Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
суббота, 7 сентября 2019 г.
Братья Гримм «Волк и семеро козлят»
Жанр: сказка о животных
Смотри также похожую сказку:
Русская сказка «Волк и семеро козлят»
Русская сказка «Волк и коза»
Главные герои сказки «Волк и семеро козлят» и их характеристика
Чему учит сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка учит слушаться родителей, быть осторожными и не открывать двери незнакомым людям. Учит находчивости и хитрости. Учит смекалке. Учит тому, что из любой ситуации всегда найдется выход.
Отзыв на сказку «Волк и семеро козлят»
Мне понравилась эта сказка про козу и волка. Волк сожрал сразу шесть козлят, он был плутом и обманщиком. И коза нашла способ спасти детей и отомстить волку. Она поступила правильно и волка ничуть не жаль.
Пословицы к сказке «Волк и семеро козлят»
Жадность последнего ума лишает.
Жадность всякому горю начало.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что козлят съел.
Отольются волку овечьи слезки.
Ловит волк, да ловят и волка.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
Жила в лесу коза и было у нее семь козлят, которых она очень любила. Раз собралась коза в лес, и велела козлятам опасаться волка, который может их съесть. Она сказала, что волка козлята узнают по грубому голосу и черным лапам.
Козлята сказали маме, что будут осторожны, и коза ушла.
Вскоре в дом кто-то постучал и стал просить открыть дверь, обещая гостинцы. Козлята услышали грубый голос и поняли, что это волк.
Тогда волк убежал, съел кусок мела и голос у него стал тонким. Он снова вернулся к козлятам и стал просить впустить его. Но он поставил лапу на подоконник и козлята увидели, что она черная. Они снова не пустили волка.
Волк побежал к пекарю и попросил вымазать лапу тестом. Потом побежал к мельнику и попросил обсыпать лапу мукой. Потом он вернулся к козлятам и стал просить открыть дверь. Козлята попросили показать лапы, и волк показал белую лапу. Тогда козлята открыли дверь и волк вошел в дом.
Козлята увидели волка и попрятались. Один полез под стол, второй под кровать, третий в печку, четвертый на кухню, пятый в шкаф, шестой в корыто. А седьмой козленок спрятался в футляр от часов.
Волк нашел всех козлят и проглотил их. Не нашел он только седьмого, который сидел в футляре от часов.
Вскоре вернулась коза и увидела пустой дом. Она нашла в футляре часов седьмого козленка и тот рассказал ей про волка.
В великой печали отправилась коза в лес, а козленок побежал следом.
Дошла коза до дерева и увидела спящего волка. Но заметила она и то, что в животе волка кто-то шевелится. Она поняла, что ее козлята еще живы, и послала седьмого козленка за ножницами, иголкой и нитками.
Ножницами коза взрезала живот волку и выпустила всех козлят. Потом велела натаскать булыжников и зашила их в животе у волка.
Волк проснулся и захотелось ему пить. Он пошел к ручью, наклонился к воде, а булыжники утянули его в воду, и он утонул.
Узнали о том коза и козлята и возрадовались.
О чем сказка «Волк и семеро козлят»?
Предыстория
Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)
В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.
У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.
Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.
Поверхностный смысл рассматриваемой сказки
Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).
В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).
Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.
В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.
Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».
Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»
В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.
«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»
Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.
Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»
Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!
Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.
Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).
Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.
Коварство волка
На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.
Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.
В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.
О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»
Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?
Не копьём побивают, а умом
С хитростью — до обеда, а с умом — целый день
Женский ум лучше всяких дум
Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:
«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».
Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать.
После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.
В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.
Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.
Значение ямы и вернувшихся козлят
Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?
Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Волк и семеро козлят: какова главная мысль, кто главные герои, чему учит?
К главным героям сказки относятся следующие персонажи:
Основная мысль сказки в том, что необходимо слушаться родителей, что козлята и делали, запирая дверь, но нельзя верить каждому слову, нужно быть более бдительными. Ну а родителям, конечно же, не стОит надолго оставлять маленьких детей одних, можно попросить кого-нибудь присмотреть за ними.
Ответ для сайта Большой вопрос.ru
Главная мысль сказки: не надо быть доверчивыми и уметь защищаться. Мамам нельзя оставлять детей одних и крепче наказывать детям, чтобы не доверяли незнакомым. А детям нужно слушать мать и отца и не своевольничать.
Главные герои сказки » Волк и семеро козлят»:
Главная мысль сказки: всегда нужно слушать родителей и проявлять бдительность, лучше не открывать никому двери, а ждать своих родителей. Но и для родителей тоже нужно сделать выводы: своих детей надолго не бросать одних.
