Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.
Характеристика главных героев
Царевна
Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.
Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.
Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.
Царица
Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.
Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.
Чернавка
Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.
Семеро богатырей
Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.
Королевич Елисей
Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.
Зеркальце
Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.
Итог
Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.
Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.
Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.
2 вариант
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной в Болдино, А.С. Пушкин в очередной раз доказал, что является мастером изображения черт характера персонажей. Главная героиня данного произведения – молодая царевна. С раннего детства судьба к ней оказалась неблагосклонной. Она не знала, что такое материнская ласка. Её мать умерла вскоре после родов, а отец через год женился на другой женщине. Та больше интересовалась собой, а не ребёнком.
Годы пролетели. Выросла царевна красавицей: стала белолицая, румяная, чернобровая. Да и нрав у неё был спокойный, а сердце – доброе. Все её любили. Только царица-мачеха возненавидела за красоту и решила погубить. Однако обстоятельства сложились таким образом, что девушку приютили в лесном доме 7 богатырей. А она, хоть и была царского рода, добровольно выполняла в их тереме разную работу: убирала, печку топила, кушать готовила.
Царевна осталась верна жениху и отклонила предложение братьев-богатырей выйти за кого-то из них замуж. За собственные добродетели в конце сказки она была вознаграждена, то есть обвенчалась с возлюбленным.
Королевич Елисей – жених царевны. Он красивый, смелый, мужественный, настойчивый. Юноша по-настоящему любит свою невесту, а не прельщён её богатым приданным. Узнав о неожиданной пропаже царской дочки, Елисей не раздумывая отправляется на поиски.
Он не теряет надежды и вежливо обращается за помощью не только к людям, но также к красному солнышку, месяцу ясному, ветру могучему и находит-таки свою суженую. Но она мертва. Рыдая от горя, королевич со всей силой ударяется о хрустальный гроб, в котором лежит невеста, и разбивает его. Ожившую после этого царевну Елисей берёт на руки, бережно выносит из мрачной пещеры и отправляется с ней в обратный путь.
Царица – мачеха царевны – женщина умная и очень красивая, но обладает скверным характером. Ей до умопомрачения хочется быть самой привлекательной на свете. Она имеет волшебное зеркало, умеющее говорить, и ежедневно просиживает перед ним немало времени. Услышав от него однажды, что юная царевна краше её, не может смириться с подобным фактом. Приказывает служанке привязать падчерицу в дремучем лесу к дереву и оставить на съедение диким зверям, а позже собственноручно даёт бедняге отравленное яблоко. Как воплощение сил зла, в финале сказки она умирает.
Чернавка – служанка завистливой царицы. Боясь ослушаться хозяйку, отводит в лес царевну и просто отпускает. Ей жаль губить невинную душу.
Богатыри – это семь удалых братьев-молодцев, живущих в лесном тереме. Они всегда вместе: и на охоте, и в сражениях с врагами родной земли. Воспитаны и порядочны. Заботятся о царевне, как о родной сестре.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои Сказки о мертвой царевне
Популярные сегодня темы
Как-то у нас с друзьями завязался спор по вопросу, какое время года лучше всех. Роберт сказал, что лето является одним самых прекрасных месяцев, потому что можно отдохнуть
Я Валек, мне девять лет, и я живу в подземелье замка вместе с сестрой Марусей. Она очень маленькая и худая, ведь еда в достаточном количестве попадает нам очень редко. Однажды на улице мы встретили мальчика Васю
Дружба как близкие доверительные отношения между людьми имеет большое значение для человека. Её можно воспринимать еще как идеал или, наоборот, как пустую трату времени
При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.
Сказки Пушкина
Автор: PDV · Опубликовано 24.05.2017 · Обновлено 24.05.2017
Каждый из нас с раннего детства знаком со сказками известного русского поэта А.С. Пушкина. Он писал эти произведения, выражая чувства и интересы русского народа в духе народных сказок. Имена придуманных им героев многозначительны, а при помощи созданного поэтом литературного языка он смог передать многогранные нюансы русской души.
Сказка о царе Салтане Пушкина А.С.
Александр Сергеевич очень любил своих предков и историю России. По этой причине он не без юмора, в лирической манере и достаточно реалистично занимался описанием настроением простого русского народа. Особенно близок к крестьянам поэт оказался после ссылки в село Михайловское, где он проникся к страданиям и маленьким радостям простого народа, а также его культурой, излагая его идеи и мысли в своих произведениях.
