Портрет б шергина иллюстрации сказки рифмы

Сказки

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»

ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС п.Искателей»

Подготовила и провела: воспитатель

Титова Елена Михайловна

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»

Воспитательные: Воспитание доброжелательности, тактичности в общении друг с другом.

II . Новый материал: 1. Игра в слова « Какие бывают слова»

— Вы поняли, что такое рифма? (Да)

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о рифме.

Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными.

Ребята, сегодня мы познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы». В сказке говорится о шише.

— Как вы думаете, кто это?

Шиш — нечистый дух, обитающий обычно на обочинах дорог, на перекрестках, где и творят свои козни.

Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке :

— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу :

— Здравствуйте, молодой человек!

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так

присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть

не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

Читайте также:  Рассказ о 12 подвиге геракла яблоки гесперид

— Моего папашу звали Кузьма.

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

— Моего дедушку звали Иван.

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку ругает.

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Я вот тебе скажу рифму : тебя как зовут?

— Меня зовут. Федя. Дядька говорит : Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!

— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит : Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!

— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит : Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!

— Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

— В конце сказки автор нам сам подсказывает : «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

4. Беседа по сказке.

Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.

— Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

А сейчас, ребята, давайте подумаем :

— Как вы думаете, какие герои по характеру? (Добрые)

— В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (Проехал бы мимо)

Читайте также:  Рассказы про лекарственные растения для детей

5. Физминутка «Мишка по лесу гулял»

Мишка по лесу гулял. Шагать на месте

Мишка шишки собирал Наклоны, собирать шишки с пола

Очень мишка наш устал Наклоны головы вправо-влево

Сел мишутка, задремал Приседают, сложенные ладони прикладывают к

6. Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» педагогом.

Сейчас я предлагаю нам стать сказочниками, а поможет нам Мишка– игрушка би-ба-бо.

«В одном театре билеты продавались не за деньги, а… – продолжает занятие воспитатель.

– Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.)

За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:


Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!
– С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…

– ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.

Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.

– Что надо было сказать, попросив билет? (Ответы детей)

Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».

Сейчас поиграем с тобой.

В кладовой шуршала мышка,

Читайте также:  Рассказ о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Живёт в нашем доме Гарик,

Капризуля наша Маша,

В библиотеке взяли том,

Очень любят мыши сыр,

Ветер очень сильно дул,

— Кто её написал? (Борис Шергин)

— Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей)

— Где её используют? (Ответы детей)

Вы сегодня большие молодцы. Я благодарю вас за вашу работу. Сегодня медвежата передали для вас раскраски.

Источник

Познавательное и интересное