Какой породы собака в фильме «Собака Баскервилей»
В многосерийном фильме Игоря Масленникова про Шерлока Холмса главным персонажем стала большая и свирепая собака. Многих любителей кино про знаменитых сыщиков волнует вопрос, какая собака снималась в фильме «Собака Баскервилей».
Производство таких фильмов всегда рождает множество вопросов о нюансах съёмок. Хочется знать, как снимался тот или иной эпизод и каким образом удалось добиться эмоционального эффекта в отдельных сценах.
Все серии этого фильма держат зрителя в напряжении. Однако в наибольшей степени удалось передать ужас, описанный Конан Дойлем, в серии, посвящённой приключениям героев в Баскервиль-холле. Одноимённая собака, призванная создать обстановку ужаса, показана там не отчётливо, преимущественно в темноте.
Если исходить из логики произведения, то в роли пса-убийцы можно было снять только две породы, характерные для Британских островов — ирландского волкодава и дога.
Первоначально создатели фильма решили в роли собаки снимать телёнка. Действительно, молодой бычок при определённых условиях мог бы изобразить гигантского пса. Однако проблема состояла в пластике движений. Копытное животное не сможет бегать так, как это делают хищные представители семейства псовых.
Появилась даже мысль о том, чтобы снять пекинеса. В темноте и со светящейся краской мордочка этой маленькой собачки могла бы выглядеть довольно ужасно. Но в этом случае потерялся бы эффект надвигающегося гигантского зверя.
В итоге все сошлись на том, что нужно снимать чёрного дога. Что и было сделано. Нашли четвероногого артиста с большим ростом, внушительной мордой и добродушным характером. А свирепость и кровожадность, которая была свойственная несчастному персонажу Конан Дойля, стала результатом искусства режиссёра, художника и, конечно, дрессировщика.
Так что порода главного персонажа, призванного наводить ужас, в полной мере соответствовала специфике жизни людей на Британских островах. Особенно хорошо удалось передать нравы английских помещиков, живущих в родовых замках.
Породы собак баскервиль фото
У этого термина существуют и другие значения, см. Собака Баскервилей (значения).
The Hound of the Baskervilles
Повести о Шерлоке Холмсе и библиография Шерлока Холмса
Воспоминания Шерлока Холмса
Возвращение Шерлока Холмса
«Собака Баскервилей» (англ. The Hound of the Baskervilles) — детективная повесть английского писателя Артура Конан Дойля, одна из четырёх его повестей о Шерлоке Холмсе. Впервые публиковалась с августа 1901 года по апрель 1902 года в ежемесячном журнале «Strand Magazine».
В основе сюжета произведения лежит расследование смерти сэра Чарльза Баскервиля, который умер при загадочных обстоятельствах. В роду Баскервилей из поколения в поколение передаётся семейная легенда о дьявольской собаке сверхъестественного происхождения, которая преследует всех Баскервилей. Шерлок Холмс и доктор Ватсон берутся за расследование этого дела. Время действия — сентябрь-октябрь 1889 года.
Это было первое появление Холмса с момента его предполагаемой смерти в произведении «Последнее дело Холмса». Успех данной повести способствовал возрождению персонажа.
Входит в «100 лучших детективных романов всех времен».
Сюжет
Проклятие рода Баскервилей
К Шерлоку Холмсу обращается Джеймс Мортимер, сельский врач прихода Гримпен в английском графстве Девоншир. Его пациент, сэр Чарльз Баскервиль, некоторое время назад умер при загадочных обстоятельствах. В роду Баскервилей, издавна живших в родовом поместье Баскервиль-холл вблизи Гримпенской трясины — обширной сильно заболоченной местности — из поколения в поколение передаётся семейное предание о призрачной собаке, которая преследует всех Баскервилей на болотах Гримпенской трясины по ночам. Согласно легенде, впервые призрак появился для того, чтобы покарать одного из Баскервилей — беспутного Хьюго, жившего в XVII веке. С тех пор призрачное существо периодически напоминает о себе загадочными смертями представителей рода Баскервилей. Призрак описывается в легенде как гигантская собака чёрного окраса со светящимися глазами и пастью.
