Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)
Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.
Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.
Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.
Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Поднятые темы
Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.
Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.
Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.
Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.
Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.
Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.
В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.
Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.
Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.
Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..
Характеристика главных героев
Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:
Композиция
Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Тематика
Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи – 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
Душевная организация Ивана Васильевича
Иван Васильевич рассказывает, что был влюблён в девушку:
«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».
Но двигаться дальше ему помешало то, что он идеалист. Иван Васильевич относится к категории людей, которые и жить-то не хотят, им дай только повод спрятаться от чего-либо. Он отказался идти на службу, он был влюблён, но отказался от каких-либо отношений:
«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
«– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».
Можно сказать, что это и не было любовью, он создал для себя некий образ, миф. Напоминает легенду о Пигмалионе – скульпторе в греческой мифологии, создавшем из слоновой кости прекрасную статую, девушку Галатею, и влюбившемся в своё творение (см. рис. 4). Он так влюбился, что Афродита сжалилась и оживила эту статую.
Рис. 4. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890 г. (Источник)
Герою рассказа повезло: у него случилась любовь. Но на любовь нужны душевные силы, а у Ивана Васильевича их нет. Всё, на что он способен, – немного повосторгаться возлюбленной и совершать романтические прогулки. А как только возник повод, он от всего отказывается. Можно сказать, что девушке повезло, ведь они могли пожениться. А за такого человека замуж выходить не стоит. Иван Васильевич не может отделить желаемое от должного, он инфантилен и слаб.
Проблематика рассказа Льва Толстого “После бала”
В рассказе Л. Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и события, произошедшие с ним после бала.
Если судить по заглавию, то “после бала” события гораздо более важны не только для героя, но и для автора.
Прототипом главного героя рассказа “После бала” был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич.
В то время герой рассказа был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Первая часть рассказа посвящена знакомству со “всеми уважаемым” Иваном Васильевичем. Он много рассказывает
Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна, и даже ее царственный вид никого не отпугивал, благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.
Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным.
Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви. К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка – Варенька.
Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б., она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”.
В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.
Ах, что за волшебная была ночь! Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный серебристый смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”.
Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем.
Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места.
Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть от нее в близости.
Он идет туда, где она живет.
По сравнению с другими произведениями писателя в рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос. В нем есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции.
Положительные в первой части рассказа детали становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение. Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов, а также контрастного сопоставления звуков.
Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.
Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что “любовь с этого дня пошла на убыль”, потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину “полковника на площади”.
Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой.
После этого случая он решил вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.
“А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно… И любовь так и сошла на нет”.
Как пробуждается в человеке совесть, чувство ответственности за ближнего и любви к нему показывает в своем произведении Л. Н.Толстой. Особенно силен в рассказе “После бала” обличительный пафос. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования.
Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.
Рассказ “После бала” поражает своей контрастностью, но именно такое построение сюжета позволяет Л. Н. Толстому более полно раскрыть идею произведения.
Само название рассказа настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Позднее произведение Толстого, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией, оказывается, имеет вовсе не описательно-развлекательную направленность, и само поражение это показало несостоятельность государственного режима, ведь состояние армии в первую очередь отражает ситуацию в стране.
Действие рассказа разворачивается в 40е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи.
И главный акцент сделан на вопросах нравственных, а не “армейских”. Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека – общественные условия или случай.
Иван Васильевич – герой рассказа – дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “…не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет.
Это – обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
Иван Васильевич, полковник, отец Вари – девушки, в которую был влюблен рассказчик, и сама Варя – вот, пожалуй, основные герои рассказа. Да и Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Главная проблема решается через образы ее отца и главного героя.
Автор показывает, что все же общественное устройство, а не случай влияет на формирование личности.
Рассказ состоит из двух частей – бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом-полковником. Юноша на седьмом небе от радости.
Но, возвращаясь с бала, он видит ужасную сцену на плацу – избиение татарина солдатами под командованием “доброго” и обаятельного отца Вареньки.
Изнанка действительности грубо вторглась в интимную жизнь рассказчика, поломав мирок, так тщательно им созданный.
Главный герой потрясен тем, что увидел, здесь Толстой использовал прием противопоставления: полковник на балу и после него. В первом случае это милый и обходительный человек, во втором же – символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей. Даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата, противопоставлены друг другу.
Герой испытывает угрызения совести, будто бы он сам, а не полковник бьет солдата по лицу наотмашь – в этом большая смысловая нагрузка рассказа. Не случайно ведь он назван “После бала”. Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
Герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему. Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. И не только любовь к женщине с тех пор “пошла на убыль”, но и вера в чистоту и искренность человеческих отношений.
Related posts:
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе
Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе.
Глубокое знание тайных движений психической жизни
и непосредственная чистота нравственного чувства.
— продолжение знакомства школьников с творчеством Л. Н. Толстого;
— развитие умения учащихся анализировать произведение «вслед за автором»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Сообщение темы и цели урока
Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (с. 27—29).
Работа с вопросами на с. 29.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «После бала» учащимися по очереди, в слабых классах — учителем.
Работа с вопросами и заданиями учебника на с. 40—41.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рассказ Льва Толстого «После бала» был написан в 1903 году, в его основу легли воспоминания писателя о юношеских годах в Казанском университете. Однако напечатан рассказ был только после смерти автора, в 1911 году.
В рассказе «После бала» с огромной силой проявляется толстовский «трезвый реализм», беспощадное разоблачение лицемерия и жестокости государственной системы в царской России XIX века.
