Пословица в тексте басни крылова лисица и виноград

Сказки

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

И. Крылов. Лисица и виноград. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Ответы к стр. 24 – 29

? Т ы узнаёшь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова. Какую басню тебе интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает тебе лучше представить виноградные кисти? А внешний вид лисицы и её поведение? Где выразительнее речь лисицы?

В баснях рассказана одна и та же история. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов: мы узнаём, что Лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», «хотела до них добраться, да не смогла». Из текста Крылова можно представить, насколько зрелым и сочным был виноград («винограду кисти рделись», «кисти сочные, как яхонты горят»). Крылов описывает реакцию лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись») и то, как она старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдёт», «пробившись попусту час целый») и её разочарование («пошла и говорит с досадою…»). В басне Эзопа Лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они ещё зелёные». В басне Крылова Лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда («тотчас оскомину набьёшь»), как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

? Найди пословицу в тексте басни Крылова.
Может ли она послужить моралью? Ещё раз вернись к басне Эзопа “Лисица и виноград”. Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова?

В тексте басни Крылова есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Смысл этой пословицы в том, что иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь её по разным причинам он не может.
Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно, применима к басне Крылова. Но можно обратить внимание на тон, которым рассказаны обе басни. Эзоп, рассказывая про Лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает очень серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту же историю остроумно и шутливо, называет Лису то кумой, то кумушкой, создаёт атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста Лисицы целое житейское рассуждение. Поэтому такая серьёзная мораль, как в басне Эзопа, нéсколько не соответствует тону повествования Крылова.

Читайте также:  Рассказ портрет 3 класс окружающий мир

? Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

Безусловно, историю про Лисицу и виноград можно считать бродячей историей.

? Рассмотри иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.

Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотри фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?

? А ты понял(а), что смех бывает разным? Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен?

Цель беседы Михаила Потаповича с Мишей Ивановым, Таней Перовой и Костей Погодиным – обратить внимание школьников на существование разной эмоциональной окраски смеха и на то, что басня вызывает не весёлый смех, а скорее горькую усмешку и грустную улыбку, поскольку обращает внимание людей на непростые ситуации в их жизни.

Источник

Какая пословица подходит к басне «Лисица и виноград»?

Более подходят по смыслу для обозначения басни И. Крылова «Лисица и виноград»:

Пословицы, которые подойдут к басне «И.Крылова «Лиса и виноград»:

Не в каждой басне есть мораль, специально выведенная автором. Но в каждой басне содержится намек на эту мораль, которую иногда читателю приходится выискивать самостоятельно.

В басне «Мартышка и очки» мораль есть, она записана самим Крыловым:

Но даже если бы автор не сделал эту подсказку, мы и сами вполне могли бы догадаться, что данном случае высмеивается человек, который ничего не знает о какой-то вещи, не знает как она работает, для чего нужна, как ей пользоваться, но именно потому что он этого не знает, этот человек данную вещь и ругает.

А вот например в басне Крылова «Дуб и трость» мораль скрыта, ее явно автор не выделил, но тем не менее все равно становится понятным о чем предупреждает автор.

И.А. Крылов повествует нам об

общественной жизни в лягушатнике.

Надоела лягушкам свобода и самоуправство.

Поэтому начали они просить богов,

чтобы послал им царя.

Читайте также:  Рассказ о своих качествах в резюме

Появился царь, но тихий, спокойный он их не устроил.

так что начали просить нового.

Новым царём оказался Журавель.

Съедает каждую попавшуюся лягушку!

Опять лягушки недовольны,

просят нового царя,

Автор наталкивает на мысль о том, что свою жизнь нужно обустраивать, улучшать развивать своими силами; не нужно надеяться на помощь со стороны. И глупо надеяться на то, что жизнь может вот так вмиг измениться, стать другой, лучшей.

Смешит в басне глупость, легкомыслие лягушек: просят то, о чём не имеют ни малейшего представления; не задумываются о последствиях своих просьб.

