Пословица к сказке колобок выражающая смысл сказки 2 класс

Сказки

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о сказке «Колобок»

В русской народной сказке «Колобок», в обработке К.Ушинского, главным героем является испеченный из муки Колобок. Его испекла старуха по просьбе старика. Пока Колобок остужался на окошке, ему стало скучно, и он решил отправиться в путешествие. Нрав у Колобка веселый и всем встречным зверям он пел задорную песенку о том, как он появился на свет и как он ловко ушел от бабки и деда.

Сначала ему повстречался заяц, который сказал, что съест его. Но Колобок спел ему свою песенку, а в конце добавил, что и от зайца уйти не трудно. И ушел. Затем на его пути встал серый волк, который тоже был не прочь съесть Колобка. Но после исполнения веселой песенки, в которой уже была добавлена строчка про то, как Колобок ушел от зайца, наш герой заявил, что он и от волка уйдет. И действительно, ушел.

Следующим навстречу ему попался грозный медведь, который гнул кусты и ломал хворост. Он заявил Колобку, что съест его, но в ответ от того услышал веселую песенку, где уже были строчки и про зайца, и про волка и про него, медведя. В итоге, и медведь остался с носом.

А вот лиса, попавшаяся Колобку следующей, не стала ему угрожать, а наоборот, похвалила за красивый внешний вид. Колобку похвала понравилась и он спел свою песенку и лисе, добавив, что от нее он тоже уйдет. Но лиса притворилась, что не расслышала слова песни и попросила Колобка сесть на нос и ещё раз исполнить песню. А когда тот доверчиво приблизился, лиса схватила его и мигом съела.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Колобок» состоит в том, что нельзя быть слишком самоуверенным и беспечным, особенно при встрече с незнакомцами.

Сказка «Колобок» учит не поддаваться на лесть. В жизни важно уметь вовремя распознать льстивого хитреца, который внешне благожелателен и добр, а в душе стремится причинить зло. Колобок не сумел распознать в лисе опасного собеседника и поэтому пострадал от ее острых зубов. Сказка «Колобок» также учит тому, что не надо «садиться кому-то на нос», нужно соблюдать дистанцию, и тогда, глядишь и осложнений удаться избежать.

Какие пословицы подходят к сказке «Колобок»?

Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
Доверяй, да проверяй.
Где нет осторожности, там никакая мудрость не поможет.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Колобок катился и докатился: психологи объяснили смысл популярной русской сказки

Ещё со школы мы знаем, что сказки детям рассказывали для того, чтобы подготовить их ко взрослой жизни. Почти в каждой народной сказке есть своя мудрость и определенная цель.

Наиболее любимая психологами сказка — «Колобок». Пожалуй, нет ни одного психолога, который бы не попробовал разобраться в этой, казалось бы, простой детской сказке.

На сайте Livejournal ведущие психологи России провели небольшой психоанализ над сказкой про Колобка. Редакция Sm-news подобрала лучшие версии трактовки сказки.

Гиперопека и путь к самостоятельности

Старик и старуха испекли колобок. А почему, собственно, они решили это сделать? Судя по сказке, детей у них не было, но под старость лет захотелось, вот и сделали они себе этакий любопытный экземпляр.

Почему же они хотели его съесть? Психологи объясняют, что таким образом в сказке отображена гиперопека, которая может поглотить ребенка. Собственно, поэтому колобок от них и сбежал, ведь ему так хотелось самостоятельности.

Хищные звери, которых наш круглый герой встречает в лесу — это умело расставленные жизненные трудности. С каждой трудностью Колобок справляется, но вот когда перед ним появляется лиса, он попадает впросак. А почему? Потому что лиса-то оказалась хитрее Колобка, умело применила лесть в нужный момент. А Колобок, ослепленный ее словами, доверился и был съеден.

В чём же мораль сказки? По мнению психолога, финал Колобка воспитывает невротическую и зависимую личность. Суть в том, что не ходи из дома, не убегай от родителей и не будешь съеден.

Возможно, такая мораль была актуальна в древние времена, но не сейчас, когда в обществе приветствуется самостоятельность.

«Царевна-Лягушка», «Колобок», «Морозко», «Иван-Царевич и серый волк» — эти и другие русские народные сказки знакомы нам с раннего детства. Они и веселили нас, и вызывали неподдельный интерес, и страшили, и баюкали. Сказка – это мудрость, которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Но только ли для детей?

