальная мелодия.
Выходят все действующие лица, берут друг друга за руки, кланяются зрителям.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Пронина Ирина
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема занятия: «Стрекоза и муравей»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель занятия: формирование интереса к жанру «басня» на примере басни Ивана Андреевича Крылова, закрепление знания о трудолюбивом муравье через дидактическую игру на SMART доске.
Задачи занятия:
1. Подвести детей к пониманию нравственного смысла басни, к оценке поступков и характера главного героя;
2. Развивать умение устанавливать последовательность развития сюжета, умение находить связь содержания басни с разными пословицами о труде;
Словарная работа: праздность, мурава.
Планируемый результат занятия: Дети познакомятся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей, описывают образ жизни муравья, сравнивают его с образом жизни стрекозы, объясняют, почему важно трудиться; расширятся и закрепится знания детей о труде и басне «Стрекоза и муравей» через дидактическую игру на SMART оборудовании.
Подготовительная работа- знакомство с творчеством И. А. Крылова, с его баснями;
-чтение басни Л. Н. Толстого » Хотела галка пить… «;
-чтение басни С. В. Михалкова » Завидное упорство «
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Что означает слово «Трудиться»? как сказать о человеке, который любит трудиться (трудолюбивый, труженик)
— Ребята, какие литературные жанры вы знаете? (сказка, стихотворение, рассказ). Сегодня я познакомлю вас с новым литературным жанром – басней. Басня – это короткое поучительное произведение. В баснях обычно действуют не люди, а звери.
Одну из известных поучительных басен написал Иван Андреевич Крылов, посмотрите на экран. А как она называется, вы попробуете угадать сами. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете главных героев этой басни:
На ромашку у ворот
Кто же это? … (Стрекоза)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
-вы догадались, как называется басня?
Д-да, Стрекоза и муравей
-Правильно, басня называется «Стрекоза и муравей»,Посмотрите, я где то оставила тут книгу, может вы мне поможете найти её, как вы поняли,что это басня Стрекоза и муравей (на картинке нарисованы стрекоза и муравей)
В басне рассказывается о стрекозе и муравье, которые вели разный образ жизни. Муравей трудился, а стрекоза только пела и плясала.
Присаживайтесь на стулья, спина прямая, ноги поставили на пол и слушаем внимательно (Чтение басни)
Ребята, какое произведение мы с вами сейчас прочитали? А кто его автор? Кто был внимательным и запомнил героев?
Ребята, у наших героев есть друзья, выходите,посмотрите кто они:
(энергичные движения плечами)
Прыг-скок, прыг- скок.
Тишину послушали. (приседания)
Прыгай на носках легко. (прыжки на месте)
Вам надо подойти к доске, нажать на квадратик, вам откроется изображение, вы должны найти такое же изображения, если вы не находите пару, то ход переходит другому участнику. Но прежде чем показывать, давайте вспомним правила при работе с доской (работаем чистыми сухими руками, не бегаем и не толкаемся около смарт-доски, встаём не близко к доске, работать можно только разрешенными маркерами или пальцами, не царапать поверхность, запрещается перебрасывать маркер, брать их в рот, нельзя трогать провода, прежде чем выполнить задание- необходимо его обдумать).
-Молодцы. Ребята, давайте по считалке выберем того, кто первый пойдёт к доске.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Приглашаю вас поиграть (Д / И «Найди пару)
Давайте вспомним и покажем на доске, кто же трудился и построил дом себе. (д / И «Кто потрудился и построил себе дом?»)
Давайте вспомним, Чем занималась стрекоза лето?
а вы мне будете подсказывать
«Попрыгунья (стрекоза)
Лето красное (пропела)
Оглянуться (не успела)
Как зима катит в (глаза)
Что значит «Катит в глаза»?
А кто мне скажет что такое мурава (разнотравье,а кто знает что такое праздность (безделье)
Давайте с вами поиграем, попробуем собрать картинку (Д/и Собери картинку)
А как вёл себя муравей всё лето (работал всё лето,трудился)
Как можно назвать муравья (трудолюбивым)
Что пришло с «зимой холодной»(Нужда, голод настает)
-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
Давайте вспомним, что же сказал муравей стрекозе: “Ты все пела?Это дело: Так поди же, попляши!”
А теперь предлагаю вам вспомнить басню, подойти к доске и расставить по порядку иллюстрации.
Физминутка для глаз- Мы с вами славно поиграли, а
теперь пусть отдохнут наши глаза.
Вот какая стрекоза – как горошины глаза.
Ну, совсем как вертолет.
С каким произведением мы сегодня познакомились? Что узнали? Так чем же, ребята, может закончиться праздный образ жизни? На кого бы вы хотели быть похожи?
Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Мораль басни: если будешь «плясать» и «петь» (в переносном смысле, то есть праздно проводить время, то у тебя ничего не будет в жизни — ни друзей, ни денег, ни еды, ни дома. Басня Стрекоза и Муравей учит людей планировать свое будущее, не забыть, что завтра все может измениться и не всегда в хорошую строну, надо быть готовыми ко всему.
Ребята, а Что запомнилось?
Спасибо, ребята. Вы были сегодня хорошо потрудились,были внимательны и все отвечали на вопросы.
А теперь я вам предлагаю превратится в героев басни и самим придумать новую поучительную басню.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.