Анализ сказки «Неизвестный цветок» (А.П. Платонов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.08.2020 · Обновлено 29.08.2020
Сказки Андрея Платонова знакомы многим с детства. Сочетание реальных жизненных ситуаций с элементами фантастического придают произведениям необычайную динамичность. Одной из самых добрых и поучительных сказок Платонова является «Неизвестный цветок». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.
История создания
Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».
Жанр, направление
«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.
Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.
Композиция
Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.
Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.
Смысл названия
Смысл названия сказки-были «Неизвестный цветок» заключается в мысли о безызвестности цветка при его огромной значимости. Подобных ему миллионы, однако именно это растение упорно пробивалось к жизни, преодолевало трудности, чтобы просто существовать.
Цветок не знает ни своего имени, ни того, как он выглядит, но он борется и стремится к развитию. Произведение названо «именем» центрального героя произведения, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.
Суть: о чём?
Произведение «Неизвестный цветок» рассказывает о цветке, выросшем на пустыре несмотря на все трудности и преграды. Одинокое растение не знало радости, пока его запах не привлёк девочку из пионерского лагеря. Даша заговорила с цветком и позвала ребят, чтобы сделать землю вокруг растения плодородной.
«Неизвестный цветок» – это история о том, как нужно преодолевать жизненные трудности. Это и произведение о том, как важно помогать тому, кто в этом нуждается.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.
Цветок | Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни. |
Даша | обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений. |
Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.
Проблемы
Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:
Смысл
Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.
Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.
Чему учит?
Произведение «Неизвестный цветок» учит нас быть целеустремлёнными и терпеливыми, а также добрыми и отзывчивыми. Платонов на примере цветка показывает, как важно цепляться за жизнь и делать всё возможное, чтобы оставаться тем, кем ты являешься.
Мораль произведения заключается и в том, что отзывчивость и искренность могут стать причиной чьего-то счастья. Сказка «Неизвестный цветок» заставляет задуматься о том, что доброта и взаимопомощь – это основа человечности.
Художественные особенности
Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).
Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.
«Неизвестный цветок» читательский дневник
«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить и завести вопреки всем жизненным невзгодам.
Краткое содержание «Неизвестный цветок» для читательского дневника
Название: Неизвестный цветок
Число страниц: 4. Платонов Андрей Платонович. «Неизвестный цветок. Рассказы». Издательство «Стрекоза». 2017 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1950 год
Время и место сюжета
События в повести происходят в России, в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь.
Главные герои
Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремленное и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях.
Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне, и сделали из пустыря настоящий цветник.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
На глухом, каменистом пустыре, где не росли даже неприхотливые сорняки, неожиданно появился небольшой цветок. Это было пустынное место, где единственным гостем был лишь ветер. Он разносил по свету семена, которые быстро приживались в плодородной почве, давая всходы. В безжизненной глине пустыря семена, не получавшие питательных веществ, сразу погибали. И лишь одному семечку чудом удалось выжить – оно напиталось росой и пустило корешки и листики.
Но на этом борьба слабого цветка с окружающей средой только началась. Чтобы выжить среди камней, он старательно собирал крошечные частички земли, приносимые ветром. Всю ночь цветок, несмотря на усталость, сторожил росу, которой по капельке смачивал листья. Ему приходилось очень нелегко, но он стойко превозмогал лишения. Единственной радостью цветка был первый солнечный лучик, который нежно ласкал его на заре.
Так цветок дожил до середины лета. Накопив силы, он распустил венчик, который был похож на нежную мерцающую звезду, затерявшуюся среди камней. Сияние цветка было таким ярким, что даже виднелось в ночи. Но главное – цветок обладал сладким, приятным ароматом, который разносился по округе.
Однажды мимо пустыря проходила девочка по имени Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Она очень соскучилась по маме, и несла на почту письмо. Неожиданно Даша почувствовала благоухание, и, оглядев пустырь, обнаружила среди камней небольшой цветок. Девочка искренне удивилась тому, что он смог вырасти на этом пустыре. Она внимательно присмотрелась к цветку – нигде раньше она не встречала такое растение, и даже в ботанической книге не видела. Поговорив с ним, Даша узнала, как тяжело ему живется на пустыре.
Даша была доброй и отзывчивой девочкой. На следующий день она появилась на пустыре в компании пионеров. Ребята измерили пустырь, а после привезли золу и навоз, чтобы удобрить сухую глину. На плодородной почве цветок сможет, наконец, не только отдохнуть, но и дать новую жизнь.
