Пословица к сказке коза и баран тукай

Сказки

Сказка о Козе и Баране (Пер. С.Липкина)

Жила-была семья в давнишние года.
И мужа, и жену замучила нужда.
Была Коза, Баран у бедных тех людей,
Коза была худа, Баран — еще худей.

Сказал однажды муж: — Послушай-ка, жена,
На сено с каждым днем теперь растет цена,
Давай прогоним прочь Барана и Козу
И на базар тогда я сено отвезу.

Жена ему в ответ: — И вправду, муженек,
Не вижу я, какой от них нам будет прок.
В обузу нам Баран, и в тягость нам Коза —
Пускай пойдут они куда глядят глаза.

Барану и Козе как поступить сейчас?
Исполнить надо им хозяина приказ.
Вот, взяв с собой суму, они пустились в путь
В надежде, что ночлег отыщут где-нибудь.

Пошли. Идут, идут дорогой полевой.
Навстречу — ни души, ни мертвой, ни живой.
Идут, не ведая, далеко ли идти.
Вдруг волчью голову находят на пути.

Но боязно Козе поднять ужасный груз.
Робеет и Баран: ведь он известный трус!
Стоят они, дрожат, раскрыта их сума.
Коза твердит: — Возьми! — Баран: — Возьми сама!

Коза: — Ты, дядюшка, поднимешь без труда!
Баран: — А ты смелей гораздо, борода!
Застряли на пути, ни взад и ни вперед.
Находку в руки взять — обоих страх берет.

Стояли бы до ночи, вздыхая тяжело,
Но спутникам на ум решение пришло.
Схватили за уши ту голову вдвоем,
Упрятали в суму, пошли своим путем.

Пошли своим путем в тревоге и тоске
И вдруг заметили костер невдалеке.
Баран сказал Козе: — У этого костра
Спокойно мы поспим до самого утра.

Пойдем! Боясь огня, к нам волки не придут,
Не догадаются, что близко наш приют,
Пришелся по душе Козе такой совет.
Ответила она: — Согласна я, сосед.

Вот подошли к огню, увидели очаг.
Но почему же свет померк у них в очах?
Сидели волки вкруг веселого огня,
Варили кашу все, молчание храня.

В смятении Коза, оторопел Баран.
И каждый задрожал, испугом обуян.
Но крикнули волкам: — Привет вам, господа! —
Как будто робости в них не было следа.

Волков обрадовал нежданный их приход:
«Отменным кушаньем наполнится живот!
Мы всласть насытимся закускою мясной:
Приправим кашу мы Бараном и Козой!»

Тут молвила Коза: — Вниманье, господа!
У нас имеется обильная еда!
Что ты стоишь, Баран? Живее, ротозей!
Нам волчью голову достань-ка поскорей!

Стучит, шумит, кричит: — Ме-ме! Ме-ме! Ме-ме!
Четырнадцать голов лежит у нас в суме.
Ах, до чего, Баран, ты глуп и бестолков!
Тащи-ка самую большую из голов!

В чем замысел Козы, Баран смекнул тотчас
И хитрой спутницы исполнил он приказ,
И ту же голову он притащил опять.
И волки начали тогда дрожмя-дрожать.

Испуганным волкам теперь не до еды.
У них одна печаль: как выйти из беды?
У них теперь одна-единственная цель,
Забота лишь одна: как убежать отсель?

Тут самый старший волк, их опытный вожак,
Отодвигается и говорит им так:
— Недостает воды. Найду ручей в лесу
И мигом обернусь и воду принесу,

Читайте также:  Сказки пьеро конфеты состав

Чтоб каша не была невкусной и сухой. —
Ушел он. Волки ждут. Проходит час, другой.
Ждут волки вожака, насторожили слух.
Но след его простыл и затерялся дух.

Противен ужин им, не нужен им очаг,
Сомненья больше нет: сбежал, сбежал вожак!
Поднялся волк второй. — Я по воду пойду, —
Сказал он, — и его найду и приведу.

Понятно, что и он решил улепетнуть
И показал другим к спасенью верный путь,
А волки ждут и ждут. Но из лесу с водой
Не возвращаются ни первый, ни второй.

Из ожидания выходит редко толк.
Поднялся третий волк, за ним четвертый волк
И побежали прочь от страшного врага.
Остались лишь Баран с Козой у очага.

И оба, поварам оказывая честь,
Придвинулись к огню и стали кашу есть.
Потом, довольные, у теплого костра
Заснули сладким сном до самого утра.

