Популярные имена в русских народных сказках

Сказки

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Имена сказочных героев

Почему Баба — яга, Змей — Тугарин, а Лиса — Патрикеевна?

Неожиданное происхождение имен персонажей русских сказок.

Лиса Патрикеевна

Почему хитрая Лиса во многих сказках носит именно такое отчество, а не какое-нибудь нормальное, типа Ивановна или Дормидонтовна? Как раз потому, что хитрая.

Был такой литовский князь Патрикей из знаменитого рода Гедиминовичей — известный хитрец и проныра. В конце XIV века его выбрали княжеским наместником в Новгороде, приняли с большими почестями. Но вместо того, чтобы управлять, как все нормальные люди, Патрикей принялся ловко сеять между новгородцами смуту и вражду, поощрять лихих людей — ушкуйников — разбойничать на торговых путях. Сам Дмитрий Донской хотел вмешаться в новгородские дела, чтобы унять разбои патрикеевых людей.

Лисья хитрость Патрикея надолго засела в народной памяти, и впоследствии Лиса, персонаж многих русских сказок, получила отчество Патрикеевна — в честь этого литовского князя.

Тугарин Змей (или Змеевич)

Этот персонаж, побежденный богатырем Алешей Поповичем, описывается в разных былинах и сказках по-разному: то это ненасытный великан, то летающий огнедышащий дракон. В былине о бое Алеши Поповича с Тугарином богатырь побеждает Змея, имеющего почему-то «бумажные крылья», бросив в него таинственную «шапку земли Греческой», лежавшую очень кстати тут же, на берегу реки.

Тем не менее этот фантастический антигерой змеиной породы имеет вполне конкретного исторического прототипа — половецкого хана Тугоркана. Именно его войска совместно с византийцами полностью истребили печенегов в 1091 году. Записным злодеем в русских былинах и сказках Тугоркан стал потому, что очень досаждал русичам своими жестокими набегами. Но наконец Тугоркана постигла заслуженная кара: в 1096 году его войско было разбито дружинами Владимира Мономаха, а сам хан убит.

Тугоркан был из рода Шаруканидов, а имя Шарукан с половецкого переводится как «змей». Так исторический хан Тугоркан Шаруканид впоследствии превратился в фольклорного Тугарина Змеевича.

Добрыня Никитич

В славянской языческой мифологии было три хтонических исполина, выступавших всегда вместе: Дубыня, Горыня и Усыня. Они олицетворяли собой разрушительные силы стихий: земли, огня, воды. После крещения Руси их постепенно заменили три православных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Впрочем, Дубыня, Горыня и Усыня на какое-то время задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с каноничными тремя богатырями. Причем их буйная стихийная природа сохранилась: главный герой, которого они сопровождают постоянно, вынужден исправлять причиненные исполинами разрушения, противостоять их бессмысленной удали. Сами они не приносят людям пользу и только затрудняют действия героя.

В Добрыне Никитиче дух языческого прошлого проявляется сильнее, чем в двух его коллегах. В его имени еще угадывается прозвание одного из трех архаических исполинов — Дубыни, лесного великана, олицетворяющего землю, занимающегося тем, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».

Интересно, что имена и функции трех языческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. Так, если Дубыня трансформировался в Добрыню, то Горыня, напротив, превратился в антигероя, противостоящего богатырям, — в Змея Горыныча. Третий «протобогатырь» — Усыня — тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) взял себе все тот же Добрыня.

Змей Горыныч

Часто «отчество» Змея — Горыныч — ассоциируется с горами. Но более вероятно, что прозвище произошло не от «горы», а от «гореть». Практически в каждой сказке упоминается огненная природа Змея: он дышит огнем, иногда имеет огненные крылья, сторожит на огненной реке Калинов (раскаленный) мост. И лишь в единичных сказках (возможно, появившихся в результате неправильной трактовки прозвища) Змей Горыныч живет в горах.

