Басни И.А. Крылова — крылатые выражения, цитаты и афоризмы
Значение крылатые выражений и пословиц
На протяжении всей жизни человек рано или поздно обращается к поучительным произведениям Ивана Андреевича Крылова. С помощью увлекательных сюжетов с участием животных писатель раскрывает истинные черты людей или общества в целом, указывая на достоинства, высмеивая недостатки. Его помощниками становятся такие фразы, которые прочитав или услышав хотя бы раз забыть невозможно.
Одним из устойчивых сочетаний, которое встречается в басне «Лебедь, рак и щука» является — «Да только воз и ныне там». Это предложение подводит итог отношениям трех героев, которые тянули воз по своему желанию в разные стороны. На примере подобного эпизода автор указывает на важнейшее отрицательное качество – отсутствие взаимопонимания. Поэтому дело, которое могло стать выигрышным, получилось проигрышным. Их разобщенность ни привела ни к какому результату.
Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», которая характеризует людей, на которых намекает автор, как стремящихся к легкой наживе. Им свойственен такой стиль жизни, при котором они не прикладывают усилий для создания уюта, заработка денег и т.д. Однако в бездействии ждут самое лучшее. Подобное ожидание приводит к разорению или отсутствию исполнения желаний. Здесь же встречается фраза «Лето красное пропела», которая подчеркивает упущенное время, когда можно было создать все условия для дальнейшей жизни, но этого не было сделано.
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» — известная фраза из басни «Квартет, которая содержит важную мысль о том, что, если нет таланта, умения выполнять что-либо, то ничто не поможет. Фраза является характеристикой тех людей, которые без навыков берутся за непосильное для себя дело.
«Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» говорит об умении анализировать свои поступки. Только после этого можно с критикой относиться к окружающим, когда будешь уверен, что поступаешь правильно.
Таким образом, каждая фраза из приведенных выше и других басен И. А. Крылова, ставшая со временем устойчивым выражением, а также пословицы имеют глубокое содержание. Они переносят признаки и действия с животных на людей, доказывая поступками и диалогами житейскую мудрость, опыт, указывая на ошибки, которых необходимо избегать в будущем.
Крылатые выражения из басен Крылова
На протяжении всей жизни человек рано или поздно обращается к поучительным произведениям Ивана Андреевича Крылова. С помощью увлекательных сюжетов басен Крылова с участием животных писатель раскрывает истинные черты людей или общества в целом, указывая на достоинства, высмеивая недостатки.
Его помощниками становятся такие фразы, которые прочитав или услышав хотя бы раз забыть невозможно.
Цитаты Крылова из басен великого писателя:
А Васька слушает да ест. (Кот и повар)
А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. (Трудолюбивый медведь)
Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. (Муха и Пчела)
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. (Осёл и Соловей)
А ларчик просто открывался. (Ларчик)
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! (Чиж и Голубь)
А он – дивит Свой только муравейник. (Муравей)
А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна)
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. (Щука и Кот)
Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. (Скворец)
Ведь я не здешнего прихода. (Прихожанин)
Великий зверь на малые дела. (Воспитание Льва)
Да только воз и ныне там. (Лебедь, Щука и Рак)
Одним из устойчивых сочетаний, которое встречается в басне «Лебедь, рак и щука» является — «Да только воз и ныне там». Это предложение подводит итог отношениям трех героев, которые тянули воз по своему желанию в разные стороны.
На примере подобного эпизода автор указывает на важнейшее отрицательное качество – отсутствие взаимопонимания. Поэтому дело, которое могло стать выигрышным, получилось проигрышным. Их разобщенность ни привела ни к какому результату.