Фольклор сложился ещё до появления литературы. Сфера его передачи была исключительно устная, что отличает его от литературы, которая обязательно фиксируется в письменных источниках. Ещё одной важной чертой является концентрация в фольклорных текстах особенностей мировоззрения, ценностей и верований всего русского народа, отражение его ритуалов и традиций.

Русские народные сказки были своего рода мифом, всё в них было символично – за каждым образом стояла целая система смыслов и верований древних славян. Так становится понятно, что сказки изначально не были ориентированы на детскую аудиторию. Со временем глубинный символический смысл оказался стертым, и они начали пониматься буквально. Таким образом, детские сказки в занимательной форме возвращают нас к нашим истокам.

Сказки «сказывались», то есть сферой их бытования являлось устное народное творчество. Детские сказки – один из самых древних видов фольклора. Их передавали от поколения к поколению из уст в уста. Из-за особенностей передачи сказки могли постепенно меняться, ведь каждый рассказчик привносил в них что-то своё. Тем не менее, основная линия сюжета, ведущие герои и мотивы оставались неизменными.

Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

У сказок есть своя особая структура — в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные русские народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка — ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок — волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом которых стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).

Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поет свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

Волшебные сказки для детей полностью построены на вымысле, и заключают в себе особый мир со своими законами. Они имеют сложную структуру, определенные композиционные схемы, круг сюжетов и мотивов. Нам всем хорошо известны герои русских волшебных сказок.

Например, Иван-Царевич – наиболее часто встречающийся герои сказок. Обычно это младший из трех сыновей (как и Иван-дурак). Основные его характеристики — готовность помогать и защищать слабых, бороться со злом. Героя зачастую сопровождают чудесные помощники, например, серый волк (одноименная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»), говорящая щука, которые помогают ему найти волшебные предметы (скатерть-самобранку, волшебный клубок) и приходят на выручку в борьбе с противником.

Читайте также:  Рассказ виноградова как он ехал на войну

Зачастую Иван-Царевич не знает о своем царском происхождении, и в результате своей победы он возвращается себе богатство и трон. Также важен мотив женитьбы на прекрасной царевне. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» Иван-Царевич спасает Василису, которую злой Кощей похитил и спрятал в глубоком подвале, чтобы забыла она белый свет и вышла замуж за злодея. Но доброе сердце Ивана-Царевича и сила его помощников оказываются сильнее чар Кощея.

Василиса Премудрая – героиня русских сказок, в которой соединились и красота, и богатый ум, и смекалка, и мудрость, и женская мягкость. Она и прекрасная рукодельница, и обладает волшебными чарами. «Премудрая» и «прекрасная» – равнозначные эпитеты, так как для русского человека «красота» была синонимом «мудрости». Ради этой прекрасной героини и совершаются подвиги, и самый простой Иван-дурак может стать царевичем.

Именно Иван-дурак является ещё одним известным персонажем русских сказок, который благополучно проходит все испытания, побеждает противника, берет в жены царскую дочь, обретает славу и богатство. Также Иван в процессе прохождения испытаний добывает какое-либо волшебное животное, которое становится его другом-помощником и верно ему служит. Например, Сивка-бурка.

Важной составляющей частью волшебной сказки является наличие какого-либо запрета, и поэтому поворотным моментом сюжета служит мотив его нарушения. Именно в этой ситуации обычно появляются противники, антагонисты главных героев, которые чинят препятствия, реализуют карающую функцию сказки. Это всем известные Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч.

Баба-яга представлена в двух своих основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как помощница главного героя. Баба-яга символизирует границу перехода из одного – привычного герою, обычного мира — в мир иной, сказочный и волшебный. Выглядит она весьма пугающе и живет в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что дела ее полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой на протяжении всего повествования ищет, так как волшебная сказка зачастую построена на мотиве поиска утерянного предмета. Часто Яга прямо помогает герою, дает ему советы или волшебные предметы.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает ее.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козленка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

Другая характерная особенность этого рода сказок — выполнение сложных задач, например, борьба героя с Кощеем или Змеем-Горынычем.

Как мы знаем, счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра и справедливости. Мы видим, что возможности неограниченны, что эту победу может одержать как Иван-Царевич, так и Иван-дурак, что делает доброту, открытое сердце и смекалку крайне важными качествами как для героя, так и для слушателя сказки.

В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трех братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Бытовые сказки ранее считались низким жанром, так как они раскрывали социальную неправду и сатирически высмеивали негативные черты людей.