На следующее лето Даша вновь приехала в пионерлагерь. На месте пустыря она с удивлением обнаружила живописную благоухающую лужайку, над которой порхали бабочки. Вот только среди обилия трав и цветов девочка, как ни старалась, не обнаружила своего старого друга. Она уже собиралась уходить, как вдруг заметила среди камней знакомое сияние – новый цветок вобрал в себя всю живую прелесть и удивительную стойкость своего отца.
Вывод и свое мнение
Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки, и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Главная мысль
Жизнь – удивительный дар, и, даже если приходится бороться каждую минуту, нужно ценить этот дар, и радоваться каждому прожитому дню.
Авторские афоризмы
«…Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть…»
«…как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь…»
«…Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…»
«…Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть…»
«…он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне…»
Толкование непонятных слов
Томиться – испытывать мучения, страдания.
Утомленный – уставший, измученный.
Благоухание – приятный запах, аромат.
Пионер – участник пионерского движения — детских коммунистических организаций в СССР.
Новые слова
Пустырь – незастроенное, запущенное место.
Роса – капли жидкой воды, вид атмосферных осадков.
Венчик – совокупность окрашенных листочков цветка.
Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Автор: Guru · Опубликовано 20.11.2020 · Обновлено 28.11.2020
Творчество Андрея Платонова имеет огромную ценность для русской литературы. Его поучительные сказки многим знакомы еще с детства. Благодаря гармоничному соединению событий реальной жизни с фантастическими явлениями и элементами, произведения писателя необычайно интересны и динамичны. Одной из таких сказок является «Неизвестный цветок».
История создания
Несмотря на недолгую продолжительность, жизнь Платонова была весьма яркой и плодотворной. Последние годы своей жизни писатель провел, создавая детские произведения, преподавая ими бесценные жизненные уроки подрастающему поколению.
В 1950 году, за год до своей кончины, Платонов пишет сказку-быль «Неизвестный цветок». В центр данного произведения писателем поставлена тема борьбы за жизнь. Возможно, этому решению послужили события из жизни автора — Платонов страдал тяжелым недугом, которым заразился от своего сына, долгое время проведшего в колонии. Этот арест был исключительно в политических целях. Такими действиями с сыном писателя, недовольное поднятыми в творчестве Платонова вопросами правительство, пыталось повлиять на отца. Платонов был «проблемным» писателем для властей, он никогда не поддавался политическим настроениям и писал только то, что считал нужным. По этой причине его труды практически не издавались. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, писатель подается в детскую литературу. Все последние годы писатель создавал бесценное наследие подрастающему поколению. К сожалению, скудный доход не позволил писателю получить должное лечение и продлить свою жизнь. Сказка «Неизвестный цветок» стала едва ли не последним творением Платонова.
Жанровые особенности
Жанр «Неизвестного цветка» определил сам писатель, назвав произведение сказкой-былью. Такое определение довольно точно описывает замысел произведения. Реалистичный сюжет, подкрепленный фантастическими элементами, подтверждает определение жанра, данное автором. «Волшебные» моменты произведения настолько точно вливаются в текст, что создаётся впечатление полного погружения в волшебную реальность, где даже цветы умеют говорить.
Композиция
Повествование сказки автор начинает с описания жизни самого цветка. Вначале растение очень слабое и хрупкое, но благодаря своему упорству и жизнелюбию, оно вырастает со временем в сильный и красивый цветок. Его целеустремлённость и любовь к жизни растёт вместе с ним. Будучи еще маленьким, цветок страдает от лишений и одиночества, но пройдя этот трудный путь, он наконец-то расцветает, чем привлекает внимание девочки Даши, которая затем и спасает его от одиночества.
Композиция сказки была задумана автором в виде определенного цикла, что воссоздает картину непрерывности и цикличности жизни. Девочка Даша, приехав в пионерский лагерь на следующий год, не находит спасенный ею от одиночества цветок, но видит плоды своих трудов: новые растения и цветы, заполнившие одинокий пустырь. И лишь на окраине этого пустыря взгляд девочки падает на цветок, очень похожий на предыдущий, но только еще более прекрасный.
Смысл названия
Платонов вкладывает в название своей сказки-были некий глубокий смысл. Это мысль об огромной значимости одинокого, никому не известного цветка. Таких цветов вокруг миллионы, но именно этот маленький хрупкий побег с завидным упорством стремится выжить, во что бы то ни стало. У цветка нет имени, он ничего не знает о своем происхождении и образе, но он борется и стремится к развитию. Именно эту мысль стремится подчеркнуть автор, называя свое произведение «именем» главного героя, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.