Кроме русских народных сказок при создании своих произведений Пушкиным применялись некоторые из элементов таких жанров поэзии народа, как заговоры, песни или причитания. К ним относятся заклинание царя Гвидона, произнесённое к волне, а также Королевича Елисея, предназначенное ветру, месяцу и солнцу.
Если внимательно читать сказки Пушкина, то можно убедиться в том, что это не обычное переложение мыслей в стихи, а достаточно сложный по внутреннему составу жанр. Именно Пушкин выступает здесь и реконструктором народных сказок и полноправным участником их перевоплощения. Такие произведения поэт писал на протяжении всего периода своего творчества, начиная с 1814 по 34 годы, в результате чего их можно разделить на раннюю (до 1825 года) и позднюю группу.
Описание сказок Пушкина
При прочтении таких произведений можно сразу же убедиться в том, что поэт не только описал в них жизнь обычных людей, но и оставил своим читателям такие сказки, которые до сих пор является своеобразным жизненным уроком.
Кроме времени написания, эти произведения делятся на две группы ещё и по своей логической структуре.
К первой группе относятся такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о попе и о его работнике Балде». В них присутствуют образ, стиль речи народа и истинный народный дух.
Вторая группа включает в себя: «Сказку о золотом петушке», «Сказку о царе Салтане», «Сказку об ученом коте», а также «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». При сохранении характера народности при их написании применяются литературные обороты поэтического языка Пушкина. Некоторые сказки Пушкина («О попе и о его работнике Балде» или «О рыбаке и рыбке»),следует читать неторопливо и как можно внимательнее, т.к. в конце стихов не всегда присутствует рифма.
Добро в сказках Пушкина
Бывши любителем справедливости, Александр Сергеевич всегда оставался на стороне придуманных им добрых героев. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» поэт смог изобличить высокомерный нрав злой старухи, жёстко помыкавшей своим мужем. За это она в прямом смысле осталась у первоначально разбитого корыта.
Сказка о царе Салтане Пушкина А.С.
В «Сказке о попе и его работнике Балде» скупой священник, считая работника дураком, решил его провести, отправив к старому бесу. Но работник оказался намного умнее и хитрее попа. Кроме того, что он выполнил все, что обещал, после этого он ещё заставил танцевать под свою дудочку и самого беса, и своего хитрого хозяина. Особого звучания темы Пушкин смог добиться, применяя такие известные приёмы, как гипербола и гротеск. Ото всех героев сказочных произведений Александра Сергеевича исходит свет и тепло. Каждую сказку можно считать истинным литературным шедевром, в котором высмеиваются трусость и глупость, лень и жадность и одновременно прославляется смелость и находчивость.
Именно по этой причине невозможно встретить тех людей, которые бы не ценили и не любили сказки этого вдохновенного и великого поэта. Их просто не возможно не любить, т.к. в них, благодаря простым и ясным сюжетам, насыщенным, богатым, необычайно метким сравнениями можно почувствовать настоящую душу великого поэта России. Эти сказки с их обаятельными персонажами, и сто лет назад, и сегодня нравились и нравятся не только детям, но и взрослым, т.к. способны не только забавлять и вдохновлять, но и подавать надежды и утешать.
Художественные особенности сказок Пушкина
Среди русских писателей есть немало авторов прекрасных сказок. И всё-таки сказки А.С. Пушкина особенные: они не только увлекательны по содержанию, но и самобытны по своему творческому воплощению.
Русский писатель-фольклорист П.П. Бажов называл сказки Пушкина «сплавом народного творчества и личного творчества поэта».
Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительными – и они получили совершенно новое звучание.
Поэт расширил круг народной фантазии, придал своим сказкам особенную художественную выразительность.
Как настоящий народный сказитель, мудрый, лукавый и насмешливый, Пушкин выразил в сказках свои взгляды на жизнь, общество и человека.
Многие его герои – это персонажи, взятые из фольклора (царь и царица, царевна и царевич, богатыри и т.д.).
Обращение к народному творчеству, богатство творческого воображения поэта отразились на своеобразии языка сказок. Он поражает точностью, правдивостью, живым проявлением чувств и настроений автора.