Кроме того, Змей Горыныч в славянской языческой мифологии был архаическим богатырем (а еще раньше — хтоническим божеством) Горыней. А Горыня как раз заведовал огнем.

Русалка

На первый взгляд, имя этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». Однако этимология этого имени уводит нас в античность, на берега Средиземного моря.

Был в Древнем Риме праздник Розалии («праздник роз»), посвященный умершим, во время которого гробницы украшались венками из роз. Славяне, пришедшие в Средние века на Балканы — территории, некогда бывшие частью Римской империи, — переняли праздник. От южных славян праздник, называвшийся уже русалиями, попал к восточным славянам. Как и римские розалии, у славян русалии продолжали оставаться праздником поминовения умерших, а души умерших стали называться русалками.

Вследствие сходства слов «русалка» и «русло» эти славянские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и полях, переехали в водоемы. Но отголоски первоначального сухопутного места обитания русалок сохранялись еще долго, поэтому у Пушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветвях.

Кащей (Кощей) Бессмертный

Есть несколько вариантов происхождения этого имени: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» (колдун; это слово, изначально нейтральное, с наступлением христианства приобрело негативный оттенок — кощунствовать).

Но наиболее вероятен вариант происхождения имени Кощей от тюркского «кошчи» — раб, невольник. Ведь во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, много лет пробывшим скованным цепями в башне или в подземелье.

Именно в значении «пленник» трижды упоминается слово «кощей» в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом». Кощей — пленный кочевник. Половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем», рабом, в противоположность галицкому князю Ярославу — господину.

Баба-яга

Слово «яга» — очень древнее. Этимологи возводят его к праславянскому *(j)egа (ужас, гнев), *(j)egb (злой, мерзкий). Кроме славянских языков, близкие по звучанию и смыслу слова есть в литовском, латышском, англо-саксонском, исландском, готском, санскрите. То есть, можно сказать, это слово принадлежит еще праиндоевропейскому языку.

Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на свое имя, Баба-яга как хранительница границы между миром живых и миром мертвых не всегда враждебна герою: иногда она ему помогает, дарит волшебные предметы.

Источник

Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

Читайте также:  Примеры олицетворения сил природы в русских и коми народных сказках приведи

В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

100 к 1. Какие имена у героинь русских сказок?

Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Алёнушка, Машенька, Баба Яга, Снегурочка, Марфушенька-душенька, Марья Моревна, Елена Премудрая, царевна Несмеяна, Елена Прекрасная,Забава Путянична, Василиса Микулишна, Марья-искусница, Лиса(Лизавета) Патрикеевна.

У героинь русских сказок такие имена:

А еще очень много русских сказок, где не называется имен, а просто называют так: царевна, мама, дочка, внучка, бабушка, Красная шапочка и другие.

Довольно интересный и одновременно трудный вопрос. Покрайней мере я не смог вспомнить много имен. Аленушка из сказки » сестрица Аленушка и братец Иванушка «. Маша из сказки » маша и медведь «. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

Много имен в русских сказках встречается и некоторые из них привычные, другие нет, некоторые вдруг начали перекочевывать в реальную жизнь. Встретили мы тут недавно в песочнице одну Милолику. У меня вот такой список получился в порядке убывания популярности.

Имена у героинь русских сказок такие-Алёнушка, Настенька, Маша, Варвара-краса, длинная коса, Елена-Прекрасная или Премудрая, Марья-Моревна или Искуссница, Василиса-Прекрасная или Премудрая, Марфуша, Акулина, Наташа, Баба-яга, Лисичка-хитричка, Лиса-Патрикеевна.

У героинь наших добрых русских сказок красивые русские имена, такие как:

Имена у героинь русских сказок в основном очень похожие, но всегда красивые.

Ну я знаю некоторых героинь русских сказок. Это Василиса Премудрая и ее тезка, Василиса Прекрасная. Еще есть Любава Путятишна. Есть Аленушка, Марфушка, Елена Прекрасная, Настюшка. Есть лягушка-царевна.

