Пословицы к рассказу акула толстого 3 класс

Сказки

Толстой «Акула»: какие пословицы подходят к рассказу?

Какие подобрать пословицы к рассказу Толстого «Акула»?

Также можно привести к этому рассказу и пословицу про спор, а мальчики по сути спорили, кто лучше плавает:

Благополучно эта история закончилась благодаря решительности артиллериста, который конечно рисковал жизнью сына, но понимал, что иного способа его спасти нет. Поэтому и эта образная пословица сюда подойдет:

К рассказу Льва Толстого «Акула» можно подобрать пословицы, посвященные осторожности, риску, смелости, решительности. Поступок старого артиллериста восхищает, насколько быстро он принимает спасительное решение, не растерялся, сохранил самообладание.

В этом рассказе Льва Толстого вся кульминация, весь смысл сосредоточены именно в финале.

Спокойно плывет корабль, к вечеру матросы устраивают купание в импровизированной купальне из паруса, два мальчика из числа детей моряков начинают соревноваться и выплывают из купальни.

И вот появляется акула, которую они даже не замечают поначалу в азарте состязания. На корабле все замирают от страха,

затем матросы кидаются в лодку и пытаются изо всех сил спасти ребят, но акула гораздо ближе к пловцам, чем лодка.

Это страшно, очень страшно: ведь акула уже совсем неподалеку от ребят, нужна большая сноровка, чтобы попасть точно в нее и не задеть при этом людей.

Вот что важно: человек сохранил самообладание, проявил смекалку и решительность, пошёл на рискованный шаг,

не поддавшись возникшей панике.

В рассказе «Акула»Льва Толстого, больше выделяются два случая которые можно назвать трогательными и волнительными.Трогат­ ельно по отношению к отцу одного из мальчиков артиллеристу стоящего на палубе, который любовался на своего сына когда тот плыл на перегонки с другим мальчиком.Отец очень переживал, когда его сын начинал отставать от соперника и начинал его подбадривать криками :— Не выдавай! Понатужься!

Но сильнее эмоции скорее всего после того как все увидели акулу,приближавшуюся к мальчикам.Когда отец целился из пушки в сторону мальчиков и после выстрела сам упал возле пушки и закрыл лицо руками. Ведь он очень рисковал промахнуться и попасть в мальчиков.Но он не промахнулся и попал в акулу.

Всё закончилось благополучно.

Акула. Рассказ Льва Николаевича Толстого. В произведении описывается реальный случай (по свидетельствам многочиленных литературных критиков) который произошёл, скорее всего, на российском военном корабле, находящемся у берегов Северной Африки ориентировочно в 20-х 30-х годах 19-го столетия.

Команде была дана команда на купание и двое мальчишек (один з них сын артеллериста) отплыли далеко и к ним стала приближаться акула.

У отцп не было другого выхода, кроме как рискуя жизнью сына попытаться его спасти. Он выстрелил из пушки по акуле, рискуя промахнуться и попасть в своего ребёнка.

От напряжения,старый артеллерист после выстрела упал рядом с пушкой и закрыл лицо руками. Но всё закончилось благополучно, акула была убита, а ребят доставили на корабль.

Имён в рассказе у героев нет. Мы только знаем, что это были рассказчик, старый артеллерист (скорее всего офицер) и двое мальчиков.

В рассказе «Акула» мальчики заигрались и забыли, что находятся не в аквапарке, а в открытом море, где могут появится акулы и вообще опасно. Когда появилась акула, мальчики в рассказе сильно испугались.

В рассказе «Прыжок» мальчик полез на мачту, потому что ему казалось постыдным уступить обезьяне. И он тоже испугался, когда понял, что зашел слишком высоко.

Только решительность взрослых, позволила в этих рассказах избежать трагедии.

Различие рассказов в том, что мальчики в море думали просто о развлечении, и потому стали неосторожными. А мальчик на корабле думал о том, что выглядит смешным. Ему навредила гордыня, стремление выглядеть взрослым и смелым.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

18.09.2018

Толстой Л. «Акула»

Толстой Л., рассказ «Акула»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Акула» и их характеристика

Чему учит рассказ «Акула»
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.

Отзыв на рассказ «Акула»
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Акула»:
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: «Акула!» Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.