Но вот уже рассвет прогнал ночную тьму
И волчья голова упрятана в суму.
Друзья пустились в путь с тяжелою сумой…
Что вам еще сказать? Рассказ окончен мой.

(Из сборника: Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай; Сост. Г.М.Хасанова, С.В.Малышев. – Казань: Татар. кн. изд–во, – 2006. – 192 с.).

Источник

Конспект занятия «Наш любимый Г. Тукай»

Сибгатуллина Алсу
Конспект занятия «Наш любимый Г. Тукай»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Айгуль»

“Наш любимый Г. Тукай”

Сибгатуллина Алсу Ахияровна

г. Набережные Челны

Цель: приобщение детей к творчеству Г. Тукая.

— обобщить знания детей о творчестве Г. Тукая;

— воспитывать интерес, любовь к произведениям Г. Тукая;

— формировать у детей доброту и отзывчивость, честность, правдивость, бережное отношение к природе посредством произведений Г. Тукая;

— развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

— знакомство с жизнью Г. Тукая;

— чтение произведений Г. Тукая;

— разучивание и драматизация отдельных прочитанных произведений Г. Тукая;

— организация выставки детских работ по произведениям Г. Тукая.

— костюмы шурале, собаки, козы и барана,бабочки;

— аудиозаписи песен на слова Г. Тукая «Туган авыл»; «Туган тел»;

— мешок с атрибутами к сказкам (гребень, коза,игрушка – собака Акбай, бабочка).

Звучит татарская мелодия.

Он с малых лет остался сиротой, без папы и мамы. Его детство прошло в разных семьях. Тукайбыл очень способным и старательным мальчиком: учился в татарской гимназии и в русской начальной школе. Он изучал русский, татарский, арабский, иранский и тюркские языки.

Габдулла Тукай написал для детей много стихов, песен, сказок и загадок.

Габдулла Тукай очень любил свой родной язык, воспевал его красоту.

Родной язык- святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качай калыбель, тебя мне в песне открывала мать.

И сказки бабушки потом я научился понимать.

Ребята, давайте, послушаем красивую песню, написанную на слова Габдуллы Тукая про родной язык “Туган тел!”

Читайте также:  Рассказы о родине 1 класс небольшой рассказ

Прослушивание песни “Туган тел!”

Раздается стук. Под музыку входят Коза и Баран (у Козы за спиной мешок).

Коза: Иснмесез балалар! Иснмесез апалар! Хллр ничек? Вы нас узнали? Мин кем?

Коза и Баран здороваются с детьми и гостями.

Ведущая. Ребята, а вы узнали герои какой сказки пришли к нам в гости?

Дети отвечают из сказки Г. Тукая “Сказка о Козе и баране”

Коза: Мы узнали, что в вашем детском саду сегодня праздник Габдуллы Тукая, а он является автором нашей сказки, поэтому мы решили, что должны обязательно попасть к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады вас видеть. Коза, а что у вас в мешке?

Коза: Пусть ребята угадают, что у меня в мешке.

Ведущая: Неужели вы к нам на празник принесли волчью голову?

Баран: Нет, мы для вас принесли не волчью голову, а много чего интересного. Хотите узнать? Все что лежит в этом мешке связано с именем Габдуллы Тукая. Доставай коза из мешка сюрпризы?

Коза: (Коза достает козу) Зачем ты положил козу в мешок.

Баран: А я и не помню, зачем я положил козу в мешок?

Ведущая: Наверное вы хотели услышать стихотворение Тукая “Гали и Коза”.

Баран: йе, дрес. Кто из вас знает стихотворение Тукая “Гали и Коза”

(Дети рассказывают стих “Гали и Коза” дети на русском и татарском языках)

Баран и Коза хвалят детей

Ведущий: Что еще у вас есть в мешке интересного?

Баран достает золотой гребень

Ведущий: Ребята из какой сказки Тукая этот гребень?

Дети отвечают из сказки “Су анасы”

Коза: Ребята, а я знаю игру с гребнем.

Баран: Что это за игра с гребнем водяной?

Коза: Мы сейчас встанем в круг и будем пока звучит музыка передавать гребень из рук в руки, когда музыка остановится, тот у кого гребень останется в руках,должен будет выполнить мое поручение: песи булып мияуларга, тч булып кычкырырга, эт булып эрерг, спросить у соседа как дела, похвалить соседа.

Ведущий: Коза, Баран у вас мешок большой, что вы нам еще принесли?

