Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева
В родной детской литературе есть особенные лекари для детской души: сказки, которые воспитывают и в то же время исцеляют. От увлечения телефонами и соцсетями они, скорее всего, не помогут, но от равнодушия и эгоизма ребёнка непременно спасут.
Откроем вместе с детьми старую добрую классику нашего советского детства, «Цветик-семицветик».
Эту сказочную историю Валентин Петрович Катаев сочинил ещё до войны, в 1940 году. В ней отразилась безоблачная довоенная жизнь, быт коммунального общежития, залитых солнцем зелёных дворов со стайками беззаботной детворы.
Есть в его произведениях и та нравственная основа, что удивляет критиков. А впрочем, чему удивляться – в детской советской литературе эта основа являла запас христианской прочности и отчасти заменила собой религиозную нравственность, когда вера была официально под запретом.
Сказку Катаева без натяжек можно назвать христианской, потому что она учит маленького читателя истинной любви и милосердию к ближнему.
Наверное, многие из вас с младенчества помнят катаевскую книжку с яркими и выразительными картинками Э. Булатова и О. Васильева, каждая из которых по форме похожа на лепесток чудо-цветка? Такая книжка была у любого советского школьника.
Так почему в сказочной прозе Валентина Петровича можно заподозрить христианские мотивы? Вспомним незамысловатый сюжет: беспечная девочка Женя идёт за хлебом, замечтавшись, остаётся без баранок и боится опечалить своих близких. Она сокрушённо думает о том, как расстроятся братишка и мама, когда она вернётся с пустыми руками, и что можно сделать, чтобы это изменить.
На языке христианства это называется раскаянием. Раскаяние ведёт к действию, к покаянию. А наши покаянные мысли всегда что-то меняют в окружающем мире. И тут же, в ответ на свои покаянные чувства, Женя встречает волшебницу, которая сочувствует её беде и дарит цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, стоит только произнести нараспев:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
И что случается дальше? Первые лепестки Женя тратит на покаяние: на исправление своих детских житейских промахов.
Кстати, напомните детям, что слово “грех” на древнем греческом языке, языке книг Нового Завета, означает “промах”, попадание мимо цели. Первым делом героиня сказки возвращается к цели, решает оказаться дома и вернуть съеденные собакой баранки. Второй лепесток отрывает, чтобы вернуть мамину разбитую вазу. Всё вроде бы правильно, но ни одно своё желание ещё не исполнено.
Третий лепесток уходит на то, чтобы понравиться другим: мальчишки играют в Северный полюс и не принимают девчонку в игру. Тогда девочка решает сама оказаться на всамделишном Северном полюсе и всем это доказать. Но и это чудо не приносит ей радости: мальчишки не верят, а путешествие на Северный полюс чуть не стоило ей жизни, а на возвращение ушёл ещё один драгоценный четвёртый лепесток.
История с игрушками, падающими прямо с неба, оказалась ничем не лучше: не принявшие Женю девчонки из соседнего двора так и не стали с ней играть. На отмену чуда был истрачен впустую шестой, предпоследний лепесток цветика-семицветика. И вот, остался всего один, последний.
Но что теперь происходит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она перебирает возможности и планы, фантазирует, чего бы ей хотелось и что бы принесло радость, и понимает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-настоящему сделать её счастливой.
Вот здесь Валентин Катаев и удивляет своей философской глубиной, обычно несвойственной простой детской сказке. Хотя и все атрибуты жанра присутствуют: прыгучие стихи, создающие настроение игры, волшебство, невероятные герои, но… Вне-контекстные смыслы повествования гораздо сложнее.
Маленькая героиня Катаева понимает, что реализация собственных желаний ничего ей не даёт, потому что нет главного, чего-то ещё. Не с кем разделить радость. Некому посвятить чудо. Это вызывает тревогу, недоумение, раздумье.
Здесь ни много не мало звучат философские лермонтовские мотивы: “Желанья? Что толку напрасно и вечно желать”. Детский эгоизм не менее чем взрослый замкнут на себе. Чтобы его преодолеть, каждому человеку, даже маленькому, нужно какое-то нравственное потрясение, перемена сознания, метанойя.
И вот автор сказки посылает навстречу Жене мальчика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он просто сидит на лавочке, вытянув больную ногу в большом уродливом ботике, но Провидение уже направило к нему девочку Женю с её последним бесценным лепестком.
