Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке пятеро из одного стручка
Действующие лица:
Музыка, используемая в игре-сказке:
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Танец Феи Драже», появляется Фея, исполняет ритмо-пластическую импровизацию.
Фея: Здравствуйте, дорогие друзья! Я сказочная Фея и приглашаю вас на поляну сказок, уверена, что там, вы не были ни разу! Вы увидите музыкальную игру-сказку Г.-Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Горошинки, займите свои места.
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть!
Звучит пьеса М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Фея: В стручке сидело пять горошин. Стручок рос, росли и горошинки; все они сидели в один ряд — такая уж у них была квартира! Снаружи стручок освещало и согревало солнце.
Продолжает звучать музыка М. Мусоргского, появляется Солнце.
Солнце: (песенная импровизация)
Солнце первое встает,
Тепло, радость раздают.
Всю Землю согревает,
Небо тоже освещает!
Солнце исполняет ритмо-пластическую импровизацию на музыку Мусоргского.
Фея: А дождик омывал его.
Под эту же музыку появляется Дождик и Капельки.
1-я капелька: Вот так чудо из чудес!
2-я капелька: Капли падают с небес!
Дождик:
Дождик землю омывает,
Вся природа оживает!
Дождик и Капельки исполняют ритмо-пластическую импровизацию на музыку М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Горошинки начинают «прорастать», исполняя ритмо-пластическую импровизацию.
1-я горошинка:
Нам в стручке сидеть обидно,
Ничего-то здесь не видно.
2-я горошинка: Так ведь можно затвердеть!
3-я горошинка: Даже мир не поглядеть!
4-я горошинка:
Посмотреть бы хоть глазком,
Что творится за листком.
5-я горошинка:
Вот бы лопнул наш стручок!
Тесно здесь и трет бочок!
Звучит пьеса Э. Грига, «Танец Анитры», горошинки исполняют танец.
Фея: Вдруг раздался треск, и все пять горошинок выкатились на яркий солнечный свет. Ветерок подхватил горошинки, и они полетели одна за другой!
Звучит фрагмент концерта Л.-B. Бетховена №5, финал. Горошинки под музыку исполняют ритмо-пластическую импровизацию.
1-я горошинка:
Словно птица я лечу,
На землю падать не хочу!
Звучит пьеса М. Глинки «Арагонская хота», вторая Горошинка летит, исполняя ритмо-пластическую импровизацию.
2-я горошинка:
Звучит этюд Ф. Шопена соч. 25, № 5, средняя часть, летят четвертая и пятая Горошинки, исполняя ритмо-пластическую импровизацию.
3-я горошинка:
Сестры милые, летите,
И судьбу свою найдите!
4-я горошинка:
Мы летим, летим, летим!
Стать счастливыми хотим!
Звучит этюд Ф. Шопена, последняя часть. Пятая Горошинка летит, исполняя ритмо-пластическую импровизацию.
5-я горошинка:
Кто помочь сумеет людям,
Тот счастливым в жизни будет.
Ветер всех несет вперед,
Видно там судьба нас ждет!
Фея: Последняя горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох. Наступили холода. Зимние вьюги прикрыли горошинку снегом.
Звучит пьеса Р. Шумана «Ночью», появляется Вьюга. Она исполняет ритмо-пластическую импровизацию.
Вьюга:
Замету все кругом! Засыплю снежком! Покрывалом белым накрою!
Не проехать ненастной порою!
Льдинки, снежинки ко мне соберитесь,
Пургою и вьюгой вокруг закружитесь!
Звучит пьеса А. Вивальди «Зима», появляются Снежинки. Вьюга и Снежинки исполняют танец и прикрывают горошинку снегом.
Фея: Наступила Весна.
Звучит пьеса Г. Свиридова «Весна и осень», фрагмент — «Весна». Танцуя, появляется Весна.
Весна:
Весна-красна идет! Всем тепло несет!
Солнце, ярче припекай! Быстрее землю согревай!
Чтоб набухли почки, расцвели цветочки!