Ворона каркнула во всё воронье горло. (Ворона и Лисица)
Если голова пуста, То голове ума не придадут места. (Парнас)
Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. (Музыканты)
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. (Кукушка и Петух)
Избави Бог и нас от этих судей! (Осёл и Соловей)
Полают да отстанут. (Прохожие и собаки)
И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. (Свинья)
Наделала Синица славы, А моря не зажгла. (Синица)
Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. (Две собаки)
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. (Лебедь, Щука и Рак)
Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. (Лев и Барс)
Попался, как ворона в суп! (Ворона и Курица)
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. (Стрекоза и муравей)
Лето красное пропела. (Стрекоза и муравей)
Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», которая характеризует людей, на которых намекает автор, как стремящихся к легкой наживе. Им свойственен такой стиль жизни, при котором они не прикладывают усилий для создания уюта, заработка денег и т.д.
Однако в бездействии ждут самое лучшее. Подобное ожидание приводит к разорению или отсутствию исполнения желаний. Здесь же встречается фраза «Лето красное пропела», которая подчеркивает упущенное время, когда можно было создать все условия для дальнейшей жизни, но этого не было сделано.
Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. (Музыканты)
А где пастух дурак, там и собаки дуры. (Волк и Волчонок)
Рыльце у тебя в пуху. (Лисица и Сурок)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (Волк и Ягнёнок)
Сильнее кошки зверя нет! (Мышь и Крыса)
Слона – то я и не приметил. (Любопытный)
Скупой теряет всё, желая всё достать. (Скупой и Курица)
Спой, светик, не стыдись! (Ворона и Лисица)
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! (Стрекоза и Муравей)
Ты сер, а я, приятель, сед. (Волк на псарне)
С разбором выбирай друзей. (Роща и Огонь)
Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. (Кот и Повар)
Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. (Крестьянин и Работник)
Услужливый дурак опаснее врага. (Пустынник и Медведь)
Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. (Две бочки)
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (Квартет)
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» — известная фраза из басни «Квартет, которая содержит важную мысль о том, что, если нет таланта, умения выполнять что-либо, то ничто не поможет. Фраза является характеристикой тех людей, которые без навыков берутся за непосильное для себя дело.
Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Лебедь, Щука и Рак)
И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. (Ворона)
Мартышка к старости слаба глазами стала. (Мартышка и очки)
Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. (Совет мышей)
Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. (Квартет)
Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. (Петух и Жемчужное зерно)
Он порча, он чума, он язва здешних мест! (Кот и Повар)
Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. (Орёл и Крот)
Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. (Лев и Мышь)
Но умысел другой тут был. (Музыканты)
Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. (Лебедь, Щука и Рак)
Не лучше ль на себя оборотиться? (Зеркало и обезьяна)
«Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» говорит об умении анализировать свои поступки. Только после этого можно с критикой относиться к окружающим, когда будешь уверен, что поступаешь правильно.
Одни поддельные цветы Дождя боятся. (Цветы)
Кто посмирней, так тот и виноват. (Мор зверей)
Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! (Орёл и Куры)
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Лисица и Осёл)
От радости в зобу дыханье спёрло. (Ворона и Лисица)
Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. (Волк и Лисица)
По мне уж лучше пей, Да дело разумей. (Музыканты)
У сильного всегда бессильный виноват. (Волк и Ягнёнок)
Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. (Осёл)
Хоть видит око, да зуб неймёт. (Лисица и Виноград)
Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. (Крестьянин и Змея)
Худые песни Соловью В гостях у Кошки. (Кошка и Соловей)
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и обезьяна)
Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська)
Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. (Ворона)
Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (Воронёнок)
Исследовательская работа «Значение пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова»
5.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона
Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком –либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
6.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.
7.Без драки попасть в большие забияки
Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.
8.В семье не безурода
(«Слон на воеводстве»)
Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.
9.Великий зверь на малые дела
Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным.
10.Видит око, да зуб не ймет
Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.
11.Да только воз и ныне там.
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.
Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.
14.Если голова пуста, то голове ума не придадут места
Употребляется по отношению к глупому человеку.
15.Зелен виноград («Лисица и Виноград»)
Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть.
16.И моего хоть капля меду есть
Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело.
17.Из дальних странствий возвратясь.
Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.
18.Избави бог и нас от этаких судей
Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.
19.Как белка в колесе.
Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).
20.Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом
(«Стрекоза и Муравей»)
Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.