Из всех ребят, гулявших на улице, Витя первый проявил к Жене искреннее дружелюбие. Он больше всех понравился ей, а она – ему. Но вот беда: он говорит, что никогда не сможет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.
И в этот кульминационный момент катаевской сказки-были и происходит самое главное и настоящее чудо. Женя не собирается мириться с бедой, у неё остался последний лепесток.
И, что удивляет её саму, чувство сострадания к незнакомому мальчику настолько острое и сильное, что все остальные чувства и желания сразу отступают на второй план. Уже не нужны ни куклы, ни мороженое, ни Северный полюс, лишь бы только Витя был здоров.
И мы вместе с писателем уже не видим, как волшебный лепесток летит через все стороны света и облетает Земной шар. Нам, как и читающим детям, уже не интересно следить за его полётом, потому что настоящее чудо совершается не там, где проходит его сказочно-космическая траектория – а здесь и сейчас, в душе этой маленькой девочки, где зазвучал голос милосердия и христианской любви к ближнему.
Оказывается, чего-то желать детям и взрослым тоже нужно учиться. Чтобы наши желания не разрушали нашу жизнь, не забрасывали чуть ли не на Северный полюс на съедение медведям, а, наоборот, преображали нас, наших ближних и мир вокруг.
Чудо происходит естественно и просто, как и все чудеса в детстве. Между строк советского писателя, несомненно, звучит властное и полное силы евангельское «Встань и иди». Но огонь не сводится с неба и земля не колеблется.
Просто хромой мальчик Витя встаёт на ноги и делает для себя невозможное – не идёт, а бежит бегом следом за неизвестной, но отчего-то близкой ему девчонкой, которая стала проводником Божьего чуда.
Вглядитесь в изумительные картинки Васильева и Булатова, вчитайтесь в этот особенный текст. И удостоверьтесь, что беспечная и эгоистичная девочка Женя теперь – совсем другая. У неё как будто выросли крылья. Наконец-то она почувствовала себя счастливой.
Корни христианства и родословие Жени
И ещё немного о том, откуда христианская мысль проникла в катаевские сказки, стихи, газетные статьи.
Удивительно, что Валентина Петровича Катаева при его особенном, неблагонадёжном для советского гражданина происхождении пощадила советская власть. Не подвергла репрессиям и не лишила статуса признанного писателя, поэта, публициста, героя-военкора и детского автора.
Катаев происходил из рода потомственных священников: ещё его дед по отцу Василий – священнический сын, сам впоследствии протоиерей, инспектор духовного училища и настоятель храма Ижевского оружейного завода, а затем клирик кафедрального собора Вятки.
Отец Катаева преподавал в духовном епархиальном училище в Одессе, а мать была мелкопоместной дворянкой, дочерью генерала из Полтавы. Родственники Катаева похоронены в Одессе на кладбище, которое носило название Христианского.
Родившийся в 1897 году в Российской Империи, Валентин Петрович провёл своё безмятежное и размеренное детство в провинциальной тишине, в дореволюционной России и, большую часть своей дальнейшей жизни прожив в подмосковном Переделкино, навсегда сохранил детский темперамент и колоритную речь коренного одессита.
Кстати, имя девочки Жени из сказки о цветике-семицветике, как и многое другое в сказке, глубоко неслучайно. Евгенией звали дочку писателя, которую он назвал в честь своей бабушки Евгении по материнской линии.
Наверное, в жизни каждого маленького читателя девочка Женя с её волшебным цветком оставила свой особенный след. Помню глубокий сердечный ожог этой сказки и из своего далёкого детства.
Перечитайте Катаева вместе с дочками и сыночками начиная со старших дошкольников и расскажите им о милосердии. Вот бы ещё один лепесток, загадать желание: пусть наши дети, подрастая, научатся действенному состраданию и и станут проводниками Христовой воли и любви.
Конспект занятия «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
идельчук любовь
Конспект занятия «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
образовательная область «Чтение художественной литературы»
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
— продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме (Образовательная область «Коммуникация»)
— продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из сказки» (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки (Образовательная область «Коммуникация»)
— развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку) (Образовательная область «Социализация»)
— развивать любознательность, память и мышление (Образовательная область «Социализация»)
— воспитывать умение слушать друг друга (Образовательная область «Социализация»)
— воспитывать интерес к книге (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
-воспитывать познавательную активность
(Образовательная область «Социализация»)
— снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных упражнений «Мы гуляем», «Побежали»
(Образовательная область «Здоровье»)
— регулировать смену деятельности путем чередования поз
(Образовательная область «Здоровье»)
Активизация: «Цветик – семицветик», лепесток.