Все эти многочисленные сюжеты и темы сказка преподносит простым и поэтичным языком. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Как мы видим, наши любимые детские сказки можно воспринимать по-разному. Для кого-то это повод вернуться в идеальное пространство детства, где любые несовершенства побеждаются светом и добром. Можно изучать сказки для детей подробнее и попытаться разгадать их мифологические загадки. А также сказки просто приятно читать, так как они хранят очарование живой устной речи и прививают особенный языковой вкус.

В любом случае, русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Младшим ничего не оставалось

Другая версия трактования сказки с точки зрения психологии гласит, что Колобок — далеко не единственный, а просто самый младший ребенок в семье. В древности на Руси младшим детям ничего не оставалось в наследство, и с раннего возраста они были вынуждены уходить из дома в поисках лучшей жизни.

Хитрость

Персонажи сказки ведут себя по-разному. Лиса представляет собой собирательный образ зла в обличии добра. Хитрость лисы сродни лицемерию. Она обманом заставляет Колобка поверить, что заинтересована его красотой. Лесть дает ей преимущество и помогает добиться цели, то есть съесть жертву. Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям. Лучше вынести этот урок из сказки, чем столкнуться на личном опыте. Цель: развитие познавательной сферы детей.
Задачи: 1. Развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, речь, память, мышление, воображение, повышать уровень осведомленности.
2. Развивать сплоченность группы, эмпатию, навыки сотрудничества.

3. Развивать чувство прекрасного, доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: куклы бабушки, зайца, волка, медведя, лисы, домик, колобок; 6 разрезных картинок

Жена — зло

Источник

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

Предыстория

В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.
В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.



Колобок как олицетворение качества человека

В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

Хлебная символика

Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

И пес перед хлебом смиряется

Только ангелы с неба не просят хлеба

Читайте также:  Рассказы джерома к джерома список

Хлеб греет, не шуба

Худ обед, коли хлеба нет

Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.


кадр из м/ф «Колобок»

Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.



Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе.

Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

Астрономическая

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды.

В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта.

Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

Юнгианская интерпретация

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа.

Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя.

Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

Мистическая

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

Почему колобок положили остужаться?

Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):

Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова. Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили. Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».

Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.

Почему колобок укатился?

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Колобок не стал ждать своей участи и укатился. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в аналогичных зарубежных сказках, как правило, хлебный человек с ногами, а в русской сказке – колобок «покатился». В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься. В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».

Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно плачевно.

Анализ сказки Колобок

Сюжет сказки простой. Образ Колобка необычный и привлекательный. Если для малышей 1-2 лет сказка Колобок интересна в развлекательном, эмоциональном и развивающем плане, то для деток постарше она еще и поучительна. Чему учит сказка Колобок? Непослушный, хвастливый и самовлюбленный Колобок забыл об осторожности, опыта общения с незнакомцами у героя не было, попался на лесть хитрой Лисички – и поплатился. С воспитательной целью предложите детям-дошкольникам проанализировать давно знакомую им сказку, пусть задумаются о поведении Колобка, проведите параллели с различными ситуациями из жизни и помогите сделать правильные выводы.

Читайте также:  Рассказ про евгению и андрея громова

Значение песни Колобка

Колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на неправильный путь.

Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем… То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.

Пословицы к русской сказке «Колобок»

«Колобок» — первая или в числе первых и самых любимых сказок многих малышей. История забавного Колобка, который насвистывает весёленький мотивчик, интересна и запоминается на лету. Омрачает её лишь грустное окончание. На просторах Европы есть множество похожих на нашего «Колобка» сюжетов. Например, у немцев центральное действующее лицо подобной истории – Блин, а в Британии – Пряничный Человечек.

Несмотря на кажущуюся простоту, в сказке «Колобок» прячется вековая народная мудрость. Давайте проиллюстрируем известный сюжет из ещё одного неиссякаемого источника опыта поколений — пословицами разных народов.

Жили-были, как в сказках водится, старик со старухой. И вот старику что-то в голову взбрело (или просто наступило время ужина), и он пристал к бабке с просьбой: испеки, мол, колобок. А бабка в удивлении: «Из чего печь-то? Муки в доме который день нет». Дед, конечно, как любой мужчина, быстро нашёл выход из положения: посоветовал супруге «по сусекам поскрести, авось чево сыщется». Как говорят на Руси: «Что поставят, то и кушай – хозяина в доме слушай». Старуха, конечно, подчинилась, кое-чего и пожарила Колобок да положила его на подоконник — студиться.

Колобок лежал – лежал на деревянном подоконнике, свежим воздухом дышал, а потом скатился на стул, упал на пол, покатился к двери и шасть на улицу! Свобода! Побежал Колобок, куда глаза глядят.