Под эту же музыку появляется Горошинка — цветочек и исполняет танец на музыку Э. Грига «Утро».
Фея: А в маленькой чердачной комнатке жила бедная женщина со своей единственной дочкой, которая болела уже целый год.
Звучит фрагмент 3-ей части сонаты Л. Бетховена №17, выходит девочка, удивляется зеленому растению.
Девочка:
Мама, мама! Посмотри!
Что за чудо здесь, внутри?
Фея (в роли мамы):
Видно зернышко горошка,
К нам попало на окошко!
Пусть растет и зеленеет,
Красотою душу греет!
Звучит музыка Р. Шумана «Вечером», появляется Ветерок.
Фея: Подул легкий ветерок и стал играть с Цветочком.
Ветерок исполняет ритмо-пластическую импровизацию на музыку Р. Шопена «Вечером».
Девочка:
Ветер, ветер, ветерок!
Не ломай ты мой цветок!
Ветер:
В ком живет желанье жить,
Того нельзя мне победить!
Девочка:
Какой красивый ты, цветочек!
Нежный, робкий лепесточек!
Мне помог поправиться,
И с болезнью справиться!
Звучит «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова. Цветочек, Девочка, Солнце, Ветерок, Дождь, Капельки, Вьюга, Снежинки, Горошинки исполняют ритмо-пластическую импровизацию.
Открытый урок по литературному чтению » Пятеро из одного стручка «
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Тип урока: открытия нового знания.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться приёмами анализа текста;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
читать в соответствии с целью чтения.
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.
Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена
(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация,
иллюстрации к сказкам по частям.
I Организационный момент.
— Проверьте, пожалуйста, как вы подготовились к уроку, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
II Речевая разминка. (на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
— Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
— Прочитайте с интонацией восхищения.
— В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
— Почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.
— Ребята, а что такое сказка?
— На какие две группы можно разделить сказки?
( народные и авторские или литературные)
— А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
— На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных)
— Какие признаки сказки вы знаете? Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
— Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.
— Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием?
— Как называется эта сказка? («Дикие лебеди»)
— Назовите главных героев сказки? (Элиза,злая мачеха, молодой король,, министр, 11 братьев)
— Какова главная мысль сказки?
( Главная мысль этой сказки — счастье в том, чтобы дарить людям радость и надежду. )
— Назовите автора сказки. (Ханс – Кристиан Андерсен) (слайд№1)
— Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
— Разгадав кроссворд, мы узнаем, что вы запомнили о жизни Ханса-Кристиана Андерсена?
1.В какой стране родился сказочник Х.-К. Андерсен? (Дания)
2.На каком острове? (Фюн)
3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман? (Оденсе) (на волшебный ларец)
4. Что сейчас находится в его доме? (Музей)
5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? (Карл)
6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки. (Оловянный солдатик)
7.Где учился и жил сказочник? (Копенгаген)
8.Какую сказку писатель написал про себя? (Гадкий утёнок)
— С одной из них мы сейчас и познакомимся.
I Подготовка к первичному чтению.
— Подумайте, о чем может идти речь в сказке с названием «Пятеро из одного стручка»?
— Можем ли мы предположить, кто будет главным героем сказки, и где будут происходить события?
— Мы выслушали все предположения, а сейчас мы узнаем, кто оказался прав.
— Какие чувства вы испытывали, слушая эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
— За каких героев вы переживали и почему?
— Оправдались ли наши предположения? Кто же герои этой сказки? (слайд№3)
— Что вы знаете об этом растении?
V Открытие новых знаний.
III Повторное чтение и работа над содержанием
— Прочитаем отрывок, комментирующий первую иллюстрацию. (Чтение по цепочке)
— Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
— О чем эта сказка? (о жизни пяти горошин)
— Как называется дом, в котором жили горошины? (стручок)
— Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
— А похожи ли они друг на друга?
— Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
— Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
— Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
— Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
— Прочитайте отрывок, который подходит к следующей иллюстрации.
