Пословица к рассказу кто хозяин осеевой

Сказки

Урок по литературе. ПО В. ОСЕЕВОЙ «КТО ХОЗЯИН»

По В. Осеевой. Рассказ «Кто хозяин?»

1. Совершенствовать навыки чтения.

2. Развивать речь учащихся на примере рассказов по теме из личных наблюдений и опыта.

3. Прививать положительные качества личности – правдивость, честность.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме.

I. Организационный момент.

— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство.

— Приятной всем работы на уроке!

II. Речевая разминка.

Работа над скороговоркой.

Сколько есть у друга рук,

Все протянет другу друг.

Если так случится вдруг,

Что у друга нету рук,

Не судите друга строго.

Он протянет другу ногу.

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте скороговорку быстрее.

-Прочитайте скороговорку очень быстро, но без ошибок и чётко проговаривая все звуки.

-Прочитайте вслух (2-3ученика)

Сегодня уроке мы будем красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.

— Что было задано на дом? (4 ученика читают наизусть стихотворение)

Сообщение темы урока.

А вот чем мы будем заниматься на уроке, вы расскажите сами, после того как выполните задания в группах.

— Сложите слово из букв.

1 группа (определяет жанр произведения) Рассказ

2 группа (определяет автора произведения) Осеева

3 группа (определяет название произведения) «Кто хозяин»?

(на доске: Осеева «Кто хозяин?»)

Работа по теме урока.

– Рассказ В. Осеевой, который называется «Кто хозяин?». А почему он именно так называется, вы мне скажете чуть позже сами.

— Кого называем хозяином?

Чтение произведения учителем

Чтение произведения учителем.

Какие чувства у вас возникли после прослушивания рассказа? (чувства жалости, ответственности, сострадания).

«О ком этот рассказ и как звали героев?».

— Кто из героев рассказа вам понравился? Почему?

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

IV. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете выражение «перебита нога»? (На ноге рана, она сломана.)

– А что означает выражение «единственным хозяином»? (Хозяин один, а не два.)

– «Вскарабкался на дерево» – как вы понимаете эти слова? (Залез на дерево.)

Задание: «Как звали мальчика, который поступил правильно?».

5) Ответы на вопросы:

— Давайте ещё раз прочитаем рассказ В. Осеевой.

(читают 2 ученика 1абзац)

— Как у Коли и Вани появилась собака Жук? ( Коля и Ваня её подобрали. )

Где Коля и Ваня подобрали собаку? Прочитайте.

– Что было с Жуком? Прочитайте.

— Как мальчики отнеслись к собаке?

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (Коля и Ваня нашли собаку или Находка. ) (на доску)

— Продолжаем работу. Прочитаем далее рассказ. (чтение)

— Что произошло с собакой ребят?

— Кто бросился на помощь к собаке Жук?

— Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Коля спас Жука. или Спасение)

— Как же можно охарактеризовать характер Вани? (трус, чуткий, робкий)

Как же можно охарактеризовать характер Коли, как противоположность Вани? (Бесстрашный. Добрый, смелый, решительный)

— Можно ли ответить на вопрос В. Осеевой кто хозяин Жука? Почему?

– Кто ухаживал за собакой?

– О чём спорили мальчики? Прочитайте.

– Куда отправились мальчики с Жуком?

– Что случилось в лесу?

– Как поступил Ваня? А Коля? Прочитайте.

– Кто из ребят поступил правильно? Почему вы так думаете?

– Кто стал хозяином собаки? Почему?

— Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?

— Прочитаем название рассказа, почему же рассказ называется «Кто хозяин»?

— Как вы думаете, кто же оказался настоящим хозяином Жука?

— Чему учит нас этот рассказ?

– О ком и о чём читали?

– Кто же больше заботился о Жуке и любил его? Почему вы так думаете?

Читайте также:  Презентация на тему авторы литературных сказок

– Чему учит нас этот рассказ?

– Правильно, рассказ нас учит тому, что нужно всегда выручать из беды любого – будь то человек или домашнее животное, от правды некуда деваться, всегда и везде нужно говорить только правду.

Дружить можно не только друг с другом, но и с животными.

Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

У вас на партах лежат лучики.

Возьмите « лучики» которые лежат у вас на столах. Подержите их в ладонях. Передайте им тепло своей души, доброту, любовь.

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.

Номер материала: ДВ-315399

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «В.А. Осеева «Кто хозяин?»»

Описание разработки

Цели:

Формирование новых знаний;

Формирование навыка составление плана художественного произведения;

Формирование навыка монологической речи.

Ход урока.

