Цирковые собаки
Византийский хронист Феофан записал свое впечатление о бродячем музыканте и его дрессированной собаке:
«Пришел из Италии некий Андрей с рыжей слепой собакой, которая по его приказанию давала представления. Дело было на площади. Андрей потихоньку от собаки брал у зрителей, толпившихся в большом количестве, кольца золотые, серебряные и железные, разбрасывал их, покрывал землей, а собака узнавала, кому какое кольцо принадлежит. Затем собака распознавала, каким императором выпущена та или иная монета, наконец, она угадывала, какая из зрительниц беременна, кто в собравшейся толпе скуп, кто щедр, кто развратен.
Я думаю, что все приходят в изумление при виде множества фокусов, которым дрессировщики научают своих собак, при виде того, как собаки танцуют, не ошибаясь ни в одном такте мелодии, которую они слышат, при виде разных движений, которые собаки исполняют по приказу своих хозяев».
Вспомните мультфильм «Бременские музыканты», где собаки весело отплясывают под нехитрый аккомпанемент виолы, флейты, барабана, выступают с дрессированными петухами, участвуют в звериных пирамидах.
Собаки-поводыри сопровождали слепых музыкантов, нищих, калек. Они были приучены носить в зубах или передних лапах чашку для сбора милостыни и обходить публику, собирая монетки. Умные, преданные псы находили для своих хозяев более удобные дороги и охраняли от разного рода неприятностей.
Воспитание собаки было иногда единственным утешением для людей, которых обидела судьба.
Французский герцог Бофор, заключенный в Венсенский замок политическими противниками, скрашивал свои дни обучением пса Писташа. И давал с ним представления обитателям Венсенского замка.
Более четко ответить было невозможно. Потом Писташ отвечал на вопрос герцога: «Кто самый выдающийся злодей в мире? ». Когда герцог называл фамилии королевского секретаря и министра финансов, собака каждый раз отрицательно мотала головой.
— Ну, тогда поищем еще. Возможно, это знатный негодяй Мазарини де Пишина, например?
Собак, как и лошадей, можно научить «считать». Ведя счет, они поднимают переднюю лапу, как это делал Писташ герцога Бофора, или гавкают. Понятно, что считать собаки не умеют. Для этого необходимо обладать абстрактным мышлением, которого у животных нет. Зрителям же кажется, что собака гавкает сама, сколько необходимо.
О том, как таким методом дрессировки овладел школьник Костя Шишкин, интересно рассказал писатель Н. Носов в книге «Витя Малеев в школе и дома». Подкармливая пса Лобзика сладостями после щелканья пальцами, Костя научил его гавкать до этого условного сигнала. Лобзик мог показывать необходимые цифры, даже решать несложные задачи. Подавать команды-сигналы можно и другими знаками: кивком головы, движением рук и глаз.
Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка. Всем известна история чеховской Каштанки. Это собачку нашел и научил выступать на арене цирка Владимир Леонидович Дуров. У него же были и другие талантливые артисты-собаки. Дворняга Бишка могла по приказу дрессировщика пойти в ложу и взять зрителя-военного за третью пуговицу сюртука, она брала на рояле заданную зрителями ноту, нажимая лапой на клавишу, выбирала из кучи плакатиков необходимые цифры и приносила их в зубах хозяину. Другая собачка, такса Запятайка, показывала на разложенной географической карте, где находится Белое море.
Как известно, В.Л.Дуров не только дрессировал собак, но и участвовал в уникальных научных опытах над своими подопечными. Совместно с академиком В.М. Бехтеревым в 1921 году был проведен опыт мысленного внушения дрессированным собакам определенных действий. Подобные опыты В.Л. Дуров проводил и в практической лаборатории зоопсихологии вместе с пионером мысленного внушения в СССР инженером Б.Б. Кажинским. Еще до 1921 г. в лаборатории В.Л. Дурова в течение 20 месяцев было проведено 1278 опытов мысленного внушения (собакам), из которых 696 удались, а 582 оказались неудачными.
В результате статистической обработки материалов исследований было выяснено, что «. ответы собаки не были случайными, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». При этом мысленное внушение не обязательно должно было исходить от дрессировщика, но и от опытного индуктора, при условии, что он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение осуществлялось не только при непосредственном визуальном контакте с животным, но и на расстоянии, когда собаки не могли видеть и слышать дрессировщика, а он собак. Необходимо отметить, что эксперименты проводились с собаками, которые прошли специальную дрессировку и имели в связи с этим определенные изменения в психике.