Имена героинь русских народных сказок: Царевна Несмеяна, Царевна-лягушка, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Марья Искусница, Марфушечка-Душечка, Машенька, Настенька, Алёнушка, Варвара, Забава, Акулина.

Героинь довольно много.

Далее черёд Марии (Марья-Искусница, Машенька или Маша).

Помимо этого, вспоминается Елена Прекрасная.

Ещё есть Крошечка-Хаврошечка.

Варвара (Краса Длинная Коса).

Три желания из этой сказки до сих пор успешно кочуют по анекдотам и напоминают нам о том, что надо фильтровать свои желания, и заставляют задумываться о ценностях и смысле жизни

Читайте также:  Рассказы о животных полная библиотека внеклассного чтения 1 4 класс

Самыми жадными персонажами согласно ответам к игре 100 к 1 будут следующие:

Кот встречается в следующих сказках:

Дед да бабка жили-были в следующих сказках:

И больше я, как ни старалась, не вспомнила названий сказок, где жили-были дед да баба.

Источник

Путеводитель по сказочным персонажам и былинным героям России

В начале 2000-х в префектуре столицы поддержали идею одного журналиста (Алексея Козловского), решив, что для развития туристического бизнеса в России просто необходимо распределить сказочных и народных героев по областям. Сказано – сделано. Так родилась и стала развиваться Сказочная карта России.

Авторы проекта – представители Московской ассоциации землячеств, а непосредственно картограф — Алексей Козловский. Регионам было предложено «прописать» у себя на территории кого-либо из действующих лиц русских или местных народных сказок, либо героя былин или преданий. Но принадлежность сказочных и былинных персонажей к определенному населенному пункту надо было обосновать и подтвердить документально (исторически). Только после этого персонаж мог получить «историческую прописку» – официальный документ Роспатента.

На сегодняшний день, удивительные создания и герои русских былин обрели «прописку» в 31-м населенном пункте России. Я согласна не со всеми «прописками», но труд энтузиастов и усилия, направленные на возрождение памяти к родным (собственным) прекрасным героям, вызывают только уважение и благодарность.

Итак, где же «проживали» герои русских былин и сказаний.

Илья Муромец – г. Муром Владимирской области. Об этом говорят и былины, и фамилия, данная сказителями.

Добрыня Никитич – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Правда в том, что былинный персонаж — образ собирательный. Так получилось и в этом случае. До наших дней дошла информация о двух легендарных Добрынях: воеводе, советнике и дядьке Владимира Красно Солнышко, он же посадник Новгородский; и Добрыне Рязанском, что родом из села Шилово.

Алеша Попович – г. Ростов Великий, Ярославская область. Былины этот факт подтверждают, а Администрация города уточняет, что родился он в Ростове в XII веке в семье священника.

Соловей Разбойник – село Береза, Курская область. Сельская легенда гласит, что при основании поселка было посажено три березы. Как воспоминания о дорогом ему месте, об этих березах, Соловей-разбойник много рассуждает в былине. Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое соловьиного края».

Садко — село Гостцы, Новгородская область. В прежние времена рядом с Гостцами находилось еще село Сытино. Его название и дало прозвище народному герою. В исторических документах он числится как Садко Сытенец. Таким образом, действительной пропиской Садко должно было стать село Сытино, но за фактическим отсутствием последнего, пусть будут Гостцы. По легенде Садко поспорил с новгородскими купцами о том, что в Ильмень-озере водится рыба с «золотыми перьями». Все знают, что спор он выиграл при помощи Водяного царя. С этого спора и начала развиваться и приумножаться его торговля. Как сказали бы мы сейчас «удачный старт-ап». Может кому-нибудь это покажется и смешно, но многие предприниматели до сих пор едут в Гостцы за удачей.

