Портрет кота из рассказа паустовского кот ворюга
Изучение языка художественного текста играет важную роль в процессе овладения иностранными языками, так как такого рода тексты дают представление об изобразительных средствах и возможностях языка, а также о национальной специфике восприятия тех или иных объектов действительности. Нам было интересно посмотреть, каким образом изображаются животные в русской литературе, и одним из шагов в этом направлении было обращение к рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». Мы предприняли попытку выявить языковые средства создания психологического портрета кота в рассказе К.Г. Паустовского. Основным средством изображения кота в рассказе К.Г. Паустовского является приём олицетворения (приписывание свойств человека животным и неодушевлённым предметам), что можно увидеть уже в названии произведения: «Кот-ворюга».
Воровским наклонностям кота автор уделяет особое внимание, о чём свидетельствует не только характеристика, вынесенная писателем в сильную позицию (название рассказа), но и частотное употребление лексем с общим компонентом значения – воровство: «звали его за глаза Ворюгой», «он обворовывал нас каждую ночь», «он воровал все», «это было уже не воровство, а грабеж, «украл со стола кусок ливерной колбасы», «постоянное воровство». Преступные наклонности кота также подчеркиваются лексемами с корнем «банд»: «кот-бродяга и бандит», «бандитские проделки». Коту приписываются способность совершать поступки, основанные на нравственных качествах, что также приближает его к человеку: «это был кот, потерявший всякую совесть», «он совершил благородный и неожиданный поступок». В формировании портрета кота участвует и цветовая символика – «рыжий кот», «огненно-рыжий кот». Рыжий цвет – это цвет огня, он символизирует отважность, бесстрашие. Первая часть сложного прилагательного («огненно») показывает не
только интенсивность проявления цветового внешнего признака, но и, безусловно, его характера. Как известно, особую роль в изображении характера героя литературного произведения играет описание глаз. Наш герой «поглядывал зелеными нахальными глазами», «смотрел дикими глазами», что подчёркивает его свободолюбивый и непокорный нрав. Обращает на себя внимание определение «нахальный», вновь показывающее, что К.Г. Паустовский наделяет кота человеческими качествами. Для точной передачи звуков, издаваемых котом, писатель выбирает глагол выть и существительное вой, подчёркивающие их интенсивность. Кроме того, оценка выражена собственно-характеризующим наречием (противно), обстоятельственным наречием и сочетанием наречного типа со значением времени (непрерывно, без утомления), сравнительным оборотом с союзом как, качественным прилагательным (ужасающим): «он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без утомления», «кот выл и ругался под домом», «с ужасающим воем он сорвался с березы».
Глагол ругался опять-таки заставляет читателя увидеть в коте черты человека. Значения глаголов, с помощью которых К.Г. Паустовский изображает действия кота, содержат компонент «скорость»: «умчался под дом», «кот пронесся, приседая, через огороды», «кот несся за ним на трех лапах». Таким образом, анализ материала позволяет нам говорить о том, что портрет кота в рассказе К.Г. Паустовского создаётся с помощью описания его внешнего вида (окраса, цвета и выражения глаз), характеристики поступков, действий (движений и издаваемых звуков). Особую роль играют частотное использование слов одной лексико-семантической группы или лексем с общим компонентом значения, что позволяет выделить доминирующие характеристики героя рассказа, а также слова со значением высокой интенсивности проявления признака. Основным приёмом психологизации портрета является приём олицетворения: приписывания коту свойств человека.
Кот-ворюга — Паустовский К.
Рассказ про кота, который злостно воровал каждую ночь все подряд: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. С большим трудом его удалось поймать. Затем надо было придумать придумать, как отучить кота воровать.
Кот-ворюга читать
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
— Что же нам с ним делать?
— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом». Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ РАССКАЗА «КOТ-ВOРЮГА»
Константин Георгиевич Паустовский написал много интересных рассказов для детей о животных, такие как «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В произведениях многие персонажи, и люди и животные, о которых рассказывал писатель, реальные. В некоторых своих рассказах Паустовский пишет о герое по имени Рувим, например, в произведении «Кот-ворюга». На самом деле, у Константина Георгиевича был друг Рувим Фраерман. [2]
Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни» и включено в программу «2100», авторы которой Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева.
