Порядок желаний в сказке цветик семицветик

Сказки

Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева

В род­ной дет­ской лите­ра­туре есть осо­бен­ные лекари для дет­ской души: сказки, кото­рые вос­пи­ты­вают и в то же время исце­ляют. От увле­че­ния теле­фо­нами и соц­се­тями они, ско­рее всего, не помо­гут, но от рав­но­ду­шия и эго­изма ребёнка непре­менно спасут.

Откроем вме­сте с детьми ста­рую доб­рую клас­сику нашего совет­ского дет­ства, «Цве­тик-семи­цве­тик».

Эту ска­зоч­ную исто­рию Вален­тин Пет­ро­вич Катаев сочи­нил ещё до войны, в 1940 году. В ней отра­зи­лась без­об­лач­ная дово­ен­ная жизнь, быт ком­му­наль­ного обще­жи­тия, зали­тых солн­цем зелё­ных дво­ров со стай­ками без­за­бот­ной детворы.

Есть в его про­из­ве­де­ниях и та нрав­ствен­ная основа, что удив­ляет кри­ти­ков. А впро­чем, чему удив­ляться – в дет­ской совет­ской лите­ра­туре эта основа являла запас хри­сти­ан­ской проч­но­сти и отча­сти заме­нила собой рели­ги­оз­ную нрав­ствен­ность, когда вера была офи­ци­ально под запретом.

Сказку Ката­ева без натя­жек можно назвать хри­сти­ан­ской, потому что она учит малень­кого чита­теля истин­ной любви и мило­сер­дию к ближнему.

Навер­ное, мно­гие из вас с мла­ден­че­ства пом­нят ката­ев­скую книжку с яркими и выра­зи­тель­ными кар­тин­ками Э. Була­това и О. Васи­льева, каж­дая из кото­рых по форме похожа на лепе­сток чудо-цветка? Такая книжка была у любого совет­ского школьника.

Так почему в ска­зоч­ной прозе Вален­тина Пет­ро­вича можно запо­до­зрить хри­сти­ан­ские мотивы? Вспом­ним неза­мыс­ло­ва­тый сюжет: бес­печ­ная девочка Женя идёт за хле­бом, замеч­тав­шись, оста­ётся без бара­нок и боится опе­ча­лить своих близ­ких. Она сокру­шённо думает о том, как рас­стро­ятся бра­тишка и мама, когда она вер­нётся с пустыми руками, и что можно сде­лать, чтобы это изменить.

На языке хри­сти­ан­ства это назы­ва­ется рас­ка­я­нием. Рас­ка­я­ние ведёт к дей­ствию, к пока­я­нию. А наши пока­ян­ные мысли все­гда что-то меняют в окру­жа­ю­щем мире. И тут же, в ответ на свои пока­ян­ные чув­ства, Женя встре­чает вол­шеб­ницу, кото­рая сочув­ствует её беде и дарит цве­тик-семи­цве­тик. Он испол­няет любые жела­ния, стоит только про­из­не­сти нараспев:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Воз­вра­щайся, сде­лав круг,
Лишь кос­нёшься ты земли,
Быть по-моему вели.

И что слу­ча­ется дальше? Пер­вые лепестки Женя тра­тит на пока­я­ние: на исправ­ле­ние своих дет­ских житей­ских промахов.

Кстати, напом­ните детям, что слово “грех” на древ­нем гре­че­ском языке, языке книг Нового Завета, озна­чает “про­мах”, попа­да­ние мимо цели. Пер­вым делом геро­иня сказки воз­вра­ща­ется к цели, решает ока­заться дома и вер­нуть съе­ден­ные соба­кой баранки. Вто­рой лепе­сток отры­вает, чтобы вер­нуть мамину раз­би­тую вазу. Всё вроде бы пра­вильно, но ни одно своё жела­ние ещё не исполнено.

Тре­тий лепе­сток ухо­дит на то, чтобы понра­виться дру­гим: маль­чишки играют в Север­ный полюс и не при­ни­мают дев­чонку в игру. Тогда девочка решает сама ока­заться на всам­де­лиш­ном Север­ном полюсе и всем это дока­зать. Но и это чудо не при­но­сит ей радо­сти: маль­чишки не верят, а путе­ше­ствие на Север­ный полюс чуть не сто­ило ей жизни, а на воз­вра­ще­ние ушёл ещё один дра­го­цен­ный чет­вёр­тый лепесток.