В результате этих и многих других исследований с животными выяснилось, что пси-феномены присуще не только сознанию человека, но и являются фундаментальным свойством всего живого. Различие состоит в том, что человек в отличие от животных способен сознательно управлять этими процессами.
Уже более 70 лет украшает арены цирка программа «Собачья школа». Создал ее Николай Ермаков-старший. Вот уже 30 с лишним лет продолжает ее Николай-младший (справедливо величающий себя Николаем Вторым), сын Ермакова — заслуженный артист РСФСР.
В цирковом мире мало таких номеров-долгожителей. Что же позволило «Собачьей школе» занять такое почетное место?
Выступление, которое продолжается около 10 минут, отличается, прежде всего, своим четко выраженным сюжетом, что чрезвычайно редко удается в дрессировке. Это действительно маленький спектакль с действующими лицами, с запоминающимися характерными образами начиная от школьного учителя (Николай Ермаков-младший) и заканчивая самым ленивым его учеником — двоечником Бабаем.
— Рекс! Иди к доске, отвечай. Сколько будет девять, разделенное на три?
Хохочут не только взрослые, но и школьники, их радует забавная пародия на себя. Безусловно, каждый спектакль чем-то отступает от эталона, несет в себе много импровизаций, часто незаметных.
После окончания номера все участники рассаживаются за кулисами на свои постоянные места у форганга. Ермаков на полном серьезе начинает проводить разбор представления. Сам разбор всегда необычайно интересен. Все морды повернуты к дрессировщику, на него устремлены десятки преданных, внимательных, серьезных глаз.
— Чибрик. Ты сегодня молодец (Чибрик от радости виляет хвостом). А ты, Барбос, к сожалению, мух ловил во время работы. Плохо, плохо!
Лохматый Барбос выглядит в период разборки таким виноватым и несчастным, что становится искренне жаль провинившегося.
В общем-то похоже на фантастику подобного рода представление. Созданию такого необычного спектакля способствует хорошо налаженный тесный контакт с собаками. Без него можно заставить собаку ходить на передних лапах или крутить сальто-мортале, но нельзя научить ее играть какую-то заданную роль. Тем более стать активно действующим лицом в сложной интермедии.
Действительно, зрители привыкли к тому, что перед собачьими номерами за кулисами раздается громкий многоголосый лай. В этом номере его можно услышать только один раз: это когда все участники дружно выбегают на финальный поклон. В остальное время на всякие посторонние, не относящиеся к делу эмоции наложено строгое запрещение. В такой сложной обстановке по-другому нельзя.
Владимир Леонидович Дуров в своей книге «Дрессировка животных» писал о поставленной им в 1912 году сатирической кинодраме: «. Моя кинокартина «И мы как люди», исполняемая только животными, подтверждает, что звери тоже могут играть, как актеры. Пес Пик, исполняющий главную роль, передавал очень естественно то, что требовалось по смыслу постановки. ».
Подготовила Екатерина Полянская
Внимание! Авторские статьи на этом сайте защищены законом об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное воспроизведение материалов запрещено без письменного разрешения администрации портала.
См. также другие статьи в разделе Домашние животные
Что еще интересного:
Собака для цирка порода
Уже многие столетия собаки — верные и преданные спутники скоморохов, жонглеров, бродячих музыкантов. Цепкая память, ум собак позволяют научить их многим трюкам. Животные прыгали через кольцо или палочку, сидели, ходили на задних лапах, «пели» под незатейливую мелодию. Тогдашняя публика с восторгом встречала необычных артистов.
Византийский хронист Феофан записал свое впечатление о бродячем музыканте и его дрессированной собаке:
«Пришел из Италии некий Андрей с рыжей слепой собакой, которая по его приказанию давала представления. Дело было на площади. Андрей потихоньку от собаки брал у зрителей, толпившихся в большом количестве, кольца золотые, серебряные и железные, разбрасывал их, покрывал землей, а собака узнавала, кому какое кольцо принадлежит. Затем собака распознавала, каким императором выпущена та или иная монета, наконец, она угадывала, какая из зрительниц беременна, кто в собравшейся толпе скуп, кто щедр, кто развратен.
