«Севастопольские рассказы» читательский дневник
«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трех рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854-1855 годах.
Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника
Название: Севастопольские рассказы
Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год
Жанр: Цикл рассказов
Год написания: 1855 год
Время и место сюжета
События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берет свое начало в декабре 1854 года, и оканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.
Главные герои
Автор – рассказчик, побывавший в осажденном городе, и описавший свои размышления о войне.
Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твердо верящие в победу русской армии.
Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.
Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.
Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце»
В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения, и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.
Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.
Узнав о существовании четвертого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира, и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.
«Севастополь в мае»
По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины все так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе – он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится все меньше горожан.
Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует все свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна – повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой, как ни в чем ни бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.
В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остается на поле брани – отличный повод получить награду.
«Севастополь в августе 1855 года»
Вывод и свое мнение
В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор верен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужно гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие, и является признаком неразумности человеческого общества.
Главная мысль
Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.
Авторские афоризмы
«…А вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью…»
«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»
«…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда…»
Толкование непонятных слов
Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.
Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.
Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.
Новые слова
Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.
Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.
Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народ и война В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряками и 2 тыс. орудием, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
Военная служба В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь.
Л.Толстой в Севастополе «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе.
Одним из иллюстраторов является Иван Константинович Айвазовский.
И.К.Айвазовский «Осада Севастополя»
18 ноября 1853 г., во время Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось морское сражение между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте.Как только до И.К. Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. «Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853» «года.
Синопский бой. Ночь после боя.
Тимм Василий Федорович Непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны Тимм Василий Федорович (Вильгельм Фридрихович) за серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика батальной живописи.
На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Художник-иллюстратор Ярким иллюстратором произведения «Севастопольские рассказы» является А.В.Кокорин
А.В.Кокорин. На четвертом бастионе. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1953
Любимая книга В 2009 году издательство «Детская литература» выпустила книгу Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы». Автором иллюстраций является В.П. Высоцкий.
Панорама Ф. Рубо Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя»
Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя»
Д.Н.Кардовский. «Оборона Севастополя»
Номер материала: ДБ-298489
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательская работа» Художники-иллюстраторы произведения Л. Н. Толстого»Севастопольские рассказы»
«Художники –иллюстраторы произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы» »
В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряками и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь.
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Одним из иллюстраторов является И. Айвазовский.
Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник Айвазовский увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя».
Картина Айвазовского «Осада Севастополя» была создана под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города. Картина с документальной точностью изображает панораму Севастополя от северной стороны до Херсонесского маяка. На втором плане четко изображены дома, береговые батареи, Корабельная слободка. Холмы за городом, где идет бой, окутаны клубами порохового дыма. Вдоль побережья стоят корабли английской эскадры.
На переднем плане, изображающем северную сторону, на взгорье, уходящем к морю, запечатлена группа пленных французов под конвоем казаков. Справа видны верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, которые были затоплены для того, чтобы преградить вражескому флоту вход в Севастопольскую бухту.
Для усиления впечатления грозной битвы художник избрал наиболее подходящие время суток и погодные условия. Это тихий, ясный летний вечер. Все детали композиции освещены лучами заходящего солнца, а светлое небо покрыто легкой пеной облаков.
Вклад Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне. ”.
Также погибли при обороне города старые добрые друзья художника – адмиралы Корнилов и Нахимов, а российские парусные корабли, отслужив свою славную службу, погрузились во влажную могилу Корабельной бухты, преградив флоту неприятеля вход на рейд Севастополя. Тысячи матросов остались на окровавленной севастопольской земле. Картина «Осада Севастополя», как огромная панорама, включает в себя все пространство осажденного города.
Память и боль об этих утратах никогда не покидала художника. На склоне жизни, в 1893 году, он написал картину «Малахов курган» и на обороте ее сделал надпись: «Место, где смертельно был ранен Корнилов». Годом раньше создал полотно – воспоминание «Корабль «Мария» во время шторма». Это был флагманский корабль адмирала Нахимова, на котором он командовал Синопским сражением.
Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.
Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.
По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны Тимм Василий Федорович (Вильгельм Фридрихович) за серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика батальной живописи.
Ярким иллюстратором произведения «Севастопольские рассказы» является А.В.Кокорин.
В «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого война предстает не в героическом ореоле военных парадов и блеске наград, а такой, какова она есть: со всей своей грязью, болью и смертью. Герои рассказов Толстого — самые обыкновенные люди со своими недостатками и достоинствами: страхом смерти, желанием выслужиться и в то же время с самоотверженностью и героизмом.
В 2009 году издательство «Детская литература» выпустила книгу Л.Н.Толстого « Севастопольские рассказы». Автором иллюстраций является В.П. Высоцкий.
Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боёв, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолетов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.
Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.