Обогащение : север- юг, запад –восток.
• модель волшебного цветка
• портрет В. Катаева
• иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»
• картинки из сказок: «Гуси – лебеди», «Цветик – семицветик»
— частичное чтение сказки «Цветик – семицветик»
— заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток»
— беседа «Заветное желание»
-продуктивное чтение
—«оживление» иллюстрации к сказке
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите…».
(дети стоят полукругом на ковре).
Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.
Правило игры: Я буду начинать, а тот на кого укажу, продолжит…
Знакомы вам эти слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по- моему вели!
Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя)
Из какой сказки? («Цветик – семицветик»)
Кто написал эту сказку? (В. Катаев, показ портрета писателя)
(дети переходят во вторую зону)
Двигательное упражнение «Мы гуляем».
Мы гуляем по дорожкам,
Мы гуляем по тропинкам.
И цветок нашли.
(дети садятся на стулья)
Работа с моделью волшебного цветка.
На мольберте «Цветик – семицветик» с недостающими лепестками.
5 лепесток – оранжевый,
6 лепесток – фиолетовый,
7 лепесток – голубой.
Что произошло с волшебным цветком? (улетели)
Каких лепестков не хватает? (желтого, красного, синего, зеленого)
Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)
(на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)
Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.
Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Затруднение в игровой ситуации.
«Сказочные лабиринты игры» (ТРИЗ)
Ребята,а вы хотите, чтобы Цветик – семицветик исполнил ваше желание? (да)
Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни.
Воспользуетесь ли вы желанием (да)
Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному? (загадаем желания)
Двигательное упражнение «Побежали».
Только ножки замелькали.
Через лес ведет тропинка –
Вот березка, вот рябинка.
На полянку прибежали
И там весело скакали.
(остановка на сигнал «удар бубна»)
(дети садятся на стульчики)
Открытие нового знания или умения.
Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил для Жени волшебный цветок «Цветик – семицветик»? (да,хотим)
Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток
удивить и позабавить, и чему- то научить.
Чтение нового текста с остановками.
(главные приемы чтения этого текста – совместное проговаривание и договаривание)
Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала: (Лети, лети….)
Женя по лестнице – (игрушки за ней)
Женя на балкон – (игрушки за ней)
Женя на чердак – (игрушки за ней)
Оторвала фиолетовый лепесток и сказала: (Лети, лети….)
Оторвала последний лепесток – голубой (и запела тонким голоском,дрожащим от счастья: Лети, лети….)
Беседа о прочитанном
Какое из желаний девочки было самым лучшим?
(исцеление больного мальчика)
Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости? (онибыли не интересные)
Воспроизведение нового в типовой ситуации.
На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек.
Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.
(на столе маски и игрушки)
Повторение и развивающие задания.
(дети занимают места за столами)
На мольберте: картинка – девочка в русском народном сарафане; картинка – девочка в детском платье.
Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что онимежду собой чем-то похожи. Хотите узнать…. Помогайте!
(на столах лежат картинки из сказок)
Задание: кому из девочек принадлежат эти вещи?
Сравнение сказок «Чемпохожи….»
Девочки капризны: одна – не хочу, другая – хочу!
Путешествие: Гуси – лебеди, собака.
Помощник : ёжик, волшебный цветок.
Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.
Прогнозирование темы будущего чтения.
На магнитной доске: рисунок девочки из сказки «Айога».
В следующий раз мы прочитаем сказку «Айога» и узнаем много интересного и поучительного.
Итог занятия.
Почему важно делать добро?
Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)
Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.
Ведь волшебство бывает только в сказках!
Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.
Фотоотчёт о проведении открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Цветик-семицветик» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать Вам, как у нас прошло открытое занятие по ФЭМП.
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.
Конспект НОД «Цветик — Семицветик для мамы». Обрывная аппликация. Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.
Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.
План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Конспект урока «Цветик — семицветик» по литературе для 2 класса
Герои и начало повествования
Сказка Катаева небольшая по объему, героев в ней всего три: девочка Женя, добрая старушка и больной мальчик Витя. Их характеристика:
Краткое содержание для читательского дневника «Цветика-семицветика» следует начать с завязки. Главная героиня, Женя, очень положительная девочка, отправилась в булочную, чтобы, по просьбе матери, принести связку баранок. Увы, с заданием она не справилась.