Я думаю, что все приходят в изумление при виде множества фокусов, которым дрессировщики научают своих собак, при виде того, как собаки танцуют, не ошибаясь ни в одном такте мелодии, которую они слышат, при виде разных движений, которые собаки исполняют по приказу своих хозяев».
Вспомните мультфильм «Бременские музыканты», где собаки весело отплясывают под нехитрый аккомпанемент виолы, флейты, барабана, выступают с дрессированными петухами, участвуют в звериных пирамидах.
Собаки-поводыри сопровождали слепых музыкантов, нищих, калек. Они были приучены носить в зубах или передних лапах чашку для сбора милостыни и обходить публику, собирая монетки. Умные, преданные псы находили для своих хозяев более удобные дороги и охраняли от разного рода неприятностей.
Воспитание собаки было иногда единственным утешением для людей, которых обидела судьба.
Французский герцог Бофор, заключенный в Венсенский замок политическими противниками, скрашивал свои дни обучением пса Писташа. И давал с ним представления обитателям Венсенского замка.
— Который час? — спрашивал герцог. Часы показывали полседьмого. Писташ шесть раз поднимал и опускал лапу, потом на седьмой раз поднимал ее и немного держал в воздухе.
Более четко ответить было невозможно. Потом Писташ отвечал на вопрос герцога: «Кто самый выдающийся злодей в мире? ». Когда герцог называл фамилии королевского секретаря и министра финансов, собака каждый раз отрицательно мотала головой.
— Ну, тогда поищем еще. Возможно, это знатный негодяй Мазарини де Пишина, например?
Писташ около десяти раз поднимал и опускал голову, что должно было означать «да». В конце представления Писташ весело прыгал через палочку в честь госпожи Монбазон, королевы и еще выше — в честь короля. А когда герцог приказал прыгать в честь Мазарини, пес демонстративно повернулся к палочке задом.
Так забавлялся, дрессируя собаку, один из героев романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя» герцог де Бофор. Благодаря усердию вельможного арестанта Венсенского замка пес Писташ стал настоящим артистом. Возможно, многое из этого — художественный вымысел писателя. Неоспоримым остается одно: обученные собаки способны исполнять различные команды и реагировать на сигналы, подаваемые их хозяевами.
Собак, как и лошадей, можно научить «считать». Ведя счет, они поднимают переднюю лапу, как это делал Писташ герцога Бофора, или гавкают. Понятно, что считать собаки не умеют. Для этого необходимо обладать абстрактным мышлением, которого у животных нет. Зрителям же кажется, что собака гавкает сама, сколько необходимо.
О том, как таким методом дрессировки овладел школьник Костя Шишкин, интересно рассказал писатель Н. Носов в книге «Витя Малеев в школе и дома». Подкармливая пса Лобзика сладостями после щелканья пальцами, Костя научил его гавкать до этого условного сигнала. Лобзик мог показывать необходимые цифры, даже решать несложные задачи. Подавать команды-сигналы можно и другими знаками: кивком головы, движением рук и глаз.
Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка. Всем известна история чеховской Каштанки. Это собачку нашел и научил выступать на арене цирка Владимир Леонидович Дуров. У него же были и другие талантливые артисты-собаки. Дворняга Бишка могла по приказу дрессировщика пойти в ложу и взять зрителя-военного за третью пуговицу сюртука, она брала на рояле заданную зрителями ноту, нажимая лапой на клавишу, выбирала из кучи плакатиков необходимые цифры и приносила их в зубах хозяину. Другая собачка, такса Запятайка, показывала на разложенной географической карте, где находится Белое море.
Как известно, В.Л.Дуров не только дрессировал собак, но и участвовал в уникальных научных опытах над своими подопечными. Совместно с академиком В.М. Бехтеревым в 1921 году был проведен опыт мысленного внушения дрессированным собакам определенных действий. Подобные опыты В.Л. Дуров проводил и в практической лаборатории зоопсихологии вместе с пионером мысленного внушения в СССР инженером Б.Б. Кажинским. Еще до 1921 г. в лаборатории В.Л. Дурова в течение 20 месяцев было проведено 1278 опытов мысленного внушения (собакам), из которых 696 удались, а 582 оказались неудачными.
