Акула. Л. Н. Толстой
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Иллюстрация А. Святского к рассказу Л. Толстого «Акула»
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Два мальчика
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
Старый артиллерист
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
«Акула!»
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Мальчики
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Артиллерист, бледный как полотно
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Мальчики увидели акулу
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Артиллерист с горящим фитилем
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
После выстрела
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы.
Мёртвая акула
В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
18.09.2018
Толстой Л. «Акула»
Толстой Л., рассказ «Акула»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Акула» и их характеристика
Чему учит рассказ «Акула»
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.
Отзыв на рассказ «Акула»
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Акула»:
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: «Акула!» Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.
Ответы на вопросы к рассказу «Акула»:
Л.Н.Толстой «Акула»
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Л.Н. Толстой. Акула.
создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения;
формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
совершенствовать навык правильного и выразительного чтения.
развивающие:
создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге; развивать воссоздающее и творческое воображение;
воспитательные:
воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 3 класса.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название рассказа и его автора; характеризовать действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирать в тексте материал для выборочного чтения; составлять рассказ о герое, выражать личностное отношение к событиям и героям; составлять план рассказа.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
— Мне хочется начать наш урок с замечательных слов французского писателя-философа Дени Дидро.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
— Как вы понимаете значения этих слов? ( высказывания детей)
-Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
— Сегодня на уроке мы продолжим учиться думать, размышлять, анализировать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.
3. Проверка домашнего задания
— Как называется раздел, по которому мы работаем?
(Великие русские писатели).
— С творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке?
— Перед вами печатные листы с биографией писателя.
— Ваша задача внимательно читать текст и карандашом выставлять пометки на полях.
Метод «Чтение с пометами».
Детство будущий писатель провёл в Ясной поляне. Мать его умерла рано, когда ему было полтора года. Детей в семье было пятеро.
Лев Николаевич Толстой прожил длинную жизнь, 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание – 90 томов. Он писал произведения разных жанров: рассказы, басни, сказки, были, былины; о детях, о природе, о Родине, о животных; художественные произведения; научно-познавательные.
В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.
Он очень любил детей. Л.Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей «Русскую азбуку» и сам учил их читать и писать. В настоящее время усадьба Я́сная Поля́на – это Музей, который находится в Щёкинском районе Тульской области.
ЧТО ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ?
(познакомиться с новыми произведениями)
Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.
4. Работа над новым материалом.
— Посмотрите на рисунок и определите тему рассказа, с которым познакомимся сегодня не уроке (о животных )
-Как бы Вы озаглавили текст?
-Что знаете об этих животных? ( высказывания детей)
— Денис подготовил сообщение, сейчас он расскажет нам о том, что он узнал об акуле. (Дети видят фотографии акулы на экране.)
-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? (Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится)
— Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.
5. Чтение учителем слайд-фильма «Акула»
Упражнение «Буксир». Я читаю вслух. А вы одновременно читаете про себя. Постарайтесь представить и прочувствовать всё, что услышите.
1. Определить, какой это рассказ?
2. Ответить на вопрос: что поразило?
3. О чём говорит заглавие?
— Я вижу, произведение взволновало вас.
– Какие чувства вы испытали? ( Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)
— Было ли вам страшно? За кого? Когда? ( КОГДА МАЛЬЧИКИ НАЧАЛИ КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, КОГДА РАЗДАЛСЯ КРИК «Акула»)
— Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)
— Какой это рассказ? (художественный рассказ, повествовательное произведение об одном событии в жизни героев)
— Совпали ли ваши предположения?
7. Словарно-лексическая работа.
— Какие слова вам были непонятны при чтении?
— Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
— Было ещё одно Д/З. Группа ребят работала с различными источниками. Они определяли значения некоторых слов, которые встретились в тексте.
Палуба – горизонтальная открытая поверхность на корабле.
Пронзительный визг – громкий, оглушительный.
Ропот – неуверенный, тихий возглас.
Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела.
Якорь – тяжелое металлическое приспособление на корабле, удерживающее его на месте.
Музыкальная физминутка. (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ)
Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (характеристика одного из героев) Работа по содержанию текста:
— Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей).
Акула — Толстой Л.Н.
Рассказ про опасный заплыв двух мальчишек у берегов Африки. Они не послушали приказ капитана и уплыли в открытое море. Их чуть не съела акула, но опытный артиллерист не растерялся выстрелил в акулу.
Акула — Толстой Л.Н. читать
Наш корабль стоял на якоре у берегa Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед зaкaтом солнцa кaпитaн вышел нa пaлубу, крикнул: «Купaться!» — и в одну минуту мaтросы попрыгaли в воду, спустили в воду пaрус, привязaли его и в пaрусе устроили купaльню.
