Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 5, вопрос 3)
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» анализирует проблему насилия в общественной жизни. В основе конфликта рассказа резкий контраст между внешним благообразием и блеском представителей правящего класса и их внутренней сущностью, которая определяется жестокостью и бесчеловечностью по отношению к стоящим на нижних ступенях социальной лестницы.
Композиционно рассказ членится на две части, контрастно противопоставленные друг другу. Первая освещена ярким светом, пронизана праздничной музыкой и видимой красотой человеческих взаимоотношений. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, молодой влюбленный, для которого предмет его любви озаряет все вокруг и всех делает такими же прекрасными и доброжелательными. Рассказывая подробно о своих чувствах к любимой девушке Вареньке на балу у губернского предводителя, Иван Васильевич уделяет место и изображению Варенькиного отца по имени Петр Владиславич, «полковника с серебряными эполетами»:
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…»
В этом описании видно восхищение рассказчика внешностью отца своей любимой, однако некоторые детали должны насторожить внимательного читателя. Это, во-первых, упоминание о его груди, «небогато украшенной орденами», и указание на тип «старого служаки николаевской выправки». На основании этих двух деталей можно предположить, что служба полковника заключалась не столько в боевых подвигах, сколько в казарменной муштре. Но пока фигура полковника и лихая мазурка в его исполнении вызывают у молодого человека только чувство умиления. Любовь, которую он испытывает к Вареньке, распространяется и на ее отца.
Вторая часть рассказа неожиданно для повествователя позволяет ему увидеть обаятельного старика полковника совсем в ином качестве. На ожидание чего-то зловещего настраивает изменение музыкального лада рассказа.
Действие происходит ранним утром; Иван Васильевич отправляется прогуляться. «Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, а со всех крыш капало… Когда я вышел на поле… я увидал в конце его… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка».
И затем молодой человек становится невольным свидетелем сцены экзекуции, которой руководит столь почитаемый им отец Вареньки.
Начало сцены описано с использованием излюбленного толстовского приема остранения: герой все видит и слышит, но не может понять, что же происходит: «Я… увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой».
Впечатления Ивана Васильевича становятся все более кошмарными: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Ну, а как относится к этому полковник? Полученный вскоре ответ вызывает у рассказчика болезненное отвращение: отец Вареньки не только нимало не сочувствует в кровь избитому человеку, нет, он возмущен тем, что один из солдат попытался пощадить несчастного: «Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидал меня».
Иван Васильевич испытывает стыд; вероятно, полковнику тоже не ко времени встреча с поклонником его дочери, поэтому он и сделал вид, что не узнал молодого человека.
Это событие полностью изменило отношение героя не только к самому Петру Владиславичу, но и к его дочери. Ивана Васильевича поразило глубочайшее несоответствие между показным благородством людей, выглядевших такими красивыми и привлекательными на балу, в среде себе подобных, — и их внутренней бесчеловечной сущностью. У полковника она проявилась в служебном рвении, основанном на жестоком насилии. Иван Васильевич понял, что на балу отец Вареньки надевал своего рода карнавальную маску, чтобы скрыть свою натуру николаевского служаки, для которого подчиненные солдаты лишь пушечное мясо, а не живые люди.
Так отвратительная сцена, случайно увиденная Иваном Васильевичем, раскрыла ему глаза на противоестественность общественных отношений в России, на лживость и лицемерие власть имущих.
Сочинение Утро изменившее жизнь После бала 8 класс
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.
Может ли отдельный случай изменить всю жизнь человека? В центре этой истории судьба Ивана Васильевича, которая кардинально изменилась после одного случая в его молодости, потрясшего его до глубины души. Впечатление от тех событий было настолько сильным, что, даже спустя много лет, герой повествует о них, как о вчерашнем дне.
Иван Васильевич в студенчестве вёл светскую жизнь и его главным удовольствием были вечера и балы. Он вспоминает бал, когда он, окрылённый любовью к Вареньке, был безмерно счастлив. Он видел светское общество только с лучшей стороны и был в восторге от происходящего вокруг. Особые трепетные чувства он испытал при виде Вареньки, танцующей со своим отцом. Тёплые отношения полковника и дочери вызвали у главного героя благоприятное впечатление и позволили ему проникнуться симпатией к румяному и миловидному старику.
Он не знал, что через несколько часов вся его радость канет к лету и что перед ним откроется совершенно иная действительность. После безуспешных попыток уснуть он решил направиться к дому Вареньки и стал свидетелем сцены наказания провинившегося солдата. В полковнике, который без сожаления причинял боль живому человеку, молодой Иван Васильевич с ужасом узнал отца возлюбленной.
Герою стало стыдно за него, и он поспешил домой с тяжестью на сердце от увиденного. Он не мог понять такого негуманного отношения к человеку, пусть даже виновному, и всё вспоминал мольбы страдающего татарина: «Братцы, помилосердствуйте!». Минувший вечер показался ему фальшью, и его счастье сменила какая-то угнетающая тоска.
Этот случай повлиял на его дальнейшую судьбу, после него он сделал выбор в пользу нравственности. Хоть он и любил по-настоящему, но он не смог смириться с двуличностью светского общества. Образ Вареньки наводил его на неприятные воспоминания о бедном солдате, поэтому он всё реже виделся с ней. Прежде Иван Васильевич грезил о военной службе, но всю жизнь нигде не прослужил, так как испытывал отвращение к жестоким правилам в армии.
Нельзя сказать, что этот случай после бала мог так изменить всю его жизнь. С такой ситуацией мог столкнуться каждый, но не все бы поступили так, как главный герой рассказа Л. Н. Толстого. Именно нравственные принципы стали основой его выбора.