Мортимер, как доверенное лицо и душеприказчик сэра Чарльза, просит у Холмса совета, как ему поступить с сэром Генри Баскервилем, наследником поместья и последним отпрыском рода Баскервилей. Сыщик приглашает доктора и наследника, приезжающего в Лондон через час, к себе на следующий день. Ровно в десять клиенты приходят к Холмсу. Оказывается, Баскервиль уже успел получить анонимное письмо с предупреждением держаться подальше от торфяных болот. Кроме того, немного позже Холмс обнаруживает слежку за молодым баронетом. Попытки узнать что-либо о следившем, а также об авторе письма, оказываются безуспешными. По совету Холмса наследник отправляется в родовое поместье, сопровождаемый доктором Ватсоном, которому поставлена задача наблюдать за происходящим и сообщать сыщику обо всём по почте.
Баскервиль-холл
Герои отправляются в Баскервиль-холл и начинают расследование. В конечном итоге выясняется, что под мистической оболочкой скрывается хитроумный план корыстного преступления. Один из соседей Баскервиля — Джек Стэплтон — в действительности является ещё одним племянником сэра Чарльза Баскервиля. Он приехал в эту местность под чужим именем, рассчитывая втереться в доверие к сэру Чарльзу и получить наследство. Узнав от самого сэра Чарльза предание о собаке Баскервилей, Стэплтон решил использовать его в своих целях. Зная, что сэр Чарльз болен и может умереть от сильного испуга, он купил огромного пса, тайком доставил его на болота, разрисовал светящимся составом и в нужный момент натравил на Баскервиля. Баронет, испугавшись мнимого привидения, побежал и умер на бегу от сердечного приступа. Попытку проделать то же самое в отношении сэра Генри Баскервиля Холмсу и Ватсону удалось предотвратить.
ПерсонажиСобака Баскервилей
Экранизации
Год | Название | Страна | Режиссёр | Холмс | Ватсон |
---|---|---|---|---|---|
1914 | Der Hund von Baskerville, 1. Teil | | Rudolf Meinert | Aлвин Неуб | Нет |
1914 | Der Hund von Baskerville, 2. Teil — Das einsame Haus | ||||
1914 | Der Hund von Baskerville, 3. Teil — Das unheimliche Zimmer | Рихард Освальд | |||
1915 | Der Hund von Baskerville, 4. Teil | ||||
1920 | Das dunkle Schloß | | Вилли Зейн | Eуген Бург | Нет |
1920 | Das Haus ohne Fenster | Erich Kaiser-Tietz | |||
1920 | Dr. MacDonalds Sanatorium | ||||
1921 | The Hound of the Baskervilles | | Mорис Элвей | Элия Норвуд | Хуберт Виллис |
1929 | Der Hund von Baskerville | | Рихард Освальд | Карлайл Блэкуэлл | Георг Серофф |
1932 | The Hound of the Baskervilles | | Гарет Гандри | Роберт Рендел | Фредерик Ллойд |
1936 | Der Hund von Baskerville | | Карл Ламас | Бруно Гюттнер | Фриц Одемар |
1939 | Собака Баскервилей | | Сидней Ленфилд | Бэзил Рэтбоун | Брюс Найджел |
1955 | Der Hund von Baskerville | | Фриц Умгельтер | Вольф Аква | Aрнульф Шредер |
1959 | Собака Баскервилей | | Теренс Фишер | Питер Кашинг | Aндре Морелл |
1968 | The Hound of the Baskervilles | | Graham Evans | Питер Кашинг | Найджел Сток / Nigel Stock |
1971 | Собака Баскервилей | | А. Ф. Зиновьева | Николай Волков | Лев Круглый |
1972 | The Hound of the Baskervilles | | Barry Crane | Стюарт Грейнджер | Бернард Фокс / Bernard Fox |
1978 | The Hound of the Baskervilles | | Paul Morrissey | Питер Эдвард Кук | Мур Дадли |
1981 | Собака Баскервилей | | Игорь Масленников | Василий Ливанов | Виталий Соломин |
1982 | The Hound of the Baskervilles | | Peter Duguid | Том Бейкер | Теренс Ригби / Terence Rigby |
1983 | Собака Баскервилей | | Douglas Hickox | Иэн Ричардсон | Дональд Черчилль (англ.)русск. |
1983 | Sherlock Holmes and the Baskerville Curse | | Ian McKenzie & Alex Nicholas | Питер О’Тул (голос) | Earle Cross (голос) |
1988 | Собака Баскервилей | | Brian Mills | Джереми Бретт | Эдвард Хардвик |
1998 | The Hound of the Baskervilles (BBC Radio Broadcasting) | | Enyd Williams | Клайв Меррисон / Clive Merrison | Майкл Вильямс / Michael Williams |
2000 | The Hound of the Baskervilles | | Rodney Gibbons | Мэтт Фрюэр | Кеннет Велш / Kenneth Welsh |
2002 | The Hound of the Baskervilles | | David Attwood | Ричард Роксбург | Ян Харт |
2011 | Собаки Баскервиля | | Пол Макгиган | Бенедикт Камбербэтч | Мартин Фримен |
2016 | Hounded | | Рон Фортунато | Джонни Ли Миллер | Люси Лью |
Какой породы собака в фильме «Собака Баскервилей»
В многосерийном фильме Игоря Масленникова про Шерлока Холмса главным персонажем стала большая и свирепая собака. Многих любителей кино про знаменитых сыщиков волнует вопрос, какая собака снималась в фильме «Собака Баскервилей».