21.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку
Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
22.Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду
Анализ басни «Обоз»
Как уже отмечалось ранее, басня «Обоз» посвящена событиям 1812 года, в частности двум великим историческим личностям: Кутузову и Александру I.
Кутузов за свою неспешность и продуманную тактику предстает перед читателем в образе старой, «доброй» лошади, спускающейся с горы первой, а нетерпеливый Александр I – в образе лошади молодой (она спускалась в басне второй), которая только и делала, что критиковала. Известно, что именно так вел себя император по отношению к опытному полководцу: он постоянно «нападал» на него, осуждал за то, что тот сдал Москву Наполеону, – однако, когда пришла пора, показать на своем примере, как все же нужно воевать, оказалось, что говорить гораздо проще, чем делать, – армия под личным командованием царя, была разбита в сражении при Аустерлице.
Отсюда мораль: не зная, до конца не разбираясь в чем-то и не имея в этом должного опыта, не спешите осуждать кого-то, возможно, оказавшись в той же ситуации вы сделали бы гораздо хуже. Наставление касается не только войны, но и повседневной жизни, в которой мы делаем подобные ошибки довольно часто.
Басня «Ворона и лисица» И. Крылов стр 139
1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Такие речи дурманят разум, человек перестаёт трезво оценивать ситуацию, идёт на поводу сладких слов.
Ведь в отличие от критики, похвалу любят слушать всё.
Ворона, слушая комплименты, не подумала о том, что Лиса просто хочет её обмануть.
Из-за этого совершила необдуманный поступок и лишилась лакомого кусочка сыра.
Лиса же знала о существовании такой слабости и воспользовалась этим.
Так она овладела чужой добычей.
2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов?
Потому что Лиса – хитрое животное.
Она обычно ассоциируется с коварством, лукавостью.
Именно такой её изображали во многих народных творениях.
А образ Вороны обычно связан с неумением что-то сберечь.
Эта птица вечно попадает в курьёзные ситуации, что-то теряет.
Поэтому Иван Андреевич, опираясь на народные взгляды, выбрал для своего произведения именно этих животных.
Их аналоги есть и среди людей – и хитрые, и растерянные.
3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова. Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
Лиса шепчет птице нежные, заманчивые слова.
Они описывают птицу, как самую лучшую певицу, вызывают у неё доверие.
Лиса делает вид, что ей не терпится услышать прекрасные звуки голоса Вороны.
Хотя на самом деле ей хотелось, чтоб птица открыла рот и из-за этого выпала её еда.
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,
— Ведь ты б у нас была царь-птица!»
На такие речи Ворона реагирует радостью.
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
Ведь каждому приятно слушать комплименты, а Лиса ещё и умела сделать их очень заманчивыми.
Из-за этого птица вовсе позабыла об опасности, которую может нести Лиса и решила проявить свой голос.
В итоге получила разочарование.
4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случилась с Вороной? Как Лисице удалось достичь своей цели?
Нет, планы Лисы были противоположны тому, что она говорила.
В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство.
Ворона попала в такую ситуацию, потому что была недостаточно мудра, лестные комплименты оказались сильнее её здравого разума.
Она не смогла устоять перед соблазном быть очередной раз похваленной.
И этот соблазн был настолько сильным, что птица даже позабыла о планах поесть.
Такая чрезмерная доверчивость лишила птицу еды.
Лиса же воспользовалась слабостью характера второй героини.
Она задействовала свою хитрость, коварство и достигла цели.
5. Как баснописец относится к Вороне и Лисице? Почему ты так думаешь?
И. А. Крылов с юмором относится к героям.
В своих произведениях он всегда высмеивает определённые недостатки.
В этом произведении у Вороны таковыми чертами являются чрезмерная доверчивость, глупость, желание похвалы и славы.
А у Лисы – лукавость, неискренность, обман, коварство, воровство.
6. Какую интонацию ты выберешь при чтении басни? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией, какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?