Забава Путятична – г. Рязань, Рязанская область. Забава (Любава) Путятична, дочь Путяти Вышатича, служившего воеводой у Киевского князя Владимира. Согласно историческим фактам, Забава была племянницей Князя Владимира. Правда, мимо меня как-то прошла информация, что родилась она в Рязани, а в те времена Рязанские князья и Рязанская знать держалась особняком от Киевского стола, так что «прописка» может быть оспорена.

Евпатий Коловрат – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Именно в Шиловский район и вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно источникам, находился Урсовский городок – родина Евпатия. Это место расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, и относилось к Воинскому уезду Рязанского княжества.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Сказочные персонажи России.

Дед Мороз – г. Великий Устюг, Вологодская область. Официальная резиденция. Исторических подтверждений нет – но сделали. Бывает.

Сагаан Убугун (или с монгольского Белый Старец) – г. Улан –Удэ, Бурятия.

Снегурочка – г. Кострома, Костромская область. Прописка дана почти по адресу создания персонажа: имение А. Н. Островского, автора сказки о Снегурочке находится в деревне Щелыково (Буйский район Костромской области), что в 120 км от Костромы и 15 км от Кинешмы.

Лоухи – Хозяйка Севера – деревня Лоушки, Лоухский район, Карелия. В далекие незапамятные времена, на севере Карелии – в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек жила злая старуха–колдунья Лоухи — хозяйка Похъёлы, страны туманов (строки Калевалы).

Снеговик – г. Архангельск, Архангельская область.

Молодой Морозец Паккайне – г. Олонец, Карелия.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Баба Яга – персонаж, в последнее время, очень популярный. Официальная «прописка» у нее в Ярославской области, но существуют еще Бабульки-Ежки областного значения. Мне знакомы четыре: Баба Яга Ярославская, Баба Яга Тверская, Баба Яга Ивановская, Баба Яга Удмуртская.

Яга Ярославская (официально запатентованный бренд) – село Кукобой, Ярославская область. Основание Администрации: из давних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке–задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее. В последнюю субботу июля здесь отмечают день рождения Бабы-Яги.

Яга Тверская – деревня Солоновка, Калязинский район, Тверская область. Без комментариев.

Яга Ивановская – деревня Новино, Фурмановский район, Ивановская область. Краеведы нашли в окрестностях древний ритуальный комплекс, который можно трактовать как определенную связь с персонажем. Здесь исторические корни образа Бабы Яги, в отличие от поздних сказок, не претерпели существенных изменений: Яга – одна из древних берегинь, знахарка, травница, которой поклонялись люди, шли к ней за советом. Лично мне понравилось это существенное отличие Бабы Яги Ивановской от образов своих «сестер» Ярославской и Тверской. Вместе с тем у Ивановцев остается возможность официально оформить «родственный» бренд. Ведь историческое название Фурманова – Середа, в котором некоторые краеведы видят имя средней дочери Бабы-яги.

Яга Удмуртская – деревня Котловка, Граховский район, Удмуртская республика. Резиденция расположена на берегу реки Яга. Вот еще одно место, где так же, как и в Ивановской области почитают эту особу как главную женщину в роду, берегиню племен.

Кощей Бессмертный – г. Старица, Тверская область. Основание: местная легенда гласит, что однажды старицкий сапожник повстречал в местных каменоломнях чудище с горящими глазами. «Именно таким предстаёт в русских сказках Кощей Бессмертный» – заявление губернатора области Дмитрия Зеленина. Правда, пещеры там не абы какие. Да, и если внимательно читать сказки, то кроме пещер, местность Кощеева была гористая.

Змей Горыныч – село Приволжское (Гадово), Кимрский район, Тверская область. Село Гадово (ГадОво) стоит на реке Хотча, в низовьях которой, как гласит местное предание, находилось знаменитое «Море змеево», где Змей Горыныч и появился на свет. Легенда наполовину придумана и местные жители этого не скрывают, а наоборот поддерживают и развивают. Село ГадОво получило свое названое не случайно. Местные предания утверждают, что в стародавние времена в этих местах водилось много «пресмыкающихся гадов». Возможно. Но, например, на территории современной Рязанской области достаточно сильно в древние времена процветал культ Змея.