I. Организация начала занятия.

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Многое хочу узнать.

II. Целеполагание и мотивация (разминка)

Работа над скороговоркой.

Сколько есть у друга рук,

Все протянет другу друг.

Если так случится вдруг,

Что у друга нету рук,

Не судите друга строго.

Он протянет другу ногу.

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте скороговорку быстрее.

— Прочитайте скороговорку очень быстро, но без ошибок и чётко проговаривая все звуки.

— Прочитайте вслух (2-3ученика)

— Какой звук повторяется в этих словах чаще других?

Работа над дыханием.

Накачивание воздуха –Ф-ф-ф

Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

— Ребята. Я сейчас вам прочитаю произведение, а вы узнайте какой жанр данного произведения.

(чтение мной произведения)

IV. Первичная проверка понимания.

— Ребята, вам понравилось произведение?

— Чем, что понравилось?

— Да, мы читали рассказ, а как вы узнали, что это рассказ?

— А о ком этот рассказ? Покажите это на модели.

— Молодцы, да это рассказ о детях.

— Представьте, что вы писатели, как бы вы озаглавили этот рассказ?

— А хотите ли вы узнать, кто написал этот замечательный рассказ?

— Для этого откройте учебник на стр. 66. Прочитайте фамилию автора.

— Кто же. написал этот рассказ? (В. А. Осеева)

— Как же, В. А. Осеева его озаглавила?(Кто хозяин?)

— Ребята, а как вы думаете, почему, В.А. Осеева озаглавила именно так рассказ? (ответы детей)

V. Физ. минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну. тогда все дружно встали,

Ножками потопали: раз. два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйтесь.

Влево тоже наклоняйтесь.

Покружились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три. Четыре, пять.

И читать. мы начинаем.

VI. Первичное закрепление.

— Давайте ещё раз прочитаем рассказ В. Осеевой.

(читают 2 ученика 1- ую часть)

— Как у Коли и Вани появилась собака Жук? (Коля и Ваня её подобрали. )

— Как мальчики отнеслись к собаке?

Читайте также:  Рассказы для детей про страны мира

— Какое чувство вы испытывали, когда читали? (радость)

(появляется весёлая мордочка)

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (Коля и Ваня нашли собаку или Находка. ) (Записываю на доску)

— Продолжаем дальше. И прочитаем следующую часть по ролям.

— Почему поспорили мальчики? (Спорили о том, кто является хозяином Жука. )

— Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?

(На доске появляется злая мордочка)

— Как можно озаглавить эту часть? (Спор- кто хозяин Жука) (Записываю на доску)

— Продолжаем работу. Прочитаем далее рассказ. (чтение)

— Что произошло с собакой ребят?

— Кто бросился на помощь к собаке Жук?

— Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?

(На доске появляется мордочка «Удивление»)

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Коля спас Жука. или Спасение)

— Как же можно охарактеризовать характер Вани?(трус, чуткий, робкий)

Как же можно охарактеризовать характер Коли, как противоположность Вани?(Бесстрашный. Добрый, смелый, решительный)

— Можно ли ответить на вопрос В. Осеевой кто хозяин Жука? Почему?

VII. Применение знаний и умений в новой системе.

— Ребята, а сейчас давайте вспомним все события, которые произошли в этом рассказе и и расположим картинки в нужном порядке.

(На доску выставляются картинки, дети их ставят на свои места и в это время пересказывают)

— А почему? А как ты думаешь?

— Ребята, а какая же картинка показывает спор мальчиков?

— Давайте, найдём эту часть в учебнике и попробуем прочитать по ролям в парах.

VIII. Контроль и самооценка знаний.

— А сейчас мы откроем рабочие тетради на стр. 40 и выполним задания.

1. Запишите имена мальчиков, которые ухаживали за собакой.

2. Кто был настоящим другом жука? Найдите ответ в тексте и допишите.

4. Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая подходит к рассказу В. А. Осеевой « Кто хозяин?»

Сделал добро не хвались.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

За друга умей постоять.

IX. Рефлексия.

-Молодцы. Ребята, вы хорошо поработали. Скажите, с каким произведением мы сегодня познакомились?(с рассказом В. Осевой « Кто хозяин?»)

— О ком этот рассказ? (о детях)

— А какие произведения В. А. Осеевой вы ещё знаете?

(«Печенье», «Три товарища», «Потерянный день», «Кто наказал его»)

— О ком эти рассказы?

— Ребята, если вам было интересно на уроке и у вас всё получилось, то нарисуйте своё настроение.