Для этого произведения следует выбрать интонацию лести, насмешливости, неискренности.
Именно так нужно читать речи Лисы. И делать это не спеша, темп – медленный.
А также читая слова хитрой героини, нужно передать наигранность, преувеличение.
Ведь она не была искренней с птицей.
Когда идёт описание реакции Вороны, нужно задействовать интонацию восхищения, поднесения, восторга, радости.
Ведь именно такие чувства испытывала птица от речей Лисы.
И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Презентации к уроку
УМК: “Начальная школа XXI века” (под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Авторы учебника: Л.А. Ефросинина; М.И. Оморокова.
Тема урока: “И.А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Знакомство с произведениями И.А. Крылова (выставка книг)
– Рассмотрите книжную выставку.
– Как вы думаете, с произведениями какого автора мы будем работать сегодня на уроке?
– Прочитайте высказывание Крылова:
“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать…”
– Как вы понимаете, что такое “порок”?
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным миром басен
И.А. Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.
3. Знакомство с биографией И.А. Крылова
(Рассказывает подготовленный ученик)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.
4. Работа с толковыми словарями С.Ожегова и В.Даля
(Работа в 2 группах)
– Что же такое басня? (ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое же определение дают С.Ожегов и В.Даль.
Басня (по С.Ожегову) – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
– Сравните эти два определения.
– Что общего? Чем отличаются?
– Составим из двух значений своё определение басни.
(Слайд 3, продолжение)
– Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идёт о людях.
– Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?
– С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
5. Повторение изученных басен
Игра “Мораль сей басни такова…”
– Угадайте, в какой басне такая мораль и назовите её героев?
– Вставьте пропущенные слова.
– Какими стали эти выражения?
– Молодцы! Хорошо знаете басни И.А. Крылова.
6. Сообщение темы урока
– Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”
7. Работа над новыми словами
– Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.
Лесть – угодливое восхваление
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, наверху чего-либо.
Пленить – покорить чем-либо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал – так раньше говорили о чем-либо, случайно добытом или полученном.
Всё не впрок – не на пользу
8. Знакомство с новой басней
– Послушайте басню И.А.Крылова “Ворона и Лисица” в исполнении актёра театра И.Ильинского.
– Попробуйте понять, какая история приключилась с Вороной.
9. Восприятие прочитанного текста
– Какая же история приключилась с Вороной?
– Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.
Хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом
Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит
Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Каркнула очень громко – во всё горло
Исчезла, скрылась – была такова
Трудно дышать – дыханье спёрло
10. Повторное чтение басни
– Прочитайте басню ещё раз и попробуйте разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.
11. Работа с текстом басни
– Назовите главных героев басни.
– Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)
– С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.
– Какое выражение употребляет И.А. Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?
– Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
– Проследите по тексту, какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия Вороны?
Взгромоздилась
Собралась
Призадумалась
Держала
Вскружилась
Каркнула
– На что они указывают?
– Какой предстает Ворона?
– Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?
– С какого момента начинается развиваться действие басни?
– Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?
12. Подготовка к выразительному чтению
– Почитайте, как Лисица льстила Вороне.
– Как Лисица обращалась к ней?
– Как называла Ворону?
– Что говорила о её красоте? О её голосе?
– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите её по внешнему виду.
– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?
– Прочитайте ещё раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к “ангельскому голоску”.
– Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
– Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?
– Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?
– Как же прореагировала Ворона на лесть? Как об этом написал Крылов?
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Сравните поведение Вороны и Лисицы.
– Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?
– Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
13. Выразительное чтение басни
– Проведём конкурс чтецов и по вашим впечатлениям выберем лучшего чтеца.
(3-4 ученика участвуют в конкурсе)
14. Работа над моралью басни
– Найдите мораль басни.
– Как вы понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: “И в сердце льстец всегда отыщет уголок”?
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А. Крылов? О чём он советует помнить постоянно?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
– Какие строки из басни “Ворона и Лисица” стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы?
(В сердце льстец всегда отыщет уголок)
15. Подведение итога урока
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?