Мечтательный ребенок зазевался и не заметил, как увязавшаяся собака одну за другой съела всю выпечку. Обернулась Женя лишь тогда, когда бродячий пес доедал последнюю баранку — в розовой глазури, купленную специально для младшего брата Павлика.
Девочка попыталась догнать «воровку», но собака сбежала. А Женя, к своему ужасу, поняла, что потерялась и не знает дороги домой. Она расплакалась.
Краткое содержание сказки
Чтобы утешить девочку, которая заблудилась в городе, добрая старушка подарила ей чудесный цветок. Его семь разноцветных лепестков могли исполнить семь заветных желаний. Женя бестолково использовала шесть лепестков на несерьезные желания. Она получала то, что желала, только никакой пользы от этого не было. Когда остался последний лепесток, задумалась девочка, как употребить его с максимальной пользой для себя. Но Женя попросила цветик-семицветик вылечить мальчика, который не мог ходить. Последнее желание девочки сделало счастливым мальчика Витю и принесло радость Жене. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Начало исполнения желаний
Краткий пересказ «Цветика-семицветика» нужно продолжить описанием сцены встречи со старушкой. Она пожалела несчастную девочку и подарила той необычный подарок — уникальный волшебный цветок, способный исполнять желания. Нужно было только оторвать один из лепестков, произнести волшебные слова и загадать желание. Первым делом девочка пожелала оказаться дома с целой связкой баранок, что и было исполнено магическим растением.
На цветке осталось еще шесть лепестков, но сможет ли обычная девочка грамотно ими распорядиться?
Попав домой, она очень обрадовалась и решила поставить столь полезный цветок в подходящую вазу — красивую и дорогую, любимую мамину. Однако и тут невнимательность девочки сыграла с ней злую шутку. Засмотревшись на ворон, она случайно разбила ценную вещь. Услышав строгий голос матери, Женя побыстрее оторвала еще один лепесток и почитала заклинание.
Дорогая ваза была спасена, пришедшая мама не заметила ничего подозрительного, но отправила дочь во двор.
Сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.
Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.
Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.
Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.
Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.
Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.
Использование цветка
Далее на страницах книги начинают происходить удивительные события. В песочнице во дворе ребята играли в «северный полюс», но Женю не позвали, поскольку «девчонкам на севере не место». Обидевшись, она решила вновь обратиться к волшебному цветку и действительно побывать в Арктике.
Не подумала школьница о том, что ее летнее платье — отнюдь не лучшая одежда для минусовой температуры. Попав на север, она быстро замерзла и, потратив еще один лепесток, вернулась в родной двор.
Конечно, мальчишки, увлеченные игрой, не поверили ее рассказу. Обиженная Женя решила пообщаться с девочками. Но и тут ее ждала неудача — никто не захотел поделиться с ней игрушками.
Главная героиня произведения не стала расстраиваться. Она уже привыкла к тому, что все ее желания исполняются. Поэтому девочка захотела, чтобы все игрушки в мире стали принадлежать ей. Магический семицветик исполнил задуманное. Сначала большое количество игрушек порадовало Женю.
Но их становилось все больше и больше. Говорящие куклы и плюшевые звери заполнили собой весь город. Школьница в страхе оторвала еще один лепесток и все игрушки исчезли.
Вредная собака
Как-то мама послала Женю в магазин за баранками. Девочка возвращалась с покупкой и все глазела по сторонам. Она опомнилась только тогда, когда почувствовала, что баранки стали слишком легкими. Как оказалось, за Женей увязалась чужая собака. Теперь она доедала последнюю баранку. Девочка разозлилась и решила догнать вредное животное. Однако она бежала так долго, что вдруг оказалась среди маленьких домиков. Девочка и собаку потеряла, и сама заблудилась. Так начинается сказка «Цветик-семицветик».
Принесенная польза
Девочка поняла, что потратила почти все лепестки на непродуманные желания, но ничего хорошего не получила. Своей последней попыткой она решила распорядиться с умом.
«Двадцать тысяч лье под водой» краткое содержание романа Верна – читать пересказ онлайн
Прогуливаясь по двору и пытаясь придумать, чего бы пожелать, Женя встречает мальчика, сидящего на скамейке. Это Витя. К сожалению, он не может принять участие в обычных детских забавах и побегать вместе с главной героиней рассказа. Мальчик хромает, поэтому вынужден носить уродливый башмак.
Женя, как и положено доброй девочке, решает помочь ему. Она срывает последний лепесток и просит, чтобы Витя стал здоровым.
