Пословица к сказке у тебя у самого свой ум

Сказки

Урок-игра по сказке В.И.Даля «У тебя у самого свой ум».

Урок-игра по сказке В.И.Даля «У тебя у самого свой ум».

познакомить учащихся с биографией В. И. Даля, со сказкой В. И.Даля, сочинённой по пословице, помочь уяснить её нравственный смысл, мораль сказки;

развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся, оценивать их ответы и собственное мнение;

в ыявить своеобразие литературной сказки В.Даля ;

р азвить творческие способности детей;

способствовать воспитанию толерантной личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: портрет В.И.Даля; карточки с заданиями; иллюстрации к сказке.

Эпиграф урока: Я задал себе задачу познакомить земляков

своих сколько-нибудь с народным языком

и говором, которому открывался такой

вольный разгул и широкий простор

Актуализация опорных знаний учащихся.

Что такое казка – это…

У вас на столах есть художественные особенности этих сказок, вам нужно правильно распределить их на две группы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Зачем народ создавал сказки, что он хотел передать другим поколениям?

Какие главные качества ценил народ?

А что хочет сказать автор, если пишет сказку? (Что его волнует)

В ком он воплощает свою мысль? (В разных героях)

В литературной сказке обязательно герои-люди? (Нет, как хочет автор)

А народные сказки могут быть без людей?

Как они называются?

А кто сочиняет литературные сказки? (Пушкин, Жуковский)

Вы назвали имена писателей, поэтов, сказочников… А кто был по профессии Гауф? (Теолог). А еще был замечательный человек, французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери, который сочинил сказку «Маленький принц».

Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным человеком, который тоже сочинял сказки, хотя у него было много других профессий.

Но сначала я расскажу вам историю, которая произошла более 180 лет назад.

Представьте себе морозный мартовский день. Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, скользят сани. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот молоденький, совсем мальчик, но в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая с иголочки форма греет плохо. Мичман жмется от холода, поднял воротник, спрятал руки в рукава. Ямщик тычет кнутоыищем в небо, басит, утешая:

— То есть как «замолаживает»? – смотрит недоуменно мичман.

Мичман вытаскивает из глубоко кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к несчастью».

Это морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь.

Отныне он колесил по России, менял профессии: морской офицер, военный хирург, чиновник особых поручений при губернаторе. Но главное дело его жизни было – собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль (учитель показывает портрет Даля ). Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он шутил: словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет – растолковывает.

В.И.Даль – известный врач России, искусный хирург и окулист, великолепный музыкант и певец, ботаник, зоолог, историк, столяр, слесарь, печник, инженер, справедливый губернатор, просветитель, писатель, драматург, настоящий друг и истинно русский православный человек.

Читайте также:  Разобрать рассказ стрижонок скрип по частям

Слово учителя (учащиеся составляют конспект) :

Да, действительно, В.И.Даль – истинно русский человек, хотя знал 12 языков: немецкий, французский, английский, польский, болгарский, сербский, татарский, башкирский, казахский, читал по-латыни.

Все ваши формулировки можно подписать под портретом В.И.Даля, но я должна вам сказать, что всю свою жизнь этот удивительный человек, этот неутомимый труженик собирал народные сказки и писал свои. «Не сказки сами по себе мне важны,- писал он впоследствии,- а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя показаться в люди без особого предлога и повода – сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке». (См. эпиграф)

Первые свои 5 сказок Даль издал в 1833г., назвав себя Казаком Луганским, потому что родился на казачьей земле, в местечке Лугань Екатеринославской губернии. Они встречены были с восторгом всеми лучшими писателями того времени. Особенно Пушкин был от них в восхищении. Под влиянием сказок Казака Луганского он написал свою «Сказку о рыбаке и рыбке» и подарил рукопись Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин».

— Значит, какие ещё слова можно подписать под портретом В.И.Даля? (Писатель-сказочник).

Чтение сказки «У тебя у самого свой ум».

Учитель сам ( можно сыграть роль бабушки, рассказывающей сказку, или пригласить ученицу старших классов ) читает сказку.

Задание классу перед прослушиванием: вообразите, что каждый из вас – сам В.И.Даль. Что, слушая старушку, мог бы записать в свою тетрадь молодой образованный человек, увлечённый русским фольклором и русскими говорами? Запишите те слова, фразы, речевые обороты, которые покажутся вам необычными.

В результате этой работы в тетрадях учащихся и на доске( запись пока закрыта) появится примерно такая запись: «повадился», «мемекнул», «оробеть», «измочалил», «привяжется», «вытянуть»(хворостиной),»плачется», «»лопушник», «плут», «хворостиной», «проворный», «кричать не своим голосом», «отомнёт бока», «нелёгкая принесла», «раскидывай своим умом».

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Какие пословицы вы знаете об уме? (Каждая группа собирает пословицы, выигрывает та команда, которая справилась быстрее всех).

На доске написаны пословицы:

Брат он мой, а ум у него свой.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Вырасти вырос, а ума не вынес.

Всем своего ума не вложишь.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Дурака учить — только портить.

Закрепление изученного материала.

А теперь нам предстоит интересное дело. Будем сочинять сказку коллективно.

— Мы должны постоянно помнить, что наша сказка литературная, все время давать повествователю (то есть нам) проявить себя. Как начнем сказку?

— Давайте я вам помогу – всегда трудно начинать. Начнем так: «Я у Даля как-то пословицу прочитал: «Дурака учить – только портить». И вправду так! Слушайте, что я вам расскажу.»

(повествователь выступил со своим «я», он использует пословицу, высказывает свое суждение)

— О ком будет наша сказка, о каком персонаже? (о дураке)

— Как вы думаете, кого нам лучше сделать героем – человека или какое-нибудь животное?