Основная суть
Суть произведения заключается в том, в жизни очень важно помогать другим, не оставаясь в стороне от чужой беды, как сделала это Даша. «Неизвестный цветок» — это история, которая учит нас никогда не сдаваться и преодолевать все трудности, возникающие на жизненном пути. Ярким примером этого служит неизвестный цветок.
Главные герои
Главным героем сказки-были является неизвестный цветок. Он изображен автором как отважный борец с трудностями. Он никогда не унывал, несмотря на одиночество и лишения, он «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок, находясь в таком тяжелом положении, не теряет любви к жизни, радуясь даже самому малому: например, первым лучам солнца.
Вторым по значимости персонажем выступает обычная девочка Даша. Скучая в лагере по маме, девочка решает отправить ей письмо. По дороге на станцию, Даша слышит прекрасный аромат цветка. Найдя его одиноким, растущим в плохих условиях, девочка решает помочь ему. Такой поступок характеризует ее, как человека неравнодушного, отзывчивого к чужой беде.
Темы, поднятые автором
В произведении писатель затрагивает несколько главных тем: тему добра, борьбы за жизнь, тему обретения смысла жизни и стремления к цели. Тему борьбы за жизнь раскрывает в сказке неизвестный цветок. Его сложная судьба показывает пример потрясающего жизнелюбия.
Тема смысла жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок, появившись неизвестно откуда, ничего о себе не зная и не видя мира, осознает, что он должен жить. В этом заключен смысл всего живого.
Стремление к поставленной цели мы находим в поведении главного героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей. Он спасен от одиночества и имеет возможность теперь продолжить свой род. Даша зовет своих друзей не только для помощи, но затем, чтобы все увидели подвиг неизвестного цветка.
Тему добра автор раскрывает в поведении Даши и других пионеров, в их стремлении помочь ближнему. Цветок, видя бескорыстие и доброту детей, понимает, что не зря боролся за свою жизнь. Так, благодаря простому человеческому поступку, цветок обрел свое счастье.
Проблематика
В сказке-были «Неизвестный цветок» поднята проблема воли к жизни. Безо всяких на то причин, цветок старается выжить в таких тяжелых условиях. Одиночество, усталость, голод не смогли победить, сломить волю к жизни простого, никому неизвестного цветка. Он идет трудным путем: преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. Также автор затрагивает проблему парадоксального сочетания внешнего облика и внутренней силы. Намеренно Платонов изображает цветок хрупким и слабым, чтобы более ярко раскрыть его внутренний стержень и характер. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Дети называют цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.
Основная идея произведения заключена в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.
Главная мысль сказки «Неизвестный цветок» — о добрых поступках и бескорыстии. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира, позволяющие нам оставаться живыми и настоящими.
Мораль
Произведение «Неизвестный цветок» учит нас доброте, терпению и стремлению к достижению своих целей. Платонов на примере цветка показывает, как важно дорожить жизнью и оставаться собой независимо от обстоятельств.
Мораль сказки в том, что часто, чтобы осчастливить кого-то, нам потребуется совсем немного усилий: проявить отзывчивость и искренность. Сказка «Неизвестный цветок» призывает всех нас к человечности, доброте и взаимопомощи.
Художественные особенности
Создавая сказку «Неизвестный цветок», Платонов обильно использует различные средства художественной выразительности. Это помогает воссоздать живописность изображаемой картины. В тексте мы видим многочисленные эпитеты: «мёртвая глина», «добрая земля», олицетворения: «цветок сторожил ветер», «цветок радовался», сравнения: «как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём».
Благодаря такому многообразию использованных автором средств художественной выразительности, создается впечатление объёмного изображения природы. Этот прием позволяет читателям как можно глубже проникнуться в атмосферу, где жил цветок.
Сказка «Неизвестный цветок» написана простым и легким для восприятия языком, несмотря на обилие деталей и многообразие использованных автором различных средств для усиления образности произведения. Создавая свое творение, писатель позаботился о том, чтобы оно оставалось популярным еще долгое время.
Урок «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке»
Технологическая карта урока
1.Шаринская Елена Викторовна.
2.6 класс (литература).
3.Тема урока: «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».
4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок по этой теме. Тип урока – открытие нового знания.
5. Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения по теме «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».
учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;
закрепить представления о жанрах;
отрабатывать основные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое);
формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
воспитание читательского вкуса.
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой работы.
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; определение в произведении элементов сюжета, композиции;
Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
1.Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2014 год.