Главная мысль «Цветика-семицветика» в том, что истинное удовольствие можно получить лишь в том случае, если подумать о других. Все желания Жени не приносили ей никакой радости, девочка была вынуждена отменять их только потому, что они были эгоистичными. Когда же она захотела принести пользу другому человеку, то все получилось. Магический цветок исполнил задуманное, мальчик поправился.
Вот чему учит небольшой по объему рассказ, читать который лучше всего в полном изложении:
Вот сколько уроков дает школьнику крохотный текст, относящийся к жанру сказочного рассказа. Основной смысл в том, что только то желание, которое было загадано для другого, в конечном счете принесло не только пользу, но и радость. Именно так можно сформулировать главную мысль «Цветика-семицветика» для читательского дневника.
Подходящая к содержанию пословица — «Семь раз отмерь — один отрежь».
Анализ произведения «Цветик-семицветик»
Анализ
Тема произведения: Жизненные ценности. Доброта и не равнодушиек окружающим людям.
Идея произведения: Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел. У девочки Жени появился чудесный цветок, исполняющий желания, но почти все его лепестки она легкомысленно потратила на пустяковые дела, и лишь последний лепесток был использован на благородное дело.
Пословицы к сказке:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Чему позавидуешь, того сам берегись.
Доброе дело два века живёт.
Система худ.образов: Главным героем сказки была маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети. Она веселая, добрая, вежливая, немного рассеянная. Не очень серьезная. А кто в 7 лет так уж серьезен? И она готова к различным приключениям. Вот, послали ее летом за хлебом, а она без сомнения отправляется во всем летнем на Северный полюс. Она не умеет ценить доставшееся ей богатство: Цветик — Семицветик, исполняющий желания. Да и желания свои она не знает. Первое, что придет в голову, то и хочу! О том, что кому-то может помочь только чудо, она не задумывается. Но когда она осознает, что кроме удовлетворения нелепых желаний, можно еще делать и добрые дела, например, когда она не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, и когда она без раздумий просит последний лепесток цветка помочь больному мальчику. И она сожалеет о потраченных зря лепестках. Раз она может оценивать свои поступки и думать о других, она непременно вырастет хорошим человеком.
Выразительные средства:
Черепки— обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;
тяпа-растяпа— рассеянный человек,
драчун— тот, ко любит драться, часто дерётся
папанинцы — Героические исследователи Арктики.
зевать по сторонам – фразеологизм …Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
Цветок, вроде ромашки – сравнение.
Нос наморщила, как гармошку – сравнение.
Страшная ночь – эпитет.
Земля закружилась, как волчок – сравнение.
Глаза стали желтые, как у козы – сравнение.
Воспитательное значение: Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного.
Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.
Пяти лепестков как не бывало
Женя решила, что для такого цветка подойдет любимая мамина вазочка. Но когда девочка доставала ее с верхней полки, опять отвлеклась. И вот уже вазочка упала на пол и разбилась на множество осколков. Женя услышала из соседней комнаты мамин голос и поспешно оторвала второй лепесток. Мгновение – и вазочка уже стояла на своем привычном месте, а девочка отправилась гулять во двор. Здесь она бездумно использовала еще четыре лепестка, украшавших чудесный цветик-семицветик. Краткое содержание ее желаний таково.
Сначала Женя захотела поиграть с мальчишками в Северный полюс. Но они отказали ей, и она, благодаря цветку, на самом деле очутилась рядом с белыми медведями. Испугавшись и замерзнув, девочка поспешила домой. Так пропало два лепестка.
Затем Женя побежала к девочкам, у которых были разные красивые игрушки. Зависть и желание их получить привели к тому, что еще на один лепесток уменьшился цветик-семицветик. Краткое содержание того, что произошло дальше: со всей страны к Жене стали слетаться игрушки, остановившие движение во всем городе. Спрятаться или избавиться от них было невозможно, поэтому Жене пришлось использовать предпоследний лепесток. Вдруг Жене пришла в голову мысль: «Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия». Она решила, что к последнему желанию нужно отнестись повнимательнее. И стала думать, что бы такое необычное заказать (продолжает В. Катаев «Цветик-семицветик»). Краткое содержание мыслей, посетивших героиню в этот момент, таково: конфеты и прочие сладости, велосипед, билеты в цирк или кино, сандалеты. Но ничто не казалось ей по-настоящему полезным. Сладости быстро закончатся, велосипед мальчишки отнимут. Да и от кино с сандалетами пользы мало.