Читайте также:  Сказки с вопросами для дошкольников

Ответы на вопросы к рассказу «Акула»:

Источник

«Акула» читательский дневник

«Акула» – увлекательный рассказ об опасном приключении мальчиков у побережья Африки. Поучительная история о детском безрассудстве могла бы иметь весьма печальный финал, если бы не готовность взрослых принимать быстрые, смелые решения.

Краткое содержание «Акулы» для читательского дневника

Название: «Акула»

Число страниц: 16. Л. Н. Толстой. «Акула». Издательство «Детская литература». Москва. 1981 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1860 год

Главные герои

Мальчики – два безрассудных, легкомысленных, азартных подростка.

Старый артиллерист – отец одного из мальчиков, решительный, отважный мужчина.

Сюжет

У берегов Африки стоял военный корабль, на борту которого, помимо взрослых членов экипажа, находились два подростка. В один из жарких дней капитан приказал матросам устроить небольшой импровизированный бассейн – спустить в воду парус, натянуть его и привязать к кораблю. В этом парусе все желающие могли искупаться, однако мальчикам там было слишком тесно, и они решили поплавать в открытом море.

Мальчики решили устроить гонку до бочонка, привязанного веревкой к якорю. Они с азартом принялись соревноваться, но вскоре команда на корабле с ужасом увидела большую акулу, стремительно приближающуюся к пловцам. Капитал приказал немедленно спустить на воду шлюпку, но акула плыла гораздо быстрее.

Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побледнел, как полотно, и не отрывал глаз от сына. Мальчики, наконец, заметили акулу, и с криком бросились в разные стороны. Этот крик привел в чувство артиллериста, который кинулся к пушке, развернул ее в сторону моря и прицелился в акулу. Раздался выстрел, и сизый дым окутал все густой пеленой. Все застыли в напряжении, но когда дым развеялся, команда радостно закричала – на волнах покачивалась мертвая акула, а дети остались целы и невредимы.

План пересказа

Главная мысль

Никогда не стоит забывать об осторожности и предусмотрительности.

Чему учит

Рассказ учит быть осторожным, внимательным, благоразумным, не баловаться там, где это запрещено. Также произведение учит не теряться в трудную минуту, сохраняя спокойствие, решительность и твердость духа.

Отзыв

Этот рассказ еще раз доказал, что опасность может подстерегать там, где ее совсем не ждешь. Детские забавы и шалости должны иметь свои границы, иначе они могут привести к печальным последствиям.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Акула.

Пословицы

Что понравилось

Очень понравилась быстрая реакция старого артиллериста. Заметив, что сын оказался в смертельной опасности, он не растерялся, не запаниковал, а сделал все возможное, чтобы спасти его. Именно благодаря его решительности все закончилось хорошо.

Источник

Толстой Лев рассказ «Акула»

Читательский дневник по рассказу «Акула» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Название произведения: «Акула»

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: два мальчика, старый артиллерист.

Характеристика главных героев:

Артиллерист — ловкий и меткий. Отец одного мальчика.

Мальчишки — веселились и купались, и даже не слышали, что к ним приближается акула.

Краткое содержание рассказа «Акула»

Корабль стоял у берегов Африки.

Капитан дал разрешение искупаться.

Два мальчика стали соревноваться и отплыли далеко от корабля.

Матросы увидели акулу и стали кричать мальчикам.

Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побелел, когда увидел эту картину.

Мальчики увидели акулу и закричали.

Артиллерист бросился к пушке, выстрелил в акулу и упал, закрыв лицо руками.

Дым рассеялся и раздались радостные крики.

Матросы спустили шлюпку и привезли мальчиков.

План рассказа:

1. Жара у берегов Африки.

3. Появление хищницы.

6. Вверх жёлтым брюхом.

Детский рисунок-иллюстрация:

Основная мысль быль «Акула»:

Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранить самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаться общей панике.

Основная идея рассказа в том, что в такие моменты человек действует на пределе своих возможностей.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть решительным, смелым, сохранить самообладание в любой ситуации.

Учит находить выход в любых обстоятельствах.

Краткий отзыв к рассказу «Акула» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала сразу о двух вещах.

Прежде всего, меня поразило, как сумел в такой ситуации артиллерист попасть в плывущую акулу из пушки.