Коза достает коробку со знаком вопроса.

Коза: Табышмак- это загадка. Габдулла Тукай написал для детей много загадок. А кто из вас знает загадки Тукая.

Дети читают загадки 4 времени года.

Ведущий: Что же еще в мешке интересного?

Баран достает из мешка бабочку.

Ведущая: Из какого произведения Тукая этот мотылек?

Дети отвечают из стихотворения “Малыш и мотылек”

Коза: Расскажите нам, пожалуйста, это стихотворение.

(Дети рассказывают на русском и татарком языках стихотворение “Малыш и мотылек”)

Ведущий: Коза что же еще в мешке есть?

Коза достает из мешка ребус (“7 я”)

Коза: Какое слово здесь спрятано?

Баран: Ребята кто из вас знает стихотворение Г. Тукая про семью.

Дети рассказывают стихотворение “Семья”

Ведущая: Ребята, давайте вместе спросим у Козы и Барана, что лежит в мешке?

Коза достает собаку

Дети: эт, собака Акбай

Баран: Наверное, ваши ребята знают стихотворение Тукая про Акбая.

Читайте также:  Рассказ рыцари драгунского краткое содержание для читательского дневника

Ведущая: Они не только расскажут, но и покажут интересное и поучительное стихотворение «Забавный ученик»

Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»

Под музыку заходит Шурале.

Шурале: Иснмесез, балалар, апалар. В лесу все птицы и звери меж собой только и говорят о празднике Тукая. Узнали, кто –я?

Ведущая: Ребята, из какой сказки Тукая пришел к нам Шурале?

Дети отвечают из сказки “Шурале”

Баран: Мы его боимся, говорят он злой.

Шурале: Не бойтесь, я сегодня добрый, пришел с вами поиграть. Игра называется «Игътибарлы бул» или «Будь внимателен». Я буду называть часть тела, которую буду щекотать,а вы должны от меня ее спрятать: вот так.

Игра «Игътибарлы бул»

Шурале: Рхмт, булдырдыгыз. А сейчас хочу поиграть в игру «Милебай». Я знаю вы в нее очень хорошо играете.

Ведущая: Наши ребята не только умеют играть, танцевать, читать стихи, но они и хорошо рисуют. Посмотрите какие работы они выполнили.

Коза, баран, Шурале хвалят детей за рисунки.

Шурале: Как нам было с вами интересно, рхмт. Баран, Коза, у вас в мешке больше ничего не осталось?

Коза,баран: Ничего нет. Юк, капчык буш.

Шурале: Посмотрите внимательнее. Я чувствую вкусный запах, тмле ис.

Коза и Баран достают из мешка гостинцы и угощают детей.

Пришло время,ребята, с вами расставаться. Нам очень понравился праздник посвященный Габдулле Тукаю. Вы знаете его сказки, стихи, загадки. Мы очень рады что вам интересно творчество Габдуллы Тукая. Нам было с вами весело и интересно. В следующем году мы обязательно придем снова на праздник посвященный Габдулле Тукаю! До следующего года. Сау булыгыз!

Дети прощаются с героями.

Конспект занятия «Край родной, навек любимый» Программное содержание: 1. Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к памятникам культуры, истории, архитектуры. 2. Развивающие.

Конспект занятия «Мой любимый детский сад» Цели: Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей, чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать. Задачи:.

Конспект занятия «Мой любимый детский сад» в подготовительной группе «Мой любимый детский сад» Цель: Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада Показать взаимосвязь между разными.

Конспект занятия «Мой любимый город Тюмень» Конспект занятия «Мой любимый город Тюмень» Цель: Закрепить представления о родном городе и о достопримечательностях Тюмени. Программные.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Наш любимый мишка и его друзья» Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Почемучки» Тема: «Наш любимый мишка и его друзья» Форма организации: (групповая) Образовательные.

Конспект занятия «Любимый праздник Новый год» Наступила долгожданная зима и вместе с ней к нам приближались весёлые зимние праздники. В нашем детском саду к ним начали готовиться заранее.

Конспект занятия «Мой любимый город. Саранск» Тема: «Мой любимый город» Оборудование: Иллюстрации с городом Ход НОД I. Организационный момент. Воспитатель: (Иллюстрация города с высоты.

Конспект занятия «Мой любимый детский сад» Тема недели: «Мой любимый детский сад» Цель: Развитие у детей познавательной мотивации к детскому саду. Формирование дружеских, доброжелательных.

Источник

Познавательное и интересное