А грустно от того, что лягушки сами на себя накликали беду. После появления журавля каждый миг их подстерегает опасность, ведь всех лягушек, попадавшихся на пути, журавель съедал.

С учетом развязки произведения, которая оказалась вполне благополучной по сравнению с воображаемыми последствиями, к сказке Туве Янссен «Филифьонка, которая верила в катастрофы» можно употребить такие поговорки как:

То есть главная мысль произведения: то, что прощается молодым и неопытным, не всегда спустят взрослым.

Влиятельный, сильный человек, которого олицетворяет Лев, может дать потачку слабому, юному (Собачке), но за то же самое действие старший человек будет сурово наказан. Лев не уступит равному себе по силе, опыту, возрасту.

Хотя, будь Волк мудрее и опытнее, он бы мог и сам об этом догадаться и не «нарываться», говоря современным языком.

Источник

Иван Крылов — Лисица и виноград (Басня): Стих

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Анализ / мораль басни «Лисица и виноград» Крылова

Свою «Лисицу и виноград» Иван Андреевич Крылов разместил на страницах «Драматического вестника».

Басня написана в 1808 году. Ее автору исполнилось 39 лет, он вернулся к государственной службе и был принят в монетный департамент. В этот же период он становится признанным баснописцем. По жанру – нравоучительная басня, по размеру – вольный ямб со смешанной рифмовкой. Мораль басни скрытая, неявная, однако в ходе повествования раскрывается со всей очевидностью: не следует винить обстоятельства, если дело в тебе самом. Также следует признавать порог своих возможностей. Не нужно и по-детски обманывать себя. Чувствуется также, что Лиса рисуется перед потенциальным наблюдателем ситуации, боясь насмешек. «Кума»: крестная мать по отношению к родителям ребенка. В этом определении и желание представить персонаж «не новый», а с историей, со своей социальной ролью. Понятно, что фигура животного – аллегория человеческого характера. Опять, что типично для И. Крылова, вид животного становится его именем. За этим образом стоит и его народное понимание (символ изворотливости, хитрости). Следует признать, что в данной ситуации Лиса не вполне соответствует представлениям о ней, сдается перед препятствиями. «Залезла в сад»: в такой обтекаемой форме подается желание лисы полакомиться в чужом саду. «Кисти рделись»: то есть, полностью созрели. «Кумушка»: насмешливый уменьшительный суффикс, обыгрывающий тему лисы-крестной. «Глаза и зубы разгорелись»: метафора. «Как яхонты» (корунд; красный – рубин, синий – сапфир): сравнение. Возникшее недоумение насчет притязаний лис на виноград, разрешается просто: едят, да еще как. Собственно, как и все псовые, к которым героиня и относится. Кстати говоря, действие рассказа происходит, видимо, на юге, где плоды успевают созреть. «Они высоко»: устаревшая форма произношения слова, создающая у современного читателя ощущение неточности рифмы. «Отколь»: откуда. «Видит око, да зуб неймет»: крылатое выражение, афоризм. «Око»: глаз. «Неймет»: вышедшая из употребления глагольная форма. Выражение означает близость желаемого, успеха и невозможность его осуществления. Сходное значение у пословицы: близок локоть, да не укусишь. «Пробившись попусту»: промучившись, пытаясь достать плоды. «Час целой»: здесь и числительное для усиления правдоподобия, и вновь утратившая хождение форма слова. «И говорит»: то ли внутренний монолог, то ли речь, произнесенная вслух, на случай, если кто видел бессилие Лисы. Она уверяет себя, что «виноград зелен», отвратителен на вкус и не стоит таких нечеловеческих усилий. «Оскомина»: вяжущий вкус кислого.

Читайте также:  План местности сказки гуси лебеди для 4 класса

Одним из первоисточников бродячего сюжета про лису и виноград служит басня Эзопа.

Источник

Познавательное и интересное