Это произведение о взаимоотношениях людей и кота беспризорника. Из названия мы можем понять, что речь пойдет о коте, который воровал. Автор называет кота именно «Ворюгой», а не воришкой для того, чтобы создать у читателя негативное отношение к главному герою.
В рассказе поставлена проблема добра и зла, так как кота воспринимали как злодея. Людям не нравилось, что у них воруют. Жители задумались, почему же кот ворует, и было принято решение наказать кота «добром», дать ему то, о чем он мечтал. Кота накормили и забрали в дом. Поступок людей помог коту изменить свой характер и образ жизни. Таким образом, люди являются олицетворением добра, которое в очередной раз победило. Так же автор затрагивает проблему бездомных животных и их образа жизни, и приводит читателя к мысли, что нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим, а не бросать их на произвол судьбы.
В Произведении прослеживается конфликт между людьми и котом Ворюгой, который доставлял людям неприятности и они хотели избавиться от него. Но у кота не было возможности жить по другому, ведь никто не заботился и не ухаживал за ним. Он выживал, как мог. В конце произведения конфликт разрешился, кот больше не ворует у людей, теперь у него есть дом и хозяева.
Художественное время рассказа замкнутое, длительное, непрерывное и вне исторического времени. Художественное пространство сжатое, условное.
Мне понравилось произведение Паустовского «Кот-ворюга», так как оно поучительное, учит совершать добрые поступки и делать шаг навстречу тому, кто действительно в этом нуждается. Так же автор хочет показать нам, что добро всегда возвращается. Данный рассказ будет всегда актуален, ведь тема бережного отношения человека к животным не изживет себя никогда.
Рассказ «Кот – Ворюга» можно сравнить с другим рассказом Паустовского «Заячьи лапы». Эти произведения о животных и схожи тем, что в них звери нуждались в помощи, коту нужно было обрести дом и хозяев, а зайцу требовалось лечение. И только человеческое сочувствие, доброта и отзывчивость помогла во всем этом.
К. Паустовский. Кот-ворюга
Хочу поделиться шикарным рассказом от настоящего матера художественного слова, вдруг кто его не читал.
К. Паустовский. Кот-ворюга
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три. Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
— Что же нам с ним делать?
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом». Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
Образ кота в литературе (по рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»). 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
5 класс (по учебнику А.Г. Кутузова)
Урок «открытия» новых знаний.
Цели:
Ход урока
1. Эмоциональный настрой (приветствие)
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.
К нашему уроку я приготовила вот такой эпиграф:
Выписать «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
Такие хорошие слова мы запишем в тетрадь, а как они связаны с нашим уроком, выясним чуть позже.
2. Актуализация знаний
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали разные виды рассказов. Назовите их
(Ответы учащихся: быль, святочный, юмористический).
Приведите примеры изученных нами юмористических рассказов
(Ответы учащихся: Чехов. Лошадиная фамилия. Пересолил. О.Генри Вождь краснокожих).
Какие приемы создания юмористических ситуаций вы знаете?
(Ответы учащихся: прием преувеличения, несоответствия, говорящие фамилии и т.д.)
Дома вы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
– Определите вид рассказа?
– А почему этот рассказ не сказка?
Но прежде чем говорить о рассказе, надо обязательно вспомнить и сказать «спасибо» автору произведения Константину Георгиевичу Паустовскому.
– Посмотрите на фотографию писателя, как вы думаете, какой он был человек?
СЛАЙД 1 (приложение 1)
Несколько слов я расскажу об этом необычном писателе.
К.Г. Паустовского много путешествовал. Он был в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Паустовский переменил много профессий: был кондуктором трамвая, матросом, рабочим, санитаром во время первой мировой войны, служащим, преподавателем литературы, журналистом, участвовал в гражданской и Великой Отечественной войнах. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа. Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок.. Его талант – находить видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в человеке, и даже в коте. Наш рассказ входит в книгу «Летние дни».
Поделитесь впечатлениями о рассказе.