Катится по дороге, катится, и встретил Зайца. Смотрит Косой: вкуснятина сама — одна, без хозяина, по дороге катится. Ничейная. Обрадовался! И вместо «Здрасьте» провозгласил герою: «Я щаз тебя съем». Но Персонаж-из-Муки тоже не дураком народился (откуда ума да опыта набрался, непонятно, но всё же). Ответил он Зайцу: «Не надо меня есть, я невкусный, а вот пою я хорошо, послушай!». Затянул мотивчик заводной, усыпил бдительность потенциального поедателя – и ускользнул потихоньку.

Катится Колобок дальше, вокруг глядит, любуется пейзажами – а навстречу ему Волк. И тоже думает: «Что это еда по дорогам катается, забыл видимо, кто. Вот удача, а то живот как раз к спине прилип!» Как в эвенкийской пословице: «Вода не любит мягкого дна, желудок — пустоты». И завёл с Колобком тот же самый разговор: я тебя, мол, съем. А Колобку понравилось внимание аудитории к его певческому таланту, да и жить хотелось очень. Вот и ответил он Волку в том же ключе: не ешь меня, мол, подожди, песенку послушай. Волк согласился, потому как был ещё не настолько голоден, чтобы терять разум и элементарное чувство сострадания. Как в русской пословице: «Добр волк до овец, да пасти ему не дают». А Колобок снова применил ту же технику отхода, что и с Зайцем: запел песенку о том, как он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл, от зайца ушёл – и от волка уйдёт. И, не поверите, ушёл! Быстро и тихо. Прям разведчик – шпион, а не Колобок!

Катится круглый вундеркинд дальше, катится – а навстречу ему Медведь. Испугался Колобок немного: не знал он, что есть в лесу такие большие и сильные звери. А Косолапый с утра позавтракал неплотно, а обед себе ещё не поймал, поэтому был в меру зол и разочарован в жизни. Вот и приветствовал гостя лесного фразой «Я тебя съем». А Колобок даже не обиделся – привык уже. И по намеченной схеме ответил: «Не ешь меня, Михал Потапыч, подожди немного, я тебе песенку спою». Потапыч согласился, но уточнил, что песенка не должна быть слишком длинной, потому как он скоро сильно проголодается – и тогда Колобок «арию» свою точно не допоет. Колобок согласился – и завёл всё тот же мотив о своей короткой жизни: как он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от зайца ушёл, и от волка ушёл – и от медведя обязательно уйдёт. И растворился в море листвы – только Косолапый его и видел! Прямо как говорят в России: «Медведь грозился – да сам в яму свалился».

Покатился Колобок дальше по дороге. Расслабился, гордиться собой стал, решил, что мир лежит у его ног и беспокоиться больше не о чем. И вот в этот шаткий момент нашему герою повстречалась Лиса – рыжая краса. Как говорят русские, «На кривой дороге вперёд не видать». Лиса, к слову, очень любила булочки. Вот и не могла устоять перед вкусным хрустящим Колобком.

«Я тебя съем», — говорит Лиса Колобку. А Колобок глядит на неё чуть ли не насмешливо. «Тоже мне, поедательница, — думает. – Меня такие страшные да сильные звери пытались съесть и не съели! А тут какая-то рыжая девка кусочек хочет откусить! И что она о себе возомнила!» Но все же смилостивился Колобок над Лисой и решил порадовать девку неразумную хотя бы своим творчеством. «Не ешь меня, я тебе песенку спою» — ответил.

А Лиса песни обожала: красивые, про любовь, про жизнь, про… Да про все на свете, лишь бы красивые. Поэтому и согласилась. А ещё поняла она, что Колобок хочет её обмануть – и решила немного поиграть со строптивой добычей – благо, была не особо голодна.

В общем, Колобок запел ту же самую песенку: как он от бабушки ушёл, потом от дедушки, от зайца и от волка, а ещё и от медведя. И поэтому, дескать, от лисы он и подавно убежит.

Закончил песенку Колобок. Впервые за всю свою жизнь короткую. Лиса изобразила бурный восторг и попросила повторить, сев к ней на носок (потому что она, дескать, слышит плохо). Колобок, обрадованный, согласился, сел к хитрюге на нос, затянул песенку повторно, а она его – ам – и съела!

Вот так и закончилась недолгая жизнь умного, но легковерного Колобка. Прям как в ливской пословице: «Кто всему верит, того часто обманывают».

*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Колобок»; краткое содержание сказки «Колобок».

Другое понимание

Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:

Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращению: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и укатился. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы…если не вернулся?

Источник

Познавательное и интересное