Книги про Фандорина по порядку- Борис Акунин
Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.
Установилось мнение, которое я не разделяю, что читать произведения про Эраста Петровича следует согласно хронологии происходящих событий. Тем, кто придерживается такого же мнения опубликую книги про Фандорина в хронологическом порядке:
Книги про Фандорина по порядку согласно хронологии событий
(год происходящих событий, название произведения, место действия)
Продолжение истории Фандорина
В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.
Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.
Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.
Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.
Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!
Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.
В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь. Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.
Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.
Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.
Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.
Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации
(год издания, название, жанр, год и место действия)
Книги про Фандорина продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры. Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука Николаса Фандорина объединяет романы: Алтын-толобас (2000), Внеклассное чтение (2002). Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков (2005), Детская книга для девочек (2012). Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.
В 2020 году появилось новое произведение Бориса Акунина — Просто Маса. Его можно считать продолжением истории Эраста Фандорина. Вышло оно в непривычном для первой публикации формате. Это аудиоспектакль. Но, именно этот формат с музыкальными вставками, на мой взгляд, наиболее полно передаёт атмосферу Японии. Для меня Маса и японская тема всегда были очень притягательными. Иногда автор уделял им слишком мало внимания. В этом произведении он восполнил потерю.
Акунин намекнул на возвращение Фандорина
Воскрешать сыщика писатель не будет, но может рассказать о его прошлой жизни
Уже три года – с тех пор, как вышел роман «Не прощаюсь» – Борису Акунину все время задают один и тот же вопрос: воскреснет ли Фандорин? Ведь финал книги таков, что при желании автор мог бы вернуть своего героя к жизни… Есть ли такое желание, у писателя спросили и накануне его дня рождения. Акунин ответил однозначно: «Воскрешать Фандорина в произведениях, события которых происходят после романа «Не прощаюсь», я не собираюсь, но могу рассказывать из его жизни до того». Причем истории эти прозвучат в новых для автора форматах.
Фото: Геннадий Черкасов
20 мая Григорию Чхартишвили, более известному широкой публики по творческому псевдониму Борис Акунин, исполняется 65 лет. Накануне даты писатель признался, что ничего особенно устраивать не собирается. Может, сходит куда-нибудь с супругой, да и будет. «Мне это не интересно», – говорит писатель по телемосту из Лондона.
Акунина занимает другое – ему интересно пробовать новые для себя творческие жанры. Так, последний изданный роман фандоринского цикла «Просто Маса» – о жизни помощника детектива после смерти «господина» – был изначально задуман как аудиокнига. В аудио-формате могут появиться новые истории о Фандорине.
– Вообще я хотел бы возродить, к сожалению, забытый жанр полноценного аудиоспектакля, который так хорошо делали в советские времена, – сказал писатель. – В повествование можно встраивать разные звуки, интонации, музыку. Еще сейчас я готовлю книгу необычного для себя жанра – самоучитель по беллетристике. Она состоит из текста разных форматов, я учу людей быть беллетристами, показываю разные штуки-дрюки-фокусы, а после каждой главы даю задание читателю что-то написать. Это еще и сборник новелл.
А пока новые жанры зреют в голове одного из самых популярных писателей нашего времени, в свет вышел новый том его «Истории государства российского». Восьмая книга – предпоследняя в исторической серии – получила название «Лекарство для империи».
«Эпоха Александра II и Александра III дает ответ на вопрос: почему всё вышло так, как вышло», – значится в аннотации. «МК» спросил у писателя: какой же ответ ему пришел после погружения в ту эпоху?
– Вторая половина ХIХ века доказывает, какое это опасное искусство – революция сверху. – Общество сначала поддерживает правительство, пока оно проводит реформы. Потом правительство видит, что реформы заводят страну в опасную ситуацию, тормозит ее, а обществу это не нравится. С этого момента, с 1880-х годов, общество и власть находятся в постоянном конфликте.
Мне важно было понять, как это произошло, можно ли было этого избежать, как работают эти механизмы. Этот том называется «Лекарство для империи», потому что в России есть три силы – три идеологии и в каждой свое представление о России, ее счастье и благополучии. С одной стороны – государственники, для которых счастье в государстве, с другой – либералы в самом широком смысле, которые считают, что государство должно обслуживать человека. Третья сила – революционеры, которые считают, что государство надо разрушить и построить нечто другое.