Нa корaбле с нaми было двa мaльчикa. Мaльчики первые попрыгaли в воду, но им тесно было в пaрусе, и они вздумaли плaвaть нaперегонки в открытом море.
Обa, кaк ящерицы, вытягивaлись в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок нaд якорем.
Один мaльчик снaчaлa перегнaл товaрищa, но потом стaл отстaвaть.
Отец мaльчикa, стaрый aртиллерист, стоял нa пaлубе и любовaлся нa своего сынишку. Когдa сын стaл отстaвaть, отец крикнул ему:
— Не выдaвaй! Понaтужься!
Вдруг с пaлубы кто-то крикнул: «Акулa!» — и все мы увидaли в воде спину морского чудовищa.
Акулa плылa прямо нa мaльчиков.
— Нaзaд! Нaзaд! Вернитесь! Акулa! — зaкричaл aртиллерист. Но ребятa не слыхaли его, плыли дaльше, смеялись и кричaли ещё веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный кaк полотно, не шевелясь, смотрел нa детей.
Мaтросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибaя вёслa, понеслись что было силы к мaльчикaм; но они были ещё дaлеко от них, когдa aкулa уже былa не дaльше двaдцaти шaгов.
Мaльчики снaчaлa не слыхaли того, что им кричaли, и не видaли aкулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхaли пронзительный визг, и мaльчики поплыли в рaзные стороны.
Визг этот кaк будто рaзбудил aртиллеристa. Он сорвaлся с местa и побежaл к пушкaм. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нaс ни было нa корaбле, зaмерли от стрaхa и ждaли, что будет.
Рaздaлся выстрел, и мы увидaли, что aртиллерист упaл подле пушки и зaкрыл лицо рукaми. Что сделaлось с aкулой и с мaльчикaми, мы не видaли, потому что нa минуту дым зaстлaл нaм глaзa.
Но когдa дым рaзошёлся нaд водою, со всех сторон послышaлся снaчaлa тихий ропот, потом ропот этот стaл сильнее, и, нaконец, со всех сторон рaздaлся громкий, рaдостный крик.
Стaрый aртиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел нa море.
По волнaм колыхaлось жёлтое брюхо мёртвой aкулы. В несколько минут лодкa подплылa к мaльчикaм и привезлa их нa корaбль.
Урок по литературному чтению по произведению Л.Н. Толстого «Акула»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
по рассказу Л.Н. Толстого «Акула»
1. Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», побудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
2. Совершенствование навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью.
3. Ф ормирование ценностно-смысловой ориентации обучающихся через погружение во внутренний мир персонажей .
4. Развитие умения анализировать прочитанное, развивать речь, мышление.
5. Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям, к их поступкам, любовь к близким.
6. Воспитание культуры общения, общечеловеческих ценностей.
– осознанное восприятие рассказа;
– характеризовать героев произведения, давать нравственную оценку их поступкам.
– понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
– участвовать в работе группы;
– находить необходимую информацию в различных источниках.
— проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей;
— любовь и заботу по отношению к близким.
– умение учиться по предложенному плану.
– находить ответы на вопросы в тексте и других источниках.
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
– Оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник литературного чтения.
1. Организационный момент .
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
– гласит народная мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
У: С каким писателем мы работали на прошлом уроке?
У: Что интересного о его жизни вы запомнили?
Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. (У. вешает портрет писателя) А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
Зубы в пасти в три ряда.
Этот хищник знаменит,
У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы) А что интересного вы знаете об этой рыбе? Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, вы внимательно его послушаете.
3. Словарная работа.
Ропот – негромкая, недовольная речь
Фитиль – а) горючий шнур для орудий
б) тропическое растение
б) задняя часть орудия
4. Проверка первичного восприятия.
У: Понравился вам рассказ?
У: А как вам кажется, вы всё поняли?
У: Вы в этом уверены? Все всё поняли?
У: Какие эпизоды вам запомнились лучше всего?
Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
а) радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;
б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.
Разрешение этой проблемы (через анализ текста: выразительное чтение, поиск слов-характеристик (т.е. изобразительных средств) героев или ситуаций, описаний природы)
5. Повторное чтение.
У. Просмотрите самостоятельно текст еще раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
У: Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя. Какова его основная мысль? С помощью каких слов она выражается?
Д: День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно».
У: Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару. Найдите эпизод купания мальчиков.
Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.
Д: «плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали».
У: Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.
Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?
Как Толстой усиливает мотив опасности?
Д: Ребята не сразу увидели акулу.
У: Какой момент в рассказе самый напряженный?
Д: Ожидание выстрела.
У: Какими словами передано чувство страха?
Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей?
Д: Постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик.
У: Какое настроение преобладает в рассказе?