В результате статистической обработки материалов исследований было выяснено, что «. ответы собаки не были случайными, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». При этом мысленное внушение не обязательно должно было исходить от дрессировщика, но и от опытного индуктора, при условии, что он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение осуществлялось не только при непосредственном визуальном контакте с животным, но и на расстоянии, когда собаки не могли видеть и слышать дрессировщика, а он собак. Необходимо отметить, что эксперименты проводились с собаками, которые прошли специальную дрессировку и имели в связи с этим определенные изменения в психике.
В результате этих и многих других исследований с животными выяснилось, что пси-феномены присуще не только сознанию человека, но и являются фундаментальным свойством всего живого. Различие состоит в том, что человек в отличие от животных способен сознательно управлять этими процессами.
Но вернемся к собакам — цирковым артистам. Теперь вряд ли можно найти цирк, где бы не выступали с различными номерами дрессированные собаки.
Уже более 70 лет украшает арены цирка программа «Собачья школа». Создал ее Николай Ермаков-старший. Вот уже 30 с лишним лет продолжает ее Николай-младший (справедливо величающий себя Николаем Вторым), сын Ермакова — заслуженный артист РСФСР.
— Отец был лауреатом международных конкурсов. Мы с братом пошли по стопам родителя: окончили цирковое училище в Москве и с 1976 года начали выступать вместе как акробаты-жонглеры. Придумали номер «Футбол — хоккей», а вторым номером взяли собачек,» — говорит в одном из интервью Н.Ермаков.
В цирковом мире мало таких номеров-долгожителей. Что же позволило «Собачьей школе» занять такое почетное место?
За долгие годы «Собачья школа» претерпела немало изменений, которые зависели как от неизбежной смены состава животных, так и от введения новых комических ситуаций и оригинальных трюков. Причем трюки подсказывают сами собаки. Например, драку на последних партах. На репетиции собаки на самом деле подрались. Дрессировщик увидел это и закрепил. Стал более современным и облик самого клоуна, усовершенствовалась драматургия. Да и название изменилось: ни много, ни мало — «Собачья академия профессора Николая Ермакова». Однако основная фабула номера остается неизменной: в классе есть отличник, лентяй, ябеда, дежурный.
Выступление, которое продолжается около 10 минут, отличается, прежде всего, своим четко выраженным сюжетом, что чрезвычайно редко удается в дрессировке. Это действительно маленький спектакль с действующими лицами, с запоминающимися характерными образами начиная от школьного учителя (Николай Ермаков-младший) и заканчивая самым ленивым его учеником — двоечником Бабаем.
На арене — парты и классная доска. Школьники самых разнообразных пород и беспородностей, расцветок и лохматостей. Идут занятия по арифметике, географии, чтению и прочим предметам. В ходе занятий в комических репликах учителя, забавных действиях учеников проявляются не только их способности, но и свойства характеров. Несмотря на комедийность представления, в нем нет нарочитого гротеска. Все по-настоящему, все приближено к «всамделишной» школе. Наполнены юмором реплики учителя, одетого немного необычно: в курцфак, клетчатые панталоны и утрированные ботинки. Его обращение к зрителям, разговор с учениками способствуют раскрытию ролей, исполняемых собаками, подчеркивают эксцентричность их действий. Учитель пишет мелом на доске 9:3.
— Рекс! Иди к доске, отвечай. Сколько будет девять, разделенное на три?
— Гав, гав, гав! — отвечает четко Рекс.
Сразу же к доске подбегает косматый дежурный по классу, усердно работая лапами, стирает мел. В зале нарастает смех, который затем длится почти беспрерывно до окончания номера. Особенно веселил всех Бабай. Этот самый крупный пес ухитрился и на занятия опоздать, и ни на один вопрос преподавателя толком не ответил — типичный лодырь. Все происходящее на манеже жизненно, и поэтому чрезвычайно комично.
Хохочут не только взрослые, но и школьники, их радует забавная пародия на себя. Безусловно, каждый спектакль чем-то отступает от эталона, несет в себе много импровизаций, часто незаметных.
После окончания номера все участники рассаживаются за кулисами на свои постоянные места у форганга. Ермаков на полном серьезе начинает проводить разбор представления. Сам разбор всегда необычайно интересен. Все морды повернуты к дрессировщику, на него устремлены десятки преданных, внимательных, серьезных глаз.