Производство таких фильмов всегда рождает множество вопросов о нюансах съёмок. Хочется знать, как снимался тот или иной эпизод и каким образом удалось добиться эмоционального эффекта в отдельных сценах.
Все серии этого фильма держат зрителя в напряжении. Однако в наибольшей степени удалось передать ужас, описанный Конан Дойлем, в серии, посвящённой приключениям героев в Баскервиль-холле. Одноимённая собака, призванная создать обстановку ужаса, показана там не отчётливо, преимущественно в темноте.
Если исходить из логики произведения, то в роли пса-убийцы можно было снять только две породы, характерные для Британских островов — ирландского волкодава и дога.
Первоначально создатели фильма решили в роли собаки снимать телёнка. Действительно, молодой бычок при определённых условиях мог бы изобразить гигантского пса. Однако проблема состояла в пластике движений. Копытное животное не сможет бегать так, как это делают хищные представители семейства псовых.
Появилась даже мысль о том, чтобы снять пекинеса. В темноте и со светящейся краской мордочка этой маленькой собачки могла бы выглядеть довольно ужасно. Но в этом случае потерялся бы эффект надвигающегося гигантского зверя.
В итоге все сошлись на том, что нужно снимать чёрного дога. Что и было сделано. Нашли четвероногого артиста с большим ростом, внушительной мордой и добродушным характером. А свирепость и кровожадность, которая была свойственная несчастному персонажу Конан Дойля, стала результатом искусства режиссёра, художника и, конечно, дрессировщика.
Так что порода главного персонажа, призванного наводить ужас, в полной мере соответствовала специфике жизни людей на Британских островах. Особенно хорошо удалось передать нравы английских помещиков, живущих в родовых замках.
Какой породы была собака Баскервилей?
В классическом для российских читателей и кинематографистов переводе повести Конан Дойля Натальи Альбертовны Волжиной описание породы выглядит так: «Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу». Поскольку «ищейка» — понятие неконкретное, русскоязычные иллюстраторы привыкли изображать собаку Баскервилей в образе мастифа.
В английском оригинале фраза звучит несколько иначе: «It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two — gaunt, savage, and as large as a small lioness».
Слово «BLOODHOUND» имеет в английском языке два значения — абстрактное «ищейка» и названия конкретной породы охотничьих собак «бладхаунд» (рус.)
Поэтому для английских читателей собака Баскервилей чаще всего обладает чертами бладхаунда. Останки представителя этой породы демонстрируются в музее знаметого лондонского бара «Шерлок Холмс» под видом «черепа собаки Баскервилей».
Бладхаунд и мастиф
Свет на тайну помогают пролить и профессиональные заводчики собак. Метис, родителями которого являются мастиф и бладхаунд, – собака довольно редкая.
Однако некоторые классификаторы даже выделяют ее в отдельную породу, именуемую кубинским (бразильским) хаундом или собакой Стэплтона. За этим зверем закрепилась откровенно кровавая слова, и дело не только в триплете «блад» (от англ. «кровь»). Этих крупных псов когда-то воспитывали агрессивными и жестокими, чтобы использовать в военных целях, а также для подавления восстаний, поимки беглых рабов и каторжан. Судя по немногочисленным описанным в источниках случаям, уйти от страшной погони удалось совсем немногим.