В языке пушкинских сказок слились простая непринуждённая речь с просторечными словами и выражениями и литературный язык пушкинской эпохи, но главной в нём является устная народная речь.
Большое значение А.С. Пушкин придавал слову.
В его сказках особенную роль играют глаголы: через действие автору удалось показать движения человеческой души.
Например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» с помощью глаголов переданы досада, переходящий в ярость гнев царицы-мачехи:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
В пушкинских сказках много восходящих к народной речи афоризмов, выражения из этих произведений стали крылатыми.
И сейчас можно услышать, как группу беседующих подружек называют «три девицы под окном», коварную красавицу – «шамаханской царицей»; о поведении бесхозяйственного человека, рассчитывающего на счастливую случайность, говорят, что он «понадеялся на русский авось»; и тот «поймал золотую рыбку», чьи желания неожиданным образом осуществились.
Многообразие художественно-изобразительных средств (сравнения, метафоры, эпитеты, постоянные эпитеты, олицетворения, гиперболы) приближает язык Пушкина к народно-поэтическому.
Придаёт особую задушевность повествованию обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лаконичным, но живописным представлен в сказках пейзаж:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
Поэт использовал в своих сказках разные стихотворные размеры, рифмы и интонации.
Для автора была важна и звуковая организация стиха: с помощью звуков он сумел передать и тоску ожидания, и плеск морской волны, и жужжание комара.
В сказках широко применяются характерные для произведений народного творчества повторы. Приём повторов можно увидеть и в действиях персонажей: например, вызов стариком золотой рыбки и постоянное недовольство его старухи.
В трёх сказках Пушкина имеется традиционный для народных сказок зачин: «Жил-был поп, толоконный лоб», «Жил старик со своею старухой», «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,
жил-был славный царь Дадон».
Яркие, задорные, предельно ясные по содержанию, созданные талантливым пером А.С. Пушкина сказки на протяжении почти двух столетий остаются привлекательными для детей и взрослых.
Образ автора (рассказчика) в сказках Пушкина
В сказках Пушкина рассыпано множество «изюминок», благодаря которым каждое творение поэта неповторимо.
Один из секретов этого явления — неизменный эффект достоверности.
Кажется, что действие происходит здесь и сейчас, что всё рассказанное автором – абсолютная правда.
Поэт придаёт повествованию живость, рассказывая сказочную историю от первого лица (и не просто рассказывая, а украшая её любопытными комментариями, личными оценками, ёмкими характеристиками).
Пожалуй, особенно ярко это проявляется в первом сказочном опыте Пушкина – поэме «Руслан и Людмила».
Помимо традиционной формулы «И я там был, мёд-пиво пил», поэт украшает вступление интригующим уточнением:
…И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Так и хочется пойти вслед за Пушкиным по «неведомым дорожкам», увидеть «следы невиданных зверей», русалку, «витязей прекрасных», ступу с Бабою Ягой!
Увлекая читателя в дремучие дали народной фантазии, поэт не жалеет восклицаний, шуток, намёков, помогающих почувствовать, что сказка рядом и что она – живая.
Повествуя об истории старого Финна и Наины, поэт создаёт лирическое отступление, в котором сожалеет о власти одних людей над другими:
…Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же — честь и слава им! —
Женитьбы наши безопасны…
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
Но есть волшебники другие,
Которых ненавижу я:
Улыбка, очи голубые
И голос милый — о друзья!
Не верьте им: они лукавы!
Страшитесь, подражая мне,
Их упоительной отравы
И почивайте в тишине.
Таких отрывков из жизни рассказчика (молодого человека, ценителя женской красоты и ратных подвигов) в поэме немало.
При описании своих героев Пушкин щедр на оценочные характеристики:
…Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
…Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.
Всечасно прелестию новой
Умеет нас она пленить;
Скажите: можно ли сравнить
Ее с Дельфирою суровой?
Одной — судьба послала дар
Обворожать сердца и взоры;
Ее улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
А та — под юбкою гусар,
Лишь дайте ей усы да шпоры.
(«Руслан и Людмила»)
Получается, что по сравнению с народной сказкой, авторская сказка более индивидуальна. Её отличает личное отношение рассказчика к описываемой истории и персонажам.
Живой темперамент Пушкина, образная поэтическая речь, остроумие и любовь к людям сделали его сказки поистине непревзойдёнными.
Их переполняют красота и богатство пушкинской души, щедрой на выдумки и дива.