— Чибрик. Ты сегодня молодец (Чибрик от радости виляет хвостом). А ты, Барбос, к сожалению, мух ловил во время работы. Плохо, плохо!
Лохматый Барбос выглядит в период разборки таким виноватым и несчастным, что становится искренне жаль провинившегося.
В общем-то похоже на фантастику подобного рода представление. Созданию такого необычного спектакля способствует хорошо налаженный тесный контакт с собаками. Без него можно заставить собаку ходить на передних лапах или крутить сальто-мортале, но нельзя научить ее играть какую-то заданную роль. Тем более стать активно действующим лицом в сложной интермедии.
Каждый из четырнадцати участвующих в выступлениях «школьников» обязан иметь ярко выраженный характерный образ. Именно в этом и заключается главная, самая трудная задача — в резерве всегда несколько разных псов, которых на репетициях Ермаков внимательно изучает. Здесь играют роль внешность собаки, ее характер и масса других свойств. Ведь, чтобы сыграть того же Бабая, необходим немалый талант. А внятно произнести «а» или тем более слово «мама» может одна собака из тысячи.
За семьдесят лет существования этого творческого собачьего ансамбля в нем определилось несколько ролей, ставших уже как бы «классическими». В них имена действующих лиц передаются по наследству. Как в свое время собаке Карандаша — Клякса.
Прежде всего это хитруган-двоечник Бабай — самый большой пес, исполняющий главную комедийную роль отпетого лентяя. Он лохмат и смешон. За ним по степени важности роли — дежурный по классу — эмоциональный, желательно с задатками подхалима. Затем отличники Рекс и Дружок. Оба настоящие интеллигенты — любимчики учителя, гладкошерстные и породистые. Лохматы и смешны ябеда Кузя и второй лентяй Муму. Этот еще должен уметь умильно улыбаться.
Для урока чтения важно подобрать «говорящих» собак. Здесь уж не до внешности, только бы ученик мог что-нибудь произнести. Подобную собаку выбрать непросто и очень сложно подготавливать ее. Для урока пения и физкультуры тоже необходимо специально подбирать и обучать подходящих «артистов». Большинство собак Ермакова — обыкновенные метисы, простые дворняги. Это как нельзя лучше доказывает, что они достойны признания и самой высокой оценки их способностей и труда дрессировщика.
— Зритель видит на манеже 12 — 14 собак, а всего их у меня двадцать одна! — рассказывает дрессировщик. — У собак короткий век — всегда нужно думать о новой смене. За годы, что я выступаю с аттракционом, много собак сменилось. Есть у меня потомственные артисты, но совсем не хуже те, кого я купил на птичьем рынке. Недавно мне принесли двух лаек-метисов — думаю, из них будет толк. Но вообще-то талантливая собака — как козырная карта. Не всем дано быть артистами. И здесь важна не порода, а характерный экстерьер. Как в театре и кино, роли распределяются с учетом внешних данных, особенностей характера и способностей. Несчастный Му-му, которому все время подсказывают, должен вызывать жалость своим видом. Лентяй — совсем другая фактура, он должен походить на увальня. Начесанный рыжий пудель отлично справляется с этой ролью.
Здесь встает вопрос «кнута и пряника». Ермаков считает, что так же, как к детям, так и к собакам необходимо применять все меры воспитания, но прежде всего — поощрение. Наказание животных говорит о слабости дрессуры. Если и наказывать зверюшек, то лишь по справедливости и вовремя. Хотя в «Собачьей школе» дисциплина отменная.
Действительно, зрители привыкли к тому, что перед собачьими номерами за кулисами раздается громкий многоголосый лай. В этом номере его можно услышать только один раз: это когда все участники дружно выбегают на финальный поклон. В остальное время на всякие посторонние, не относящиеся к делу эмоции наложено строгое запрещение. В такой сложной обстановке по-другому нельзя.
Владимир Леонидович Дуров в своей книге «Дрессировка животных» писал о поставленной им в 1912 году сатирической кинодраме: «. Моя кинокартина «И мы как люди», исполняемая только животными, подтверждает, что звери тоже могут играть, как актеры. Пес Пик, исполняющий главную роль, передавал очень естественно то, что требовалось по смыслу постановки. ».