– А каким вы видите счастье России?
– Мое представление таково: счастье страны – это когда каждый ребенок получает все, чтобы раскрыть свои дарования. Если человека подгоняют под систему, чтобы продлить удобную жизнь для государства, это не счастье. Моя новая книга «Дорога в Китеж» (художественное произведения, сопутствующее выходу исторического тома – М.М.) как раз о поиске счастья. Китеж – это невидимый град, образ прекрасной зачарованной России, куда пытаются найти дорогу все герои этого романа. Мы сейчас как раз утверждаем макет.
– Следующий том «Истории…» будет о революции. А напишите ли вы после о советском и постсоветском времени?
– Про советское время я не планировал писать исторических книг по очень простой причине: я хотел написать историю – не эмоциональную, а рациональную. А о советском я не могу не эмоционально. Вряд ли у меня получится объективно писать о Ленине и Сталине.
– Сообщалось, что в этом году должны начаться съемки сериала по вашей книге «Там» о загробном мире. Они начались?
– В чудесном мире кинопроизводства из сто зарождающихся проектов получается один. Пока про сериал «Там» нет новостей.
– Как вы относитесь к современным молодым писателям, например, Водолазкину или Яхиной? За кем следите, кого читаете?
– К сожалению, художественную литературу не читаю уже 20 лет. Современников читать вредно. Это сбивает с собственной волны. Если это плохо, то вянешь. Если хорошо, то начинаешь подражать. Хотя новый роман Яхиной прочитал, меня жена заставила, хороший…
Книги Бориса Акунина про Фандорина — список по порядку
В конце двадцатого века литературный рынок взволновал выход нескольких оригинальных детективных историй Бориса Акунина. Сердца и симпатии читателей мгновенно завоевал главный герой Эраст Петрович Фандорин – эрудированный, образованный, воспитанный интеллигент – типичный представитель аристократии царской России.
На сегодняшний день детективная серия насчитывает 16 книг, каждую из которых можно читать самостоятельно, не обращаясь к ранее выпущенным. Но, если вы хотите прочитать их в хронологической последовательности, мы собрали для вас книги про Эраста Фандорина по порядку.
Предлагаем вам ознакомиться с этим списком. В каждом произведении Борис Акунин создал головокружительный сюжет, полный секретов и хитросплетений.
1.Азазаель (1998 год)
События детектива разворачиваются в 1876 году. Не опытный, но усердный Эраст Фандорин служит на маленькой должности в московской сыскной полиции. Молодой чиновник мечтает о серьёзной работе, и судьба посылает ему шанс. Неожиданное самоубийство богатого студента среди белого дня потрясает Москву.
Эраст Петрович с головой уходит в расследование: опрос свидетелей, сбор улик и постижение сути дедуктивного метода работы. А между тем нашумевшее, казалось бы, самоубийство, оборачивается чередой не связанных между собой на первый взгляд смертей.
В истории открывается существование таинственной организации «Азазель», а Фандорин получает при исполнении служебных обязанностей первое ранение. Происшествия приобретают всероссийскую и даже мировую известность.
Увлеченный Фандорин едет с расследованием в Лондон, а по возвращении, впервые приставляется к награде. Впервые женится и теряет молодую супругу в результате злонамеренного взрыва.
Впервые и навсегда герой приобретает обелённые сединой виски и лёгкое заикание, которые становятся его визитной карточкой для читателя.
2.Турецкий гамбит (1998 год)
Шпионский детектив, все сцены которого разворачиваются на фоне действий русско-турецкой войны. 1877 год, Фандорин направляется на Балканы в качестве тайного советника Российской Империи, участвует в боях и даже получает контузию. А молодая и строптивая петербурженка Варвара Суворина рвётся на фронт, чтобы сказать своему суженому – шифровальщику Генерального штаба Армии – своё заветное женское «Да!».
