«Лисичкин хлеб» читательский дневник
«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Название: Лисичкин хлеб
Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1939 год
Главные герои
Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
Сюжет
Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
План пересказа
Главная мысль
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.
Отзыв
Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.
Конспект ООД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Рощупкина Юлия
Конспект ООД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Технологическая карта занятия
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: ознакомление со рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения и проведения дидактической игры с использованием ИКТ оборудования
обучающие: ознакомить с произведением М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Выяснить понимание содержания рассказа.
развивающие: формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).
воспитывающие: воспитывать доброе отношение к жителям леса. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга. Воспитывать интерес к книге.
Дополнительные задачи: набрать большее количество фишек и победить.
Словарная работа: копуля, обомлела.
Планируемый результат занятия: ознакомились с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения и проведения дидактической игры с использованием ИКТ оборудования
Подготовительная работа: исп. художественного слова (загадка, пословица, создание дидактической игры, сюрпризный момент (конверт, люлька, фишки.
Материалы и оборудование: хрестоматия для детей подготовительной группы, ИКТ оборудование, ноутбук.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап (1-2 мин) Создание мотивации к занятию.
Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию (умение работать индивидуально, коллективно для достижения общей цели) Приветствие.
Загадка: Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки высоченны – до небес! Называют его. (Лес)
Вы знаете, что в лесу каких только чудес не бывает. Вот вчера Старичок-Лесовичок оставил такую чудесную книгу. Я ее для вас принесла. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на картинке? Кто на ней изображен? Сегодня мы прочитаем один рассказ, называется он «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе (портрет М. Пришвина) Словесный,наглядный: показ с называнием. Здороваются.
Дети отвечают на загадку.
Слушают педагога, отвечают на вопросы Привлечение внимания, внутренняя мотивация и деятельность
2. Основной этап (10 мин)
2.1. Этап постановки проблемы Подвести к прочтению. Обозначить проблему. И сегодня мы познакомимся с произведением М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
(Показать картинку художника Геннадия Соколова)
Нам встретятся незнакомые слова:
копуля – это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.
Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.Словесный: образец речи Внимательно слушают Расширение кругозора детей
2.2. Этап ознакомления с материалом Развивать мыслительные операции, внимание, память. Первичное восприятие
Словесный: чтение Слушают рассказ Любознательность и активность.
2.3. Этап практического решения проблемы Совершенствовать навыки детей давать ответы полными предложениями;
упражнять в умении сравнивать, обобщать.
Соблюдать технику безопасности;
развивать образные движения посредством игры;
Какие названия трав вы запомнили? Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?
Молодцы, какие вы! А теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!
Игра на ИКТ (техника безопасности «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) Словесный, наглядный, продуктивный Отвечают на вопросы, проявляют инициативу, смекалку. Осознание себя как участника творческого познавательного процесса
3. Заключительный этап (2-3 мин)Рефлексия: провести анализ всего занятия, сделать выводы, ответить на вопросы Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб).
А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М. М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новый рассказ. Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Ребята, вы молодцы! Мне было очень интересно с вами. Вы постарались и выполнили все задания.Словесный:
Вопросы, ответы, беседа.
Групповая форма работы Отвечают на вопросы воспитателя, анализируют Дети сделали вывод и положительно оценили проделанную работу
Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Домашние птицы» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь.
Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.
Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.
Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.
«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.
Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Произведения Михаила Пришвина» «ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ПРИШВИНА»- ко дню рождения Михаила Михайловича Пришвина. Цель: Вспомнить с детьми рассказы Михаила Пришвина, любимые.