Образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник»
сочинение по литературе 5 класса
Общая характеристика
Жилин — главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.
Отличительные качества
Жилин — смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящим его противникам. В плен его удается взять с трудом.
Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.
Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.
«Золотые руки» Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.
Бесстрашие, инициативность и решительность — вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.
Отношение к Костылину
В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил предателя в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.
Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха.
Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.
Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: «Не годится товарища бросать».
Отношение к врагам
Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.
Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям.
Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоих пленников. «Красный татарин» и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.
Образ миротворца
Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.
В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
В плену Жилин мечтает не о мщении, а о бегстве. Горячие «патриоты» могут обвинить его в контактах и работе на врага, но для Жилина в этом нет ничего зазорного. Он просто делает то, что умеет.
Дружба Жилина с Диной — лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском «звере» подобного ей человека.
«Кавказский пленник» главные герои
Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.
Характеристика героев«Кавказского пленника»
Главные герои
Иван Жилин
Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.
Костылин
Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.
Второстепенные персонажи
Старик
Абдул – Марат
Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.
В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула – Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.
Кази Мугамед
Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.
Старуха
Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.
В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.
Портреты героев рассказа Кавказский пленник, что написать?
кавказский пленник портрет жилина и костылина
портреты героев кавказский пленник
кавказский пленник портрет жилина
портрет жилина из рассказа кавказский пленник
кавказский пленник толстой портрет жилина
словесный портрет жилина из рассказа кавказский пленник
портрет костылина из кавказского пленника
портрет костылина из рассказа кавказский пленник
внешность героев кавказский пленник
рассказ кавказский пленник внешность героев
В этом произведении Льва Николаевича Толстого присутствуют два главных героя и несколько второстепенных персонажей.
К второстепенным, можно отнести следующих персонажей:
Связано это с международной обстановкой того времени.При этом, стоит отметить,что пушки были заряжены.
Все знают, что Толстой был большим мастером описания исторических событий и очень точен в хронологии этих событий, пусть даже это и рассказ для детей.
Высказываю исключительно собственную точку зрения, основанную на том, что лично мне удалось отыскать в сети.
Петербург в романе Л.Н. Толстого кукольный, марионеточный. Там говорят о том, о чем модно, принято говорить, а не о том, что на самом деле волнует героев. Очень четко Толстой сравнивает этот раут с работой фабрики, или, как он сам говорит, прядильной мастерской:
Толстой подчеркивает неестественность петербургского общества, превращение здесь человека в машину или игрушку.
Совсем иначе устроена жизнь в московской гостиной Ростовых. Здесь нет никаких правил, люди ведут себя естественно. В противовес петербургским менуэтам граф Ростов танцует какой-то немыслимый танец, и ему радостно подыгрывает оркестр. Так же естественно Наташа в этот момент выбегает из детской и смеется над père. Свою правду-матку здесь режет Абросимова.
Это мир естественного поведения человека. Очень важно и то, что здесь нет единой истины, как в петербургском обществе.