Видимо в минуты страшной опасности всё восприятие человека обостряется и позволяет ему действовать на пределе возможностей.

Второе, о чём я подумала, это о безобразном поведении мальчиков.

Они знали, что купание в море может быть опасно.

Но ради игры рисковали жизнью.

Случившееся стало для них важным уроком.

Это очень хороший и удивительный рассказ.

Автору удалось наглядно показать какие страхи таит в себе море и почему на нём нужно соблюдать правила безопасности.

Читайте также:  Рассказ железная дорога некрасов 1 часть

Мне больше всего понравился артиллерист, за его решительный выстрел.

Но когда он сам подбадривал мальчиков, он поступал плохо.

Ему, старому человеку, должно было лучше детей известно то, что море не любит баловства.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, всегда ли мы выполняем простые правила поведения на воде.

Ведь эти правила однажды могут спасти чью-то жизнь.

Пословицы к рассказу:

Решительность отклоняет опасность

Не узнав броду, да метнул в воду

От глупого риска до беды близко.

Хороша помощь в нужное время.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист.

Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Словарь неизвестных слов:

Артиллерист — военнослужащий в артиллерии.

Хобот пушки — задняя часть орудия, которая упирается в палубу.

Фитиль — загорающийся шнур для зажигания зарядов.

Источник

«Л.Н. Толстой «Акула»». 3-й класс

Класс: 3

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работа с художественным текстом.

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах;
6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
7) сигнальные карточки.

Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:

1) прогнозирование по названию,
2) чтение с остановками,
3) выборочное чтение,
4) Приём “Черты характера”,
5) обращение к личному опыту учащихся,
6) Тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.

1. Организационный момент – приветствие:

Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 2.

(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)

– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.

(– Рассказы, сказки, были, басни.)

– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:

3. Презентация – тест “По произведениям Толстого”

Коллективная работа с помощью сигнальных карточек,

Оценивание, создание ситуации успеха.

4. Знакомство с темой урока:

– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 3.

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица. Слайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!

5. Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “Прогнозирование по названию”).

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

(Возможно показ Слайдов 5, 6, если речь пойдёт о хищных и нехищных акулах.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

6. Первичное знакомство с текстом.

1. – Итак,мы начинаем читать. Чтение будет сопровождаться презентацией и работой над лексическим значением слова.

По ходу чтения выясняется с помощью презентации и коллективной работы лексическое значение слов: Африка, Сахара (Слайд 7).

Чтение рассказа – (заставка Слайд 8).

Выяснить смысл этого приспособления: бочонок над якорем (Слайд 9). (Бочонок как поплавок над якорем.)

Лексическое значение: артиллерист (Слайд 10).

2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса. (Слайд 11.)

– Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)

Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

Интересно, что будет дальше?

3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:

Презентация + работа над значением слова:

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства (Слайд 12).

Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

7. Физкультминутка: Морская тематика. (Слайд 13, 14.)

Проводится игра “Море волнуется раз”.

8. Работа над содержанием текста:

– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

– Назовите главных героев рассказа.

Читайте также:  Сказок народов мира фото

Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.

1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).

– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.

2. Переходим ко 2-й части.

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

– Почему мальчики оказались в открытом море?

– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов.


Артиллерист:

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:
Мальчики: Артиллерист:
Активные Героизм
Беззаботные Любование
Беззащитные Мужество
Весёлые Находчивость
Испуганные Оцепенение
Ловкие Радостный
Озорные Решительность
Подвижные Самообладание
Радостные Смелость
Счастье Страх
Стресс Шок

Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

Проверка: перекличка мнений.

– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

3. Групповая работа над 3 и 4 частью:

– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.

Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.

Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.

1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.

(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)

2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

3. Озаглавьте 3 часть.

1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?

(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)

2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

(Направиться к кораблю.)

3. Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.

– Итак, в рассказе появилась акула.

(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)

4. Сейчас мы будем читать 5-ую часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.

Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.

Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)

Коллективная беседа по прочитанному:

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

– Чем закончилась эта история?

Пересказ 6 части. Слайд 15.

– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

10. Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Повесить на доску собранные пословицы:

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

11. Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) Слайд 16.

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

13. Дом. задание:составить план и пересказать рассказ;

14. Урок окончен.Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!

Источник

Познавательное и интересное