Источник

Урок литературного чтения «В. Осеева «Кто хозяин?»» (УМК «Начальная школа XXI века»). 1-й класс

Класс: 1

I. Организационный момент

Психологический настрой

Из глубокого колодца
(Руки поставить в форме буквы «О»)
Солнце медленно встает.
(Руки поднимают над головой)
Свет его на нас прольется,
(Руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется,
(Руки параллельно опущены вниз)
Новый день оно начнет.
(Руки широко развести)

– С наступлением нового дня! Пусть он будет радостным, солнечным, как ваши улыбки.

II. Проверка домашнего задания

– С каким произведение знакомились на прошлом уроке? (Добрая лошадь)
– Кто автор? (Михаил Пляцковский)
– Назвать жанр произведения, тему. (сказка о животных)

Разгадывание кроссворда (презентация слайд №1)

– Почему лошадь добрая? (не хвасталась, подержала цыпленка)

III. Работа по теме урока

1. Вступительная беседа

– Посмотрите на портрет. Кто это? Хотите узнать?

Биография (биографию писателя рассказывают учащиеся, учитель демонстрирует презентацию. ‹Приложение 1›)

Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. Сегодня она праздновала бы день своего рождения.
В. Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. (‹Приложение слайд №2›)
Став взрослой, она поняла, что ей нравится проводить время с детьми. 16 лет Валентина проработала воспитателем детей, оставшихся без родителей. Для них она писала пьесы, придумывала игры, сочиняла сказки. Главные герои ее произведений были дети. (‹Приложение слайд №3›)
По требованию своих воспитанников В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А потом вышла ее первая книжка «Рыжий кот». (‹Приложение слайд №4)

– В. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать»
– Как вы понимаете эти слова?
– Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.

Читайте также:  Пересказ сказки погорельского черная курица или подземные жители

2. Отгадывание загадки

? Отгадав загадку вы узнаете одного из персонажей произведения, которое мы будем читать.

В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (собака)

– Кто будет одним из персонажей текста? (собака)
– Откройте учебник на странице 66-67, посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен? (дети)
– Как вы думаете кто будет главными героями произведения? (дети)
– Давайте проверим свои предположения, прочитав текст.

3. Чтение рассказа учащимися про себя

– Оправдались наши предположения? (да)
–Кто главные герои произведения? (дети)

Физминутка

– Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока. (мало уметь читать, надо уметь думать)
– Давайте будем читать текст и учиться рассуждать и думать!

4. Чтение произведения по частям, словарная работа, составление плана

Часть 1

– Как звали собаку? (Жук)
– Кто ухаживал за Жуком? (мальчики Ваня и Коля)
– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? (оба)
– О ком говорится в первой части? (о Жуке)
– Как можно ее озаглавить? (Жук)

Доска

В. Осеева

Часть 2
– Как понимаете выражение «горячо спорили»? (перекрикивали, разговаривали на повышенных тонах, эмоционально)
– О чем спорили? (кто будет хозяином Жука, чья собака)
– Почему никто не хотел уступать в споре? (каждый считал ее своей)
– Как можно озаглавить часть? (спор)
Часть 3
– Объяснить значение выражения «поспешно вскарабкался». (быстро залез)
– Что произошло в лесу? (выскочили собаки)
– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? (Коля)
? Как можно озаглавить? (Хозяин)
– Прочитайте заголовок.
– Ответьте на вопрос: кто хозяин Жука? (Коля)
– Почему? (он пришел на помощь Жуку)

Физминутка

5. Дифференцированная работа, работа в парах

– Повторение правил работы в парах

I группа: прочитать спор мальчиков по ролям
II группа: нарисовать модель обложки
III группа: в рабочей тетради на стр. выполнить задания № 1,2

6. Проверка работы групп (кроме модели)

Чтение спора мальчиков.
Рабочая тетрадь задание №1. (Коля, Ваня); задание №2 (но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку)
– Какие качества характера помогли Коле прийти на помощь другу в трудную минуту? (смелость, решительность, находчивость, бесстрашие)
– Какой девиз нашего урока? (мало уметь читать, надо уметь думать)
– Над чем же заставляет задуматься произведение? (не испугаться, вовремя прийти на помощь другу)

7. Работа с моделью

Модели прикрепить на доску. Отчет пар, самооценка

8. Рефлексия

– Возьмите листочки.
– Кто изображен? (собака)
– Что заметили? (нет хвоста)
– Дорисуйте.

Вывесить работы на доску.

– Почему хвост крючком? (у собаки хорошее настроение)

IV. Итог урока

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Источник

Познавательное и интересное