Пути героев пересекаются в тот самый момент, когда дама нуждается в поддержке и защите, а господин Фандорин благородно приходит на выручку. Для чего? Чтобы вместе найти турецкого шпиона Анвара-эфенди, вероломно плетущего интриги и диверсии в тылу российской армии. Под подозрением все – от британского корреспондента и румынского полковника до русского военного руководства. Чем обернётся шахматная партия, читатель узнает сам.
Примечательно, что сам роман при чтении вызывает ощущение документальной хроники, поскольку каждая его глава начинается газетной заметкой. Акунин окружает читателя историей времени и буквально рисует сюжеты перед глазами.
3.Левиафан (1998 год)
Третий роман из серии книг «Приключения Эраста Фандорина». Написан в лучших традициях герметичного детектива, где место расследования строго ограничено, а круг вероятных преступников чётко обозначен.
Сюжет «Левиафана» может напомнить читателю известное «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Эти два произведения, действительно, похожи в хорошем смысле и являются истинными образчиками жанра.
События начинают развиваться в Париже, где происходит убийство именитого лорда, двоих его детей и слуг, которые были в доме.
К делу подключается полиция, и цепочка улик приводит к тому, что пятеро главных подозреваемых оказываются за одним столом на круизном корабле «Левиафан». Среди них достопочтенный дипломат Российской империи Эраст Петрович Фандорин, направляющийся с ответственной миссией в Японию.
Во время плавания Фандорину удаётся раскрыть серию преступлений, основываясь на исключительном природном чутье, внимании к деталям и излюбленном дедуктивном методе.
4.Смерть Ахиллеса (1998 год)
В Россию после дипломатической миссии из Японии возвращается заскучавший по родине Фандорин и попадает на службу к московскому генерал-губернатору. А здесь к прибытию Эраста Петровича уже всё готово: в день приезда убит славный военачальник, друг Фандорина по балканской кампании, Михаил Соболев, прозванный «русским Ахиллесом».
На обывательский взгляд, ситуация кажется банальным сердечным приступом. И только Фандорин мастерски распутает клубок несоответствий и докажет, что не хворь свалила бравого генерала, а намеренное покушение тайного убийцы.
В ходе расследования читатель познакомится с судьбой именитого наёмника, который впервые покушался на жизнь Фандорина в первом романе «Азазель», и волею автора встречается с главным героем спустя несколько лет. Имя ему Ахимас Вельде.
Хитрый, ловкий и жестокий киллер, поднакопивший на выполнении безжалостных поручений изрядное состояние. Ушедший на покой Вельде решает принять свой последний заказ – представить уход из жизни генерала Соболева естественным и не вызывающим подозрений способом. Заказ спускается сверху, инициаторы – высшие чины императорской власти. Причины крутых решений таятся в недопущении вероятного политического переворота, в котором подозревается Соболев.
Фандорин не только обезвредит наёмного убийцу, но и спасёт честь мундира умершего товарища. На руках у сыщика останется крупная сумма денег, собранная Соболевым на революционный переворот, которой аристократ распорядится в строгом соответствии со своими принципами и ценностями.
5.Особые поручения (1999 год)
Эта Книга про Фандорина представляет собой сборник двух повестей «Пиковый валет» и «Декоратор», написанных в оригинальном детективном жанре.
Повесть «Пиковый валет» расскажет читателю об одноимённой шайке мошенников, орудующих на улицах Москвы. Под предводительством отпетого афериста и бандита по прозвищу Момус преступная группа творит злодеяния, совершенно не страшась наказаний ни божьих, ни уголовных. Однако Фандорину претит подобное бесчинство, и вся банда будет выведена на чистую воду.
Повесть примечательна тем, что, вероятно, у Момуса был реальный прототип, что, к слову сказать, не доказанный факт, а простое предположение. Кроме того, у Эраста Фандорина появляется подмастерье – молодой, какой-то несуразный, но очень талантливый Анисий Тюльпанов.