В сказке «Волк и семеро козлят» мы встречаемся с козой-мамой и она является главной героиней повествования. Коза очень любит своих козлят и заботится о них, а чтобы их обезопасить, объясняет, что дверь чужим открывать не следует.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть осторожными и внимательными и наблюдательными. Очень важно знать, что различные злые люди могут использовать для обмана разные приемы. Сказка учит нас, что к советам и наказам старших следует прислушиваться, а также, что нужно быть осмотрительным и не поддаваться на уговоры и «конфетки» аферистов.
Сказка «Волк и семеро козлят» знакома каждому из детства.
В сказке рассказывается о хитром волке, который перехитрил козлят и обманным путём пробрался к ним в дом, а потом скушал козлят, кроме самого маленького, который спрятался от него.
Главными героями в сказке являются:
Сказка учит тому, что хорошее непременно всегда побеждает, зло будет наказано.
К тому же здесь наглядно просматривается история важности родительского наказа, который нужно соблюдать.
В этой сказке главными героями являются:
Основная мысль этой сказки заключается в том, что нужно слушать всегда родителей, а непослушание может привести к беде. Так же актуально и то, что нельзя открывать дверь всем, кто бы не позвонил. Зло всегда наказуемо, волку никакие хитрости не помогли в итоге, он сам себя наказал.
Пословицу можно подобрать такую:
Волка бьют не за то что сер, а то что козу съел.
Главная мысль этой сказки, равно как и мораль это то, что надо всегда слушаться старших. Быть внимательным осторожным и бдительным. Уметь отличить обман от правды.
Русско народная сказка «Волк и семеро козлят». Сказка о животных.
Главные герои сказки:
1 Коза (Мама семерых козлят. Заботливая, добрая, храбрая, решительная).
2 Семеро козлят (Послушные дети, которые ни кому не открывали двери, когда мамы не было дома).
3 Волк (Злой, коварный, и безжалостный персонаж сказки).
Сказка учит слушаться родителей, и находить выход из любой ситуации.
Мама коза и её дети, то есть те самые, 7 козлят.
А так же волк (очень не добрый персонаж).
Сказка учит не отчаиваться, слушаться родителей и искать выход из сложившейся ситуации.
Главная мыль, в послушании, родители (это как правило) плохого не советуют.
Персонажей в этой сказке не так уж и много.
Это коза, со своими семью козлятами.
Так же центральным персонажем в сказке является волк.
Сказка нас учит тому, что стоит слушаться родителей, ведь они мудрее нас. Ведь мама просила свои деток не открывать чужим дверь, а козлята ее не послушались, к ним пришел волк, и они открыли ему дверь. Так что нужно быть внимательным, и не очень доверчивыми. Этому нас учит сказка.
Главные герои сказки:
Основная мысль сказки в том, что необходимо быть смиренным, добрым человеком, несмотря на то, как обращаются с нами, сохранять дружелюбное отношение к окружающим, также не быть тунеядцем, а честно трудиться.
Ответ для сайта Большой вопрос. ru
Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде.
Автор описывает, как он ждал ялика, чтобы добраться до Каменного острова по делам. Когда ялик, которого ждало уже довольно много народа, причалил, оказалось, что на веслах сидит мальчик лет одиннадцати.
Стоявшие на пристани работницы разговаривали с мальчиком, как со старым знакомым, и называли его Мотенькой.
Ялик отчалил. Мотя спокойно и уверенно греб. Вдруг раздался звук канонады, пролетел вражеский самолет-разведчик, посыпались осколки. Женщины в лодке были перепуганы. Мотя воспринимал все происходящее невозмутимо и спокойно.
Автор сошел на берег на Каменном острове и пошел на зенитную батарею. Артиллеристы рассказали ему историю гребца Моти. Отец Матвея Капитон тоже был перевозчиком, его убило осколком. На смену отцу пришел Матвей, которого зенитчики называют адмиралом Нахимовым.
Обратно рассказчику пришлось опять возвращаться на ялике. Он разговорился с Матвеем и поинтересовался, не страшно ли ему перевозить людей под осколками. На что маленький мужчина ответил ему:
Матвей не по-детски серьезно сказал, что если его убьет осколком, то на весла сядет Манька, его сестра.
Ялик причалил к пристани. Мотя пошел обедать, а его место на ялике заняла та самая Манька, умело и уверенно отчалившая от берега.
Мне, кажется какие-либо комментарии к произведению излишни.
Вот благодаря таким несгибаемым людям, порою еще совсем детям,наша страна победила в Великой отечественной войне.
В рассказе Любови Воронковой говорится о девочке Тане (она же является главным героем произведения), которая очень хотела трудиться и пока искала себе занятия, переделала много дел. Например выполнила уроки и по хозяйству помогла, сама того не осознавая, то есть не воспринимая их за труд.