Вариант 2
Этот рассказ написал Лев Николаевич Толстой. Повествование ведется от лица главного героя Ивана Васильевича. Это молодой человек, достаточно богатый поэтому может себе позволить предаваться светским развлечениям. Учеба его не тяготит и каждый свободный вечер он проводит в обществе, то на вечерах, то на балах. Мечтательный, симпатичный он не обделен вниманием. В силу свой молодости он еще не испорчен светом и обо всем судит прямо. Так же и поступки, и людей он оценивает по внешнему виду и первому впечатлению. Весь мир ему представляется радостным, веселым. Ему еще не известна другая сторона жизни, но скоро он с ней познакомится.
Собираясь на очередной бал Иван Васильевич был особенно взволнован, на нем обещалась быть девушка в которую он был влюблен. Девушку звали Варенька, она была самая прекрасная.
Этот бал был самым лучшим, Иван танцевал почти все танцы с любимой, не сводил с нее глаз. Ему очень понравился танец Вари с ее отцом высоким мужчиной, интеллигентного вида. Все знали что он военный. Иван Васильевич тоже мечтал о карьере военного, поэтому ему было в двойне приятно, что отец его девушки имеет высокий чин. Галантный, учтивый, вот какие на самом деле военные, так думал молодой человек. Остроумный, умеющий поддержать разговор очень всем нравился.
Молодой человек все больше и больше влюблялся в прекрасную Вареньку, она так похожа на отца. Веселая, воспитанная, нежная о такой девушке только можно мечтать. Остаток бала Иван не отходил от своей пассии.
После бала, приехав домой он понял, что не сможет уснуть. Собрался и пошел прогуляться воспоминания бала не покидали его, счастливое лицо Вареньки стояло перед глазами, ноги сами понесли его к дому любимой. Под впечатлением происшедшего он сам не заметил как очутился рядом с домом Вареньки. Непонятный шум вернул его к действительности. Через строй солдат прогоняли беглого татарина наказывая палками. И самое неприятное было то, что этим наказанием руководил, душа компании, интеллигентный полковник. Заметив молодого человека он поспешно отвернулся как-будто не знал его, а наказание продолжалось.
Удивление, негодование пронеслось в голове у Ивана Васильевича. Он никак не мог ожидать от столь приятного в общении полковника такой жестокости. Неужели так может измениться человек за несколько часов. В нем нет ни капли искренности, наколько же он лицемерен! Чувства к Вареньке стали постепенно угасать и вскоре совсем исчезли. О карьере военного Иван больше не мечтал. Вот так несколько минут могут перевернуть всю жизнь.
Оказывается нельзя судить о человеке не узнав его получше.
Утро изменившее жизнь После бала
Л.Н. Толстой известен как писатель объемных произведений. Он творец глубоких и разноплановых романов. «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресенье» навсегда останутся жемчужинами в сокровищнице мировой литературы. Но были у классика и рассказы – короткие, но очень емкие и глубокие по смыслу произведения.
Рассказ «После бала» написан, когда Л.Н. Толстой уже был глубоким стариком. Он жил в Ясной поляне, работал на земле, занимался обучением крестьянских детей и литературой. Все балы для него давно отшумели. И подходил к концу главный из них – праздник жизни.
Что остается после бала, когда музыка смолкает, а гости разъезжаются? Пустой зал, мусор, разбитая посуда и остатки праздничного серпантина на полу. Все это уже не вызывает радости. После веселья остается горечь и пустота. Утро после бала отрезвляет.
Так и для героя рассказа такое утро стало роковым. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра». Герой, как и сам автор, уже не молод. И вспоминает события, произошедшие много лет тому назад. Тогда он был влюблен самой сильной и пламенной любовью. Л.Н. Толстой показывает нам сцену бала, нежную, молоденькую и ласковую девушку. Гости танцуют мазурку и кадриль. Хозяйка дома уговаривает юную героиню и ее папеньку «пройтись в танце». Весь зал с восхищением смотрит на эту трогательную сцену. Молодой человек в этот момент любит не только героиню, но и ее отца и все, что их окружает.
Рассказ построен на антитезе. Контраст не заставляет себя ждать. Веселая и романтическая ночь с танцами и весельем сменяется утром. Юный Иван Васильевич не мог заснуть, его переполняли чувства. В голове звучали ритмы мазурки и кадрили, а перед глазами стоял образ очаровательной Вареньки, танцующей со своим отцом. Юноша идет прогуляться. И видит безобразную сцену наказания солдата. И управляет этим бравый, но жестокий офицер – отец Вари.
Герой не задумывается тогда об этой жестокости, гонит от себя дурные мысли. И пытается это действо оправдать. Но любовь с того дня пошла на убыль. Он стал реже видеться с девушкой, а после и вовсе перестал.
Современники Л.Н. Толстого утверждали, что эта история отчасти основана на реальном случае. Брат автора в юности был влюблен в Варвару Корейш – дочь воинского начальника. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогоном сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Во времена правления Николая очень жестоко обращались с солдатами. Не было дня, чтобы кого-то не забивали до смерти. Это не только специфика военной жизни того времени, но и изнанка жизни вообще. Героя и читателя поражает двуличие человека. Его поведение на балу и на службе.
Также читают:
Картинка к сочинению Утро изменившее жизнь После бала
Популярные сегодня темы
Произведение создается в период перед отправкой поэта в кавказскую ссылку, в момент неустроенности его личной жизни и ограничения свободы творчества.
Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица
На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.
Василиса Премудрая в сказке «Царевна Лягушка» предстает как символ идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, хитрой, красивой и хозяйственной.
Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N.