В наше время необходимость в настолько грозном псе отпала. Намеренная вязка мастифов с бладхаундами носит разовый характер. Но реальное существование гибридов лишь подтверждает версию о том, что порода собаки Баскервилей – вовсе не мастиф и не бладхаунд. Автор имел в виду именно помесь.
Здесь стоит упомянуть и о том, что в те времена, в которые разворачиваются события книги, бладхаунды были давно описаны в классификаторах, а мастиф считался совсем новой и модной породой. Возможно, автор хотел обыграть еще и этот контраст.
Курьезы на съемках легендарной киноленты
Когда перед советскими киношниками встал вопрос о том, какой будет порода собаки Баскервилей, им пришлось столкнуться со множеством трудностей.
Черный пёс, обклеенный светоотражательной пленкой и отснятый на фоне черного бархата, на пленке выглядел как смешной худенький скелетик. Ни о какой обмазке фосфором и речи не было (ни одно животное просто не позволит с собой такого сделать). Рассматривалась даже идея снять в главной роли теленка! А кто-то предложил… пекинеса, изуродованного шрамами в драках.
В результате съемочная группа остановилась на пошиве маски и жилетки для пса-артиста. А сыграл собаку Баскервилей вовсе не мастиф и не бладхаунд, ну и уж точно не их метис. В роли сняли английского дога – крупного пса с устрашающим видом, но при этом миролюбивого и умного.
Съемочная группа вспоминает о множестве курьезов. Хитрый пёс не бежал на свет (а он был необходим для светоотражателей), обходил препятствия, стоял на лапах тогда, когда нужно было падать. А однажды дог прямо вместе с коробкой слопал именинный торт Соломина. Но артисты очень тепло отзываются об этой собаке, которая на съемках успела полюбиться всей группе.
Сегодня мы знаем, какая порода собаки в фильме «Собака Баскервилей» (СССР, 1981 г.). Но это породило еще одно заблуждение, ведь многие считают, что и по книге она была догом. В других кинолентах в главной роли снимали разных крупных псов, иногда даже лохматых, а не гладкошерстных.
Впрочем, поклонники истории о Шерлоке Холмсе привыкли воспринимать монстра именно как собаку Баскервилей, а отсутствие точной идентификации не мешает нам восхищаться удивительным чудовищем каждый раз, как только оно появляется в кадре или на книжной странице.
Полезные материалы:
Маленькие породы собак для дома и квартиры Мопс Маленькая веселая собачка, составит отличную компанию для…
Особенности терьеровТерьеры традиционно использовались как охотничьи и сторожевые собаки. Они известны азартом, жаждой преследования и…
Наши замечательные питомцы нуждаются не только в нашей любви, но и в заботе. Чтобы собака…
Причины Прежде всего, необходимо проверить собаку на наличие блох, при обнаружении провести меры по борьбе…
Подробности со съемок фильма «Собака Баскервилей» (10 фото)
На роль собаки пробовался теленок
Главной изюминкой фильма «Собака Баскервилей» стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей.
— В подборе на эту роль нельзя было ошибиться — только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. — Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже ПЕКИНЕСА с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей ТЕЛЕНКА, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с ДОГОМ. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто «бегающий скелет».
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску.
— Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…
— А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!
Из дружелюбного дога сделали жуткую собаку Баскервилей…
Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод — пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали…
В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
— Долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, — рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. — Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве — в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры.
Михалков прибыл не один
По признанию режиссера, на роль Никиты Михалкова — сэра Генри — сначала пробовали актера Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он в последний момент отказался.
Михалков же в это время заканчивал фильм «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, занятая в картине «Собака Баскервилей». У нее и ее мужа (оператор фильма Юрий Векслер) и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри.
Михалков, к всеобщему удивлению, прибыл на студию «Ленфильма» не один, а со своим другом — сценаристом, художником, актером и режиссером Александром Адабашьяном, причем за 12 дней до начала самих съемок. Все 12 дней друзья расхаживали по «Ленфильму», посмеивались, что-то обсуждали. Съемки начались, а артисты с иронией поглядывали на режиссера. Дошло до того, что Михалков начал командовать на съемочной площадке.