Каково было ваше ожидание от рассказа по названию. Удивил ли вас финал?
– Обратите внимание на слово «ворюга». Если подберем синонимы – «хулиган, вор, бандит». Меняется ли первоначальное отношение? Какую оценку вносит суффикс –юр– (Ответы учащихся: закоренелый, умелый, ловкий, независимый)
Давайте сравним клички кота в начале рассказа и в конце?
Запись на доске. Ворюга и милиционер (слово понятно?). Это слова, похожие по смыслу или противоположны? (Ответы учащихся: антонимы). Но речь идет об одном животном? Что важно понять на уроке? Какова проблема?
Попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы учащихся: Образ кота в рассказе «кот – ворюга»)
Какие цели урока поставим? (Ответы учащихся: характер, план характеристики героя, идея, секреты юмора)
Но нельзя достигнуть цели, если не знаем текста рассказа. Проверим себя, выполнив тест.
Слайд 2-5
Обменяемся тетрадками. Проверим работу.
Слайд 6
Поставим отметки и распишемся.
Поднимите руки, кто получил 4, 5. Мы готовы к работе с рассказом.
Слайд 7-9
Историческая справка, подготовленная учеником.
Коты, кошки – удивительные животные. Люди всегда наделяли их человеческой душой, особым характером. Так в Древнем Египте кошки считались воплощением богини плодородия, веселья, богини Баст (Бастет), женщина с кошачьей головой. Кошка была священным животным. И смертная казнь ждала того, кто погубит кота. А красный кот считался воплощением самого главного бога Солнца Ра, который каждую ночь сражается с силами зла и тьмы, его иногда называли Великим котом.
В средние века коты считались слугами нечистой силы. Их боялись и убивали.
Как выдумаете, почему отношение к котам менялось? Да, это загадочные и таинственные создания. Как и наш кот – ворюга, характер которого нам надо понять.
– Кто рассказывает нам о событиях? Рассказчик
– Какова система персонажей в рассказе? Вот с главным героем и будем работать.
Давайте, попробуем изобразить нашего главного героя.
А сейчас попробуем представить себя в роли кота: выгиб спины, зажмурили и открыли глаза, шипим и мяукаем.
Повторим.
Для характеристики нам понадобится план анализа персонажа. Какие пункты плана мы должны записать в тетрадь?
Запись в конце тетради. Запись под диктовку ребят
– Отношение к хозяевам.
– Очень важен портрет героя. Я подобрала иллюстрацию. Докажите текстуально, права или нет?
Слайд 10
Слайд 11
Поработаем по группам. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Почему? Вспомним нашу цель. Вспомним правила работы по группам. Какую форму представления материала вам лучше использовать? Кластер (приложение 2)
Задание на карточках. Создайте кластер, используя план характеристики персонажа и текст рассказа. Не забудьте определить изобразительно – художественные средства.
Одна группа выступает, другие группы проверяют свою работу: ставят +, если есть такой пример, – если нет, если не назвали.
Проверим себя! Внимание на слайд 12 (приложение 1)
Беседа
Почему кот изменил свое поведение.
Отчего он раньше был ворюгой.
В чем неожиданность, несоответствие для нас, да, и для кота?
Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей.
Как наказали кота? Добротой? Наказание добротой. Давайте вспомним, как называется такой прием. (Оксюморон).
Посмотрите на эпиграф, как он соотносится с финалом рассказа.
Подумайте, какую главную мысль хотел донести до нас, читателей, Паустовский?
Вы обратили внимание, что писатель очеловечивает кота. А если перенести ситуацию на человека. Человеку надо давать шанс исправиться, попробовать понять его мотивацию.
Какие приемы создания юмористической ситуации вы увидели?
Достигли ли мы целей.
Создадим синквейны о нашем герое – коте.
Подведение итогов урока.
– Оправдались ли ваши ожидания от урока? Достигнуты ли цели?
– Какой этап урока вы считаете самым удачным?
Следующий урок мы будем обсуждать ваши работы
Как обычно, заполняем листы самооценки.
Дополнительное задание.
Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:
Домашнее задание (на выбор):
Список рекомендуемых книг о котах и кошках: