Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»
ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС п.Искателей»
Подготовила и провела: воспитатель
Титова Елена Михайловна
Конспект НОД по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»
Воспитательные: Воспитание доброжелательности, тактичности в общении друг с другом.
II . Новый материал: 1. Игра в слова « Какие бывают слова»
— Вы поняли, что такое рифма? (Да)
Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о рифме.
Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными.
Ребята, сегодня мы познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы». В сказке говорится о шише.
— Как вы думаете, кто это?
Шиш — нечистый дух, обитающий обычно на обочинах дорог, на перекрестках, где и творят свои козни.
Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке :
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу :
— Здравствуйте, молодой человек!
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так
присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть
не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
— Моего дедушку звали Иван.
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Я вот тебе скажу рифму : тебя как зовут?
— Меня зовут. Федя. Дядька говорит : Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!
— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит : Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!
— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит : Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!
— Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
— В конце сказки автор нам сам подсказывает : «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
4. Беседа по сказке.
Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.
— Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
А сейчас, ребята, давайте подумаем :
— Как вы думаете, какие герои по характеру? (Добрые)
— В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (Проехал бы мимо)
5. Физминутка «Мишка по лесу гулял»
Мишка по лесу гулял. Шагать на месте
Мишка шишки собирал Наклоны, собирать шишки с пола
Очень мишка наш устал Наклоны головы вправо-влево
Сел мишутка, задремал Приседают, сложенные ладони прикладывают к
6. Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» педагогом.
Сейчас я предлагаю нам стать сказочниками, а поможет нам Мишка– игрушка би-ба-бо.
«В одном театре билеты продавались не за деньги, а… – продолжает занятие воспитатель.
– Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.)
За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!
– С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…
– ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.
– Что надо было сказать, попросив билет? (Ответы детей)
Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».
Сейчас поиграем с тобой.
В кладовой шуршала мышка,
Живёт в нашем доме Гарик,
Капризуля наша Маша,
В библиотеке взяли том,
Очень любят мыши сыр,
Ветер очень сильно дул,
— Кто её написал? (Борис Шергин)
— Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей)
— Где её используют? (Ответы детей)
Вы сегодня большие молодцы. Я благодарю вас за вашу работу. Сегодня медвежата передали для вас раскраски.