Читайте также:  Присказка к сказке кот в сапогах

Василиса Премудрая – г. Южа, Ивановская область. Заявление основывается на том, что в ряде сказок она выступает в роли дочери Водяного Царя, а Южский район – настоящее водное царство. А развитие текстильной промышленности в регионе лишь подкрепляет образ, ведь Василиса Премудрая во всех сказках славится как хорошая рукодельница.

Хозяйка Севера – это волшебный сказочный персонаж. Собирательный образ, в котором каждая женщина узнает себя. Она трудолюбива и мастеровита, мудра и рассудительна. Она помнит и ведает древние знания, она хранит обычаи и культуру народов Севера, она дарит свет и душевное тепло. Живет она в Карелии – на родине колдунов и знахарей, чьими услугами пользовались цари и князья во все времена. У Хозяйки есть свои Чертоги – но увидеть их может не каждый. Сама же Хозяйка покажется только тому, у кого светлые мысли и чистая душа.

Царь Берендей – г. Переславль-Залесский, Ярославская область. Местная администрация утверждает, что согласно одному из преданий, в Переславском крае жили берендеи – воинствующие племена, состоявшие на службе у русских князей. Правил ими справедливый и добрый царь Берендей. Просто замечательно! По Ярославскому краю берендеи могли только мимо проходить, состоя на службе у многих русских князей. Ближайшее место их «оседлого» (кочевая культура) обитания – это севернее современного Нижнего Новгорода. И то, после принудительных переселений с юга Руси. И, второе, воинствующими племенами управлял добрый и справедливый царь. По-моему это сказочнее даже сказок!

Данила–мастер и Хозяйка Медной горы – п. Арамиль, Сысертский район, Свердловская область. И правда, мифический образ Хозяйки Уральских гор или Медной горы (Гумёшевского рудника, расположенного в г. Полевской Свердловской области) существовал с незапамятных времен, как горный дух и дух-хранитель ценных минералов. И истинные мастера своего дела на Руси были всегда.

Емеля (и Щука) – г. Ростов Великий, Ярославская область. По легенде именно здесь, в озере Неро, живет та самая волшебная щука, которая и помогала Емеле.

Иван Дурак – деревня Вершинино, Плисецкий район, Архангельская область. Искать его надо в Национальном парке Кенозерье. Прописка им получена, почти также как и у Снегурочки – по адресу создания персонажа. Кенозерье – родина известного ученого, литератора, сказочника и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), который подготовил и издал около 60 книг народных сказок и былин.

Иван Царевич – село Новая Беденьга, Ульяновская область (Усадьба Колобка), а также г. Киров, Кировская область (Сказочный парк Усадьба Ивана Царевича). Живет Иван Царевич не в своих собственных апартаментах, а то в приживалках у Колобка, то у Кикиморы. Вот такая не сладкая царская доля!

Царевна–лягушка – г. Ростов Великий, Ростовская область. Действует музей «Царевна-Лягушка» на базе одноименной гостиницы. Таким образом, хозяева отеля решили привлечь побольше гостей. В экскурсию, кроме посещения музея, входят конкурсы да испытания молодецкие да угощение из русской печки.

Русалка – г. Псков, Псковская область. И снова основанием является адрес создания персонажа: в Псковской области находится музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», а у него в Лукоморье на ветвях дуба зеленого сидит именно Русалка. Правда, русалки фигурируют и во многих русских сказках, созданных народом еще до Пушкина, но…

Водяной Царь – г. Южа, Ивановская область. Отец Василисы Премудрой. Периодически заходит к ней в гости в гостевой дом «Русская дача».