Повесть «Декоратор» шокирует чередой жестоких преступлений: по Москве гуляет маньяк, убивающий жриц продажной любви, и оставляющий на их телах отметину Джека Потрошителя – кровавый поцелуй. За расследование примется Фандорин со своим помощником Тюльпановым. Преступник путает следы, меняя стиль убийств, и присылает следователю бандероли, наводящие на ложный путь. Власти Москвы негодуют и грозят генерал-губернатору Долгорукому свержением с поста. На кону не только спокойная жизнь горожан, но и карьера Фандорина.
6.Статский советник (1999 год)
Снова волнения на верхах чиновничьей власти, князю Долгорукому грозят позорной отставкой и даже пытаются её поторопить. С целью обличительного импичмента в Москву пребывает князь Пожарский, направленный на расследование политического убийства. Фандорин отчаянно бросается в пучину революционных страстей.
Постепенно Фандорин находит связь между Группой и князем Пожарским.
7.Коронация или Последний из романов (2000 год)
Статский советник оказывает услугу самому высшему обществу Российской Империи – царской семье. Мало того, действия всех описанных событий разворачиваются во время предстоящей торжественной коронации на престол императора Николая II. Столь деликатное дело связано с похищением ребёнка, которого в случае неповиновения грозятся вернуть убитым и изувеченным. Неизвестный похититель требует выкуп – знаменитый бриллиант из коронационного скипетра.
Изобличением преступников, посягнувших на святое, займутся советник Фандорин и дворецкий Зюкин, от имени которого, кстати, идёт повествование в романе. Захватывающий ход развития сюжета, заставляет забыть об авторском искажении исторических фактов и читать роман на одном дыхании.
8.Любовница смерти (2001 год)
Начало XX века, Москва. Новая эпоха, новые веяния, декаданс и радикальные взгляды на жизнь привели московскую молодежь к вступлению в тайное сообщество. Все члены клуба заинтересованы в том, чтобы свести счеты с жизнью. Каждый из них буквально жаждет рассмотреть ниспосланный знак Смерти, чтобы освободить свой дух от уз бессмысленного бытия.
Происходит череда нелепых и нескончаемых самоубийств. Чутьё Фандорина не подводит, и он добровольно вступает в сомнительное сообщество, чтобы вывести организаторов на чистую воду.
9.Любовник Смерти (2001 год)
Следующей книгой Бориса Акунина про Фандорина по порядку является «Любовник смерти». 1900 год, Москва. Все события детектива связаны с разбойничьим кварталом первопрестольной Хитровкой. Именно здесь Сенька Скориков, завсегдатай криминальных околотков, встречает любовь всей своей жизни, красивейшую женщину мира и решает, во что бы то ни стало добиться её расположения.
Перед чарами Смерти не устоял и сам Фандорин, которому предстоит расследовать таинственные убийства на Хитровке, спасти от напастей Сеньку и сохранить в добром здравии себя самого.
10. Алмазная колесница (2002 год)
Роман в двух томах, каждый из которых повествует о приключениях Фандорина, так или иначе, связанных со Страной восходящего Солнца, к которой советник испытывал особые чувства.
Том первый «Ловец стрекоз»
В самом разгаре русско-японская война 1905 года. Время не только открытых боевых действий, но серьёзных внутренних диверсий, государственного шпионажа и афер мирового масштаба. В центре сюжета шпион штабс-капитан Рыбников. А на защите государственных российских рубежей прозорливый интеллектуал Фандорин.
Том второй «Между строк»
Возвращает читателя в события, когда Фандорин пребывал в Японии с дипломатической миссией в 1878 году. Молодой дипломат поселится в Иокогаме и встретит женщину О-Юми, которая навсегда останется в его сердце и перевернёт его жизнь. Автор рассказывает историю не только любви Фандорина к удивительной Японии с её традициями и укладами, но и раскроет роковые интриги личной жизни титулярного советника.
11.Инь и Ян (2006 год)
Особенность произведения в том, что оно создавалось автором, как пьеса, для постановки в нескольких московских театрах.
Уходя из жизни, известный московский коллекционер, богач оставляет своим племянникам последнюю волю. Нажитые богатства распределяются дядей крайне несправедливо: все капиталы и особняк завещаны племяннице Инге, а племянник Ян удостаивается получить только старинный веер из дядиной коллекции.