Исто­рия с игруш­ками, пада­ю­щими прямо с неба, ока­за­лась ничем не лучше: не при­няв­шие Женю дев­чонки из сосед­него двора так и не стали с ней играть. На отмену чуда был истра­чен впу­стую шестой, пред­по­след­ний лепе­сток цве­тика-семи­цве­тика. И вот, остался всего один, последний.

Но что теперь про­ис­хо­дит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она пере­би­рает воз­мож­но­сти и планы, фан­та­зи­рует, чего бы ей хоте­лось и что бы при­несло радость, и пони­мает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-насто­я­щему сде­лать её счастливой.

Вот здесь Вален­тин Катаев и удив­ляет своей фило­соф­ской глу­би­ной, обычно несвой­ствен­ной про­стой дет­ской сказке. Хотя и все атри­буты жанра при­сут­ствуют: пры­гу­чие стихи, созда­ю­щие настро­е­ние игры, вол­шеб­ство, неве­ро­ят­ные герои, но… Вне-кон­текст­ные смыслы повест­во­ва­ния гораздо сложнее.

Малень­кая геро­иня Ката­ева пони­мает, что реа­ли­за­ция соб­ствен­ных жела­ний ничего ей не даёт, потому что нет глав­ного, чего-то ещё. Не с кем раз­де­лить радость. Некому посвя­тить чудо. Это вызы­вает тре­вогу, недо­уме­ние, раздумье.

Здесь ни много не мало зву­чат фило­соф­ские лер­мон­тов­ские мотивы: “Жела­нья? Что толку напрасно и вечно желать”. Дет­ский эго­изм не менее чем взрос­лый замкнут на себе. Чтобы его пре­одо­леть, каж­дому чело­веку, даже малень­кому, нужно какое-то нрав­ствен­ное потря­се­ние, пере­мена созна­ния, метанойя.

И вот автор сказки посы­лает навстречу Жене маль­чика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он про­сто сидит на лавочке, вытя­нув боль­ную ногу в боль­шом урод­ли­вом ботике, но Про­ви­де­ние уже напра­вило к нему девочку Женю с её послед­ним бес­цен­ным лепестком.

Из всех ребят, гуляв­ших на улице, Витя пер­вый про­явил к Жене искрен­нее дру­же­лю­бие. Он больше всех понра­вился ей, а она – ему. Но вот беда: он гово­рит, что нико­гда не смо­жет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.

И в этот куль­ми­на­ци­он­ный момент ката­ев­ской сказки-были и про­ис­хо­дит самое глав­ное и насто­я­щее чудо. Женя не соби­ра­ется мириться с бедой, у неё остался послед­ний лепесток.

И, что удив­ляет её саму, чув­ство состра­да­ния к незна­ко­мому маль­чику настолько острое и силь­ное, что все осталь­ные чув­ства и жела­ния сразу отсту­пают на вто­рой план. Уже не нужны ни куклы, ни моро­же­ное, ни Север­ный полюс, лишь бы только Витя был здоров.

И мы вме­сте с писа­те­лем уже не видим, как вол­шеб­ный лепе­сток летит через все сто­роны света и обле­тает Зем­ной шар. Нам, как и чита­ю­щим детям, уже не инте­ресно сле­дить за его полё­том, потому что насто­я­щее чудо совер­ша­ется не там, где про­хо­дит его ска­зочно-кос­ми­че­ская тра­ек­то­рия – а здесь и сей­час, в душе этой малень­кой девочки, где зазву­чал голос мило­сер­дия и хри­сти­ан­ской любви к ближнему.

Ока­зы­ва­ется, чего-то желать детям и взрос­лым тоже нужно учиться. Чтобы наши жела­ния не раз­ру­шали нашу жизнь, не забра­сы­вали чуть ли не на Север­ный полюс на съе­де­ние мед­ве­дям, а, наобо­рот, пре­об­ра­жали нас, наших ближ­них и мир вокруг.

Чудо про­ис­хо­дит есте­ственно и про­сто, как и все чудеса в дет­стве. Между строк совет­ского писа­теля, несо­мненно, зву­чит власт­ное и пол­ное силы еван­гель­ское «Встань и иди». Но огонь не сво­дится с неба и земля не колеблется.

Про­сто хро­мой маль­чик Витя встаёт на ноги и делает для себя невоз­мож­ное – не идёт, а бежит бегом сле­дом за неиз­вест­ной, но отчего-то близ­кой ему дев­чон­кой, кото­рая стала про­вод­ни­ком Божьего чуда.