Нарисовав страшную картину наказания беглого солдата, с беспощадной правдивостью раскрыв истинную сущность «служаки николаевского времени» — полковника Б., Толстой дал нам типичную картину русской жизни тех давних лет. Идейный смысл рассказа заключаетсяв разоблачении Толстым истинной сущности русской действительности первой половины XIX столетия. Писатель был убежден, что человек, увидевший подлинное лицо этой действительности, уже не сможет спокойно жить по-старому — переменится вся его жизнь, как это случилось с героем-рассказчиком, Иваном Васильевичем.
Жизнь героя произведения резко изменил всего один случай, однако ни сам герой, ни автор рассказа не видят, не понимают, как надо бороться с тем социальным злом, свидетелем которого оказался юный еще Иван Васильевич. Социальный протест самого героя выражается лишь в том, что он отказывается и от службы государственной, и от личного счастья: он «не мог поступить на военную службу. и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда. не годился».
Мастерство художника-психолога проявляется у Толстого в исключительно глубоком и тонком раскрытии переживаний Ивана Васильевича, а весь рассказ проникнут высоким нравственным чувством автора.
Все в рассказе подчинено раскрытию его основной идеи — страстного протеста против насилия и лицемерия. Этому служит и композиция произведения — «рассказ в рассказе», и все художественные
средства. То, что между событиями после бала и моментом, когда Иван Васильевич о них рассказывает, прошло много лет, даже десятилетий, говорит о важности и неслучайности тех впечатлений, которые получил герой-рассказчик в утро экзекуции.
Все события показаны глазами человека счастливого и влюбленного, такого счастливого, что даже спать невозможно: герой готов весь мир считать и добрым, и счастливым, и прекрасным. Именно это заставляет героя ярче и болезненнее почувствовать контраст между тем, какими кажутся люди на балу, и тем, какими они являются на самом деле.
Контраст между парадной стороной жизни России начала XIX века и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается благодаря тому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному и тому же плану, но насыщены резко различным содержанием.
Этот контраст является отражением подлинного положения вещей в русской действительности XIX — начала XX века и помогает понять отношение к ней самого Льва Толстого, беспощадно осуждавшего любую жестокость, в первую очередь социальную.
Рассказ Льва Толстого «После бала» имеет три основные части:
2. Рассказ Ивана Васильевича.
Однако и сам рассказ Ивана Васильевича распадается на две части, которые можно озаглавить словами текста:
1. «Бал был чудесный».
2. «Татарина гоняют за побег».
Таким образом видна композиция «рассказ в рассказе», позволяющая во введении и заключении «высказаться» самому автору, чаще всего при помощи несобственно-прямой речи: речи героя-рассказчика, плавно перетекающей в речь-оценку автора, и наоборот.
Рассказ о событиях, происшедших на балу и после бала, идет от имени Ивана Васильевича, свидетеля и участника этих событий.
— Представьте себе рассказчика таким, каким он был в юности, когда произошли события, описанные в рассказе. Составьте его словесный портрет.
— Что вы можете сказать о внутреннем мире героя-рассказчика?
— Возмущался ли герой какими-либо «несообразностями» в окружающем его мире? Выступал ли против крепостного права?
(Свой слуга-крепостной. Крепостные музыканты на балу.)
— Как вы думаете, знал ли он, что служба в армии в 1840-е годы длилась двадцать пять лет?
— Почему даже то, что он видит на поле рано утром, тогда не казалось ему «дурным делом»?
— Опишите юную Вареньку. Какие детали ее внешности и характера подчеркивает автор?
— Как вы полагаете, знает ли Варенька, чем занимается ее отец? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Перечитайте сцену танца Вареньки со своим отцом. Какое сходство между отцом и дочерью подмечает герой-рассказчик?
— Что умиляет рассказчика в облике полковника?
— Где и как проявляется истинная сущность полковника?
— Почему внутренний мир этого персонажа показан только через действия?
— Почему Толстой прямо пишет: «полковник был тип служаки николаевского времени»?
— Как ведет себя полковник на балу? Что говорит о его хорошем настроении?
— Каково настроение на балу самого героя-рассказчика?
— Влияет ли настроение Ивана Васильевича на его восприятие полковника? Каким образом?
— Почему юный влюбленный пошел утром на окраину города?
— Изменилось ли при этом его настроение?
— Перечитайте сцену экзекуции. С чего она начинается для героя-рассказчика?
(С музыки — «другой, нехорошей», не такой, как на балу.)
— Чему противопоставлена сцена экзекуции?
— Каким выглядит полковник на плацу? Как это описывает автор?
— Какие стороны характера полковника раскрываются в сцене экзекуции?
— Как меняется настроение героя?
— Как вы думаете, знал ли полковник на балу, что ему утром предстоит экзекуция беглого солдата?
— Какие детали экзекуции помогли юноше «изжить» свою любовь?
(Замшевая перчатка полковника, бьющая по лицу солдата, и кровавое месиво вместо тела беглого татарина.)
— Понимал ли полковник, что он делает? Поступал ли по закону?
— Какое чувство переживает герой-рассказчик?
(«Мне же было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)
— Определите основные черты характера героя-рассказчика.
(Иван Васильевич правдив и искренен во всем.)
— Каково отношение автора произведения к описываемым событиям? Обоснуйте свой ответ.
— домашнее сочинение «Почему рассказ Льва Толстого назван „После бала“, а не „Дочь и отец“, как было задумано изначально?».