2.Н. В. Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013 год.
2.В.Я.Коровина В.П.Журавлёв В.И.Коровин Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»
3. Портрет писателя, иллюстрации к рассказу «Неизвестный цветок».
Задачи, решаемые на данном этапе
Содержание учебного материала
Активные приёмы обучения
Формируемые УУД (или их элементы)
1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)
Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности, включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель включает музыку «В гостях у сказки».
— Может быть кто-то из вас слышал эту музыку?
-расскажите, что вы услышали?
-Когда-то с нее начиналась передача «В гостях у сказки».
— Любите ли вы сказки?
— Что вы знаете о них?
(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях). Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра.
2.Актуализация опорных знаний и выявление затруднения в новых учебных действиях. (10 мин.)
Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.
Подвести учащихся к осознанию причины возникших затруднений.
Сегодня мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
Слово о А.П.Платонове.
2.Посмотрите на портрет писателя.
— Что вы скажете об этом человеке?
-Какие черты лица наиболее выразительны?
-Где родился писатель и что мы узнаём о его семье? (сообщение ученика).
— Каково значение слова псевдоним?
Какими чертами обладает любая сказка? ( Вымысел, Занимательность, Поучительность)
— Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». ( Неведомый, незнакомый)
— Какие цветы мы называем неизвестными?
— А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении; связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
3.Построение проекта выхода из затруднения. (8 мин.)
Организовать работу по постановке учебной задачи.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле.
Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать.
—Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них.
Регулятивные: контролируют учебную деятельность, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
4.Реализация проекта (8-10 мин.)
Организовать выбор способа и средств реализации учебной задачи.
Сказка в актёрском исполнении.
Беседа по вопросам.
— Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка?
— Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
— Меняется ли настроение повествователя к концу сказки?
— О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова?
— Кого бы вы назвали главным героем сказки?
— На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?
Прочитайте выразительно фрагмент сказки с начала до слов «…и уносил его запах с собою».
Какое настроение вызывает описанный автором пейзаж? Как цветок боролся, чтобы выжить? На какой антитезе построен первый фрагмент? Выполните задание 1 из раздела учебника «Развиваем свою речь». Какой символический смысл заключён в борьбе цветка за жизнь? Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Прочитайте по ролям фрагмент сказки со слов «И вот однажды поутру…» до слов «Это он так дышит». Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Что общего было у Даши и цветка? Что можно сказать о душевных качествах девочки? Какой символический смысл заключён в том, что цветок был «на других непохожий»? Можно ли соотнести жизнь цветка с человеческой жизнью? Аргументируйте своё мнение. Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Развиваем свою речь».
Группа 3. Автор. Прочитайте выразительно финальный фрагмент рассказа со слов «Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка…»до конца сказки. Что общего у цветка и автора? Объясните свою позицию. Почему автор сравнивает цветок с героем? Каким должен быть герой в представлении автора? Какой символический смысл в том, что пионеры удобряли землю на пустыре, заботясь о цветке? Как, по мнению автора, связаны понятия «жизнь» и труд»? Какой символический смысл в том, что цветок зимой умер, но весной появился новый? Ответьте на вопросы 3,4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
5.Первичное закрепление с выполнением самостоятельной работы и проверкой. (8-12 мин.)
Организовать усвоение учащимися нового знания и работу по включению нового способа действий в систему знаний.
Развитие понятия об образе-символе.
Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ».
Составление цитатной таблицы.
Внутренние смыслы образа
Жизнь, красота, борьба
Скромность, не понят миром
Трудности, невзгоды, непризнанность
Доброта, душевная чистота, трудолюбие, любовь
Обсуждение иллюстраций учебника к сказке-были.
Познакомьтесь с высказываниями известных людей. Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.П. Платонова их можно было бы соотнести. Почему?
Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием
– В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки?
– Прочитайте записи, которые были сделаны сразу после знакомства с произведением А. Платонова. Изменилось ли твое мнение после разговора в классе? Почему?
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Организовать работу по оценке учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Сегодня на уроке мы…
На уроке я работал…
Материал урока был…
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
7.Домашнее задание (2-3 мин.)
Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание на выбор:
Выполнить творческое задание. Создать письменный монолог Даши (или цветка) на тему «Жизнь на пустыре».
Создать собственные иллюстрации к сказке А. Платонова Неизвестный цветок».
Прочитать 1-2 рассказа Платонова, например «Цветок на земле», «Корова». (По выбору). Ответить на вопросы: «Чем не похожи на других герои Платонова?», «Почему им трудно жить?»
Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.