Вгля­ди­тесь в изу­ми­тель­ные кар­тинки Васи­льева и Була­това, вчи­тай­тесь в этот осо­бен­ный текст. И удо­сто­верь­тесь, что бес­печ­ная и эго­и­стич­ная девочка Женя теперь – совсем дру­гая. У неё как будто выросли кры­лья. Нако­нец-то она почув­ство­вала себя счастливой.

Корни христианства и родословие Жени

И ещё немного о том, откуда хри­сти­ан­ская мысль про­никла в ката­ев­ские сказки, стихи, газет­ные статьи.

Уди­ви­тельно, что Вален­тина Пет­ро­вича Ката­ева при его осо­бен­ном, небла­го­на­дёж­ном для совет­ского граж­да­нина про­ис­хож­де­нии поща­дила совет­ская власть. Не под­вергла репрес­сиям и не лишила ста­туса при­знан­ного писа­теля, поэта, пуб­ли­ци­ста, героя-воен­кора и дет­ского автора.

Катаев про­ис­хо­дил из рода потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков: ещё его дед по отцу Васи­лий – свя­щен­ни­че­ский сын, сам впо­след­ствии про­то­и­е­рей, инспек­тор духов­ного учи­лища и насто­я­тель храма Ижев­ского ору­жей­ного завода, а затем кли­рик кафед­раль­ного собора Вятки.

Отец Ката­ева пре­по­да­вал в духов­ном епар­хи­аль­ном учи­лище в Одессе, а мать была мел­ко­по­мест­ной дво­рян­кой, доче­рью гене­рала из Пол­тавы. Род­ствен­ники Ката­ева похо­ро­нены в Одессе на клад­бище, кото­рое носило назва­ние Христианского.

Читайте также:  Рассказ о профессии полицейского для дошкольников

Родив­шийся в 1897 году в Рос­сий­ской Импе­рии, Вален­тин Пет­ро­вич про­вёл своё без­мя­теж­ное и раз­ме­рен­ное дет­ство в про­вин­ци­аль­ной тишине, в доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии и, боль­шую часть своей даль­ней­шей жизни про­жив в под­мос­ков­ном Пере­дел­кино, навсе­гда сохра­нил дет­ский тем­пе­ра­мент и коло­рит­ную речь корен­ного одессита.

Кстати, имя девочки Жени из сказки о цве­тике-семи­цве­тике, как и мно­гое дру­гое в сказке, глу­боко неслу­чайно. Евге­нией звали дочку писа­теля, кото­рую он назвал в честь своей бабушки Евге­нии по мате­рин­ской линии.

Навер­ное, в жизни каж­дого малень­кого чита­теля девочка Женя с её вол­шеб­ным цвет­ком оста­вила свой осо­бен­ный след. Помню глу­бо­кий сер­деч­ный ожог этой сказки и из сво­его далё­кого детства.

Пере­чи­тайте Ката­ева вме­сте с доч­ками и сыноч­ками начи­ная со стар­ших дошколь­ни­ков и рас­ска­жите им о мило­сер­дии. Вот бы ещё один лепе­сток, зага­дать жела­ние: пусть наши дети, под­рас­тая, научатся дей­ствен­ному состра­да­нию и и ста­нут про­вод­ни­ками Хри­сто­вой воли и любви.

Источник

Конспект занятия «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

идельчук любовь
Конспект занятия «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

образовательная область «Чтение художественной литературы»

Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

— продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

— формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

— побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме (Образовательная область «Коммуникация»)

— продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из сказки» (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

— формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки (Образовательная область «Коммуникация»)

— развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку) (Образовательная область «Социализация»)

— развивать любознательность, память и мышление (Образовательная область «Социализация»)

— воспитывать умение слушать друг друга (Образовательная область «Социализация»)

— воспитывать интерес к книге (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

-воспитывать познавательную активность

(Образовательная область «Социализация»)

— снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных упражнений «Мы гуляем», «Побежали»

(Образовательная область «Здоровье»)

— регулировать смену деятельности путем чередования поз

(Образовательная область «Здоровье»)

Активизация: «Цветик – семицветик», лепесток.

Обогащение : север- юг, запад –восток.