— Какое новое слово встретили? Как вы его понимаете?
Предчувствие – чувство ожидания неизвестного, назревающего.
— О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
— Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте? («Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
— Почему меняется мир стручка?
— О чем мечтали горошины? (чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
— Прочитайте, о чем рассказывает следующая иллюстрация.
— Что стало причиной путешествия горошин по свету?
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.
— Что говорила каждая горошина, вылетая в свет? – Чем отличались горошинки? (характерами)
— Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.
— Какие они были? (глупые, ленивые, хвастливые)
— Куда попала 5 горошина? (под окошко чердачной каморки)
— Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
— Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет- то приседаете.
« Бременские музыканты» ( братья Вильгельм и Якоб Гримм ) , « Новое платье короля», ( Ганс Христиан Андерсен )« Красная шапочка»,( Шарль Перро) « Теремок» ( народная ), « Русалочка» ( Ханс Кристиан Андерсен) , « Золушка» ( Шарль Перро) , « Принцесса на горошине» ( Ханс Кристиан Андерсен ) , « Старик Хоттабыч» (Г анс Кристиан Андерсен) , « Снежная королева». ( Ханс Кристиан Андерсен.
— Прочитайте, о чем нам рассказывает четвертая иллюстрация?
— Какие новые слова мы встретили в четвертой части? Посмотрите. Как вы понимаете их смысл?
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
— Какие слова помогают нам понять, какой была женщина?
— Как вы понимаете смысл выражений «сил у нее было довольно» (она не боялась никакой работы),, «из нужды она все-таки не выбивалась» (отсутствие средств на самое необходимое, бедность, нищета)
— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)
— В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
— Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
— Прочитайте, о чем рассказывает следующая иллюстрация?
— Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце)
— Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
— Почему можно назвать это чудом? (это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
— Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
— с сияющими глазами, румяная и веселая
— Как они относились к горошине, докажите словами автора? (бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
— Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?
(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)
— Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
— Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)
— Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для нее день? Нарисуйте ее словами.
— Кого еще сделал росток горошка счастливым?
— Какие новые слова мы встретили в этой части?
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
— А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя;
Если делать, что хочу, то окажешься в канаве;
Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
— Какими вы представляете горошинок?
(хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
— Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»?
(как предостережение, не попадайтесь, иначе вы уже не сможете выйти)
Аллегория – это художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
— Какие горошины, по мнению Андерсена, были самыми замечательными?
— А как считаете вы? Почему?
(она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться)
— Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
( 1 горошина-Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь!)
2 горошина-Ая полечу прямо на солнце; солнце –это как раз такой стручок, какой мне нужно!)
(3-4 горошина- Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадем!)
(5 горошина- Будь что будет!)
6 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.
( Тоненькая,тщедушная, лежала в кровати,мне кажется.что я выздоравливаю,повеселела,сама приподнималась на постели,глядела сияющими глазами,впервые встала)
4 группа –Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с 1-ой и 4 –ой горошинами.
(1 горошина-очутилась сначала в кровельном желобе, а потом попала в голубиный зоб.
4 горошина-упала в желоб и провалялась в затхлой воде и распухла.)
5 группа — Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло со 2и 3 горошинами
(2 и 3 горошины- попали в голубиный зоб и были съедены.)
4 горошина-упала в желоб и провалялась в затхлой воде и распухла.
5 горошина- упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)
6 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.
( Тоненькая,тщедушная, лежала в кровати,мне кажется.что я выздоравливаю,повеселела,сама приподнималась на постели,глядела сияющими глазами,впервые встала)
VII Подведение итогов.
— С какой новой сказкой мы сегодня повстречались?
— Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
— Какой вывод для себя сделали?
— Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
— В каком разделе помещена сказка?
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?
— У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
— Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят, люди и цветы!
1-ый ряд- Придумать вопросы к первой части.
2-ой ряд- Пересказ второй части. Подобрать к ней пословицы.
3-ий ряд- Нарисовать рисунок наиболее понравившегося отрывка
1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.
2) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.
Номер материала: ДБ-159846
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.