Клоун-дрессировщик — это не только способный характерный актер, каким должен быть каждый клоун, но это еще и человек, беззаветно любящий и понимающий животных. Сюжетные композиции с ними требуют и больших творческих способностей. Подобного вида клоунад очень мало. Слишком много надо физических и душевных сил, чтобы, как правило, без сценариста и режиссера, только своими средствами осуществить постановку и поддерживать ее долгие годы на высоком профессиональном уровне. Эти годы сулят не только аплодисменты зрителей, но и горькое расставание со своими верными друзьями — четвероногими партнерами. Их век, к сожалению, короток.
Подготовила Екатерина Полянская
Внимание! Авторские статьи на этом сайте защищены законом об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное воспроизведение материалов запрещено без письменного разрешения администрации портала.
См. также другие статьи в разделе Домашние животные
Что еще интересного:
— /Подарки —>
Реклама на сайте
Порода собак из цирка
Анастасия Мельникова
За последние двадцать лет в дикой природе вымерло больше десяти видов животных — яванский тигр, западный черный носорог, китайский речной дельфин и другие. Но лозунг «Звери должны жить на воле» продолжает привлекать сторонников экологического движения. О том, чем отличаются домашние, цирковые и дикие животные и надо ли их бояться, РИА Новости рассказал художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный.
— Цирк многие не любят, потому что считают, что там издеваются над животными. Это мнение порой подкрепляют доказательствами — некими видео в интернете. Что вы отвечаете в таких случаях?
— Тема для меня очень актуальная. Я болен цирком и готов говорить об этом часами. Да, и мне дико обидно, ведь это — грязная политика, которая действительно работает. Ее цель — воздействовать на нормальных людей, манипулировать ими.
— Кто этим занимается?
— Так называемые зеленые организации, не «Гринпис», а другие, которые в нашей стране только зарождаются.
В мире они работают по определенной схеме: появляются новые кандидаты на какую-то определенную должность во власти, продвигаются какие-то партии и начинают придумывать ходы. Чтобы заявить о себе, им нужно создать проблему — политическое пугало — а потом заставить о ней рассуждать.
— Что вы отвечаете на обвинительные реплики вроде «вы перевозите животных в маленьких душных контейнерах, держите в неволе, дрессируете»?
— Давайте вопросом на вопрос. Что отвечают люди, перевозя собаку самолетом и сажая в маленькую переноску, которую еще не всегда разрешают брать в салон? И ведь эта собака тоже, по сути, в неволе живет и перевозится.
— Это же домашнее животное, а не дикое.
— Какая разница? Да, собакам и кошкам действительно удобно с людьми. Но почему те, кто пишет мне в соцсетях злобные комментарии, решили, что льву, который изначально рожден в цирке, среди людей, плохо живется? Он не знает другого, не знает дикой природы. Это по факту такое же домашнее животное, только экзотическое. Или, например, белые тигры. Они появились как исключение из правил, но потом люди решили их разводить. Такие животные не могут охотиться из-за отсутствия маскировки. Можно ли назвать их дикими?
Здесь такая логика просто ломается — и у хейтеров нет ответа на этот вопрос.
— А у вас есть.
— Да. Для меня нет разницы между так называемым домашним животным и экзотическим, воспитанным в неволе. Большинство собак живут в небольших квартирах. И их хозяева обычно думают: «Моей собаке со мной хорошо». Так и моим тиграм хорошо. Животное в цирке доживает до 16-18 лет — глубокой старости, его любят, за ним ухаживают, его хорошо кормят, лечат, если нужно. На воле они бы жили в лучшем случае до пяти-шести лет.
— Почему такая разница — там слишком опасно?
— В дикой природе у них — постоянная битва за выживание. Они должны искать себе еду, а это борьба, часто кровавая. Если зверь ранен, никто ему не поможет — не вылечит, не выходит. Он просто умрет — от болезней или от голода. Или найдется кто-то сильнее его, и тогда животное погибнет в схватке.
Чтобы понять реальную картину, достаточно посмотреть не пропагандистское видео, а любое профессиональное документальное кино о живой природе.
Мне пишут: «Посмотрите фильм «Дамбо». Отвечаю: «Вы хотите, чтобы дрессировщик, работая с животными всю жизнь, из фильма про компьютерного слона, который на компьютерных ушах летает по Африке, что-то для себя почерпнул?» Это то, что я называю мультяшным мышлением.