Чтобы «нейтрализовать» эту «гоп-компанию», необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут режиссеру пришла в голову мысль: «Пусть играет Бэрримора!» Эта роль оставалась вакантной. Так Адабашьян стал на площадке подчиненным режиссеру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли режиссер снимает.
Супругов Бэрримор сыграли Александр Адабашьян и Светлана Крючкова.
В итоге меланхоличный Адабашьян в фильме стал своеобразным амортизатором, противовесом темпераментному Михалкову. Их парочка органично вписалась во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, с чувством раскладывающего овсянку в фильме, признался, что в жизни сам каждое утро ест эту замечательную кашу, а роль в фильме считает звездной. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой.
— Никому еще об этом не рассказывал: вышло так, что на пробы в этот фильм я пришел с… громадным фингалом под глазом. Подрался! С кем — не скажу. Но вид у меня был классический… Конечно, в группе подивились, посмотрели на меня со значением, но взяли. Во время съемок я уже не дрался, а был полностью погружен в работу. По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид — волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление — традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно…
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка.
— Говорят, вы и ваши партнеры сильно выпивали на съемках?
— Пили не во время съемок, а после. В кадре все были трезвыми. Вот когда возвращались со съемок, в поезде загудели так, что пассажиры в ту ночь явно не спали.
— Никита Михалков, Адабашьян, Вася Ливанов, бывало, закладывали, чем выводили из себя режиссера, — признался художник комбинированных съемок Оковитый. — Но в целом съемки шли в очень веселой семейной атмосфере. Оттого и фильм получился.
Режиссеру докладывали, что Михалков за смену якобы «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. А во время съемок он был просто неуемен. Однажды загнал лошадь до такой степени, что у той случился обморок: лежала с закрытыми глазами, не дышала… Кто-то решил, что все, не жилец. Но Никита смог привести ее в чувство.
Не жалел себя и исполнитель роли доктора Ватсона Виталий Соломин, работающий в буквальном смысле не смыкая глаз. В Малом драматическом театре в Москве, где он играл, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. В «Собаке» съемки тоже были каждый день. Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. Ни разу за неделю нормально не поспал. Подбадривая себя, каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище. »
Где снимали
Графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей», в фильме Масленникова заменили эстонские пейзажи. Болото Куйстлемма отлично сыграло роль знаменитых торфяных топей Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.
— Мы просто ехали мимо, где-то там на горушке какой-то домишко стоял, — вспоминает Аркадий Тигай, второй режиссер. — Вдруг Масленников как заорет: «Стоп, стоп! Вот он!» Проехали наверх — стоит английский дом настоящий. Вокруг лужайки. Это было идеальное попадание.
О гонорарах
Заслуженные артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали 50 руб. за смену (около 15 000 руб. в переводе на сегодняшние деньги). Для сравнения: сейчас гонорар у топовых актеров — около 600 000 руб. в день.
Остальные артисты получали 30-40 руб. в день (около 9000 — 12 000 руб. на наши деньги). Массовка — 3 руб. в день (около 900 руб. на наши деньги).
Истории со съемок
Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас:
— Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. Моя героиня постоянно рыдает! И текст у нее такой страшный — про каторжника, про брата. Нужно было быстро что-то менять. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться. И получилось решение образа. «Значит, убийца Селден — ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» — и улыбаюсь. И начинаю рассказывать историю, часть которой придумал Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» — это было все дописано и сымпровизировано. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…
Однажды Михалков и Крючкова подкололи Соломина.
— Виталий Соломин очень ревностно относился к тому, что кого-то другого снимают крупным планом, а не его, — рассказывала Крючкова. — Снимали сцену в башне, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. Шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. Михалков подошел и мне на ушко говорит: «Ты на репетиции не спорь с Соломиным, подчиняйся, а будет съемка, так ты войди и возьми у него из рук этот шандал». Я так и сделала. Соломин растерялся, спросил: «Значит, убийца Селден — ваш брат?» Я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, а потом вдруг развернулась к Михалкову, который хозяин, ответила: «Да, сэр» — и сказала свой монолог на крупном плане.
Евгению Стеблову вечером одного дня надо было успеть на поезд. Все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала. Лишь озадаченный и перепачканный Стеблов остался на месте — его-то и забыли!