• модель волшебного цветка

• портрет В. Катаева

• иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»

• картинки из сказок: «Гуси – лебеди», «Цветик – семицветик»

— частичное чтение сказки «Цветик – семицветик»

— заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток»

— беседа «Заветное желание»

-продуктивное чтение

«оживление» иллюстрации к сказке

Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите…».

(дети стоят полукругом на ковре).

Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.

Правило игры: Я буду начинать, а тот на кого укажу, продолжит…

Знакомы вам эти слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли –

Быть по- моему вели!

Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя)

Из какой сказки? («Цветик – семицветик»)

Кто написал эту сказку? (В. Катаев, показ портрета писателя)

(дети переходят во вторую зону)

Двигательное упражнение «Мы гуляем».

Мы гуляем по дорожкам,

Мы гуляем по тропинкам.

И цветок нашли.

(дети садятся на стулья)

Работа с моделью волшебного цветка.

На мольберте «Цветик – семицветик» с недостающими лепестками.

5 лепесток – оранжевый,

6 лепесток – фиолетовый,

7 лепесток – голубой.

Что произошло с волшебным цветком? (улетели)

Каких лепестков не хватает? (желтого, красного, синего, зеленого)

Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)

(на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)

Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.

Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!

Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Синий – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

Затруднение в игровой ситуации.

«Сказочные лабиринты игры» (ТРИЗ)

Ребята,а вы хотите, чтобы Цветик – семицветик исполнил ваше желание? (да)

Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни.

Воспользуетесь ли вы желанием (да)

Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному? (загадаем желания)

Двигательное упражнение «Побежали».

Только ножки замелькали.

Через лес ведет тропинка –

Вот березка, вот рябинка.

На полянку прибежали

И там весело скакали.

(остановка на сигнал «удар бубна»)

(дети садятся на стульчики)

Открытие нового знания или умения.

Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил для Жени волшебный цветок «Цветик – семицветик»? (да,хотим)

Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток

удивить и позабавить, и чему- то научить.

Чтение нового текста с остановками.

(главные приемы чтения этого текста – совместное проговаривание и договаривание)

Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала: (Лети, лети….)

Женя по лестнице – (игрушки за ней)

Женя на балкон – (игрушки за ней)

Женя на чердак – (игрушки за ней)

Оторвала фиолетовый лепесток и сказала: (Лети, лети….)

Оторвала последний лепесток – голубой (и запела тонким голоском,дрожащим от счастья: Лети, лети….)

Беседа о прочитанном

Какое из желаний девочки было самым лучшим?

(исцеление больного мальчика)

Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости? (онибыли не интересные)

Воспроизведение нового в типовой ситуации.

На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек.

Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.

(на столе маски и игрушки)

Повторение и развивающие задания.

(дети занимают места за столами)

На мольберте: картинка – девочка в русском народном сарафане; картинка – девочка в детском платье.

Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что онимежду собой чем-то похожи. Хотите узнать…. Помогайте!

(на столах лежат картинки из сказок)

Задание: кому из девочек принадлежат эти вещи?

Сравнение сказок «Чемпохожи….»

Девочки капризны: одна – не хочу, другая – хочу!

Путешествие: Гуси – лебеди, собака.

Читайте также:  Рассказ про летопись 4 класс

Помощник : ёжик, волшебный цветок.

Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.

Прогнозирование темы будущего чтения.

На магнитной доске: рисунок девочки из сказки «Айога».

В следующий раз мы прочитаем сказку «Айога» и узнаем много интересного и поучительного.

Итог занятия.

Почему важно делать добро?

Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)

Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.

Ведь волшебство бывает только в сказках!

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Фотоотчёт о проведении открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Цветик-семицветик» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать Вам, как у нас прошло открытое занятие по ФЭМП.

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Программное содержание: Упражнять в количественном и порядковом счете до 10. Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение.

Конспект НОД «Цветик — Семицветик для мамы». Обрывная аппликация. Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.

План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Источник

Конспект урока «Цветик — семицветик» по литературе для 2 класса

Герои и начало повествования

Сказка Катаева небольшая по объему, героев в ней всего три: девочка Женя, добрая старушка и больной мальчик Витя. Их характеристика:

Краткое содержание для читательского дневника «Цветика-семицветика» следует начать с завязки. Главная героиня, Женя, очень положительная девочка, отправилась в булочную, чтобы, по просьбе матери, принести связку баранок. Увы, с заданием она не справилась.

Мечтательный ребенок зазевался и не заметил, как увязавшаяся собака одну за другой съела всю выпечку. Обернулась Женя лишь тогда, когда бродячий пес доедал последнюю баранку — в розовой глазури, купленную специально для младшего брата Павлика.