Водяной – г. Пошехонье, Ярославская область. Основание – географическое расположение. Город стоит сразу на пяти реках, еще озера и пруды. Не говоря уже о современном Рыбинском водохранилище. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.

Золотая рыбка – село Большое Болдино, Нижегородская область. Самое замечательное, что в этом районе нет рек! Прописку Рыбка получила по адресу создания персонажа: именно в селе Большое Болдино Пушкин и написал известную «Сказку о рыбаке и рыбке».

Правда есть альтернативный вариант – поселок Липин Бор, Вашкинский район, Вологодская область. В районе распространена рыбка «вашкалок», что в переводе с вепского указывает на своеобразную медную или золотую окраску рыбы.

Кикимора – г. Киров, Кировская область. Просто Кикиморская гора. Места там действительно болотистые.

Михайло Иванович Топтыгин или Косолапый Мишка – г. Ярославль, Ярославская область. Вопросов нет. Ярославль основан в Медвежьем углу.

Жар–птица – г. Палех, Ивановская область. Существует легенда о том, что город появился на месте, куда упало волшебное перо. Перо полыхало невиданным светом и выжгло поляну. Отсюда и «огненное» название – Палех (от слова «палить»). На той самой поляне, а теперь и во всем городе творчество художников наполняется яркими красками. Образ «золотой птицы» очень популярен в лаковой миниатюре и изображается на официальном гербе района.

Птица–Гамаюн – г. Юхнов, Калужская область. В настоящее время в гербе города изображается Птица Гамаюн, означающая благородство, процветание, царственность, благополучие. Иногда эту птицу рассматривают еще как символ победы. Изучая историю Юхнова, понимаешь, что присутствие Птицы Гамаюн вполне обосновано.

Курочка Ряба – поселок Ермаково, Ярославская область. В поселке есть музей Курочки Рябы. У меня остались вопросы. А у Вас?

Конек–Горбунок – г. Ишим, Тюменской область. Прописка дана по адресу создания персонажа. Город Ишим является родиной автора сказки «Конек–Горбунок» Петра Павловича Ершова.

Сивка-бурка – Орловская область. Все верно – орловские рысаки славились во все времена!

Аленький цветочек – г. Уфа, Башкирия. Прописан по месту рождения автора сказки Сергея Аксакова, в родовом имении вблизи Уфы. Там в детстве писатель услышал эту историю от ключницы Пелагеи, рассказывавшей ему сказки.

Мышка–Норушка – г. Мышкин, Ярославская область. По легенде город Мышкин Ярославской области построен в XIII веке на месте, где мышка спасла русского князя от смерти: разбудила, когда к тому приближалась змея. Говорят, в ознаменование этого знаменательного события город и назвали.

Колобок – село Новая Беденьга, Ульяновская область. Основания в этом случае достаточно веские. Краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебяткой – симбирским колобком. Согласно словарю Даля, колебяткой в Ульяновской губернии называли хлеб из остатков теста. Это и есть колобок, муку для которого наскребали по сусекам.

Чебурашка – г. Москва. Прописка дана по месту создания произведения Успанским, и с его согласия. ну, почти.

Буратино – г. Зеленоградск, Калининградской области. Обоснование: в Зеленоградске есть Поле чудес – то самое, описанное в «Золотом ключике». Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. Поэтому граждане города-курорта Зеленоградска собрались на центральной площади города и специальным Актом усыновили «доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино».

Несмотря на то, что на Сказочной карте России уже многие любимые нами персонажи и народные герои обрели свою прописку, еще есть те, кто кочует в поисках пристанища. Без официального вида на жительство остаются Леший с Домовым, птица Серин. Не нашла я информации и о Сером Волке, и о Василисе Микулишне, и о Коте Баюне, и о Варваре Красе Длинной косе, что, однако, не делает эти персонажи менее значимыми и интересными для нашей культуры.

Источник

Познавательное и интересное