То есть нам, порой, может казаться, что мы ничего не сделали или почти ничего, а на самом деле важнее другое, то, какие усилия и старания прикладываем.
К произведению подходят пословицы:
Краткое содержание для читательского дневника можно прочитать здесь (нажмите), а вот тут отзыв о прочитанном.
SNEGINKA для Большого вопроса.ru
Началось с того, что два человека полетели на Луну.Один из них- Луис Пейтон-преступник,по стоянно удирающий от полиции.Ему 40 лет. О своих хитростях и секретах он никому не рассказывает.
Пейтон познакомился с Корнуэллом в одном из ресторанов, и Корнуэлл предложил ему полететь вместе на Луну для кражи поющих колокольчиков. Корнуэлл взял у одного своего знакомого карту Луны.Один из его друзей занимался на Луне незаконной добычей колокольчиков, да умер, а добытые колокольчики остались.
На Земле поющие колокольчики стоят очень дорого, и это был шанс разбогатеть.
Дело расследовали комиссар Дейвенпорт и доктор Эрнт. Комиссар подозревал в убийстве Пейтона,и ему удалось доказать его вину и посадить в тюрьму.
Мое мнение о произведении.
Замечательная, интересная и занимательная книга, смысл которой-что зло всегда будет наказано.
Рассказ Драгунского «Старый мореход» преподает очень важный урок. Из рассказа мы узнаем о женщине, которая часто бывала в доме главного героя Дениса. Однажды она дала обещание Денису, что они поедут на дачу и весело проведут там время. На даче есть лодка и собака, мальчику очень хотелось побывать там. Но Марья Петровна так и не сдержала свое обещание.
В следующий раз она пообещала мальчику саблю. Но снова ничего не подарила.
Главные герои рассказа:
Главная мысль: нужно сдерживать свои обещания, чтобы не разочаровывать и не огорчать людей. Не стоит что-то обещать, если нет намерения выполнить свое обещание. Это обман, а обманывать других очень плохо. Также из рассказа можно сделать вывод, что взрослые должны серьезно относиться к детям и не обманывать их. Обман приводит к разочарованию. Не стоит говорить пустые слова, если нет желания им следовать. Когда человек что-то ожидает, но не получает, это сильно огорчает. Поэтому не стоит вселять в других напрасные надежды, обещая то, что выполнять вовсе не хочется.
Как заполнить читательский дневник полностью, можно посмотреть здесь.
Тайный смысл сказок Руси
Сакральный смысл народной сказки Волк и семеро козлят.
Какое послание таит в себе народная сказка Волк и семеро Козлят?
Народная сказка Волк и семеро козлят рассказывает не только о том, что нельзя впускать в дом чужих и слепо доверять услышанному, в этой сказке описывается нападения врага, очень вероломного и хитрого, которое привело вероятно к началу кровопролитной гражданской войны примерно 9-10 век.
Начнем с того, что описание старой народной сказки Волк и семеро козлят разворачивается в лесу, главные действующие персонажи этой сказки, волк, коза, медведь, и семеро козлят.
Как известно волк на Руси был покровителем волхвов, колдунов и жрецов, символом связи между мирами, союз с духом волка давал возможность человеку быть оборотнем.
Коза, хранитель мудрости, человеческая душа, символ связи между поколениями.
Семеро козлят, вероятно молодые Рода Руси (братские народы), имеющие одно начало и одного прародителя, как известно в старые времена все Славянские народы и Рода жили едино под одним небом и ходили под едиными Богами.
Медведь, как третья сверх сила, могучий род (могучий народ).
В самом начале народной сказки Волк и семеро козлят, все козлята (Народы, Рода) жили мирно, под присмотром Козы (вероятно под присмотром мудрости, высших заветов предков).
В сценарии сказки существует сильный могущественный волк, который прибегает к смене пола (голоса) воспользовавшись хитростью, подлостью и обманом (вероятно могущественные волхвы замыслили план уничтожения родов, с обмана и колдовства).
Целым остается после нападения волка только один козлёнок, который спрятался к печке (Русская печка на Руси символизирует защиту огнем, и теплом любви к окружающему миру), вероятно один из этих Родов Руси спасся только благодаря единству и вере в родную землю.
Когда Коза вернулась домой (вновь знания и сила стали доступны Народу, Роду) удалось вернуть из плена (прозреть от обмана) остальным козлятам (родам Руси) только уже с помощью вмешательства третей высшей силы в виде Медведя.
Таким мне видится скрытый сакральный смысл народной сказки Волк и семеро козлят.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься как руководство к действию и тем более как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.