— Кто же из животных самый дурной? (баран)

— Вот баран и будет нашим героем. Он что-то должен задумать, какую-то нелепицу, и по глупости начать это дело.

Читайте также:  Рассказы чарушина для 3 класса читать короткие смешные

— Кто дальше должен вступить в сказку? Кто-то умный, который подскажет, как правильно надо сделать)

— Баран прислушается к совету? (да, он должен поучиться, но опять сделает все по-дурному)

— Вот и определили замысел. Теперь и сказку писать пора.

Подведение итогов урока. Оценивание.

А что интересного узнали мы на сегодняшнем уроке? Чтобы в этом разобраться, нам помогут наводящие фразы и слова…… (фразы и слова расклеены на доске)

Источник

Открытый урок по сказке В. Даля «У тебя у самого свой ум» (знакомство с литературной сказкой)

Открытый урок по сказке В. Даля

«У тебя у самого свой ум»

(знакомство с литературной сказкой).

Знакомство с автором произведения, разгадывание пословиц.

Смысловой анализ заголовка.

Фаза осмысления текста.

Чтение с остановками.

1 остановка: Древо предсказания.

2 остановка: дополнения, осмысление текста.

3 остановка: дополнения, осмысление текста.

4 остановка: дополнения, осмысление текста.

5 остановка: рассуждение на тему: Кто прав в этой ситуации и почему?

6 остановка: сопоставление точки зрения автора с мнением учеников.

Привлечение жизненного опыта.

Перечитайте произведение. Определите жанр, докажите свой выбор (определите, элементы каких жанров встречаются в этой сказке). Отличие литературной сказки от народной.

Особенности жанра сказки: чему сказка учит?

Подбор названия этой сказки (пословицы, поговорки). Докажите правильность своего выбора.

Домашнее задание : выбрать пословицу, написать на ее основе сказку.

[Знакомство с литературной сказкой.] В.И. Даль «У тебя у самого свой ум».

Знакомство с автором произведения.

— Что вы знаете о В.И. Дале (проверка д.з.)?

— Сейчас я познакомлю вас с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля.

— Чтобы понять, в чем состоит богатство этой книги, мы попробуем почитать и объяснить некоторые пословицы, собранные В. И. Далем (пословицы записаны на доске, в дальнейшем могут быть использованы в дом. задании).

Смысловой анализ заголовка.

— Как вы думаете, в чем смысл названия произведения, которое мы сегодня будем читать?

Фаза осмысления текста.

Чтение с остановками.

— Ребята, мы с вами сейчас начнем читать текст: будьте внимательны и рассказывайте мне обо всем, что узнаете.

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

— Все ли вам понятно в этом отрывке?

— Что вы из него узнали?

— У вас на парте есть изображение дерева – это Древо предсказания. Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и записали, что в этой истории произойдет дальше (ученики пишут, затем зачитывают).

2 остановка: дополнения, осмысление текста.

— У вас получились замечательные истории. Хотите ли вы узнать, совпадают ли они с историей, рассказанной В.И. Далем?

— Читаем следующий отрывок.

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!»

— Что нового вы узнали из прочитанного?

— Изменится ли ваша история из-за появления нового героя?

Читайте также:  Ребята читали рассказ про синичку зиньку

— Хотите ли вы узнать, что дальше произойдет с нашими героями?

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

— Что нового вы узнали из прочитанного?

— Можете ли вы предположить, что дальше произойдет с нашими героями?

— Сравните ваши предположения о развитии событий в Древе предсказания с тем, что мы знаем сейчас (возможно чья-то история была близка к тому, что мы прочитали).

— Но это еще не вся история. Читаем дальше.

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла; а козел говорит:

— А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

5 остановка: рассуждение.

— Подумайте, ребята, кто прав в этой ситуации и почему?

— В.И. Даль тоже высказал свое мнение о том, кто прав в этой истории, давайте его послушаем и сравним со своим.

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

6 остановка: сопоставление точки зрения автора с мнением учеников.

— Сравните свое мнение с точкой зрения автора.

— Почему В.И. Даль именно так заканчивает свое произведение? (В.И. Даль говорит, что люди тоже могут попасть в такую же ситуацию).

— Наблюдали ли вы в вашей жизни ситуацию, в которой уместно было бы рассказать историю, услышанную сегодня на уроке? Может вы сами были ее участником?

Перечитайте произведение. Определите жанр, докажите свой выбор (определите, элементы каких жанров встречаются в этой сказке). Отличие литературной сказки от народной.

— В каком жанре написано это произведение? Докажите свою точку зрения.

— Чем отличается сказка о Премудром козле, которую мы читали раньше, от сказки В.И. Даля? (О премудром козле – не имеет автора, а у сказки «У тебя у самого свой ум» есть автор – В.И. Даль)

— Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начали изучение литературной сказки, т.е. сказки, у которой известен автор и которая создана по законам литературы. Допишите тему урока: Знакомство с литературной сказкой.

Чему учит сказка В.И. Даля?

Подбор названия этой сказки (пословицы, поговорки). Докажите правильность своего выбора.

— Ребята, давайте вспомним, чем прославился В.И. Даль. (Создал «Словарь…»).

— Постарайтесь, с помощью этой книги подобрать пословицу, раскрывающую смысл сказки В.И. Даля.

— Почему вы выбрали именно эту пословицу (пословицы записаны на доске, ученики выбирают, объясняют свой выбор)?

Домашнее задание: выбрать пословицу, написать на ее основе сказку.

— Объясните значение других пословиц. Выберите одну из них или найдите в словаре другую, и напишите на ее основе свою сказку.

Источник

Познавательное и интересное