— Вы же смотрели ставшее вирусным видео с эпилептическим приступом у тигра на выступлении цирка Багдасаровых в Магнитогорске?
— Его приводят в пример, когда пытаются доказать, что дрессура способна вызвать эпилепсию. Но если это так, то где другие примеры, ведь сейчас у каждого второго есть камера в телефоне. Наберите в поисковике — и вы увидите только эти растиражированные кадры одного и того же случая. Никто не знает, отчего такие приступы случаются, их нельзя как-то остановить, можно только переждать.
На видео Артур Багдасаров сначала пытается понять, что с животным происходит: берет палку и проверяет зверя на чувствительность. Я бы тоже так сделал. Помощники пытаются вернуть тигра в сознание, обрызгав водой. Потом дрессировщик за хвост оттаскивает животное в безопасное место, подальше от других хищников, которые в такой момент будут инстинктивно пытаться броситься на слабого. Их, думаю, сдерживала Карина Багдасарова, которая также была на манеже.
Зоошизики, которые, в отличие от зоозащитников, с животными никогда не работали, пишут: «Тигру стало плохо, а его бьют палкой». Начинается хайп, и мало кто задается вопросом: «А зачем это дрессировщику? Он что, дебил — специально жестоко (как они думают) обращаться с животным на арене?»
— Как с этим можно бороться?
— Только информацией и призывом к здравому смыслу. Ведь кроме зоошизиков, тех, кто зарабатывает на этом деньги или хайп, есть и просто люди, поддающиеся влиянию. Если большинство информации, которая им попадается, против цирка, значит, они тоже против. Но если с ними пообщаться, они меняют мнение.
— Как вы относитесь к передвижным циркам, как нужно регламентировать их работу?
— Конечно, на уровне закона. Этим мы занимались, когда помогали готовить закон «Об ответственном обращении с животными». Правда, изначально некоторые странные «эксперты», которые попали на обсуждения, пытались вписать в него вещи вроде «лошадь не предназначена для того, чтобы на ней ездить» и провести запрет катания на них. Еще хотели прописать стандарты цирковых вольеров, практически невыполнимые в городе. Все цирки стали бы тогда вне закона.
— Есть ли у передвижных цирков отдельные стандарты?
— Нет, животные там считаются личными. Никто же не регламентирует проживание кошки в квартире. Как хочешь — так и обращайся. У вас есть обязательства по отношению к своей собаке? Здравый смысл. Вот и здесь пока так же, хотя надо регламентировать, кто имеет право дрессировать животных, и так далее.
— А что насчет лошадей для катания? Они не сидят в клетках, но их эксплуатируют…
— Смотря как драматизировать ситуацию. Я знаю, что подавляющее большинство людей, содержащих лошадей, безумно их любят. Любой нормальный человек, который работает с животными, он сердобольный.
— Вы когда-нибудь боялись своих животных?
— Я дрессировщик и психолог, поэтому общаюсь с ними на языке тела, понимаю уровень их интеллекта, знаю природу страха. Это не ужасное чувство, а механизм самосохранения, который позволяет выживать. Я постоянно испытываю страх, как испытывал бы его любой нормальный человек. С другой стороны, я готов к опасности, потому что отработал миллион комбинаций, понял, кто на что способен, выявил потенциально опасных.
— Были ли случаи, когда вы не все просчитали в поведении животного?
— Да, недавно. Я уже десятки тысяч раз делал номер «Прыжок на льве», но в этот раз животное в самом начале ринулось. Потом он остановился, но я уже потерял равновесие — врезался грудью в колесо, чуть не сломал ребра. Как остался жив, непонятно.
— Из-за чего это случилось?
— Простое стечение обстоятельств. На манеже можно споткнуться и погибнуть. Если я падаю в зону досягаемости тигра, он тут же кидается, и все.
— Как вы относитесь к своим животным, привыкаете к ним, а они к вам?
— Они как маленькие дети, только чаще всего очень агрессивные и очень опасные. Когда ты доживаешь с ними до их старости и когда ты видишь, как они умирают… Это больно. У нас с братом был ручной тигр Мартин. Когда его не стало, другие животные чувствовали наше состояние. Можно было подойти к любому хищнику, взять и положить его голову к себе на ноги.
Но и из этого нельзя делать умильную картинку, потому что это как раз и есть мультяшное мышление. Хищник есть хищник.