Фольклор общенароден, статичен, во многом неподвижен, а сказка Пушкина переменчива, переливчата, игрива, словно золотая рыбка.
Каждый читатель открывает в ней что-то своё, как во время задушевного разговора с хорошим человеком. Это волшебство совершается благодаря гению пушкинской человечности.
Образы героев в сказках
Герман Витя, Драгунов Женя,
Лунина Настя, Никитина Ангелина,
учитель музыки и рисования
Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма.
1) Актуализировать представления о творчестве ;
2) Через образы героев определить виды сказок
Для этого необходимо:
• Изучить героев сказок;
• Составить схему по основным видам;
• Изобразить в рисунках героев;
• Оформить материал в виде брошюры.
Основная проблема нашего исследования:
изготовление брошюры «Образы героев в сказках »
Мы считаем, что по героям сказок можно определить типы сказок.
• Изучение теории вопроса;
«Пушкин – всегда тайна и всегда открытие» (С. Гейченко)
Живёт и будет жить звонкая и гордая, печальная и грустно-обворожительная, сказочно-загадочная поэзия нашего гения, пока дети с раннего возраста будут читать его произведения
Из сказок («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке») выписали героев, образы. Затем составили таблицы, распределяя образы по группам: старики, цари, животные, образы природы. И потом по этим образам можно определить тип сказок: бытовые, сказки о животных, фантастические.
Проведённая исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
Пушкин в своих сказках чаще всего использовал образы природы и животных, а затем царей и простых людей;
при создании образов природы, животных автор всегда использовал приём олицетворения;
С помощью образов героев сказок можно определить тип сказок
1) Определить героев сказок;
2) Найти среди них главного;
3) Определить принадлежность сказки к определённому типу.
Проводя исследование, мы соприкоснулись с волшебным миром сказок Пушкина и получили научное познание по теории сказок. При этом мы испытали чувство удовлетворённости от результатов нашей деятельности.
Сказка – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне.
Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всём мире. Веселые и грустные, злые и добрые, страшные и забавные, но всегда увлекательные, поэтичные, сказки каждого связаны с воспоминанием о детстве, с первым приобщением к искусству слова.
Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: своё содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. Главное в сказке – фантастичность.
Сказки можно разделить на следующие типы: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.
Русская сказка чрезвычайно самобытна и своеобразна. Сложен и интересен её многовековой путь, неповторима и специфична её история.
В сказках встречаются различные системы образов. Проанализировав, можно выделить следующие типы.
царь царица царевич царевна
Старик ловил неводом Старуха пряла
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей…
«Сказка о царе Салтане»
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Все равны, как на подбор…
«Сказка о золотом петушке»
Негде, в тридевятом царстве, Шамаханская царица,
В тридесятом государстве, вся сияя, как заря,
Жил-был славный царь Дадон. Тихо встретила царя…
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
Села ждать его одна…
Правду молвит молодица.
Ух, и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, болтлива,
Своенравна и ревнива.
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
В ту пору война была.
Царь Салтан с женой простился,
На добра коня садился,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
За невестою своей Но царевна молодая,
Между тем по свету скачет. Между тем росла, росла,
Нет как нет! Поднялась и расцвела,
Он горько плачет Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
Выступает, будто пава…
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Пёс: ей навстречу пёс залаял,
Прибежал и смолк играя…
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»
Да орешки всё грызёт,
А орешки непростые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Вот что чудом тут зовут…
«Сказка о попе и его работнике Балде»
Заяц: Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! Догоняй-ка.
Пустились бесёнок и зайка,
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому…
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Море: вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось…
Вот пошёл он к синему морю:
(Помутилося синее море)…
Пошёл старик к синему морю:
(Неспокойно синее море)…
Вот идёт он к синему морю
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря;
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Месяц, месяц, мой дружок,
Ты встаешь во тьме глубокой,
И обычай твой любя…
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Ветер весело шумит,
Судно весело, бежит…
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге…
Таким образом, автор в своих сказках использует всевозможные образы. Причем образы неодушевлённые у всегда живые, олицетворены. Можно сказать. Что практически все сказки Пушкина принадлежат к волшебным сказкам.
Мир сказок многолик и разнообразен. Изучая и исследуя их, мы соприкасаемся с фантастическим, своеобразным миром, заново окунаемся в своё детство.