Девочка попыталась догнать «воровку», но собака сбежала. А Женя, к своему ужасу, поняла, что потерялась и не знает дороги домой. Она расплакалась.

Краткое содержание сказки

Чтобы утешить девочку, которая заблудилась в городе, добрая старушка подарила ей чудесный цветок. Его семь разноцветных лепестков могли исполнить семь заветных желаний. Женя бестолково использовала шесть лепестков на несерьезные желания. Она получала то, что желала, только никакой пользы от этого не было. Когда остался последний лепесток, задумалась девочка, как употребить его с максимальной пользой для себя. Но Женя попросила цветик-семицветик вылечить мальчика, который не мог ходить. Последнее желание девочки сделало счастливым мальчика Витю и принесло радость Жене. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Начало исполнения желаний

Краткий пересказ «Цветика-семицветика» нужно продолжить описанием сцены встречи со старушкой. Она пожалела несчастную девочку и подарила той необычный подарок — уникальный волшебный цветок, способный исполнять желания. Нужно было только оторвать один из лепестков, произнести волшебные слова и загадать желание. Первым делом девочка пожелала оказаться дома с целой связкой баранок, что и было исполнено магическим растением.

На цветке осталось еще шесть лепестков, но сможет ли обычная девочка грамотно ими распорядиться?

Попав домой, она очень обрадовалась и решила поставить столь полезный цветок в подходящую вазу — красивую и дорогую, любимую мамину. Однако и тут невнимательность девочки сыграла с ней злую шутку. Засмотревшись на ворон, она случайно разбила ценную вещь. Услышав строгий голос матери, Женя побыстрее оторвала еще один лепесток и почитала заклинание.

Дорогая ваза была спасена, пришедшая мама не заметила ничего подозрительного, но отправила дочь во двор.

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

Использование цветка

Далее на страницах книги начинают происходить удивительные события. В песочнице во дворе ребята играли в «северный полюс», но Женю не позвали, поскольку «девчонкам на севере не место». Обидевшись, она решила вновь обратиться к волшебному цветку и действительно побывать в Арктике.

Не подумала школьница о том, что ее летнее платье — отнюдь не лучшая одежда для минусовой температуры. Попав на север, она быстро замерзла и, потратив еще один лепесток, вернулась в родной двор.

Конечно, мальчишки, увлеченные игрой, не поверили ее рассказу. Обиженная Женя решила пообщаться с девочками. Но и тут ее ждала неудача — никто не захотел поделиться с ней игрушками.

Читайте также:  Профессия маркетолог рассказ о профессии

Главная героиня произведения не стала расстраиваться. Она уже привыкла к тому, что все ее желания исполняются. Поэтому девочка захотела, чтобы все игрушки в мире стали принадлежать ей. Магический семицветик исполнил задуманное. Сначала большое количество игрушек порадовало Женю.

Но их становилось все больше и больше. Говорящие куклы и плюшевые звери заполнили собой весь город. Школьница в страхе оторвала еще один лепесток и все игрушки исчезли.

Вредная собака

Как-то мама послала Женю в магазин за баранками. Девочка возвращалась с покупкой и все глазела по сторонам. Она опомнилась только тогда, когда почувствовала, что баранки стали слишком легкими. Как оказалось, за Женей увязалась чужая собака. Теперь она доедала последнюю баранку. Девочка разозлилась и решила догнать вредное животное. Однако она бежала так долго, что вдруг оказалась среди маленьких домиков. Девочка и собаку потеряла, и сама заблудилась. Так начинается сказка «Цветик-семицветик».

Принесенная польза

Девочка поняла, что потратила почти все лепестки на непродуманные желания, но ничего хорошего не получила. Своей последней попыткой она решила распорядиться с умом.

«Двадцать тысяч лье под водой» краткое содержание романа Верна – читать пересказ онлайн

Прогуливаясь по двору и пытаясь придумать, чего бы пожелать, Женя встречает мальчика, сидящего на скамейке. Это Витя. К сожалению, он не может принять участие в обычных детских забавах и побегать вместе с главной героиней рассказа. Мальчик хромает, поэтому вынужден носить уродливый башмак.

Женя, как и положено доброй девочке, решает помочь ему. Она срывает последний лепесток и просит, чтобы Витя стал здоровым.

Главная мысль «Цветика-семицветика» в том, что истинное удовольствие можно получить лишь в том случае, если подумать о других. Все желания Жени не приносили ей никакой радости, девочка была вынуждена отменять их только потому, что они были эгоистичными. Когда же она захотела принести пользу другому человеку, то все получилось. Магический цветок исполнил задуманное, мальчик поправился.

Вот чему учит небольшой по объему рассказ, читать который лучше всего в полном изложении:

Вот сколько уроков дает школьнику крохотный текст, относящийся к жанру сказочного рассказа. Основной смысл в том, что только то желание, которое было загадано для другого, в конечном счете принесло не только пользу, но и радость. Именно так можно сформулировать главную мысль «Цветика-семицветика» для читательского дневника.

Подходящая к содержанию пословица — «Семь раз отмерь — один отрежь».

Анализ произведения «Цветик-семицветик»

Анализ

Тема произведения: Жизненные ценности. Доброта и не равнодушиек окружающим людям.

Идея произведения: Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел. У девочки Жени появился чудесный цветок, исполняющий желания, но почти все его лепестки она легкомысленно потратила на пустяковые дела, и лишь последний лепесток был использован на благородное дело.

Пословицы к сказке:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Чему позавидуешь, того сам берегись.

Доброе дело два века живёт.

Система худ.образов: Главным героем сказки была маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети. Она веселая, добрая, вежливая, немного рассеянная. Не очень серьезная. А кто в 7 лет так уж серьезен? И она готова к различным приключениям. Вот, послали ее летом за хлебом, а она без сомнения отправляется во всем летнем на Северный полюс. Она не умеет ценить доставшееся ей богатство: Цветик — Семицветик, исполняющий желания. Да и желания свои она не знает. Первое, что придет в голову, то и хочу! О том, что кому-то может помочь только чудо, она не задумывается. Но когда она осознает, что кроме удовлетворения нелепых желаний, можно еще делать и добрые дела, например, когда она не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, и когда она без раздумий просит последний лепесток цветка помочь больному мальчику. И она сожалеет о потраченных зря лепестках. Раз она может оценивать свои поступки и думать о других, она непременно вырастет хорошим человеком.

Выразительные средства:

Черепки— обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;

тяпа-растяпа— рассеянный человек,

драчун— тот, ко любит драться, часто дерётся

папанинцы — Героические исследователи Арктики.

зевать по сторонам – фразеологизм …Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.

Цветок, вроде ромашки – сравнение.

Нос наморщила, как гармошку – сравнение.

Страшная ночь – эпитет.

Земля закружилась, как волчок – сравнение.

Глаза стали желтые, как у козы – сравнение.

Воспитательное значение: Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного.

Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.

Пяти лепестков как не бывало

Женя решила, что для такого цветка подойдет любимая мамина вазочка. Но когда девочка доставала ее с верхней полки, опять отвлеклась. И вот уже вазочка упала на пол и разбилась на множество осколков. Женя услышала из соседней комнаты мамин голос и поспешно оторвала второй лепесток. Мгновение – и вазочка уже стояла на своем привычном месте, а девочка отправилась гулять во двор. Здесь она бездумно использовала еще четыре лепестка, украшавших чудесный цветик-семицветик. Краткое содержание ее желаний таково.

Сначала Женя захотела поиграть с мальчишками в Северный полюс. Но они отказали ей, и она, благодаря цветку, на самом деле очутилась рядом с белыми медведями. Испугавшись и замерзнув, девочка поспешила домой. Так пропало два лепестка.

Затем Женя побежала к девочкам, у которых были разные красивые игрушки. Зависть и желание их получить привели к тому, что еще на один лепесток уменьшился цветик-семицветик. Краткое содержание того, что произошло дальше: со всей страны к Жене стали слетаться игрушки, остановившие движение во всем городе. Спрятаться или избавиться от них было невозможно, поэтому Жене пришлось использовать предпоследний лепесток. Вдруг Жене пришла в голову мысль: «Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия». Она решила, что к последнему желанию нужно отнестись повнимательнее. И стала думать, что бы такое необычное заказать (продолжает В. Катаев «Цветик-семицветик»). Краткое содержание мыслей, посетивших героиню в этот момент, таково: конфеты и прочие сладости, велосипед, билеты в цирк или кино, сандалеты. Но ничто не казалось ей по-настоящему полезным. Сладости быстро закончатся, велосипед мальчишки отнимут. Да и от кино с сандалетами пользы мало.

Источник

Познавательное и интересное