Проверочная работа № 6. М. Ю. Лермонтов. Мцыри
• Прочитайте фрагмент произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выполните задания 1 — 9.
• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил.
1. Черты какого литературного направления, для которого характерно изображение ярких, исключительных героев, действующих в необычных обстоятельствах, нашли воплощение в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
2. К какому роду литературы относится названное произведение?
3. Укажите название композиционного элемента, представляющего собой описание природы:
Тянулся по горам кругом.
4. Установите соответствие между героями — яркими, сильными личностями — и названиями произведений, в которых они действуют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3) «Старуха Изергиль»
5. Назовите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
6. Последующее повествование представляет собой речь героя, его рассказ о днях, проведённых на воле. Каким термином обозначается развёрнутое высказывание персонажа?
7. В своём рассказе Мцыри противопоставляет жизнь на воле, наполненную яркими событиями и сильными чувствами, жизни, проведённой им в монастыре. Как называется противопоставление предметов или явлений в художественном произведении?
Ответ: антитеза / контраст.
• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
8. Каким предстаёт перед нами главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Главный герой предстает перед нами в образе свободолюбивого и мятежного юноши. Три дня на свободе символически воссоздают всю полноту жизни для Мцыри. Герой говорит, что его жизнь без этих дней была бы мрачной. Юноше давно хотелось «взглянуть на дальние поля», посмотреть на землю, на природу, понять, «для воли иль тюрьмы» родился человек. И в грозовую ночь, пока монахи молятся, герой сбегает из монастыря, который был для него тюрьмой.
9. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь». В чём сходство восприятия жизни лирическим героем стихотворения и Мцыри?
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Проверочная работа по поэме М. Ю Лермонтова «Мцыри»
Проверочная работа по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Прочитайте 2 главу произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и выполните задания 1 – 9.
Ответом на задания 1 – 7 является слово, или сочетание, или последовательность цифр.
Черты какого литературного направления, для которого характерно изображение ярких, исключительных героев, действующих в необычных обстоятельствах, нашли воплощение в произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
К какому роду литературы относится данное произведение?
Укажите название композиционного элемента, представляющего собой описание природы:
Тянулся по горам кругом.
Установите соответствие между героями – яркими, сильными личностями – и названиями произведений, в которых они действуют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Кирибеевич 1) «Тарас Бульба»
Б) Данко 2) «Песня про…. Купца Калашникова»
В) Остап 3) «Старуха Изергиль»
Назовите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Последующее повествование представляет собой речь героя, его рассказ о днях, проведенных на воле. Каким термином обозначается развернутое высказывание персонажа?
В своем рассказе Мцыри противопоставляет жизнь на воле, наполненную яркими событиями и сильными чувствами, жизни, проведенной им в монастыре. Как называется противопоставление предметов или явлений в художественном произведении?
Каким предстает пред нами главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь». В чем сходство восприятия жизни лирическим героем стихотворения и Мцыри?
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда не видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
В каменный панцирь я нынче закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решетка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Шит мой – чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя,-
Слезу и сдерну с лица я забрало.
Каждый ответ на задания 1 – 7 оценивается 1 баллом.
Критерии проверки заданий, требующих написания развернутого ответа на вопрос.
Если по критерию («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») выставляется 0 баллов.
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании
И/ИЛИ допущены 1- 2 фактические ошибки
Суждения не аргументированы текстом произведения
И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок
Логичность соблюдения речевых норм.
Отсутствуют логические, речевые ошибки
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая). Суммарно не более двух ошибок
Допущены две иди более ошибки одного вида( независимо от наличия /отсутствия ошибок других видов)
Критерии проверки заданий, требующих написания развернутого ответа на вопрос сопоставительного характера.
Номер материала: ДБ-821486
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Последующее повествование представляет собой речь героя его рассказ о днях
Тема 17. Проблема повествования и композиционные формы речи. Повествование, описание, характеристика
II. Учебники, учебные пособия
1) Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk / Пер. М.И. Бента (рукопись). “Отношение рассказчика к публике и к событию обозначают как повествовательную позицию. Ее правильное восприятие имеет величайшее значение для понимания произведения” (с. 313). “Видам речи противостоят формы речи. Они предполагают виды речи, процесс определенной речи. Они, тем самым, составляют смысл, цель речи. Но они и больше. Они — форма. Они придают завершенность любой речи, благодаря чему она имеет начало и конец. Они придают единство связному куску речи: они являются образами. Процесс описания превращается в описание, отдача приказания — в приказ или просьбу, или мольбу, процесс сообщения — в сообщение, процесс разъяснения — в разъяснение” (с. 236). “Речевые формы как структурные единства мы встречаем повсюду в повседневной жизни” (с. 237). 2) Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. С.167. “Что же такое повествование? Это манера ведения речи, способ рассказывания, зависящий от ее субъекта”. 3) Хализев В.Е. Теория литературы. “Слово «повествование» в применении к литературе используется по-разному. В узком смысле — это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. В более широком значении повествование включает в себя также описания, т. е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного. “ (с. 299). 4) Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. С. 279-295. “Итак, повествование — совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных автором-творцом “вторичному” субъекту изображения и речи (повествователю, рассказчику) и выполняющих “посреднические” (связывающие читателя с художественным миром) функции, а именно: во-первых, представляющих собой разнообразные адресованные читателю сообщения; во-вторых, специально предназначенных для присоединения друг к другу и соотнесения в рамках единой системы всех предметно направленных высказываний персонажей и повествователя” (с. 295).
III. Cпециальные исследования
1. Можно ли считать существующие определения понятия “повествование” однозначными или они двойственны и даже содержат в себе противоречие? 2. Что такое “композиционные формы речи”? Сравните в этой связи суждения В.В. Виноградова и В. Кайзера. Если Вы находите между ними нечто общее, попытайтесь объяснить это сходство. 3. Какие из “форм речи” характерны для основного субъекта “события рассказывания” в литературном произведении? 4. Разграничиваются ли в справочной литературе повествование, описание и характеристика в качестве композиционных форм речи? 5. Чем отличаются эти формы в речи повествователя от близких им высказываний персонажей? 6. Какое значение для решения проблемы повествования имеют приведенные суждения Бахтина о речевых жанрах и условных образах речевых субъектов? 7. Продумайте критерии разграничения трех значений слова récit в фундаментальном труде Ж. Женетта. Применимо ли к этой научной ситуации знакомое Вам противопоставление “события, о котором рассказывается” и “события самого рассказывания”? Если да, то может быть, одно из значений французского термина récit соответствует другому термину того же происхождения — сюжет? Если Вы так считаете, попробуйте найти в рассуждениях Ж. Женетта указания на бóльшее внутреннее родство и взаимообусловленность двух других значений слова récit.