Картина Верещагина и произведение Толстого полностью сохраняют свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Маковский Владимир Егорович. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»
Маковский Владимир Егорович. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»
Маковский Владимир Егорович. Игры севастопольских детей. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»
Маковский Владимир Егорович. Матрос Петр Кошка в разведке. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»
С начала обороны Нахимов стал первым помощником вице-адмирала В.А. Корнилова по организации отпора неприятелю с моря, переводу моряков на сушу, формированию морских батальонов, созданию резервов. Выдающимся достижением Нахимова явилась образцовая организация огневой поддержки действий сухопутных войск кораблями флота.
Несомненная его заслуга в том, что 5.10.1854 англо-французский флот, имея 12-кратное превосходство сил и выпустив из своих орудий 50 тыс. снарядов, не смог подавить береговую оборону города, штурм Севастополя был отложен. Это радостное событие было омрачено известием о смерти В.А. Корнилова, после гибели которого вся ответственность по руководству обороной практически легла на П.С. Нахимова.
При отражении первой бомбардировки 5.10.1854 был ранен в голову, 26.05.1855 при штурме французами Камчатского люнета контужен, но скрывал от окружающих мучавшие его боли. Его личный пример был самой действенной силой для защитников. «Всецело преданный службе, он вненее не знал и не имел никаких интересов. Сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга», – так о Нахимове отзывались близко знавшие его. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды, поэтому появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным «Ура!».
28.06.1855 в 12 ч. дня П.С. Нахимов направился на 3-й бастион, осмотрел все его батареи и поехал на Малахов курган. Прибыв на место, прошел один к обычному своему месту и стал через бруствер осматривать в зрительную трубу позиции неприятеля. Адмиральские эполеты Нахимова были заметной мишенью. Несколько пуль ударились в мешок с землей на бруствере возле самого адмирала. Не успел он выговорить: «Ловко стреляют», как упал смертельно раненный. Пуля прошла выше виска, над левым глазом, пробила череп и затронула мозг. П.С. Нахимов скончался 30.06.1855. Похоронен в склепе собора св. Владимира, рядом с М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, В.И. Истоминым.
http://sutur.info/2014/02/shkola-yuny-h-kraevedov-zanyatie-3/
Знаменательным событием в художественной жизни России стала серия небольших картин, посвященная героической обороне Севастополя, созданная в 1871-1872 годах знаменитыми впоследствии передвижниками, московскими живописцами Владимиром Егоровичем Маковским и Илларионом Михайловичем Прянишниковым.
(Вся серия находится в Государственном историческом музее). Картины предназначались для «Севастопольского альбома» и были показаны в Москве на Политехнической выставке, организованной «Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшем при Московском университете. Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, была открыта в 1872 году.
В программе альбома, изданной на правах рукописи и включающей 97 сюжетов, огромное место отводилось деятельности прославленных героев Севастополя П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, но главное – подвигам простых русских солдат и матросов, показавших в этой войне примеры беззаветной храбрости и патриотизма.
Фотографии с картин Маковского и Прянишникова, сделанные И. Дьяговченко, вошли в альбомы, изданные под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854/55 годов». Картины писались жидким маслом на картоне, поэтому во всех документах и искусствоведческой литературе их называют рисунками.
Во время работы над серией художники встречались с очевидцами севастопольской страды, слушали их рассказы, знакомились с историческими документами, фотографиями, гравюрами, консультировались с военными специалистами. Очень важную роль играли литературные источники, откуда были взяты многие сюжеты и на каждый составлены развернутые программы. Вероятнее всего, во время работы художники не были в Севастополе. Сроки были очень маленькие и жесткие, большой поспешностью объясняется некоторая недоработанность, эскизность картин. Общее их количество довольно велико: Прянишников исполнил 18 сюжетов, а Маковский – 21.
Следует отметить, что художники использовали не только литературный, но и изобразительный материал: народные лубки, картины и рисунки, о которых уже говорилось выше и, конечно же, работы В.Ф. Тимма.
И все-таки при изучении серии становится понятно, что самым главным источником для художников явились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, которые дали драгоценный материал для понимания самого духа защитников Севастополя. В них гениальный писатель замечательно выразил свое восхищение мужеством и стойкостью рядовых защитников Севастополя. Он преклонялся перед чувством глубоко осознанного патриотизма, любви к родине русских солдат.
Произведения Прянишникова и Маковского нельзя считать точными иллюстрациями «Севастопольских рассказов», вместе с тем художники сумели воспринять и отразить основные проблемы, затронутые Толстым, показать неприкрашенную правду войны, мужество, патриотизм народа. Целый ряд картин посвящен подвигам героев, чьи славные имена вошли в историю Севастопольской обороны: адмирала П.С. Нахимова и простых матросов – П. Кошки, И. Шевченко, Г. Палюка…
Севастопольская серия неравноценна по своим художественным достоинствам, но в целом она сыграла значительную роль в развитии новых путей батальной картины, используя завоевания бытового жанра. Не случайно знаменитый баталист Ф. А. Рубо тщательно изучал работы И.М. Прянишникова и В.Е. Маковского при создании севастопольской панорамы.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям