После бала контраст как прием позволяющий раскрыть идею рассказа таблица

Сказки

Презентация к уроку литературы «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции. Воспитание милосердия, гуманизма, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над человеком.

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли…Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей. Л.Н.Толстой «Путь жизни»

21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) Перекличка эпох в рассказе «После бала»

Контраст как композиционный приём вступление на балу после бала заключение

Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в описаниях

На балу После бала

Наблюдение над языковыми средствами На балу бал хозяева бала Варенька полковник Иван Васильевич

На балу бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые хозяева бала добродушный старичок, богатый хлебосол, жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках; у неё сияющее, разрумянившееся лицо; ласковые милые глаза полковник красивый, статный, высокий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр

Сцена экзекуции улица солдаты наказываемый полковник Иван Васильевич

Сцена экзекуции улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты много чёрных людей, в чёрных мундирах наказываемый оголённый по пояс, спина его что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник высокий военный, твёрдая подрагивающая походка Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза; на сердце почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Если ты видишь, что устройство общества дурно и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше. В твоей власти только одно: самому сделаться лучше. Л.Н.Толстой

Номер материала: ДБ-226100

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Разделы: Литература

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица.

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”, его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

— Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

— Какую особенность композиции вы заметили?

( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.)

— Что мы называем контрастом?

-Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

— Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода “На балу”. (Звучит музыка Г.Свиридова.)

— Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

— Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

— Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)

— Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)

— Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.)

— Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

— Прочитаем сцену “После бала” (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода. ( Звучит симфония №2 Л.Бетховена)

— Заполните таблицу №2.

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

Читайте также:  План рассказа витя малеев в школе и дома для читательского дневника

-Почему автор выбрал одинаковый глагол?

— Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)

-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)

— За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

— На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)

-Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.

— По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)

— Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)

— Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

— Каков это закон? (Божий.)

— В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

— Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)

— Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)

— Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого –нибудь из сострадания и человеколюбия.)

— Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат.)

— Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Источник

Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)

Более полному выражению взглядов Л. Н. Толстого способствовал контраст в рассказе «После бала».

Толстой изображает эпоху на фоне любовной истории. Главный герой рассказа Иван Васильевич вспоминает случай из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он был молод, богат и главное его удовольствие «составляли вечера и балы». Один из них запомнился ему навсегда.

Предметом обожания Ивана Васильевича была Варенька, дочь старого полковника. Она была «необыкновенная красавица», высокая стройная, грациозная. Прямая осанка, откинутая голова придавали ей царственный вид. Ласковая улыбка смягчала производимое впечатление. Варенька блистала на балах, все были очарованы ею. Иван Васильевич же был безумно влюблен в нее.

В последний день масленицы губернский предводитель давал бал. Все было великолепно: приятная музыка, прекрасная зала, великолепный буфет, море шампанского. Иван Васильевич был пьян без вина, его голова кружилась от любви. Варенька отвечала ему взаимностью. Они весь вечер танцевали. В конце вечера девушка подарила Ивану Васильевичу перо от веера, счастливый, он спрятал его в перчатку. Он «был счастлив, блажен», добр, не человек, а какое-то неземное существо, не знающее зла. Иван Васильевич весь мир обнимал своей любовью.

Бал завершился танцем Вареньки с отцом. Он был красивым, статным и высоким. Натянув на руку замшевую перчатку, отец взял дочь за руку, и они двинулись вокруг залы. Рассказчик любовался ими. Особенно умилили его старинные сапоги полковника. Иван Васильевич подумал, что отец не покупает себе модных сапог, чтобы лучше наряжать дочь и вывозить ее в свет.

Молодой человек был счастлив и в таком восторженном настроении он вернулся домой, но уснуть не мог. Он решил прогуляться. На улице было светло, туманно, таял снег, с крыш капало. Все вокруг было мило и значительно. В душе у Ивана Васильевича все еще звучал мотив мазурки.

Он подошел к полю и услышал совсем другую музыку, неприятную и визгливую. Он разглядел сквозь туман черные фигуры. Когда подошел ближе, то увидел солдат, стоящих в две шеренги друг против друга. Между рядами двигался оголенный по пояс человек, справа и слева на него опускались палочные удары.

В военном, который командовал экзекуцией, молодой человек с ужасом узнал отца Вареньки. Рукой в той же перчатке, в которой он только что вел дочь в танце, он бил по лицу солдата, слишком слабо опустившего палку на спину наказываемого. Оглянувшись, он увидел Ивана Васильевича, злобно нахмурился и сделал вид, что не узнал. Молодой человек опустил глаза и поспешил уйти.

Еще долго в ушах звучала флейта, била барабанная дробь и слышался жалобный голос солдата, просившего товарищей о милосердии. На сердце у Ивана Васильевича была тоска, доходившая до тошноты.

Показать чудовищность наказаний, которые применялись в царской армии, Толстому удалось, благодаря использованию приема контраста. Приятная музыка бала противопоставлена жуткой музыке, сопровождавшей сцену наказания. Вместо очаровательной Вареньки окровавленная фигура татарина. Танец полковника с дочерью контрастирует с его неприглядной ролью руководителя экзекуции. Зала, наполненная разодетыми гостями, и черные фигуры военных.

Читайте также:  Про что сказка мороз иванович краткое содержание

Контраст этих двух сцен создается на фоне чувств Ивана Васильевича. Его образ объединяет эти две картины. Восторженные эмоции Ивана Васильевича противопоставляются ужасу, наполнившему его душу после страшной сцены наказания татарина, свидетелем которой он невольно оказался. Контраст проявляется и в том, что герой до этого утра хотел стать военным. Закончилось тем, что он не поступил на военную службу и вообще нигде не служил. А его безумная любовь к Вареньке сошла на нет.

Благодаря приему контраста, впечатление от прочитанного достигает такой яркости, как будто читатель сам видит происходящее. Это помогает автору наиболее полно раскрыть идею произведения, показать фальшь и пустоту светского общества, жестокость, скрытую под маской добродушия.

Источник

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу «После бала», музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

2. Беседа с учащимися.

— Что такое композиция произведения?

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

— Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

— Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

— В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов «взял руку дочери. » до слов «подвел ее ко мне. «).

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов «я стал смотреть. » заканчивая словами «это было тело человека».

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

На балу После бала
1 Бал, зала, буфет у предводителя описание улицы
2 музыканты солдаты
3 Варенька музыка
4 полковник полковник
5 Иван Васильевич Иван Васильевич

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Иван Васильевич— стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

— С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)

Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях.

Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)

7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику:

Источник

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок литературы в 8 классе.

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого

1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.

2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица, тест.

1.Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Читайте также:  Пословицы к басне ученый сын

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2.Работа по содержанию текста. (Анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

— Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I ), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

— Какую особенность композиции вы заметили?

( Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)

— Что мы называем контрастом?

-Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода «На балу». (Звучит музыка Г.Свиридова.)

— Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

-Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?

(Доволен, счастлив, добр.)

— Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, потому что влюблён.)

— Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?

-Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

-Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

-Заполните таблицу №2.

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?

( Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

-Почему автор выбрал одинаковый глагол?

— Как меняется состояние героя рассказа?

-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?

(Сцена с полковником.)

-За что полковник бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

— На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?

-Вспомните, что говорил он при избиении?

(«Надо всё по закону».)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».

— По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата?

(По закону военной жизни.)

— Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника?

— Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?

(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

-В какой день разворачиваются события в рассказе?

(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

— Что означает этот праздник?

(Надо всех простить, покаяться.)

-Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника?

-Что вы понимаете под милосердием?

(Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

-Кто услышал мольбы татарина?

(Иван Васильевич и слабый солдат.)

-Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Л.Н.Толстой «После бала».

1. Жанр произведения:

2.Раскрытию идеи произведения помогает:

3. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

4. Тема произведения:

а) рассказ о полковнике;

б) показ николаевской эпохи;

в) повествование о любви Ивана Васильевича.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

а) автор показывает двуличие героя;

б) на балу надел « маску» добропорядочности;

в) полковник выполняет свои обязанности;

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»;

б) утверждает мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого?

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;

б) автор заставляет задуматься о нравственности человека;

Источник

Познавательное и интересное