Фандорин раскрывает уникальность предмета: веер способен творить чудеса, принося своему обладателю счастье и благополучие, цена которых – беды, обращенные во внешний мир.
Но, оказывается, некоторые знали о магических качествах веера еще до откровений Эраста Петровича. И за артефактом начинается поистине остервенелая охота.
12.Нефритовые чётки (2006 год)
Это целый список рассказов и повестей, открывающих читателю о главном герое больше информации. В сборник входит десять самостоятельных историй. В них персонаж Фандорина раскрывается в новом свете. Читатель узнает, почему мальчика назвали диковинным именем, откуда у него столь любимые нефритовые чётки и многое другое о привычках полюбившегося сыщика.
Каждый рассказ отправляет Фандорина в новое путешествие: то на Дикий Запад, то на Вологодчину, то вдруг во Францию или Великобританию. Каждая история – это маленький детектив, и один из них поведает об истории любви великого сыщика, которую ещё читатель не знал.
13.Весь мир театр (2009 год)
Тем временем в театре разворачиваются трагические события: один за другим погибают сотрудники. Дедуктивные способности, наблюдательность и интуиция как никогда необходимы Фандорину, но он поглощен новой любовью к солистке Альтаирской. Ситуация принимает нежелательный оборот. Советнику нужен не просто светлый ум, но и не замутнённый страстями рассудок.
14.Чёрный город (2012 год)
Россия на пороге войны 1914 года. По слухам на Николая II сподвижниками Ленина и Кобы готовится покушение. Главный организатор и исполнитель некто Одиссей. Поиски зачинщиков и исполнителей приводят Фандорина в Баку. Здесь сыщик понимает, что покушение на царя лишь повод увести внимание от истинных намерений политических заговорщиков. Не успев сойти с поезда, сам советник становится жертвой нападения, которые будут следовать очередью, не оставляя герою шанса на выживание.
Подогреваемая неспокойным временем, начинается забастовка нефтедобытчиков. И здесь же, в тёплом Баку, почему-то так, кстати, оказывается жена Фандорина. И отвлекает от поисков Одиссея просьбой знакомой отыскать исчезнувшую дочь. Фандорин не похож сам на себя. Возможно, это конец.
15.Планета вода (2015 год)
Ещё один калейдоскоп повестей о разных периодах жизни Эраста Фандорина. Все они объединены детективной сюжетной линией и темой воды в названии. Сам автор называет этот сборник – книгой про одиночество.
«Планета вода»
В едином сплетении сошлись детектив и фантастика, в лучших традициях Жюля Верна. Эраст Фандорин самостоятельно ищет богатства испанских конкистадоров, затонувшие где-то на просторах Атлантики. Но прекращает свою экспедицию, дабы обезвредить маньяка, охотящегося на детей и скрывающегося на острове Аруба.
«Парус одинокий»
Эраст Петрович берётся за расследование жестокого убийства игуменьи. Место трагедии – отдалённый женский монастырь. По одной из версий причиной убийства может являться редкое распятие, инкрустированное драгоценными камнями. На своём пути к правде Фандорин встречает массу препятствий. И это путь, который он должен пройти один.
«Куда ж нам плыть?»
В повести описаны события, происходящие в 1912 году. Фандорин с супругой направляются в Россию. Проезжая Польшу, Фандорин решает задержаться, чтобы помочь в раскрытии дела об ограблении почтового вагона «Торгового банка». Группа налётчиков совершила кровавое злодеяние. Следы приведут Фандорина к тем, кто стоит у истоков революции.
16.Не прощаюсь (2018 год)
Заключительная книга серии «Приключения Эраста Фандорина» возвращает читателя во время на сто лет назад – 1918 год.
Фандорин оправляется от серьезного ранения, полученного в Баку. Спустя три года комы, он возвращается к жизни. У его плеча верный помощник и товарищ Маса. А страна сотрясается под гнётом неостывших потрясений. Какое место найдёт для себя герой, какой финал ожидает его историю?
Как думаете, будет ли Борис Акунин и дальше радовать читателей книгами про Эраста Фандорина или история пришла к логическому завершению? Напишите своё мнение в комментариях.