У: Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду?
Д: Усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы.
У: Лев Николаевич Толстой заставил пережить нас тревогу, беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа.
7. Физкультминутка – релаксация (звучит музыка).
У. Закройте глаза и представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло.
Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку и шум волн.
Повторное прочтение текста по смысловым частям и составление плана текста. Открываем учебник.
У. Где стоял корабль?
Д. Корабль стоял у берегов Африки.
У. Как Толстой описывает погоду в этот день?
Д. День был прекрасный…
У. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает приближение беды? какие авторские слова предвещали этот момент?
Д. Душно, несло горячим воздухом.
У. Как бы вы озаглавили эту первую часть?
Д. «Корабль у берегов Африки».
Чтение второй части.
У. Где матросы устроили купание?
Д. Матросы устроили купальню в парусе.
У. Как можно озаглавить эту часть?
Д. «Купание в парусе».
Чтение третьей части.
У. Кто же был с матросами на корабле?
У. Почему дети решили сплавать в открытое море?
Д. Им тесно было в парусе.
У. Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики сталм плавать в открытом море?
Д. Он пишет, что вздумали.
У. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?
Д. Необдуманность поступка.
У. как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Д. Старый артиллерист, стоя на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «не выдавай», поднатужься.
У. как мы озаглавим эту Часть?
Д. «Плавание наперегонки в отрытом море».
Чтение четвертой части рассказа.
У. Что увидели матросы с палубы?
У. Какими словами автор называет акулу? Почему?
Д. Морское чудовище, потому что акула – хищница.
У. Как озаглавим эту часть?
Д. «Появление морского чудовища».
Чтение пятой части.
У. как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»?
Д. Визг – это резкий крик.
У. Представьте, что чувствовали ребята. Как озаглавим эту часть рассказа?
Д. «Пронзительный визг».
Чтение рассказа до конца по цепочке.
9. Характеристика главного героя.
У: Кто является главным героем рассказа?
Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах?
Д: Старый артиллерист.
У: Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение?
У: Чьи черты характера переданы наиболее полно? Для чего автор это делает?
а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну?
Д: Гордость за сына.
У: Как это передано?
Д: Словами « Не выдавай!».
У: Что значат эти слова?
Д: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать, гордился сыном, болел за него, как на соревновании.
б) Почему Толстой называет его «старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами?
Д: Старый значит опытный.
в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий?
Д: Сорвался, побежал, повернул, прицелился, взял, упал, закрыл.
У: Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками
У: Л. Н. Толстого, всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!
У: Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела?
У: Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
Д: Н ет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности. Он принял быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
У: Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.
У: Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет артиллериста.
Д: Немолодой, уставший, старый, седой.
У: Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе?
Д: Решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну.
У: Так кто на самом деле главный герой рассказа?
У: Кого можно просто назвать действующими лицами?
Д: Мальчика, матросов.
У: Если бы в рассказе не было мальчика и матросов, чего бы мы с вами не узнали? Зачем они нужны в рассказе?
Д: Они нужны для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста. Без этих героев мы бы не узнали, каким на самом деле был старый артиллерист.
У: Почему же рассказ назван «Акула», а не «Старый артиллерист», например?
Д: Потому что на её появлении основан сюжет рассказа.
У: В чём заключается главная мысль рассказа? О чём этот рассказ?
Д: О любви к сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме.
У: Чему учит нас Л. Толстой этим рассказом?
Д: Надо дорожить близкими, беззаботное поведение может довести до беды.
Д: Учит взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию.
У: Для чего он написал свое произведение?
У: Что автор хотел донести до читателя?
Д: Что поступок артиллериста был оправданным, не смотря на то, что его выстрел мог попасть в ребят. Но спасти мальчиков другим способом уже было невозможно, и они бы неминуемо погибли.
Д: Толстой учит нас, что рисковать нужно только в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти.
Д: Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся.
Д: Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.
У: Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. О том, какие опасности, подстерегают детей, к каким последствиям может привести бездумное поведение.
О чём вы сегодня задумались? (высказывания детей)
У: Мы с вами познакомились ещё с одним прекрасным произведением Л.Н. Толстого, прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
Д: Да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях.
У: Какие уроки жизни вы взяли для себя из нашего урока? Что поняли?
Д: В жизни бывают такие моменты, когда не знаешь, что делать. В такие моменты нужно хорошо подумать.
Д: Обдумать свой поступок, действие
Д: И часто любовь к близкому, дорогому человеку помогает принять правильное решение.
11. Домашнее задание.
У. Дома еще раз прочтите рассказ и подготовьте 2 вопроса к тексту. Придумайте продолжение рассказа и нарисуйте иллюстрацию.